Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «г. Перми
Сценарий КВЕСТ -игры
«Путешествие в мир Профессий»
Составитель:
воспитатель
С.Г. Морозова
г. Пермь 2022 год
Новизна
Профориентационные игры являются эффективной формой профориентационной работы с учащимися.
Профессиональный квест (англ. quest)- это игра профессиональной направленности. Участники квеста оказываются в ситуации, в которой перед ними стоит общая задача. Участникам игры предлагаются разные задания или ситуации профориентационной направленности. Каждый из участников получает индивидуальную роль в этой ситуации или выполняет коллективное задание.
Игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию учащихся в профессиональном самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, так как во время игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых.
Именно игровые методы оказываются своеобразным противовесом общепринятым стандартным формам профориентационной работы в школе, отличающимся не интересностью, заорганизованностью профориентационных мероприятий.
Участие в квесте даст возможность игрокам на практике отработать навыки профессий. В игре школьники получат новые знания о профессиях, познакомятся со специалистами данных профессий, приобретут коммуникативные навыки (эффективного общения в разных формах и условиях), умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.
Актуальность:
Ускоряющийся темп изменений в мире, обществе, науке, технике и возрастающая конкуренция на рынке труда, появление новых профессий требуют от педагога поиска новых и оригинальных методов, повышающих эффективность профориентационной работы в образовательной организации.
Как показывает практика, современные дети лучше усваивают информацию в процессе самостоятельного получения, анализа и систематизации материала. Учитывая это, в профориентационной работе очень эффективным является такой метод работы как профориентационный квест.
Квест — это увлекательная командная игра, с определенным сюжетом, в специально подготовленном помещении или на подготовленной площадке. Для победы участникам требуется решать умственные задачи, мыслить логически, применять ловкость, работать в команде. Сюжеты квестов могут быть самыми разнообразными – от популярных фильмов и компьютерных игр до неповторимых авторских сценариев.
В ходе профориентационного квеста участники не только приобретают знания, необходимые для осознанного выбора профессии, но и помещаются в специально-созданные условия, которые способствуют раскрытию способностей ребенка, развитию личностных качеств, проявлению творческой инициативы, формированию универсального способа решения жизненных проблем.
Познакомившись с легендой квеста, ребята получают задание: решая предложенные головоломки, отвечая на каверзные вопросы, выполняя различные задания, собрать ключевое задание.
Дети с большим интересом и азартом выполняют задания, стараясь опередить соперников. Участие в профориентационном квесте дает возможность учащимся получить новые знания о профессиях, приобрести коммуникативные навыки, умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.
Цель мероприятия:
Создание позитивной мотивации учащихся к осознанному выбору будущей профессии через активную творческую и познавательную игру.
Задачи мероприятия:
предоставить возможность проявить индивидуальные творческие способности и таланты каждому участнику профориентационного квеста;
способствовать профессиональному самоопределению участников.
создать условия для обогащения представлений обучающихся о профессиях, разных видах профессиональной деятельности;
способствовать выявлению познавательных творческих возможностей;
развивать коммуникативные и личностные компетенции через командную форму работы, создание мотивирующей среды.
Ожидаемый результат:
проявление индивидуальных творческих способностей;
выявление познавательных творческих возможностей;
развиватие коммуникативных и личностных компетенций через командную форму работы, создание мотивирующей среды;
активизация процесса профессионального самоопределения;
- расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.
Сценарий КВЕСТ -игры
«Путешествие в мир Профессий»
Перед игрой участники делятся на три команды, состоящие из 6 человек. ( обучающиеся 8, 9-ых классов). В каждой команде выбирается капитан, у которого во время игры находится маршрутный лист. На листе указаны станция, место ее нахождения, порядок прохождения. Для каждой команды маршрут начинается с разных станций. План квеста и маршрутные листы прилагаются.
Максимальное количество баллов на каждом этапе указано в маршрутных листах..
При подведении итогов помощники (обучающиеся 11 класса) могут определить самую дружную, организованную, сплочённую, творческую команду.
Оборудование:
· раздаточный материал на каждую станцию;
· маршрутные листы для каждого класса;
· маркеры;
Ведущий КВЕСТ – игры читает письмо – обращение к участникам:
Здравствуйте, ребята! - Задумывались ли вы, кем станете, какую профессию выберете?
Каждому школьнику в старших классах предстоит выбрать свой профессиональный маршрут, и для того, чтобы не ошибиться в этом выборе необходимо, хорошо разбираться в многообразии мира профессий.
Дорогие ребята, сегодня вам предстоит принять участие в интересном и увлекательном путешествии в мир Профессий. Мир этот необычный. И каждый из вас в нем сегодня обязательно побывает. Жители этого мира – «Профессии» – самые нужные и самые важные в современном мире.
Вам предстоит пройти 7 станций, выполнить задания и собрать 7 карточек с буквами, из которых необходимо составить слово, обозначающее профессию.
Какая команда сделает это быстрее и лучше – победит в нашем испытании и будет признана самой профессиональной командой.
Каждая команда получает маршрутный лист с указанием станций.
Методические материалы для работы на станциях
Станция№1 «Отдел кадров»
Отдел кадров - это структура в организации, которая занимается управлением персонала. Отдел кадров является не только функциональной единицей, но еще и лицом компании, так как именно в отделе кадров любой соискатель начинает знакомиться с организацией.
Цель отдела кадров - это способствование достижению целей предприятия (организации) путем обеспечения предприятия необходимыми кадрами и эффективного использования потенциала работников.
Подбор работников ведется с помощью специально разработанных стратегий: подачи информации о вакансиях в СМИ и службы занятости населения, применения методик отбора, тестирования, процедур адаптации специалистов и последующего повышения квалификации.
Специальность "Управление персоналом" входит в десятку самых популярных и востребованных специальностей. Главные предметы специальности — дисциплины менеджмента. Так как квалифицированный HR-специалист — прежде всего руководитель-стратег, а уже затем психолог и социолог.
Сейчас я проверю как вы знаете профессии. Вы будете зарабатывать баллы, выполняя определённые задания. Чем больше баллов вы заработаете, тем больше шансов на победу. Время – 15 минут.
Задание №1 «Подбери синонимы»
Учащимся предлагается назвать, используя синонимы, представителей указанных профессий. Например: шофер – водитель.
Задания:
педагог-...(учитель, преподаватель);
врач - ... (лекарь, доктор);
космонавт - ... (астронавт);
повар - ... (кулинар);
голкипер - ... (вратарь);
парикмахер - ... (цирюльник);
фокусник - ...(иллюзионист, факир);
стюардесса-...(бортпроводница);
экскурсовод - ... (гид);
арбитр - ... (судья);
вокалист - ... (певец);
охотник - ... (зверолов, птицелов);
художник - ... (живописец);
балетмейстер - ... (хореограф);
скульптор - ... (ваятель);
Задание №2 «Словарь профессий» (Приложение 3)
Учащимся выдаются карточки с названиями профессий и описаниями деятельности специалистов. Задача учащихся – соединить название профессии и ее описание. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Задания:
Аниматор - мультипликатор, художник, рисующий кадры для мультипликационных фильмов. Работник сферы развлечений. Массовик-затейник.
Мерчендайзер - это специалист по продвижению продукции в розничной торговле. Основная его задача — поддерживать положительный имидж своей фирмы, обеспечивать выгодное расположение продукции на магазинных полках, отслеживать ее постоянное наличие в продаже. Он снабжает магазины рекламой, дарит от имени фирмы сувениры.
3. Архивариус - на предприятиях и в учреждениях организует хранение и обеспечивает сохранность документальных материалов. Систематизирует и ведет учет дел в архиве. Выдает документы для пользования, а также справки на основе сведений, содержащихся в документах архива.
Сомелье – работник ресторана, который отвечает за покупку, хранение и продажу вин.
Бондарь – специалист по изготовлению бочек.
Стрингер – журналист, первым пребывающий на место происшествия, показывают «правду без купюр»
Витражист - работает на предприятиях, выполняющих рекламно-оформительские и макетные работы. Вырезает и изготавливает по чертежам и шаблонам детали из стекла. На бесцветное стекло наносит узор гравированием или травлением. Загружает в печи разрисованные стекла для обжига. Изготавливает формы для отлива толстого стекла. Монтирует и устанавливает витражи, армирует их свинцовой, стальной или пластмассовой лентой.
Титестер - Специалист по дегустации (оценке качества по виду, вкусу и запаху) чая.
Станция №2. «Азбука профессий»
В таблице представлены все буквы алфавита, на каждую букву необходимо написать профессию.
А. (альпинист, акробат, артист) | П. (повар, портной, писатель) |
Б. (бульдозерист, банщик, брокер) | Р. (разведчик, режиссёр, рыбак) |
В. (водитель, водолаз, врач) | С. (строитель, садовод, спасатель) |
Г. (горничная, гравёр, грузчик) | Т. (тьютор, технолог, товаровед) |
Д. (дегустатор, дизайнер, доярка) | У. (учитель, укротитель, укладчик) |
Е. (егерь, естествоиспытатель) | Ф. (флорист, фармацевт, фермер) |
Ж. (журналист, животновод, железнодорожник) | Х. (хореограф, хирург, художник) |
З. (зоолог, зоотехник, землемер) | Ц. (цветовод, цветокорректор, цементатор) |
И. (инженер, иллюстратор, иллюзионист) | Ч. (часовщик, чертежник) |
К. (копирайтер, косметолог, кондитер) | Ш. (швея, шахтёр, швейцар) |
Л. (логопед, летчик, лесничий) | Щ. (щебёнщик) |
М. (маркетолог, менеджер, медиатор) | Э. (эколог, энергетик, экспедитор) |
Н. (нотариус, нейрохирург, неонатолог) | Ю. (юморист, ювелир, юрисконсульт) |
О. (оператор, оценщик, окулист) | Я. (языковед) |
Станция № 3. «Перепутаница»
На данной станции обучающимся предлагается распутать слова, обозначающие профессии будущего:
1.Тиси-ремфер (сити-фермер);
2.Неринже-логтехн (инженер-технолог);
3.Биокослогмо (космобиолог);
4.Гогроигпеда (игропедагог);
5.Тордиаме (медиатор);
6.Тордерамо (модератор).
Станция № 4. «Профессии в пословицах и поговорках»
На этой станции вам предстоит отгадать, о какой профессии идет речь в пословицах или поговорках.
1.Морской волк, во всем знает толк (моряк).
2.Куй железо, пока горячо (кузнец).
3.Не котел варит, а стряпуха (повар).
4.Пляши, Матвей, не жалей лаптей (танцор).
5.Власть всякого ограничена законом (юрист).
6.Голова всему начало, где ум, там и толк (ученый).
7.Пишут не пером, а умом (писатель).
8.Учи других и сам научишься (учитель).
Станция № 5. «Угадай – кто это?»
Это слово пришло к нам из английского языка. Это человек приветствует гостей своего заведения, выявляет их вкусовые предпочтения, информирует об ассортименте, предлагает гостям подходящие варианты напитков, принимает заказы и разливает порции алкогольных и безалкогольных напитков, включая приготовленные им самим коктейли.(Бармен)
Человек этой профессии обеспечивает регулирование движения транспорта, транспортных потоков на улицах и дорогах, создание условий для предупреждения дорожно-транспортных происшествий. (Инспектор ГИБДД)
Это слово пришло к нам из немецкого языка и дословно означает «живописец».Этот специалист работает в строительных организациях, ремонтно-строительных и жилищно-коммунальных управлениях, готовит под окраску бетонные, деревянные и металлические конструкции, окрашивает их вручную или при помощи валиков, краскопультов, пистолетов и других приспособлений, наклеивает обои. (Маляр)
Это слово пришло к нам из французского языка и в переводе имеет одно из значений «акробатическая имитация падения в цирке». Работа человека этой профессии – это не только падения, но и масса других сложных и опасных действий, которые выполняются на лошади или в автомобиле, в самолете и поезде. (Каскадёр)
По определению толкового словаря В.И. Даля «…это человек-купец, торгующий деньгами и денежными бумагами, занимающийся учетом векселей и переводом платежей из одного места и государства в другое и удерживающий за такую услугу оговоренный процент в свою пользу». О ком идет речь? (Банкир)
Название этой профессии происходит от имени древнеримской богини цветов и весеннего цветения. Искусство составлять букеты и цветочные композиции известно с давних времён. Одно из первых руководств по составлению букетов, гирлянд и венков на русском языке было опубликовано в 1913 году. В настоящее время эта профессия является одной из самых востребованных. (Флорист)
Станция № 6 «Аукцион».
Написать на листе бумаги за 3 минуты как можно больше слов, связанных с профессией (ВРАЧА, УЧИТЕЛЯ, ПРОДАВЦА, СТОЛЯРА)
Станция № 7. «Группы профессий»
Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек - природа», «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – знаковая система».
Задание состоит в следующем: необходимо распределить перечисленные ниже профессии по типам взаимоотношений:
«человек - природа» | инженер-геолог, метеоролог, техник-топограф, лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед-зверовод, садовод |
«человек – человек» | секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый |
«человек – техника» | электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот |
«человек – художественный образ» | скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер |
«человек – знаковая система» | оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист |
Каждая команда, пройдя определенную станцию, получает карточку с буквой. Пройдя все этапы, команда сдает жюри маршрутный лист и профессию, которая получилось из собранных карточек.
1 команда – УЧИТЕЛЬ
2 команда – АГРОНОМ
3 команда - АДВОКАТ
Все команды собираются в актовом зале, где представляют по очереди профессии, названия которых они собрали из карточек , полученных в процессе прохождения квеста.
В это время жюри подсчитывает баллы каждой команды и награждает победителей квест-игры.
Аудитория участников: Обучающиеся 8, 9 классов, 3 команды по 6 человек; Выводы:
Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому нужно постараться уже сейчас определить область своих интересов, больше читать, набираться опыта и знаний.
Проведение таких профориентационных квестов позволяет школьнику составить для себя реально обоснованный личный профессиональный план, позволяющий ответить на многие вопросы.
Таким образом, профориентационная деятельность с учащимися общеобразовательных учреждений, направленной на повышение престижа рабочих специальностей, востребованных на рынке труда рассматривается как процесс активный , многоступенчатый.
В его реализации необходимо опираться на формы и методы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации. Эффективными считаются методы и формы, которые позволили бы учащимся «примерить» на себя ту или иную профессиональную роль, получить внешнюю оценку своих способностей, сформированных умений и навыков, попробовать себя в деятельности по формированию адекватной самооценки тех или иных профессионально важных качеств.