Сценарий экологического праздника, посвященного Дню леса
Квест-игра «Там, на неведомых дорожках»
Цель: способствовать формированию экологической культуры учащихся, осознанных представлений о деятельности по улучшению и сохранению лесных богатств родного края.
Задачи:
- расширить представления учащихся о значении леса и проблемах лесного фонда родного края, рассмотреть основные правила поведения человека в природе.
- воспитать чуткость и внимательность к жизни леса и его обитателей, любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней, личную ответственность за каждый поступок, связанный с лесом.
- развитие интереса, неравнодушия к лесу, желания личного участия в изучении, сохранении и приумножении лесов.
Целевая аудитория: учащиеся в возрасте 11-12 лет.
Ход праздника
1 слайд:
Что такое лес? Сосны до небес,
Березы и дубы, ягоды, грибы…
Звериные тропинки, пригорки и низинки.
Мягкая трава, на суку сова.
Ландыш серебристый, воздух чистый-чистый,
И родник живой с ключевой водой.
2 слайд:
Сегодня мы отправляемся в путешествие в наш лес и называется он … Тайга. Поговорим о нашем зеленом друге. Нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Лес – это источник энергии. Лес – это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на Земле. Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать это делать другим – этого сейчас мало. Надо не только его хорошо знать, охранять и выращивать. С каждым днем, леса все больше нуждаются в защите.
3-6 слайды:
А теперь давайте поговорим о трёх правилах, которые надо знать тем, кто приходит в лес.
1 правило – не сори!
2 правило – не шуми! Будите шуметь - распугаете птиц, они останутся голодными и перестанут петь свои песенки.
3 правило – не губи! В лесу ничего лишнего нет. Не рви цветы, не ломай, не бросай камни в лягушку, не дави муравьев. Все живое связано между собой.
Все ребята разбиты на 2 команды.
1 конкурс: Разминка «Отгадай цветы»
В беленьких платьицах, желтые глазки.
Ты назовешь их без всякой подсказки (ромашки)
Видел я такой цветок: золотистый ободок,
Долго он в траве сидел, стал седым и улетел (одуванчик)
Белые фонарики на зеленой ножке
Я их летом встретил на лесной дорожке (ландыши)
Что за трава, которую слепой сразу узнает? (крапива)
Скромный полевой цветок, синеглазый … (василек)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит (колокольчик)
Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький (подснежник)
2 конкурс: Знаешь ли ты деревья
Дотронься летом до ствола этого дерева, он прохладный даже на солнцепёке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (БЕРЁЗА)
Весной это дерево стоит нарядное, праздничное, будто всё в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за цветов люди ломают ветки и сучки у этого дерева. (ЧЕРЁМУХА)
Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. (РЯБИНА)
Сверху листья этого дерева зелёные, а снизу – серебристо-серые. От малейшего ветерка листья начинают дрожать и переворачиваются, дерево становится то зелёным, то – серым, говорят «переодевается». (ОСИНА)
Командам раздаются листы с кроссвордом о деревьях леса
конкурс: Расположи в порядке созревания
Командам предлагаются названия лесных ягод. Необходимо их расположить в порядке созревания: клюква, малина, брусника, ежевика, черника, земляника (Правильный ответ: земляника, черника, малина, голубика, брусника, клюква)
Конкурс: «В народе говорят» (соедини начало и конец пословицы)
Лес видит, | а поле слышит. |
Лес и вода - | родные брат и сестра. |
Лес рубят - | щепки летят. |
В лесу дождь | дважды идёт. |
В лесу | не без зверя. |
По опушке | леса не узнаешь. |
Лес точится | червём изнутри. |
В лес с дровами | не ездят. |
Чем дальше в лес, | тем больше дров. |
За деревьями | не видать леса. |
Слайд 7:
5 конкурс: Знаете ли вы грибы
А знаете, ребята, мне очень нравиться гулять в лесу. Я люблю собирать ягоды и грибы.
На полянку за грибами, трудный и опасный путь.
По болоту, через кочки ты внимательнее будь!
А вот и лесная полянка грибная! Знаете ли вы грибы, ребята? Готовы отгадать наши грибные загадки?
Много нас грибочков – братьев. Утром в теплый летний день. Любим мы гурьбой забраться На трухлявый старый пень. (Опята). | Не хочу попасть в лукошко, Потерять свою парчу, В яркой шапке хоть немножко Постоять еще хочу. (Подосиновик). |
Что за гриб растет кручинясь? Ни волнушка, ни стручок… Лишь родился весь в морщинах, Как столетний старичок. (Сморчок). | Кто же мы? Родное лето В предвечернюю грозу Шляпок самых разноцветных Надарило нам в лесу. (Сыроежки). |
Разместился под сосной Этот гриб, как царь лесной. Рад найти его грибник. Это — белый... (боровик) | Сорвал я красный гриб в лесу, Любуюсь на его красу. На белой он ножке, На шляпке горошки. (Мухомор). |
Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички – Золотистые…(лисички) | Лета первая примета: Под березой, в холодке, Гриб коричневого цвета На пятнистом корешке. (подберезовик) |
Посмотрите-ка, ребята: Тут лисички, там — опята Ну, а это на полянке Ядовитые...(поганки). | Он живет под елками, Скрытый их иголками. Много у него братишек. Рыжий гриб зовется... (рыжик) |
В шляпке беленькой на ножке Рос грибочек у дорожки. А теперь в корзинке пусть Полежит съедобный... (груздь) | На поляне шар лежит, Лишь наступишь — дым валит. Круглый гриб смешить мастак. Это — дедушкин... (табак) |
С ним в лесу никто не дружен, И в лукошке он не нужен. Мухи скажут: «Это мор!» В красной шляпке... (мухомор) | На грибы она сердита И от злости ядовита. Вот лесная хулиганка! Это — бледная... (поганка) |
6 конкурс: Назови одним словом
Думали мы, думали и придумали вам такое задание. Попробуйте назвать одним словом таких лесных жителей:
1. Волк, лиса, медведь, енот, заяц – это (звери)
2. Малина, земляника, голубика, брусника - это (ягоды)
3. Ель, сосна, береза, дуб, осина - это (деревья)
4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка - это (птицы)
5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые)
6. Подберезовик, боровик, сморчок, подосиновик – это (грибы)
7 конкурс: Сороки-тараторки
* Дятел дуб долбил да не додолбил.
* У перепела да перепелки пять перепелят.
* Проворонила ворона воронёнка.
* Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
* Три сороки – тараторки тараторили на горке.
* Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
8 Конкурс: «Письмо от животного» - нужно отгадать животное, которое написало письмо
- «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи» (Волк)
- «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой» (Лиса)
- «Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку» (Заяц)
- «У меня очень красивые рога, но каждую зиму мне приходиться их сбрасывать. Тело покрыто красивыми мелкими светлыми крапинками. Шерсть хорошо предохраняет от морозов, а широкие копыта не позволяют мне проваливаться в снегу. Я горжусь хорошим зрением, а мой слух и нюх позволяют без особого труда обнаружить опасность» (Олень)
- «Я, маленькая и серенькая, строю себе норку или в поле, или в лесу, под корнями деревьев в укромном месте. Моя норка похожа на птичье гнездо. Здесь я делаю запасы семян, ягод, орехов, сухих почек и корешков трав и деревьев. Зимой я часто выхожу из норки, чтобы пополнить запасы. Для этого я рою специальные туннельчики и по ним передвигаюсь» (Мышь)
- «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см, служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами» (Белка)
- «Я маленький зверек с бархатистым мехом темно- серого цвета. У меня сильные передние лапы, похожие на большие лопатки. На них растут когти, которыми я рою землю и отбрасываю ее назад. У меня есть глаза, но это всего лишь крохотные бусинки, прикрытые шерстью и кожей. Глаза мне не нужны, так как я постоянно живу под землей в кромешной темноте. Но у меня великолепный нюх. Я чувствую запах дождевого червя за несколько метров» (Крот)
9 конкурс:
Приходилось ли вам, ребята, гулять по лесу спокойно, без беготни, не кричать, не аукать, а просто тихо-тихо пройти по лесной тропе? В таком лесу можно увидеть много интересного: и зайца, и белочку – хлопотунью, и как работают дятлы или как мыши тащат в свой дом травку, как паучки плетут паутинку, как пчелы собирают сладкий сок – нектар и многое другое. А хорошо ли вы знаете лесных жителей. Попробуйте отгадать наши загадки о животных. Готовы?
Он долго дерево долбил
И всех букашек истребил,
Зря он времени не тратил,
Длинноклювый, пестрый … (дятел)
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт …
Слышишь топот острых ножек?
Это наш приятель … (ёжик)
Кто полгода сидит без обеда? (Медведь)
На ноге стоит одной
И в болоте день-деньской –
Хочет выпить все до капли
Нет глупее птицы … (цапли)
Не зверь, не птица,
А нос как спица.
Летит - кричит,
Сядет - молчит,
Кто его убьёт,
Свою кровь прольёт. (комар)
По веткам скачет, а не птица,
Рыжая, а не лисица. (белка)
Днём спит, ночью летает,
Прохожих пугает. (филин)
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной шапочке атласной?
Он без дела не сидит,
Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)
Что за зверь лесной
Встал передо мной
Он стоит среди травы,
Уши больше головы. (заяц)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (лиса)
Голос страшный на болоте:
Это птицы на охоте.
Только слышно: - Ух-ух-ух!
Аж захватывает дух! (совы)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее... (ворона).
Подведение итогов
8 слайд:
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где утром вороны кричат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Воздух для лёгких, и влагу и тень,
Вот что сажаем в сегодняшний день!
Леса называют «легкими» планеты, ведь они вырабатывают кислород. Лес – это также дом для многих животных и птиц. Не будет деревьев – погибнут и они.
Ребята! Прежде чем бросить мусор в лесу, подумайте о последствиях этого. Ведь для разложения в природной среде бумаги требуется до 10 лет, консервной банки – до 90 лет, полиэтиленового пакета – до 200 лет, пластмассы – до 500 лет. Одна зажженная спичка может уничтожить несколько гектаров леса.
Приложение 1