СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест-игра "Вода-это жизнь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квест-игра по Экологии "Вода - это жизнь". В работе предоставлены: когспект, презентация и музыкальные файлы для сопровождения.

Просмотр содержимого документа
«Квест-игра "Вода-это жизнь"»

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Вихоревская средняя общеобразовательная школа №2»

Братского района Иркутской области













Экологическая квест-игра «Вода – это жизнь»















Составил

учитель I квалификационной категории

Тирская С.Г.















2024 год

Экологическая квест-игра «Вода – это жизнь»

Цель: воспитание экологической культуры детей, чувства ответственности за свое отношение к природе и совершаемые поступки по отношению к ней.

Задачи:

  • обобщить и пополнить представления о состоянии окружающей среды;

  • закрепить знания о свойствах воды;

  • развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе;

  • помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: уважение к своей родине, ее природе

Регулятивные УУД: определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные УУД: уметь участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение

Планируемые достижения учащихся.

  • Усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.

  • Понять, что за охраной водных ресурсов скрывается большая проблема, которую приходится решать всем людям.


Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, белый проекционный экран, колонки; литровая банка с водой, пипетка, 2 листа ватмана, фломастеры и шаблоны для оформления газеты,клей.

Ход мероприятия

В класс входят две команды, занимают отведенные места.

  1. Вступительное слово

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!

Вода – основа жизни. Ещё в глубокой древности люди научились с уважением относиться к воде.

Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…Ты самое большое богатство на свете…»

Масштабы загрязнения подземных источников, рек, морей, озёр и океанов хозяйственно-бытовыми и промышленными стоками столь велики, что это привело к тому, что запасы воды, пригодной для питья, постоянно снижаются. Следовательно, мы делаем вывод, что воду нужно беречь.

Путешествуя по станциям, мы ещё раз убедимся, как всё тесно связано с водой. И во время рекламной паузы наша исследовательская группа будет знакомить нас с интересными фактами о воде.


  1. Станция «Знакомство»

Выбрать название команды. Защитить название команды, исполнив 1 куплет из песни о воде (домашняя заготовка)


III. Разминка. Станция «Загадочная»

Отгадайте загадки. (За каждый правильный ответ команды получают капельки.)

Что за звёздочки сквозные 
На пальто и на платке? 
Все сквозные, вырезные, 
А возьмёшь – вода в руке?   (Снежинки) 


Приказало солнце: стой, 
Семицветный мост крутой! 
Тучка скрыла солнце свет – 
Рухнул мост, и щепок нет.   (Радуга) 

Прозрачен, как стекло, 
А не вставишь в окно …   (Лёд) 

Детки сели на карниз 
И растут всё время вниз.  (Сосульки) 


В тихую погоду 
Нет нас нигде, 
А ветер подует – 
Бежим по воде.  (Волны) 

День и ночь кричит, 
А голос не устаёт?  (Водопад) 
Кругом вода, 
А с питьём беда.   (Море) 

Утром бусы засверкали, 
Всю траву собой заткали 
И пошли искать их днём, 
Ищем, ищем не найдём.  (Роса) 

В новой стене, 
В круглом окне 
Днём стекло разбито, 
За ночь вставлено. (Прорубь) 

Дождь прошёл, а я остался 
На дорожке во дворе. 
Воробьи во мне купались 

На потеху детворе. 
Но до завтрашнего дня 
Солнце высушит меня.  (Лужа) 

Не вода и не суша – 
На лодке не уплывёшь 
И ногами не пройдёшь.  (Болото) 

Пушистая вата 
Плывёт куда-то 
Чем вата ниже, 
Тем дождик ближе. (Облака) 


Рекламная пауза: выступление исследовательской группы.

  1. Вода - один из самых важных элементов и источник жизни на Земле. Наш организм состоит на 80% из воды и потеряв всего лишь 1%, человек чувствует явное недомогание. Если потеря воды близка к 10%, начинаются зрительные и слуховые галлюцинации. Большой потерей воды объясняется феномен миражей в пустынях.

  2. Человек на 60-80% состоит из воды и в первую очередь это зависит от возраста. К примеру, человеческий эмбрион состоит из воды на 90%, новорожденный ребенок - около 80%, взрослый человек - до 65%. С возрастом человек теряет воду, что является одной из причин биологической старости.

  3. Наша кровь на 83% состоит из воды. Как ни странно, но наш мозг также состоит на 90-95% из воды. Как правило, он почувствует обезвоживания в первую очередь, симптомами являются головная боль и умственное истощение.

  4. Человек может без пищи прожить около сорока дней, а без воды – лишь трое суток. Даже неприхотливый верблюд не может прожить без воды больше восьми дней.

IV. Станция «Продолжайка»

Cоставить пословицы и поговорки  о воде, которые разделены на две части.
Под лежачий камень …  (и вода не течёт)
Много воды -…    (много  травы)
Апрель  с водой…  (май с травой)
Вода  с гор потекла- … (весну принесла)
Капля  мала,  …(а по капле море)
Не зная броду,  …( не суйся в воду)
Что в воду  упало,  …(то пропало)

Рекламная пауза: выступление исследовательской группы.

  1. Наша планета Земля – планета воды. Более 70% поверхности Земли покрыто водой, но пригодными для питья являются не более 2% водных ресурсов. Дело в том, что большая часть воды – это солёная вода морей и океанов, которую пить нельзя. Часть пресной воды надёжно «заморожено» в ледниках и в виде пара содержится в атмосфере. Поэтому готовой к употреблению доступной пресной воды, которая находится в реках, озёрах и под землёй очень мало. Если всю воду Земли представить в виде литровой банки с водой, то, набрав оттуда пипеткой воды, мы увидим доступные пресные воды планеты. А их, как вы можете убедиться сами, очень мало. (Ученик показывает литровую банку с водой и пипеткой набирает оттуда воду).

  2. Так, большое количество воды применяется в промышленности, особенно при изготовлении бумаги. Для производства целлюлозно-бумажному комбинату требуется столько воды, сколько необходимо для населения крупного города. Ведь для получения 1 тонны бумаги необходимо потратить 20 тысяч литров воды.

  3. Собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды не больше 10. Растения без воды увядают и погибают. Вода есть даже в камнях, продуктах, во всех живых организмах. Например, ель весит 100 кг, из них 80 кг – вода; нарцисс -100г, из них – 85г – вода; лосось 2кг, из них 1,5кг – вода.

Вывод: всему живому нужна вода, и особенно, чистая. Обычно о воде, особенно о пресной, не задумываются тогда, когда её много. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник». И ведь, действительно, мы не слишком-то бережем воду, иногда плохо закрываем водопроводный кран. А ведь из неплотно закрытого крана за сутки вытекает 15 литров воды!


Вот как об этом написал поэт С. Я. Маршак:

Стали жить по новой моде,

Завели водопровод.

Речка спятила с ума –

По домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном

К берегам её зелёным

Шли девицы за водой

По улице мостовой.

Подходили к речке близко,

Речке кланялися низко,

Здравствуй, речка – наша мать!

Дай водицы нам набрать!

А теперь иной невежа

Захотел водицы свежей –

Шевельнул одной рукой –

И вода бежит рекой!

Бережливым будь с водой!

Шевельни опять рукой.

И как только воду взял,

Хорошенько кран закрой!

Представьте себе, что вдруг на Земле кончилась вода. Что тогда произойдёт, ребята?


V. Станция «Поиграем!»

Отвечаем на вопросы: (да или нет)
1. Ты в своей квартире
Кран не закрываешь.
А что капает вода, ты не замечаешь.
Поскорее дай ответ:
Можно делать так, иль нет?

2. Мама зубы чистит,
Моется, стирает.
Уходя из ванной, краны закрывает
Поскорее дай ответ:
Можно делать так, иль нет?

3. Школьник Сидоров Иван
Плотно закрывает кран
Поскорее дай ответ:
Можно делать так, иль нет?

4. Рад Серёжа в ванной
Понырять «лягушкой»
И не знает цену
Он воде – подружке.
Поскорее дай ответ:
Можно делать так, иль нет?

5. Мы машину загружаем.
Много в ней вещей стираем.
Поскорее дай ответ:
Можно делать так, иль нет?

VI. Инсценировка сказки. (Выступают ученики 5-го класса).

Автор.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в новом коттедже

Ровно 30 дней и 3 ночи.

Старик ловил сеточкой рыбу,

Старуха на рынок ходила,

Там рыбу она продавала

И деньги домой приносила.

Вот пошел раз старик рыбачить,

И поставил он в море сети.

А когда стал улов смотреть он,

Оказалось - там банки и склянки.

Он в другой раз поставил сети,

Но улов - лишь бутылки пустые.

Взял старик динамита 2 пачки

И закинул их в воды морские.

Но и тут не увидел рыбы

И в слезах воротился к старухе.

Старуха

Дурачина ты, простофиля,

Вот возьми телефон мобильный,

Позвони Золотой рыбке,

Попроси у нее улова.

Автор.

Вот пошел старик опять к морю,

Стал звонить Золотой он рыбке.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

Золотая рыбка. Чего тебе надобно, старче?

Автор. Ей с обидой старик отвечает:

Старик.

Слушай, ты, государыня рыбка,

Что-то море сегодня вздурилось,

Не дает старику мне улова.

Покупать хотел я машину,

А без рыбы какое ж богатство?

Автор.

Разозлилась Золотая рыбка

И хвостом по воде плеснула.

Золотая рыбка.

Хочешь рыбы? Ну что же, попробуй

На часок стань ты тоже рыбкой.

Автор.

Не успел старик оглянуться,

В карася в тот же миг превратился.

Очутился в морских он водах,

И поплавать решил в глубине он.

Не успел он проплыть и метра,

Увидал над собою сети,

Еле жив наш карась остался.

А вода-то в реке не простая,

Загрязненная, еле живая.

Годом час старику показался,

Наконец оказался он дома.

Старуха его увидала:

Старуха. Ну как, помогла тебе рыбка?

Старик.

Да, помогла Золотая,

Помогла понять нашу жадность!

Оглянись вокруг - стонет природа,

Беднеет она год от года!

Беречь мы ее забываем,

Животных кругом убиваем,

Растения стонут и воды!

Старуха.

Прости, если сможешь, природа!

Исправим свои мы ошибки,

Попросим прощенья у Рыбки.

И станем ее мы друзьями,

А чудо свершим мы и сами.

Старик, Старуха и Золотая рыбка. Ведь вовсе не надо волшебником быть, чтоб землю родную беречь и любить!

- О какой проблеме охраны водных ресурсов идет речь?

Теперь вам предстоит самим объяснить и другие экологические проблемы.


VII. Станция «Объясняйка». Выбери экологическую проблему и сформулируй, какие последствия они могут вызвать.

загрязнение промышленными стоками

загрязнение бытовыми отходами

загрязнение при аварии нефтеналивных танкеров

браконьерство

неразумная добыча полезных ископаемых (гравий, песок - обмеление)

сплав древесины



VIII. Станция  «Творческая» 

1. Придумать название для плаката, который можно повесить в школе, заполнить схемы.

2. Защитить свой плакат.


IX. Заключение

Надеюсь, что сегодня вы многое узнали о могучей и прекрасной воде. О том, что она нуждается в охране. И в наших интересах сохранить воду чистой,

Земля - наш дом

Я речь свою веду о том,
Что вся Земля - наш общий дом, -
Наш добрый дом, просторный дом, -
Мы все с рожденья в нем живем.
Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Ещё о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
И мы докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира. Без воды жизнь на земле невозможна! Будущее, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых.. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории. И если мы объединим наши усилия по защите водных ресурсов, по бережному отношению к природе в целом, мы сохраним для потомков главное сокровище Земли - воду!


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!