Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Вихоревская средняя общеобразовательная школа №2»
Братского района Иркутской области
Экологическая квест-игра «Вода – это жизнь»
Составил
учитель I квалификационной категории
Тирская С.Г.
2024 год
Экологическая квест-игра «Вода – это жизнь»
Цель: воспитание экологической культуры детей, чувства ответственности за свое отношение к природе и совершаемые поступки по отношению к ней.
Задачи:
обобщить и пополнить представления о состоянии окружающей среды;
закрепить знания о свойствах воды;
развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе;
помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли.
Формируемые УУД:
Личностные УУД: уважение к своей родине, ее природе
Регулятивные УУД: определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные УУД: уметь участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение
Планируемые достижения учащихся.
Усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
Понять, что за охраной водных ресурсов скрывается большая проблема, которую приходится решать всем людям.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, белый проекционный экран, колонки; литровая банка с водой, пипетка, 2 листа ватмана, фломастеры и шаблоны для оформления газеты,клей.
Ход мероприятия
В класс входят две команды, занимают отведенные места.
Вступительное слово
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Вода – основа жизни. Ещё в глубокой древности люди научились с уважением относиться к воде.
Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…Ты самое большое богатство на свете…»
Масштабы загрязнения подземных источников, рек, морей, озёр и океанов хозяйственно-бытовыми и промышленными стоками столь велики, что это привело к тому, что запасы воды, пригодной для питья, постоянно снижаются. Следовательно, мы делаем вывод, что воду нужно беречь.
Путешествуя по станциям, мы ещё раз убедимся, как всё тесно связано с водой. И во время рекламной паузы наша исследовательская группа будет знакомить нас с интересными фактами о воде.
Станция «Знакомство»
Выбрать название команды. Защитить название команды, исполнив 1 куплет из песни о воде (домашняя заготовка)
III. Разминка. Станция «Загадочная»
Отгадайте загадки. (За каждый правильный ответ команды получают капельки.)
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки)
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет –
Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно … (Лёд)
Детки сели на карниз
И растут всё время вниз. (Сосульки)
В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде. (Волны)
День и ночь кричит,
А голос не устаёт? (Водопад)
Кругом вода,
А с питьём беда. (Море)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём. (Роса)
В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено. (Прорубь)
Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня. (Лужа)
Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь. (Болото)
Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)
Рекламная пауза: выступление исследовательской группы.
Вода - один из самых важных элементов и источник жизни на Земле. Наш организм состоит на 80% из воды и потеряв всего лишь 1%, человек чувствует явное недомогание. Если потеря воды близка к 10%, начинаются зрительные и слуховые галлюцинации. Большой потерей воды объясняется феномен миражей в пустынях.
Человек на 60-80% состоит из воды и в первую очередь это зависит от возраста. К примеру, человеческий эмбрион состоит из воды на 90%, новорожденный ребенок - около 80%, взрослый человек - до 65%. С возрастом человек теряет воду, что является одной из причин биологической старости.
Наша кровь на 83% состоит из воды. Как ни странно, но наш мозг также состоит на 90-95% из воды. Как правило, он почувствует обезвоживания в первую очередь, симптомами являются головная боль и умственное истощение.
Человек может без пищи прожить около сорока дней, а без воды – лишь трое суток. Даже неприхотливый верблюд не может прожить без воды больше восьми дней.
IV. Станция «Продолжайка»
Cоставить пословицы и поговорки о воде, которые разделены на две части.
Под лежачий камень … (и вода не течёт)
Много воды -… (много травы)
Апрель с водой… (май с травой)
Вода с гор потекла- … (весну принесла)
Капля мала, …(а по капле море)
Не зная броду, …( не суйся в воду)
Что в воду упало, …(то пропало)
Рекламная пауза: выступление исследовательской группы.
Наша планета Земля – планета воды. Более 70% поверхности Земли покрыто водой, но пригодными для питья являются не более 2% водных ресурсов. Дело в том, что большая часть воды – это солёная вода морей и океанов, которую пить нельзя. Часть пресной воды надёжно «заморожено» в ледниках и в виде пара содержится в атмосфере. Поэтому готовой к употреблению доступной пресной воды, которая находится в реках, озёрах и под землёй очень мало. Если всю воду Земли представить в виде литровой банки с водой, то, набрав оттуда пипеткой воды, мы увидим доступные пресные воды планеты. А их, как вы можете убедиться сами, очень мало. (Ученик показывает литровую банку с водой и пипеткой набирает оттуда воду).
Так, большое количество воды применяется в промышленности, особенно при изготовлении бумаги. Для производства целлюлозно-бумажному комбинату требуется столько воды, сколько необходимо для населения крупного города. Ведь для получения 1 тонны бумаги необходимо потратить 20 тысяч литров воды.
Собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды не больше 10. Растения без воды увядают и погибают. Вода есть даже в камнях, продуктах, во всех живых организмах. Например, ель весит 100 кг, из них 80 кг – вода; нарцисс -100г, из них – 85г – вода; лосось 2кг, из них 1,5кг – вода.
Вывод: всему живому нужна вода, и особенно, чистая. Обычно о воде, особенно о пресной, не задумываются тогда, когда её много. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник». И ведь, действительно, мы не слишком-то бережем воду, иногда плохо закрываем водопроводный кран. А ведь из неплотно закрытого крана за сутки вытекает 15 литров воды!
Вот как об этом написал поэт С. Я. Маршак:
Стали жить по новой моде,
Завели водопровод.
Речка спятила с ума –
По домам пошла сама!
А бывало, с перезвоном
К берегам её зелёным
Шли девицы за водой
По улице мостовой.
Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко,
Здравствуй, речка – наша мать!
Дай водицы нам набрать!
А теперь иной невежа
Захотел водицы свежей –
Шевельнул одной рукой –
И вода бежит рекой!
Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой.
И как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!
Представьте себе, что вдруг на Земле кончилась вода. Что тогда произойдёт, ребята?
V. Станция «Поиграем!»
Отвечаем на вопросы: (да или нет)
1. Ты в своей квартире
Кран не закрываешь.
А что капает вода, ты не замечаешь.
Поскорее дай ответ:
Можно делать так, иль нет?
2. Мама зубы чистит,
Моется, стирает.
Уходя из ванной, краны закрывает
Поскорее дай ответ:
Можно делать так, иль нет?
3. Школьник Сидоров Иван
Плотно закрывает кран
Поскорее дай ответ:
Можно делать так, иль нет?
4. Рад Серёжа в ванной
Понырять «лягушкой»
И не знает цену
Он воде – подружке.
Поскорее дай ответ:
Можно делать так, иль нет?
5. Мы машину загружаем.
Много в ней вещей стираем.
Поскорее дай ответ:
Можно делать так, иль нет?
VI. Инсценировка сказки. (Выступают ученики 5-го класса).
Автор.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в новом коттедже
Ровно 30 дней и 3 ночи.
Старик ловил сеточкой рыбу,
Старуха на рынок ходила,
Там рыбу она продавала
И деньги домой приносила.
Вот пошел раз старик рыбачить,
И поставил он в море сети.
А когда стал улов смотреть он,
Оказалось - там банки и склянки.
Он в другой раз поставил сети,
Но улов - лишь бутылки пустые.
Взял старик динамита 2 пачки
И закинул их в воды морские.
Но и тут не увидел рыбы
И в слезах воротился к старухе.
Старуха
Дурачина ты, простофиля,
Вот возьми телефон мобильный,
Позвони Золотой рыбке,
Попроси у нее улова.
Автор.
Вот пошел старик опять к морю,
Стал звонить Золотой он рыбке.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
Золотая рыбка. Чего тебе надобно, старче?
Автор. Ей с обидой старик отвечает:
Старик.
Слушай, ты, государыня рыбка,
Что-то море сегодня вздурилось,
Не дает старику мне улова.
Покупать хотел я машину,
А без рыбы какое ж богатство?
Автор.
Разозлилась Золотая рыбка
И хвостом по воде плеснула.
Золотая рыбка.
Хочешь рыбы? Ну что же, попробуй
На часок стань ты тоже рыбкой.
Автор.
Не успел старик оглянуться,
В карася в тот же миг превратился.
Очутился в морских он водах,
И поплавать решил в глубине он.
Не успел он проплыть и метра,
Увидал над собою сети,
Еле жив наш карась остался.
А вода-то в реке не простая,
Загрязненная, еле живая.
Годом час старику показался,
Наконец оказался он дома.
Старуха его увидала:
Старуха. Ну как, помогла тебе рыбка?
Старик.
Да, помогла Золотая,
Помогла понять нашу жадность!
Оглянись вокруг - стонет природа,
Беднеет она год от года!
Беречь мы ее забываем,
Животных кругом убиваем,
Растения стонут и воды!
Старуха.
Прости, если сможешь, природа!
Исправим свои мы ошибки,
Попросим прощенья у Рыбки.
И станем ее мы друзьями,
А чудо свершим мы и сами.
Старик, Старуха и Золотая рыбка. Ведь вовсе не надо волшебником быть, чтоб землю родную беречь и любить!
- О какой проблеме охраны водных ресурсов идет речь?
Теперь вам предстоит самим объяснить и другие экологические проблемы.
VII. Станция «Объясняйка». Выбери экологическую проблему и сформулируй, какие последствия они могут вызвать.
загрязнение промышленными стоками |
загрязнение бытовыми отходами |
загрязнение при аварии нефтеналивных танкеров |
браконьерство |
неразумная добыча полезных ископаемых (гравий, песок - обмеление) |
сплав древесины |
VIII. Станция «Творческая»
1. Придумать название для плаката, который можно повесить в школе, заполнить схемы.
2. Защитить свой плакат.
IX. Заключение
Надеюсь, что сегодня вы многое узнали о могучей и прекрасной воде. О том, что она нуждается в охране. И в наших интересах сохранить воду чистой,
Земля - наш дом
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля - наш общий дом, -
Наш добрый дом, просторный дом, -
Мы все с рожденья в нем живем.
Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Ещё о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
И мы докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира. Без воды жизнь на земле невозможна! Будущее, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых.. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории. И если мы объединим наши усилия по защите водных ресурсов, по бережному отношению к природе в целом, мы сохраним для потомков главное сокровище Земли - воду!
10