слайд | Текст ведущих |
С лайд № 1 | 1 ведущий: Дорогие ребята, здравствуйте! У вас в гостях волонтеры Русского культурного центра города Чирчика и говорить мы сегодня будем на очень серьезную тему, а именно о правах и обязанностях. … 2 ведущий: Но разбираться с этой важной темой будем интересно и с фантазией, и постигать материал - активно и увлекательно. Одним словом - креативненько! 1 ведущий: Но начать предлагаем с просмотра небольшого познавательного мультфильма по интересующей нас теме. Демонстрируется видео ролик «Права детей» (5 минут) Выводим на экран сопроводительную презентацию. |
Слайд № 2 | 1 ведущий: Ребята, как вы теперь знаете, каждый имеет право высказывать своё мнение, свободно выбирать свой путь, верить в собственную уникальность и смело идти к цели! |
Слайд №3 | 2 ведущий: Это все так, но вокруг такие же люди, которые изо всех сил пытаются реализовать себя. А вдруг пути пересекутся и ни один не захочет отойти в сторону и уступить дорогу. |
Слайд № 4 | 1 ведущий: Да, жесть! Представляете, если бы не было правил дорожного движения! 2 ведущий: Такое даже страшно представить! Это и через дорогу не перейдешь! 1 ведущий: А если бы не было армии и никто бы не охранял границы … 2 ведущий: Тогда бы государства не было. Да… |
Слайд № 5 | 1 ведущий: Но государство у нас есть и ни что ни ему, ни его жителям не угрожает, а наши права охраняет Конституция – основной закон Республики Узбекистан. 2 ведущий День принятия который мы будем праздновать когда? Правильно, 8 декабря. |
Слайд № 6 | В Конституции нашей страны записано, что каждый, в том числе и ребенок имеет право: 2 вед. - на имя и гражданство 1 вед.- на семью 2 вед. - на защиту 1 вед.- - на обучение 2 вед. - на медицину 1 вед.- - на отдых и досуг 2 вед. - на информацию 1 ведущий: Без знаний законов и их соблюдения - невозможно построить справедливое и счастливое общество. |
| 2 ведущий: Как вы думаете? Всегда были у людей права? Давайте представим, что прав не существует. Можно такое сегодня представить? Конечно нет! |
Слайд № 7 | 1 ведущий: А давайте вместе сочиним эту невозможную небылицу, и всем, кто будет нам помогать, правильно отвечать, да и просто активно участвовать – дадим призовые купоны. 2 ведущий: 10 человек, которые к концу квеста наберут больше купонов - получат памятные сувенирчики. 1 ведущий: Если всем все понятно, будем сочинять небылицу. Я начинаю. «Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. |
Слайд № 8 | Одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? |
С лайд № 9 | 2 ведущий: Много было споров по главным вопросам. И вот появилось два государства: «Можно» и «Нельзя». В государстве «Можно» всё было разрешено…Что например? …(называют пороки: грубить, разбойничать,- воровать, убивать и оскорблять друг друга, сильные стали обижать слабых, захватывать их дома, отбирать понравившиеся вещи, бить и заставлять выполнять тяжелую работу … ) Да уж! Ну и нафантазировали! Совсем как то не хочется жить в таком государстве! Ладно. А в государстве «Нельзя» наоборот было очень много ограничений, а если честно, то вообще ничего нельзя было делать, что бы приносило вред окружающим. |
Слайд 10 | 1 ведущий: Эти государства разделяла пропасть, наполненная кипящей лавой извергающегося вулкана. 2 ведущий: Ух ты! Ну ладно… Но однажды вулкан погас, пары и туманы рассеялись, лава остыла и затвердела и жители государства |
С лайд 11 | «Можно» увидели в государстве «Нельзя» : цветущие сады, благоухающие цветами, журчащие ручьи с прозрачной водой… Что еще увидели? Помогите мне, ребята (перечисляют признаки хорошего государства |
Слайд 12 | 1 ведущий: Жители государства «Можно» нет-нет, да и забегали на территорию государства «Нельзя» и творили там привычные беззакония…. |
Слайд 13 | 2 ведущий: Жители государства «Нельзя» стали требовать от своего правителя защиты |
Слайд 14 | И государства начали враждовать между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». |
Слайд 15 | 1 ведущий: Стоп! А с чего это выиграло государство «Можно»? 2 ведущий: Ну так… Почему ребята?... Допустим – воевали не по правилам и захватили половину государства «Нельзя», пока те «репу чесали» и соображали можно так защищаться или нельзя… |
Слайд 16 | 1 ведущий: Ну.. допустим… Но тогда пусть хоть островок от государства «Нельзя» останется .. Ладно? 2 ведущий: Итак, победили и установили там свои порядки. 1 ведущий: Что же могли сделать жители государства «Можно», которых обидели? Какие у них были варианты спасения? 2 ведущий: Вариант один – перебраться в государство «Нельзя». 1 ведущий: Да уж… закручивается сюжетик… Шло время и от беспорядков, которые творились в государстве «Можно» оно пришло в упадок, и обезлюдело... |
Слайд 17 | 2 ведущий: В государстве «Можно» остался только 1 Правитель с несметными, отобранными у людей, богатствами, но без слуг, охраны и воинов, потому что слабые убежали в государство «Нельзя», а сильные поубивали друг друга. 1 ведущий: Давайте пофантазируем, что же произошло дальше? ( предполагаемые варианты ответов, что напали, убили, отобрали богатства – отклоняются, т.к. в государстве «Нельзя» такие поступки запрещены) А как вам такой вариант: Правитель государства «Можно» от страха, что на него нападут, убьют, все отберут – сошел с ума и умер. 2 ведущий: О! Хороший финал справедливый и гуманный! |
Слайд 18 | А дальше - государство «Нельзя» присоединило пустующие земли государства «Можно»… 1 ведущий: Богатства посчитали, составили перечень – так появилась «Государственная казна»… 2 ведущий: Установили единые правила, по которым будут жить люди и в государстве и наступил порядок. |
Слайд 19 | 1 ведущий: Такие правила они назвали закон, а государство «Закония». Так появились первые законы и установился порядок в государстве». 2 ведущий: Тут и сказке конец. А какие сделаем выводы?... Правильно : жить нужно, соблюдая закон и не нарушая права других людей. (Поощряете активистов, даете купоны.) |
Слайд 20 | 1 ведущий: Раз уж мы попали в «сказочную тему», давайте вспомним сказки и попробуем определить: Какие права героев сказок были бы нарушены, если бы подобное происходило в наши дни? |
Сказка: | ОТВЕТЫ: Какие права и кем нарушены? |
Слайд 21 1 ведущий: Первая сказка -«КОЛОБОК». Давайте вспомним сюжет этой сказки и определим - Какие права и кем нарушены?. | 1.Лиса нарушила право на жизнь, лишила жизни Колобка. 2. Ну и Бабушка виновата, оставила без присмотра, нарушила право на родительскую заботу. |
Слайд 22 2 ведущий: «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» Вспоминаем сюжет этой сказки. Называем какие права и кем нарушены?. | 1. Право на защиту. Мама не должна была отпускать Красную шапочку одну. 2. Волк нарушил права бабушки, когда обманом проник в ее дом.. 3. Волк нарушил право на жизнь, съел бабушку. |
Слайд 23 1 ведущий: «СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какие права и кем нарушены в этой сказке?. | 1.Право на родительскую заботу, нельзя маленьких детей оставлять одних, подвергать опасности. 2. Волк нарушил право на жизнь |
Слайд 24 2 ведущий: «ЛИСА И ЗАЯЦ». Что в этой сказке с правами героев? | 1.Лиса нарушила право на жилье, выгнала зайца из избушки, лишила его жилья. |
Слайд 25 1 ведущий: «Золушка» Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено выходить из дома, ехать на бал. | 1. Право Золушки на отдых 2. Право на свободу. |
Слайд 26 2 ведущий: «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец. Какие права нарушены? | 1.Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать» |
Слайд 27 1 ведущий: «ЧИПОЛИНО» как" нарушаются права главных персонажей. Там целый «букет»: | 1. Незаконное выселение из жилья пожилого человека право на социальную защиту. 2.Заключение под стражу несовершеннолетнего – лишение права на свободу. |
Слайд 28 2 ведущий: «БУРАТИНО» В сказке "Буратино" полицейские нарушили права папы Карло, когда ворвались в его жилище. А какие права нарушал Карабас Барабас? | 1. Карабас-Барабас бьет плеткой своих кукол-жестокое обращение 2.Карабас-Барабас заставляет кукол работать – использование детского труда – эксплуатация. 3.Карабас-Барабас держит кукол в заперти - нарушение прав на свободу личности |
Слайд № 29 1 ведущий: «ГАДКИЙ УТЁНОК». Его били, щипали, гнали отовсюду за то, что он … продолжите, пожалуйста –(был не как все.) А какие права Утенка нарушили? | 1.Нарушены конституционные права, которые распространяются на всех, независимо от национальной, религиозной и расовой принадлежности. |
Слайд № 30 | 2 ведущий: А теперь такое задание: Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. За каждую законченную фразу 1 купон.. |
Слайд № 31 | 1 ведущий: Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница» отправилась в путешествие воспользовалась своим правом на ………. (свободное передвижение) |
Слайд № 32 | 2 ведущий: Буратино схватил крысу Шушару за хвост, нарушил её право на …… (личную неприкосновенность) |
Слайд № 33 | 1 ведущий: В сказке А. Толстого «Золотой ключик», Буратино идет в школу он воспользовался правом ……(на образование) |
Слайд № 34 | 2 ведущий: . В сказке К.Чуковского « Доктор Айболит» какого права были лишены жители Лимпопо? на медицинскую помощь |
Слайд № 35 | 1 ведущий: В сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» девочку крадут лягушки, чем … нарушают право ребенка на семью (Поощряете активистов, даете купоны.) |
Слайд 36 | 1 ведущий: Ну что ж, хорошо, двигаемся дальше. Как мы уже выяснили, что помимо прав у каждого из нас есть обязанности или установленные правила поведения, например в семье. 2 ведущий: Давайте перечислим примерные обязанности членов семьи: мамы, папы и детей. |
Слайд 37 | Назовите, пожалуйста, что обычно делает мама: - заботиться о детях и папе, - Занимается воспитанием и развитием детей, - следит за порядком в доме, - создает доброжелательную атмосферу, - поддерживает всех членов семьи в трудные моменты, - организовывает все праздники, - распределяет бюджет в семье. |
Слайд 38 | 1 ведущий: А теперь назовите привычные обязанности папы: - материальное обеспечение семьи, - защита семьи, - помогает маме следить за порядком, - воспитывает детей в отсутствии мамы, - выполняет обязанности мамы в ее отсутствие, - выполняет тяжелую работу по дому, - следит за домашним хозяйством, - покупает продукты |
С лайд 39 | 2 ведущий: А теперь дети. Что они обязаны делать? помогают родителям по дому, - хорошо учатся, - слушаются родителей, - помогают родителям с младшими детьми, - следят и ухаживают за домашними питомцами. |
Слайд 40 | 1 ведущий: А теперь давайте "зайдем в гости» в одну семью и попробуем определить: все ли у них в порядке с правами и обязанностями? Нам потребуется еще 3 актера: мама, бабушка и папа. Ну а мы возьмем на себя рола сына и автора. Выбирают «актеров» из числа участников тренинга, раздают карточки со словами героев сценки и маски-элементы образов. |
| 4 этап «Три правила» |
Слайд 41 | 1 ведущий: Вначале квеста мы сочинили сказку, и вроде, неплохо получилось. А сейчас давайте представим, что мы наделены правом установить правила… ну например «Правила распорядка учащихся, закрепленные в Уставе школы». 2 ведущий: А что? Можем и правила… , ведь помимо Конституции – основного закона государства, есть и другие специальные документы, определяющие права и обязанности людей. |
Слайд 42 | 1 ведущий: Итак, игра «Три правила», для этого разделимся на группы по 4 человека и присвоим каждой группе порядковый номер. А теперь разделите линией листок на 2 части. В левой стороне напишите три важных права, которые, как вы считаете; - должны иметь в школе; - три важных права, которые, должны иметь дома. Время на работу __ минута. |
Слайд 43 | 2 Задание: Группы обмениваются списками и должны придумать обязанности, которые соответствуют правам из списка. Время на работу ___минуты. Ребята зачитывают свои «Правила» |
Слайд 43 | 2 Задание: Заканчивая на квест «Нескучно о правах» какие сделаем выводы: - Каждому праву соответствует обязанность - Для того чтобы твои личные права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей. - Самый лучший способ отстаивать свои личные права- это уважать права других. Подсчет купонов, награждение 10 человек с наибольшим количеством купонов. |