СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест "Не скучно о правах"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Квест "Не скучно о правах"»

СЦЕНАРИЙ

познавательно-деятельной игры «Нескучно о правах»

слайд

Текст ведущих

С лайд № 1

1 ведущий: Дорогие ребята, здравствуйте! У вас в гостях волонтеры Русского культурного центра города Чирчика и говорить мы сегодня будем на очень серьезную тему, а именно о правах и обязанностях. …

2 ведущий: Но разбираться с этой важной темой будем интересно и с фантазией, и постигать материал - активно и увлекательно. Одним словом - креативненько!

1 ведущий: Но начать предлагаем с просмотра небольшого познавательного мультфильма по интересующей нас теме.

Демонстрируется видео ролик «Права детей» (5 минут)

Выводим на экран сопроводительную презентацию.

Слайд № 2


1 ведущий: Ребята, как вы теперь знаете, каждый имеет право высказывать своё мнение, свободно выбирать свой путь, верить в собственную уникальность и смело идти к цели!



Слайд №3




2 ведущий: Это все так, но вокруг такие же люди, которые изо всех сил пытаются реализовать себя. А вдруг пути пересекутся и ни один не захочет отойти в сторону и уступить дорогу.



Слайд № 4


1 ведущий: Да, жесть! Представляете, если бы не было правил дорожного движения!

2 ведущий: Такое даже страшно представить! Это и через дорогу не перейдешь!

1 ведущий: А если бы не было армии и никто бы не охранял границы …

2 ведущий: Тогда бы государства не было. Да…

Слайд № 5


1 ведущий: Но государство у нас есть и ни что ни ему, ни его жителям не угрожает, а наши права охраняет Конституция – основной закон Республики Узбекистан.

2 ведущий День принятия который мы будем праздновать когда? Правильно, 8 декабря.

Слайд № 6


В Конституции нашей страны записано, что каждый, в том числе и ребенок имеет право:

2 вед. - на имя и гражданство

1 вед.- на семью

2 вед. - на защиту

1 вед.- - на обучение

2 вед. - на медицину

1 вед.- - на отдых и досуг

2 вед. - на информацию

1 ведущий: Без знаний законов и их соблюдения - невозможно построить справедливое и счастливое общество.


2 ведущий: Как вы думаете? Всегда были у людей права? Давайте представим, что прав не существует. Можно такое сегодня представить? Конечно нет!

Слайд № 7


1 ведущий: А давайте вместе сочиним эту невозможную небылицу, и всем, кто будет нам помогать, правильно отвечать, да и просто активно участвовать – дадим призовые купоны.

2 ведущий: 10 человек, которые к концу квеста наберут больше купонов - получат памятные сувенирчики.

1 ведущий: Если всем все понятно, будем сочинять небылицу. Я начинаю. «Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Слайд № 8


Одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?



С лайд № 9

2 ведущий: Много было споров по главным вопросам. И вот появилось два государства: «Можно» и «Нельзя». В государстве «Можно» всё было разрешено…Что например? …(называют пороки: грубить, разбойничать,- воровать, убивать и оскорблять друг друга, сильные стали обижать слабых, захватывать их дома, отбирать понравившиеся вещи, бить и заставлять выполнять тяжелую работу … )

Да уж! Ну и нафантазировали! Совсем как то не хочется жить в таком государстве!

Ладно. А в государстве «Нельзя» наоборот было очень много ограничений, а если честно, то вообще ничего нельзя было делать, что бы приносило вред окружающим.

Слайд 10

1 ведущий: Эти государства разделяла пропасть, наполненная кипящей лавой извергающегося вулкана.

2 ведущий: Ух ты! Ну ладно… Но однажды вулкан погас, пары и туманы рассеялись, лава остыла и затвердела и жители государства

С лайд 11


«Можно» увидели в государстве «Нельзя» : цветущие сады, благоухающие цветами, журчащие ручьи с прозрачной водой… Что еще увидели? Помогите мне, ребята (перечисляют признаки хорошего государства

Слайд 12

1 ведущий: Жители государства «Можно» нет-нет, да и забегали на территорию государства «Нельзя» и творили там привычные беззакония….


Слайд 13

2 ведущий: Жители государства «Нельзя» стали требовать от своего правителя защиты

Слайд 14

И государства начали враждовать между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно».


Слайд 15

1 ведущий: Стоп! А с чего это выиграло государство «Можно»?

2 ведущий: Ну так… Почему ребята?... Допустим – воевали не по правилам и захватили половину государства «Нельзя», пока те «репу чесали» и соображали можно так защищаться или нельзя…

Слайд 16


1 ведущий: Ну.. допустим… Но тогда пусть хоть островок от государства «Нельзя» останется .. Ладно?

2 ведущий: Итак, победили и установили там свои порядки.

1 ведущий: Что же могли сделать жители государства «Можно», которых обидели? Какие у них были варианты спасения?

2 ведущий: Вариант один – перебраться в государство «Нельзя».

1 ведущий: Да уж… закручивается сюжетик… Шло время и от беспорядков, которые творились в государстве «Можно» оно пришло в упадок, и обезлюдело...

Слайд 17


2 ведущий: В государстве «Можно» остался только 1 Правитель с несметными, отобранными у людей, богатствами, но без слуг, охраны и воинов, потому что слабые убежали в государство «Нельзя», а сильные поубивали друг друга.

1 ведущий: Давайте пофантазируем, что же произошло дальше?

( предполагаемые варианты ответов, что напали, убили, отобрали богатства – отклоняются, т.к. в государстве «Нельзя» такие поступки запрещены)

А как вам такой вариант: Правитель государства «Можно» от страха, что на него нападут, убьют, все отберут – сошел с ума и умер.

2 ведущий: О! Хороший финал справедливый и гуманный!

Слайд 18

А дальше - государство «Нельзя» присоединило пустующие земли государства «Можно»…

1 ведущий: Богатства посчитали, составили перечень – так появилась «Государственная казна»…

2 ведущий: Установили единые правила, по которым будут жить люди и в государстве и наступил порядок.

Слайд 19


1 ведущий: Такие правила они назвали закон, а государство «Закония». Так появились первые законы и установился порядок в государстве».

2 ведущий: Тут и сказке конец. А какие сделаем выводы?... Правильно : жить нужно, соблюдая закон и не нарушая права других людей.

(Поощряете активистов, даете купоны.)

Слайд 20

1 ведущий: Раз уж мы попали в «сказочную тему», давайте вспомним сказки и попробуем определить: Какие права героев сказок были бы нарушены, если бы подобное происходило в наши дни?

Сказка:

ОТВЕТЫ: Какие права и кем нарушены?

Слайд 21

1 ведущий: Первая сказка -«КОЛОБОК». Давайте вспомним сюжет этой сказки и определим - Какие права и кем нарушены?.

1.Лиса нарушила право на жизнь, лишила жизни Колобка.

2. Ну и Бабушка виновата, оставила без присмотра, нарушила право на родительскую заботу.

Слайд 22

2 ведущий: «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» Вспоминаем сюжет этой сказки. Называем какие права и кем нарушены?.

1. Право на защиту. Мама не должна была отпускать Красную шапочку одну.

2. Волк нарушил права бабушки, когда обманом проник в ее дом.. 

3. Волк нарушил право на жизнь, съел бабушку.

Слайд 23 1 ведущий: «СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какие права и кем нарушены в этой сказке?.

1.Право на родительскую заботу, нельзя маленьких детей оставлять одних, подвергать опасности.

2. Волк нарушил право на жизнь

Слайд 24 2 ведущий: «ЛИСА И ЗАЯЦ». Что в этой сказке с правами героев?

1.Лиса нарушила право на жилье, выгнала зайца из избушки, лишила его жилья.

Слайд 25 1 ведущий: «Золушка» Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено выходить из дома, ехать на бал.

1. Право Золушки на отдых

2. Право на свободу.


Слайд 26 2 ведущий: «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА» Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.  Какие права нарушены?

1.Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»

Слайд 27 1 ведущий: «ЧИПОЛИНО» как" нарушаются права главных персонажей. Там целый «букет»:

1. Незаконное выселение из жилья пожилого человека право на социальную защиту.

2.Заключение под стражу несовершеннолетнего – лишение права на свободу.

Слайд 28 2 ведущий: «БУРАТИНО» В сказке "Буратино" полицейские нарушили права папы Карло, когда ворвались в его жилище. А какие права нарушал Карабас Барабас?

1. Карабас-Барабас бьет плеткой своих кукол-жестокое обращение

2.Карабас-Барабас заставляет кукол работать – использование детского труда – эксплуатация.

3.Карабас-Барабас держит кукол в заперти - нарушение прав на свободу личности

Слайд № 29 1 ведущий: «ГАДКИЙ УТЁНОК». Его били, щипали, гнали отовсюду за то, что он … продолжите, пожалуйста –(был не как все.) А какие права Утенка нарушили?

1.Нарушены конституционные права, которые распространяются на всех, независимо от национальной, религиозной и расовой принадлежности.

Слайд № 30

2 ведущий: А теперь такое задание: Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. За каждую законченную фразу 1 купон..

Слайд № 31

1 ведущий: Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница» отправилась в путешествие воспользовалась своим правом на ………. (свободное передвижение)

Слайд № 32

2 ведущий: Буратино схватил крысу Шушару за хвост, нарушил её право на …… (личную неприкосновенность)

Слайд № 33

1 ведущий: В сказке А. Толстого «Золотой ключик», Буратино идет в школу он воспользовался правом ……(на образование)

Слайд № 34

2 ведущий: . В сказке К.Чуковского « Доктор Айболит» какого права были лишены жители Лимпопо? на медицинскую помощь


Слайд № 35

1 ведущий: В сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» девочку крадут лягушки, чем … нарушают право ребенка на семью

(Поощряете активистов, даете купоны.)



Слайд 36

1 ведущий: Ну что ж, хорошо, двигаемся дальше. Как мы уже выяснили, что помимо прав у каждого из нас есть обязанности или установленные правила поведения, например в семье.

2 ведущий: Давайте перечислим примерные обязанности членов семьи: мамы, папы и детей.

Слайд 37


Назовите, пожалуйста, что обычно делает мама:

- заботиться о детях и папе,

- Занимается воспитанием и развитием детей,

- следит за порядком в доме,

- создает доброжелательную атмосферу,

- поддерживает всех членов семьи в трудные моменты,

- организовывает все праздники,

- распределяет бюджет в семье.


Слайд 38


1 ведущий: А теперь назовите привычные обязанности папы:

- материальное обеспечение семьи,

- защита семьи,

- помогает маме следить за порядком,

- воспитывает детей в отсутствии мамы,

- выполняет обязанности мамы в ее отсутствие,

- выполняет тяжелую работу по дому,

- следит за домашним хозяйством,

- покупает продукты

С лайд 39


2 ведущий: А теперь дети. Что они обязаны делать?

помогают родителям по дому,

- хорошо учатся,

- слушаются родителей,

- помогают родителям с младшими детьми,

- следят и ухаживают за домашними питомцами.

Слайд 40


1 ведущий: А теперь давайте "зайдем в гости» в одну семью и попробуем определить: все ли у них в порядке с правами и обязанностями? Нам потребуется еще 3 актера: мама, бабушка и папа. Ну а мы возьмем на себя рола сына и автора.

Выбирают «актеров» из числа участников тренинга, раздают карточки со словами героев сценки и маски-элементы образов.


Автор (1 ведущий):Представьте себе вот такую сценку. Обычная семья: бабушка вяжет, мама готовит обед, папа смотрит телевизор. Забегает сын.

Сын (2ведущий):- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть.

Автор: Садится за стол, начинает что-то «хватать» со стола

Мать:- 1. С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:- Внучок, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.

Автор : встает из-за стола.

Сын:- Спасибо, я так наелся.

Мать:- 2. Помой посуду, сынок.

Сын:- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка

Автор: Садится, смотрит телевизор.

Отец:- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:- Это проявление жестокости, папа.

1 ведущий: Что получилось в этой семье?

Обсуждение сценки…

Итак - вывод:

1 ведущий: .Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других.

2 ведущий: Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

1 ведущий: Чем больше у человека прав, тем больше у него обязанностей.


4 этап «Три правила»

Слайд 41

1 ведущий: Вначале квеста мы сочинили сказку, и вроде, неплохо получилось. А сейчас давайте представим, что мы наделены правом установить правила… ну например «Правила распорядка учащихся, закрепленные в Уставе школы».

2 ведущий: А что? Можем и правила… , ведь помимо Конституции – основного закона государства, есть и другие специальные документы, определяющие права и обязанности людей.

Слайд 42


1 ведущий: Итак, игра «Три правила», для этого разделимся на группы по 4 человека и присвоим каждой группе порядковый номер.

А теперь разделите линией листок на 2 части. В левой стороне напишите три важных права, которые, как вы считаете;

- должны иметь в школе;

- три важных права, которые, должны иметь дома.

Время на работу __ минута.

Слайд 43

2 Задание: Группы обмениваются списками и должны придумать обязанности, которые соответствуют правам из списка. Время на работу ___минуты.

Ребята зачитывают свои «Правила»

Слайд 43


2 Задание: Заканчивая на квест «Нескучно о правах» какие сделаем выводы:

- Каждому праву соответствует обязанность

- Для того чтобы твои личные права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей.

- Самый лучший способ отстаивать свои личные права- это уважать права других.

Подсчет купонов, награждение 10 человек с наибольшим количеством купонов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!