М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 58 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАЛЕНТИНЫ СТЕПАНОВНЫ ГРИЗОДУБОВОЙ» | | «СОВЕТО СОЮЗЫСЬ ГЕРОЙ ВАЛЕНТИНА СТЕПАНОВНА ГРИЗОДУБОВА НОМИ 58-ТӤ НОМЕРО ОГЪЯДЫШЕТОНЪЯ ШОРЪЁЗО ШКОЛА» МУНИЦИПАЛ КОНЬДЭТЭН ВОЗИСЬКИСЬ ОГЪЯДЫШЕТОНЪЯ УЖЪЮРТ |
Владимира Краева ул., 50, г.Ижевск, 426004, тел./факс 68-43-77 e-mail: [email protected], сайт школы: shkola58izhevsk-r18.gosweb.gosuslugi.ru |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
(КВЕСТА)
«ПО ТРОПИНКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Разработчики:
Пичугина Анастасия Эдуардовна,
учитель русского языка и литературы,
Жигалова Мария Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
Шамиева Евгения Александровна, учитель русского языка и литературы,
Ижевск, 2023
КВЕСТ «ПО ТРОПИНКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Цель: формирование интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала у учащихся 4-5 классов
Задачи: создание условий для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирование и обогащение словарного запаса обучающихся; развитие внимания, логического мышления; воспитание культуры общения, толерантности, умения работать в команде.
Материалы: маршрутные листы, карточки с заданиями, грамоты, призы.
Продолжительность: 40 минут
Ответственные: учителя русского языка и литературы Пичугина А.Э., Жигалова М.Н., Шамиева Е.А.
ХОД КВЕСТА
Вступительное слово ведущих. Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами погуляем по тропинкам великой страны русского языка, где живут Существительные, Прилагательные, Глаголы, хитрые братья Жи и Ши, мудрецы Ться и сходим туда, где живёт Ча-Ща. Гуляя по тропинкам, вы будете заходить на полянки, где вас будут ждать разные хитрые задания. После выполнения каждого задания вы получите букву. В конце квеста, сложив буквы, вы получите слово. С получившимся словом и маршрутным листом вы подойдёте в жюри нашего квеста и получите грамоту и награду.
Учащиеся получают маршрутные листы (см. Приложение 1) и распределяются по классам в сопровождении учеников 10 класса.
Станция первая «Гениальная орфография»
Задание для классов: заполнить пропуски в тексте, подготовленном учениками 10 класса, подобрав подходящие слова и исправив ошибки.
Станция вторая «Тридевятое царство»
Задание для классов: прослушать сказки, подобранные учениками 10 класса, и отгадать части речи.
Станция третья «Мир фразеологизмов» (Шамиева Евгения Александровна, ученики 5 класса)
Задание для классов: разгадать ребусы по фразеологизмам (см. Приложение).
Станция четвёртая «Четырёхугольная полянка»
Задание для классов: ответить на вопросы, выбрав один из углов, на котором предложен вариант ответа А, Б, В, Г (см. Приложение)
Станция пятая «Грамматика с математикой»
Задание для классов: отгадать зашифрованные в примерах слова (см. Приложение).
Станция шестая «Ребусник»
Задание для классов: определить ключевые понятия русского языка, разгадав ребусы, подготовленные учениками 10 класса.
Станция седьмая «Волшебный чемоданчик» ( Жигалова Мария Николаевна, ученики 5 класса)
Задание для классов: карточки по русскому языку (количество 75) и литературе (количество 65), подготовленные учениками пятых классов по темам программы, которую проходят ученики четвёртых классов. Карточки состоят из одного вопроса без вариантов ответа или одного тестового вопроса, реже - одного устного или письменного задания (например, сделать морфологический разбор, соединить антонимы и другое).
Станция восьмая «Фабрика слов»
Задание для классов: ответить на шутливые лингвистические вопросы (см. Приложение).
Станция девятая «Два поросёнка»
Задание для классов: найти слова, связанные с понятиями русского языка, в филвордах.
Сопровождающие: ученики 10 класса
Подведение итогов. Выдача призов и грамот за участие.
Приложение 1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 5 А КЛАССА
Станция «Гениальная орфография» кабинет
Станция «Тридевятое царство» кабинет
Станция «Мир фразеологизмов» кабинет
Станция «Четырёхугольная поляка» кабинет
Станция «Грамматика с математикой» кабинет
Станция «Ребусник» кабинет
Станция «Волшебный чемоданчик» кабинет
Станция «Фабрика слов» кабинет
Станция «Два поросёнка» кабинет
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 5 Б КЛАССА
Станция «Гениальная орфография» кабинет
Станция «Тридевятое царство» кабинет
Станция «Мир фразеологизмов» кабинет
Станция «Четырёхугольная поляка» кабинет
Станция «Грамматика с математикой» кабинет
Станция «Ребусник» кабинет
Станция «Волшебный чемоданчик» кабинет
Станция «Фабрика слов» кабинет
Станция «Два поросёнка» кабинет
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 5 В КЛАССА
Станция «Гениальная орфография» кабинет
Станция «Тридевятое царство» кабинет
Станция «Мир фразеологизмов» кабинет
Станция «Четырёхугольная поляка» кабинет
Станция «Грамматика с математикой» кабинет
Станция «Ребусник» кабинет
Станция «Волшебный чемоданчик» кабинет
Станция «Фабрика слов» кабинет
Станция «Два поросёнка» кабинет
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 5 Г КЛАССА
Станция «Гениальная орфография» кабинет
Станция «Тридевятое царство» кабинет
Станция «Мир фразеологизмов» кабинет
Станция «Четырёхугольная поляка» кабинет
Станция «Грамматика с математикой» кабинет
Станция «Ребусник» кабинет
Станция «Волшебный чемоданчик» кабинет
Станция «Фабрика слов» кабинет
Станция «Два поросёнка» кабинет
Приложение 2
Станция «Четырёхугольная полянка»
О какой части тела идёт речь? «Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не бельё, а их развешивают»?
А) Глаза
Б) Брови
В) Ресницы
Г) Уши
2. О каком явлении природы идёт речь? «Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека, его советуют искать в поле, на него бросают деньги те, кто их не ценит».
А) Гроза
Б) Дождь
В) Ветер
Г) Снег
3. О какой еде идёт речь? «Её заваривают, её расхлёбывают, её просит рваная обувь».
А) О супе
Б) О каше
В) О макаронах
Г) О пицце
4. О каком грибе идёт речь?
Лета первая примета:
Под берёзой, в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.
А) Мухомор
Б) Дождевик
В) Подберёзовик
Г) Опёнок
5. Иногда в них пускают пыль, их можно сделать большими. А ещё они могут разбегаться в разные стороны. (Глаза)
А) Глаза
Б) Губы
В) Нос
Г) Лоб
6. Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнайки; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
А) Язык
Б) Нос
В) Глаза
Г) Волосы
7. Под горой - дыра,
А в дыре - отряд,
Воины смелые,
Ровные и белые. (зубы)
А) Язык
Б) Спина
В) Зубы
Г) Губы
8. Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(Нос)
А) Уши
Б) Веко
В) Нос
Г) Глаза
Станция «Грамматика с математикой»
1.Какая профессия зашифрована?
Рельс + ас=?
Сеть+пила=?
Клин+дача=?
Сито+трель=?
Ива+рота=?
2.Какие блюда и фрукты зашифрованы?
Грива+дно=?
Ели+насыпь=?
Казак+пена=?
Риф + ель+кадки=?
Кит+ров+ножи=?
3.Какие птицы зашифрованы?
Шина+коко+сор=?
Арк+кожан+сон=?
Чох+совет+люк=?
Рак+мина+дан?
Лир+сеть+вис=?
4.Какие грибы зашифрованы?
Диво+пони+сок=?
Воз+бедро+пике=?
Код+под+груз=?
Лен+ас+ком=?
Лов+на+куш=?
Станция «Фабрика слов»
В каких словах спрятались ноты?
Какие слова любит ворона?
Какие слова любит лягушка?
В каком глаголе 100 отрицаний?
Cтанция «Мир фразеологизмов»
Найдите фразеологизмы-антонимы.
Заварить кашу –
Во весь дух –
Душа в душу –
Слова для справок: расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.
«Разгадай ребус».
Разгадаешь ребус – прочтёшь фразеологизм! Удачи!
Бить баклуши
Шесть загадок волшебного сундучка (ложка, лук, тарелка, решето, дудка, мешок).
– Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка (учитель поочерёдно показывает предметы из сундучка). Подсказка – шуточный вопрос.
Ею кофе, чай мешают и медленное действие совершают. Что это?
С этим овощем дружит горе. Что это?
В какой посуде чувствуют себя неловко?
В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это?
Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется?
В нём можно купить кота, но не утаишь шила. Что это?
Через час по чайной ложке – помалу, очень медленно, долго (о чьём-либо медленном действии).
Горе луковое – незадачливый, нерасторопный человек.
Быть не в своей тарелке – быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать неловкость.
Чудеса в решете – невероятно, необыкновенно; о чём-либо необыкновенном, странном.
Плясать под чужую дудку – действовать не по своей воле, а по произволу другого, во всём подчиняться кому-либо.
Купить кота в мешке – приобрести неизвестно что.