Квест «Путешествие в увлекательный мир родного языка»,
посвящённый Международному дню русского языка
(учитель русского языка и литературы:
Шуличенко О.И.)
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть заключается в том, что есть некая цель, дойти до которой можно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий.
В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:
- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;
- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения школьников, поисковой активности, стремления к новизне;
- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ученика.
2.Эмоциональная окрашенность заданий.
3. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ученик не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Цель:
- познакомить ребят с праздником – Международным днём родного языка,
-формировать бережное отношение, как к родному, так и другим языкам, гордость за свой родной русский язык, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре,
-воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят.
Подготовительная работа: ребята распределились на 2 команды (10-12 человек), подготовить название команд, связанные с русским языком, на каждой станции сидят подготовленные ребята-ответственные по станциям, которые выдают задания, следят за выполнением, оценивают, выставляли заработанные баллы. За каждый пройденный маршрут участникам выдается подсказка.
Оборудование: презентация, раздаточный материал для каждой команды, чистые листы А4.
1.Приветственное слово учителя: Сегодня мы поговорим о языке как о средстве общения. Ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Каждый язык уникален. В России государственным является один язык – русский.
Сократ считал, что человек — творец самого себя. Представления о Сократе, как о синониме мудрости, мужества мысли сохранились до нашего времени. Рассказывают, что, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!».
Ведущий 1.Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. Международный день родного языка, учрежден в 1999 году решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. И это не случайно.
Каждый народ — это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь языковую базу и большого народа, и самой малочисленной народности — очень важная задача.
Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках.
- А всегда ли это было так?
Ведущий 2. Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых сначала все жили в одном месте, и все говорили на одном языке и чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. Господу не понравилось это дело. В наказание за такое суетное и гордое предприятие он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот эти события и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)
Ведущий 1.
В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.
Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.
Ведущий 2. В нашем крае мы можем услышать украинский язык, язык армян, греков, адыгов и др. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.
Ведущий 1. Константин Георгиевич Паустовский говорил «Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость».
А Н.Г. Чернышевский говорил «Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей».
Знать свой язык обязан каждый!
Стихотворение Галины Пурга «О родном языке» (читает наизусть ученик)
О родном языке
Уму и сердцу язык твой проводник,
Без него попадёшь ты в тупик.
Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,
Ты без него уже не ты.
Язык твой как родная мать,
Которую не унижать нельзя, не оскорблять.
Его ты должен, друг, благодарить
За то, что правильно умеешь говорить.
Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,
Люби его за то, что он могуч.
Язык твой – щит, твоё общенье
Не допусти к нему пренебреженья.
Не дай повесить родному языку чужой ярлык.
Наследие твоё – твоя земля и твой язык
И искажать его невеждам не давай,
Об этом, ты, дружок не забывай.
«В день родного языка» (читает наизусть ученик)
В день родного языка
Мы станем ценить каждое слово,
Участь его была не легка,
Но мы сохраним наследие живое!
Прадеды наши и наши отцы
Нам передали красу неземную
Русского слова из русской души,
Что задевает всех нас за живое.
С праздником Вас, весь российский народ
Мы поздравляем и смело желаем
Освободиться от бренных забот.
И пусть страна зацветёт, процветает!
2.Учитель: Мы начинаем праздничный квест! Пройдя все этапы игры, вы станете настоящими знатоками русского языка. (Объявление названия команд, вручение маршрутных листов)
Условия игры: участникам мероприятия будут выданы маршрутные карты и оценочные листы, по которым нужно совершить путешествие в увлекательный и таинственный мир русского языка. На каждой станции ребята отвечают на вопросы интеллектуальной викторины, находят ответы на поставленные вопросы, раскрывают тайны русского языка. Игра будет проходить по станциям:
1. «Аз, буки, веди…» (историческая),
2.«В мире давно отзвучавших слов» (исследовательская),
3.« Берегите наш язык!...» (патриотическая),
4.«О, великий, могучий русский язык…» (интеллектуальная),
5.«Общение с творцом» (творческая),
6.«Тайны русского слова» (этимологическая).
Критерии оценки:
1.За каждый пройденный маршрут «помощники» выдают участникам подсказки (слово из цитаты: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»);
2.Количество пройденных маршрутов;
3.Правильность и полнота ответов;
4. Оригинальность в выполнении творческих заданий.
В игре выявляется победитель.
Маршрутный лист команды 1___________________
Станция 6 «Тайны русского слова».
Станция 5 «Общение с творцом».
Станция 4 «О, великий, могучий русский язык…».
Станция 3 «Берегите наш язык!»
Станция 2 «В мире давно отзвучавших слов».
Станция 1 «Аз, буки веди».
Маршрутный лист команды 2___________________
Станция 1 «Аз, буки веди».
Станция 2 «В мире давно отзвучавших слов».
Станция 3 «Берегите наш язык!»
Станция 4 «О, великий, могучий русский язык…».
Станция 5 «Общение с творцом».
Станция 6 «Тайны русского слова»
Станция 1. «Аз, буки, веди…»
Вопрос 1.Назовите православных святых, которые придумали древнерусскую азбуку.
Вопрос 2. Сколько букв было в древнерусской азбуке?
Вопрос 3. Сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных и согласных БУКВ?
Станция 2. « В мире давно отзвучавших слов…»
Представьте себе, что вы историки, занятые изучением диалектного говора в с. Свердликово. Переведите слова, встречающиеся в речи наших односельчан более 30 лет назад и ранее. Надпишите значение сверху.
«На заднем дворе стоит у стены дробына, принеси, сынок, сюда», - сказала пожилая женщина.
«Нужно сегодня отнести на чердак мешки с цыбулей», - сказал жене хозяин.
«Хтось здукае в окно, пойди выглянь», - крикнула женщина из кухни.
«Сидайте вычерять», - обратилась мать к семье.
Авдотья Васильевна объяснила: « Фиртку ветром открыло, вот все куры вышли на улицу».
«Я так злякалась, шо сердце до сих пор колотится!», - проговорила женщина, вбегая в дом.
Я успел заховать свёрток.
На краю хутора, соседки часто лаются друг с дружкой.
Станция 3. «Берегите наш язык!...»
Создание синквейна с призывом изучения и сохранения русского языка.
План синквейна:
1 строка – существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка – два прилагательных, описание главной темы.
3строка – три глагола, описывающие действия главного слова.
4 строка – фраза, отражающая главную мысль слова.
5 строка – существительное, синоним первого слова, заключительное слово.
Станция 4. «О, великий, могучий русский язык»
Задание: ответьте на вопросы интеллектуальной викторины.
1.Так говорить нельзя! Запишите правильный вариант данных предложений.
1. Они хотели устроить более лучшую жизнь.
2. Я одел шапку.
3. Вот такой случай случился в семье Петровых.
2. Одинаковы ли приставки в каждой паре слов? Объясните, выделив приставку и корень.
НАДРОБИТЬ и НАДРУБИТЬ; ПОДОБРАТЬ и ПОДОБРЕТЬ; ВСКОРМИТЬ и ВСКОЧИТЬ.
3.В одном из фрагментов стихотворения С.Я. Маршака «Багаж» пропущен знак препинания. Исправьте ошибку и объясните своё решение.
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
Готово, уложен багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картина, корзина, картонка
И маленькая собачонка.
4.
1) Кто написал стихотворение «Бородино»?
2) Что стоит в слове перед корнем?
3) Как называется сооружение для переправы через реку?
5)Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях?
6) Какой литературный герой в половодье спасал зайцев?
7) Как называются слова, противоположные по смыслу?
8) Сколько падежей в русском языке?
9) На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже?
10) Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым?
Станция 5. «Общение с творцом»
Задания:
1. Даны части картины, соберите её, вспомните художника, название и произведение, по которому она создана.
2. Используя данные устаревшие слова, составьте предложение с каждым словом, чтобы было понятным его значение: кафтан, парча, кушак, червлёный, сафьяновый, яхонт, галун (можно меньше слов).
(разрезать на пазлы)
(Ответ: 1. А.М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке», сказка «Иван - царевич и серый волк»
2. Иван-царевич крепко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, червлёная шапочка на голове и красивые красные сапоги.
Рядом с ним сидит Василиса Прекрасная — русская красавица с длинными вьющимися русыми волосами. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье, обшитое галуном. Шею красавицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная яхонтами. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сложила руки перед собой).
Станция 6. «Тайны русского слова» (Команда 1)
Анаграмма – слово, образованное путём перестановки из всех букв исходного слова. Анаграммы «открыты» греческим поэтом Ликофроном в 3 веке до нашей эры. С тех пор привлекают внимание любителей слова. Вот и вам предстоит подумать и найти ответ.
1.Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающимся в русской поэзии, современные слова:
Чело-
Ланиты -
уста -
очи -
выя -
перст -
десница -
2.Определи значение фразеологизимов одним словом:
1. в час по чайной ложке
2.кривить душой
3.себе на уме
4.кожа да кости
5.водить за нос
6.вставлять палки в колеса
7. делать из мухи слона
8. заячья душа
9.куры не клюют
10.зарубить на носу
Станция 6. «Тайны русского слова» (Команда 2)
1.Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающимся в русской поэзии, современные слова:
Чело-
Ланиты -
Уста -
Очи -
Выя -
Перст -
Десница -
2.Определи значение фразеологизимов одним словом:
1.ушки на макушке
2.язык проглотить
3.засучив рукава
4.рукой подать
5.гонять лодыря
6.мастер на все руки
7.повесить голову
8. витать в облаках
9. водить за нос
10. во все лопатки
Лист «Путь к успеху» (оценочный)
«Истинная любовь
к своей
стране немыслима без любви к своему языку»
К.Г. Паустовский
3.Заключительная часть
Ведущий 1. Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».
Ведущий 2. Слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.
4. Жюри подводит итоги. Объявляет победителя. (Всем участникам раздать сердечки «Я люблю русский язык!»
Учитель: Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом. Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.
Использованная литература и ссылки
Г.М. Вялкова. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности обучающихся на уроках русского языка. Из-во «Планета», 2015.
В. Волина. «Веселая грамматика», Москва. «Знание», 2007.
С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка: Под ред. Валуева Н.В.- Издательство: АСТ, 2013г.,1360с.
Л.Е. Тарасова "Школьный словарь омонимов. Кто? Что?": изд. «5 за знания», 2019г., 192с. - (Серия «Словари, справочники, тесты»)
Ушакова О.Д. Синонимы и антонимы.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.- 96 с. - (Серия «Словарик школьника»)
Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов. - М.: Цитадель-трейд, 2012г. - 576с.
Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка: Более 5000 слов. - 2-е изд., перераб. и доп.- К.: Рад.шк.,1989.-511с.