СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КВН 185 лет Д.И.Менделеева

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка КВН , посвященного жизни и деятельности Д.И.Менделеева

Просмотр содержимого документа
«КВН 185 лет Д.И.Менделеева»

Учитель : Уважаемые ребята! Мы приглашаем Вас на мероприятие, посвященное 185-летию со дня рождения русского ученого, патриота России Дмитрия Ивановича Менделеева и 150 лет созданию периодического закона Д. И. Менделеева. Наше мероприятие называется « Встреча у таблицы Д.И.Менделеева.»

****1 Проходит время, сменяются события, но остается память о человеке, о подвиге, о судьбе. До тех пор, пока человека помнят, он с нами.

***** 2 Много великих имен на планете.
Их уважают за подвиг и труд.
Сегодня мы вспомним ярчайшее имя на свете:
Дмитрий Иванович Менделеев – потомки забыть тебя не дадут.



*****1 В интеллектуальной игре « Встреча у таблицы Д.И. Менделеева.» принимают Команды состоят из 6 человек.

***2 Каждая команда представляется . Внимание!!! Представление команд ( название, эмблема, подарок команде сопернице )

***** 1 Первый тур « Автобиографический» принимают участие все игроки .Каждой команде предлагается ответить на 5 вопросов. ( рулетка) Вопросы взяты из предложенных вопросов для самоподготовки домашнее задание.

1.Откуда пошел род Менделеевых ? Как возникла эта фамилия ? Сколько в семье было детей и каким по счету был Д.И. Менделеев ?

2.Кто открыл элементы. Предсказанные Менделеевым ? и какие ?

3.Чтобы совершить полет на воздушном шаре Д.И. Менделеев отправился в Клин встречать аэростат, но там слыхом не слыхали ни о каком воздушном шаре. Но начальник станции сказал, что на станцию поступило 500 пудов серной кислоты. Это убедило Менделеева, что полет состоится. Объясните, почему Менделеев пришел к такому выводу ?

4.На какие средства жила семья Менделеевых после смерти отца Ивана Павловича в 1847 г ?

5. .Как относился Д.И.Менделеев к знакам отличия ( орденам, лентам, звездам

6. Назовите два пристрастия Д.И.Менделеева , без которых он не мог обходится, работая у себя в кабинете ?

7. Почему Д.И.Менделеева называли мастером чемоданных дел ?

8. Назовите три службы Родине Д.И.Менделеева ?

9. .Что явилось величайшим достижением творческой деятельности Д.И. Менделеева, принесшим ему всемирную славу, и стало главным трудом всей его жизни ? Какое предположение о судьбе своего главного труда высказал сам Д.И.Менделеев на склоне лет ?

10 Легенда об изобретении водки ?

******2. 1 марта 1869 года Д.И. Менделеев предполагал выехать из Петербурга для обследования артельных сыроварен в Тверскую и другие губернии. В день выезда он искал ответ на вопрос: какую группу элементов в книге « Основы химии» следует описать сразу после щелочных металлов.

Но вот дела отложены, расчеты прерываются

С утра в поездку дальнюю ученый собирается.

Все чемоданы собраны, на козлах кучер мается:

«Поспеть бы надо к поезду, а барин все копается!»

А барин одевается и к двери направляется

Он к двери на-пра-вля-ет-ся…

**** 2.И вдруг!

Шляпа брошена в углу! Он бросается к столу.

И строчит карандашом. Наконец-то! Он нашел!

Он на чем попало пишет. Ничего вокруг не слышит.

Наконец-то понял он, в чем разгадка. В чем закон!…

Из кабинета не выходит:

«Не упустить бы мысли той!»

Он элементы ставит в строй,

Но все ж таблица не выходит…

Тогда усталостью сражен,

Лег на диван и видит сон…

******* 1 .Располагая элементы по возрастанию их атомных масс, Д.И.Менделеев заметил, что резкое изменение при переходе от галогена к щелочному металлу и уменьшение основных свойств при переходе от щелочного металла к щелочноземельному периодически повторяются. Все это дало возможность Д.И.Менделееву открытый им закон назвать законом периодичности и сформулировать следующим образом: «свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов».

***2 1 марта 1969г Д. И.Менделеев изобрел периодический закон

*****1 В этом году 1 марта исполняется 150 лет со дня создания периодического закона

Поэтому следующий тур мы проведем у таблицы Д.И. Менделеева



**** 2 Второй тур называется « Маска» Вы должны узнать о каком элементе идет речь. Команды поочередно отвечают на вопросы.

Вопрос 1.

5 баллов. В организме человека его содержится около 3 г, из них в крови 2 г.

4. По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию, алюминию.

3. В чистом виде его видели немногие.

2. В честь этого элемента был назван целый период истории, т.к. человек стал использовать орудия из этого вещества до н.э.

1. Он обладает магнитными свойствами. ( железо)

Вопрос 2.

5 баллов. Этот элемент металл серебристо-белого цвета.

4. На поверхности образует прочную оксидную плёнку.

3. По электрической проводимости уступает лишь меди и серебру.

2. Его называют «крылатым металлом».

1. Н.Г.Чернышевский назвал его «металлом социализма». ( алюминий )

Вопрос 3.

5 баллов. Соответствующее простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей.

4. Он входит в состав некоторых пестицидов.

3. Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.

2. Войска Антанты и германские войска применили это вещество в боевых действиях.

1. Соединения этого элемента используют для дезинфекции. ( хлор)

Вопрос 4.

5 баллов. Это очень ковкий металл.

4. Один из первых металлов, известных человеку.

3. С незапамятных времен притягивала человеческий взор редкая красота этого металла.

2. Самые агрессивные кислоты не способны растворить его.

1. Его называют царем металлов.( золото)

Вопрос 5.

5 баллов. Залежи минерала, в состав которого входит этот элемент, находятся на Кольском полуострове.

4. Этот элемент – аналог азота, электронные конфигурации их атомов сходны.

3. Он образует несколько аллотропных модификаций.

2. Одну из таких модификаций применяют при изготовлении спичек.

1. Другую – для получения дымовых шашек.( фосфор )



Вопрос 6. . Цинк.

5 баллов. Этот элемент – металл серебристо- белого цвета.

4. Вдыхание паров этого металла может вызвать у человека озноб и легкое отравление.

3. Металл может накапливаться в тканях человека.

2. Химические свойства позволяют использовать его для создания антикоррозийной пленки на поверхности других металлов.

1. Применяется для изготовления кровельного железа и кузовов автомобилей.



Вопрос 7 5 баллов Хранят обычно в керосине, И бегает по воде.

В природе, помните отныне,

Свободным нет его нигде.

В солях его открыть возможно,

Желтеет пламя от него,

И получить из соли можно,

Как Дэви получил его (натрий)



Вопрос 8 5 баллов

Едва ли знаете свободным тот элемент.

Который здесь мы обсуждаем !

Однако помните, он весь, скрывается от наших взоров

В стекле, песке и хрустале!

И без сомненья, вы найдете его повсюду на Земле ! ( кремний )

*** 1 . Третий тур Путешествие по таблице .

Командам необходимо назвать как можно больше химических элементов ( 3 мин на подготовку )

*****2 Итак первое путешествие Химия и космос

Назовите химические элементы , в названии которых упоминаются космические объекты. (Гелий (He), уран (U), нептуний (Np), плутоний (Pu))

*****1 Итак второе путешествие Ученые  - элементы ( 3 мин на подготовку )

Назовите элементы, в названии которых упоминается фамилия ученого (резерфордий (Резерфорд – Rf), борий (Bh), мейтнерий (Mt), кюрий (Cm), берклий (Bk), энштейний (Еs), фермий (Fm), менделевий (Md), нобелий (No), лоуренсий (Lr)

******* 2 Итак третье путешествие Ответь те на вопросы

Команды отвечают поочередно

Вопросы : 1. Какой химический элемент, в переводе с греческого означает «светоносный». (фосфор).

2. Название какого химического элемента состоит из названий двух животных – млекопитающих. (мышьяк).

3. Какой элемент входит в состав любого органического вещества (углерод)

4. Какой элемент не имеет «постоянной прописки» в периодической системе химических элементов. (водород).

5.Из 1 г. этого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км. (Золото)

6.Войско Александра Македонского во время похода в Индию поразило тяжелое желудочно-кишечное заболевание. Причем заболели только рядовые войны, а военачальники оставались в добром здравии, хотя все находились в совершенно одинаковых условиях. У рядовых воинов были оловянные бокалы, а у военачальников из другого металла. Какого? (Из серебра).



*******1 Четвертый тур «Менделеевские среды»

( Каждой команде демонстрируются опыты загадки, Задача участников правильно ответить на вопросы. Конкурс оценивается по пятибальной системе.)


**** 1. На так называемых менделеевских средах, Д. И. Менделеев проводил различные опыты , участники которых много спорили о науке, литературе, искусстве. Вам предлагаются опыты , которые демонстрировал сам Д.И.Менделеев , нужно правильно их объяснить



****2 . Однажды Д. И. Менделеев объявил, что соберет в стеклянную банку папиросный дым. Когда И.Е. Репин закурил и выпустил первую струю папиросного дыма, Дмитрий Иванович накрыл крышкой банку, стоящую на столе. К удивлению всех присутствовавших, банка действительно быстро наполнилась дымом. Тогда Менделеев предложил Репину понюхать собранный в банке табачный дым, что тот не замедлил сделать, но тут же поперхнулся, выхватил носовой платок и стал откашливаться.

Демонстрация опыта: дно банки предварительно смачивают соляной кислотой, крышку – нашатырным спиртом. При взаимодействии этих веществ образуются мельчайшие частички твердого хлорида аммония в виде дыма.

Опыт 1 Вопросы:Какой химический опыт провел Д.И. Менделеев?Что представляет собой дым?

****2. На одной из менделеевских сред Дмитрий Иванович продемонстрировал образование цветных растворов. Все были удивлены, растворы меняли свои окраски сразу после помешивания их стеклянной палочкой. Объясните , что за опыты проводил Д.И.Менделеев.

Опыт 2

1 в пробирку со щелочью ( NаОН) + фенолфталеин= малиновое окрашивание

2 в эту же пробирку + кислота ( Н С l) = обесцвечивание

Вопросы:

Какие жидкости были взяты ?Какие вещества были добавлены?

****1 5.Конкурс капитанов. ( 5 баллов)

( демонстрация опыта ) Необходимо объяснить опыт

Капитаны остались на сцене , остальные члены команды присели в зал



Ведущий1 обращается к ведущему 2 - Дай мне, пожалуйста, чай и сухарь.

Ведущий 2 дает ведущему стакан с чаем и белый сухарь.

Ведущий1 смачивает сухарь в чае – сухарь синеет.

Ведущий 2- Безобразие, ты же меня чуть не отравил!

Ведущий1 - Простите меня, я, наверное, перепутал стаканы.

Объяснить Сущность опыта  ( ответ в стакане находился раствор йода. Крахмал, находящийся в сухаре, посинел.)

Опыт 2

Ведущий1 обращается - Сделай мне , пожалуйста, кофе

Ведущий 2 дает ведущему стакан с водой ( кислота)

Ведущий1 берет стакан и возмущенно говорит это же вода

Ведущий 2- Прости, спешу , сейчас положу кофе ( ложечкой добавляет метиловый оранжевый ) Окраска становится красная

Ведущий 1- Безобразие, ты же меня вновь пытаешься отравить

Ведущий 2 Прости еще раз

Объяснить Сущность опыта  ( ответ в стакане находилась кислота добавили метиловый оранжевый )



******1 Шестой тур Составь химическую формулу

( командам дают по 2 конверта)

***В конверте химические знаки и цифры. По команде необходимо составить химическую формулу веществ из знаков и цифр, которые лежат в конверте. Побеждает тот участник, который быстрее составит формулу. Показать зрителям и назвать вещество И так 2 конверта ( С2Н5ОН, NH4NO3, )



( С6Н5ОН, С 6Н 12О 6, )



Занимательные опыты

Операция без боли FeCl3 и желтая кровяная соль

Для проведения опыта мне потребуется пациент, который не боится крови. Помогать мне будет ассистент. Все готово? Приступаем к операции. Сначала обработаем операционное поле антисептиком. Продезинфицируем скальпель. Приступаю к операции. А сейчас ассистент остановит кровотечение. Видите, от раны не осталось и следа, (вата, растворы хлорида железа, родонита аммония и вода)

Для проведения опыта химический "вулкан" растираем тщательно в фарфоровой ступке 50 г кристаллов дихромат аммония  (NH4)2Cr2O7. Чтобы было легче собрать продукт реакции, следует застелить прилегающую к месту опыта поверхность листом  фильтровальной бумаги.

Далее на лист асбестовой бумаги или металлическую пластинку насыпают (NH4)2Cr2O7 таким образом, чтобы образовалась форма горки. Палочкой   на вершине горки делаем отверстие и вливаем в него несколько миллилитров этилового спирта (С2Н5ОН).  Поджигаем спирт спичкой, спирт загорается и начинается процесс бурного разложения аммония дихромата.

При этом из «кратера» выбрасываются яркие искры и «вулканический пепел» - грязно-зеленый Cr2O3, при этом объем его во много раз превышает объем взятого аммоний дихромата: 

(NH4)2Cr2O7 → N2↑ + 4H2O↑ + Cr2O3 + Q



Пусть зимний день с метелями ( Бартенев Ф )
Не навевает грусть -
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем её я выучил?
Могу сказать зачем:
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество,
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И внешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.

Подведение итогов: Вручены грамоты --- 1 место команда 11 кл

2 место команда 10 х классов

Лучшие игроки : Шевцова П .11 кл, Тарасенко О. 10 кл

8 февраля 2019г в МБОУ Заветинской СОШ №1 прошло мероприятие , посвященное 185-летию со дня рождения русского ученого, патриота России Дмитрия Ивановича Менделеева и 150 лет созданию периодического закона Д. И. Менделеева. Вечер под названием « Встреча у таблицы Д.И.Менделеева» проведен для ребят изучающих химию 8 – 11 кл .В игре приняли участие 2 команды : Сборная 10 кл и команда 11 кл. Каждая команда сделала представление команд ( название, эмблема, подарок команде сопернице )Игра прошла в 6 туров, а также проведен конкурс капитанов. Первый тур « Автобиографический» Каждой команде предлагалось ответить на 5 вопросов. ( рулетка) Вопросы взяты из домашнего задания (интересные биографические данные) Совершили ребята путешествие по таблице Д.И.Менделеева, узнавая о каком элементе идет речь, в туре « Маска». Очень интересным получился тур « Менделеевские среды». где учащийся 9а кл Трегубов Николай играл роль Д.И.Менделеева , демонстрируя занимательные опыты, проводимые самим Д.И.Менделеевым на так называемых менделеевских средах.

Конкурс капитанов увлек всех необычными опытами. Капитаны объясняли опыты.

В туре «Составь химическую формулу , команды из химических знаков и индексов составляли формулы веществ.



5 февраля прошел конкурс стенных газет, посвященное 185-летию со дня рождения русского ученого, патриота России Дмитрия Ивановича Менделеева и 150 лет созданию периодического закона Д. И. Менделеева.

НН




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!