Учитель : Уважаемые ребята! Мы приглашаем Вас на мероприятие, посвященное 185-летию со дня рождения русского ученого, патриота России Дмитрия Ивановича Менделеева и 150 лет созданию периодического закона Д. И. Менделеева. Наше мероприятие называется « Встреча у таблицы Д.И.Менделеева.»
****1 Проходит время, сменяются события, но остается память о человеке, о подвиге, о судьбе. До тех пор, пока человека помнят, он с нами.
***** 2 Много великих имен на планете.
Их уважают за подвиг и труд.
Сегодня мы вспомним ярчайшее имя на свете:
Дмитрий Иванович Менделеев – потомки забыть тебя не дадут.
*****1 В интеллектуальной игре « Встреча у таблицы Д.И. Менделеева.» принимают Команды состоят из 6 человек.
***2 Каждая команда представляется . Внимание!!! Представление команд ( название, эмблема, подарок команде сопернице )
***** 1 Первый тур « Автобиографический» принимают участие все игроки .Каждой команде предлагается ответить на 5 вопросов. ( рулетка) Вопросы взяты из предложенных вопросов для самоподготовки домашнее задание.
1.Откуда пошел род Менделеевых ? Как возникла эта фамилия ? Сколько в семье было детей и каким по счету был Д.И. Менделеев ?
2.Кто открыл элементы. Предсказанные Менделеевым ? и какие ?
3.Чтобы совершить полет на воздушном шаре Д.И. Менделеев отправился в Клин встречать аэростат, но там слыхом не слыхали ни о каком воздушном шаре. Но начальник станции сказал, что на станцию поступило 500 пудов серной кислоты. Это убедило Менделеева, что полет состоится. Объясните, почему Менделеев пришел к такому выводу ?
4.На какие средства жила семья Менделеевых после смерти отца Ивана Павловича в 1847 г ?
5. .Как относился Д.И.Менделеев к знакам отличия ( орденам, лентам, звездам
6. Назовите два пристрастия Д.И.Менделеева , без которых он не мог обходится, работая у себя в кабинете ?
7. Почему Д.И.Менделеева называли мастером чемоданных дел ?
8. Назовите три службы Родине Д.И.Менделеева ?
9. .Что явилось величайшим достижением творческой деятельности Д.И. Менделеева, принесшим ему всемирную славу, и стало главным трудом всей его жизни ? Какое предположение о судьбе своего главного труда высказал сам Д.И.Менделеев на склоне лет ?
10 Легенда об изобретении водки ?
******2. 1 марта 1869 года Д.И. Менделеев предполагал выехать из Петербурга для обследования артельных сыроварен в Тверскую и другие губернии. В день выезда он искал ответ на вопрос: какую группу элементов в книге « Основы химии» следует описать сразу после щелочных металлов.
Но вот дела отложены, расчеты прерываются
С утра в поездку дальнюю ученый собирается.
Все чемоданы собраны, на козлах кучер мается:
«Поспеть бы надо к поезду, а барин все копается!»
А барин одевается и к двери направляется
Он к двери на-пра-вля-ет-ся…
**** 2.И вдруг!
Шляпа брошена в углу! Он бросается к столу.
И строчит карандашом. Наконец-то! Он нашел!
Он на чем попало пишет. Ничего вокруг не слышит.
Наконец-то понял он, в чем разгадка. В чем закон!…
Из кабинета не выходит:
«Не упустить бы мысли той!»
Он элементы ставит в строй,
Но все ж таблица не выходит…
Тогда усталостью сражен,
Лег на диван и видит сон…
******* 1 .Располагая элементы по возрастанию их атомных масс, Д.И.Менделеев заметил, что резкое изменение при переходе от галогена к щелочному металлу и уменьшение основных свойств при переходе от щелочного металла к щелочноземельному периодически повторяются. Все это дало возможность Д.И.Менделееву открытый им закон назвать законом периодичности и сформулировать следующим образом: «свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов».
***2 1 марта 1969г Д. И.Менделеев изобрел периодический закон
*****1 В этом году 1 марта исполняется 150 лет со дня создания периодического закона
Поэтому следующий тур мы проведем у таблицы Д.И. Менделеева
**** 2 Второй тур называется « Маска» Вы должны узнать о каком элементе идет речь. Команды поочередно отвечают на вопросы.
Вопрос 1.
5 баллов. В организме человека его содержится около 3 г, из них в крови 2 г.
4. По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию, алюминию.
3. В чистом виде его видели немногие.
2. В честь этого элемента был назван целый период истории, т.к. человек стал использовать орудия из этого вещества до н.э.
1. Он обладает магнитными свойствами. ( железо)
Вопрос 2.
5 баллов. Этот элемент металл серебристо-белого цвета.
4. На поверхности образует прочную оксидную плёнку.
3. По электрической проводимости уступает лишь меди и серебру.
2. Его называют «крылатым металлом».
1. Н.Г.Чернышевский назвал его «металлом социализма». ( алюминий )
Вопрос 3.
5 баллов. Соответствующее простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей.
4. Он входит в состав некоторых пестицидов.
3. Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.
2. Войска Антанты и германские войска применили это вещество в боевых действиях.
1. Соединения этого элемента используют для дезинфекции. ( хлор)
Вопрос 4.
5 баллов. Это очень ковкий металл.
4. Один из первых металлов, известных человеку.
3. С незапамятных времен притягивала человеческий взор редкая красота этого металла.
2. Самые агрессивные кислоты не способны растворить его.
1. Его называют царем металлов.( золото)
Вопрос 5.
5 баллов. Залежи минерала, в состав которого входит этот элемент, находятся на Кольском полуострове.
4. Этот элемент – аналог азота, электронные конфигурации их атомов сходны.
3. Он образует несколько аллотропных модификаций.
2. Одну из таких модификаций применяют при изготовлении спичек.
1. Другую – для получения дымовых шашек.( фосфор )
Вопрос 6. . Цинк.
5 баллов. Этот элемент – металл серебристо- белого цвета.
4. Вдыхание паров этого металла может вызвать у человека озноб и легкое отравление.
3. Металл может накапливаться в тканях человека.
2. Химические свойства позволяют использовать его для создания антикоррозийной пленки на поверхности других металлов.
1. Применяется для изготовления кровельного железа и кузовов автомобилей.
Вопрос 7 5 баллов Хранят обычно в керосине, И бегает по воде.
В природе, помните отныне,
Свободным нет его нигде.
В солях его открыть возможно,
Желтеет пламя от него,
И получить из соли можно,
Как Дэви получил его (натрий)
Вопрос 8 5 баллов
Едва ли знаете свободным тот элемент.
Который здесь мы обсуждаем !
Однако помните, он весь, скрывается от наших взоров
В стекле, песке и хрустале!
И без сомненья, вы найдете его повсюду на Земле ! ( кремний )
*** 1 . Третий тур Путешествие по таблице .
Командам необходимо назвать как можно больше химических элементов ( 3 мин на подготовку )
*****2 Итак первое путешествие Химия и космос
Назовите химические элементы , в названии которых упоминаются космические объекты. (Гелий (He), уран (U), нептуний (Np), плутоний (Pu)).
*****1 Итак второе путешествие Ученые - элементы ( 3 мин на подготовку )
Назовите элементы, в названии которых упоминается фамилия ученого (резерфордий (Резерфорд – Rf), борий (Bh), мейтнерий (Mt), кюрий (Cm), берклий (Bk), энштейний (Еs), фермий (Fm), менделевий (Md), нобелий (No), лоуренсий (Lr).
******* 2 Итак третье путешествие Ответь те на вопросы
Команды отвечают поочередно
Вопросы : 1. Какой химический элемент, в переводе с греческого означает «светоносный». (фосфор).
2. Название какого химического элемента состоит из названий двух животных – млекопитающих. (мышьяк).
3. Какой элемент входит в состав любого органического вещества (углерод)
4. Какой элемент не имеет «постоянной прописки» в периодической системе химических элементов. (водород).
5.Из 1 г. этого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км. (Золото)
6.Войско Александра Македонского во время похода в Индию поразило тяжелое желудочно-кишечное заболевание. Причем заболели только рядовые войны, а военачальники оставались в добром здравии, хотя все находились в совершенно одинаковых условиях. У рядовых воинов были оловянные бокалы, а у военачальников из другого металла. Какого? (Из серебра).
*******1 Четвертый тур «Менделеевские среды»
( Каждой команде демонстрируются опыты загадки, Задача участников правильно ответить на вопросы. Конкурс оценивается по пятибальной системе.)
**** 1. На так называемых менделеевских средах, Д. И. Менделеев проводил различные опыты , участники которых много спорили о науке, литературе, искусстве. Вам предлагаются опыты , которые демонстрировал сам Д.И.Менделеев , нужно правильно их объяснить
****2 . Однажды Д. И. Менделеев объявил, что соберет в стеклянную банку папиросный дым. Когда И.Е. Репин закурил и выпустил первую струю папиросного дыма, Дмитрий Иванович накрыл крышкой банку, стоящую на столе. К удивлению всех присутствовавших, банка действительно быстро наполнилась дымом. Тогда Менделеев предложил Репину понюхать собранный в банке табачный дым, что тот не замедлил сделать, но тут же поперхнулся, выхватил носовой платок и стал откашливаться.
Демонстрация опыта: дно банки предварительно смачивают соляной кислотой, крышку – нашатырным спиртом. При взаимодействии этих веществ образуются мельчайшие частички твердого хлорида аммония в виде дыма.
Опыт 1 Вопросы:Какой химический опыт провел Д.И. Менделеев?Что представляет собой дым?
****2. На одной из менделеевских сред Дмитрий Иванович продемонстрировал образование цветных растворов. Все были удивлены, растворы меняли свои окраски сразу после помешивания их стеклянной палочкой. Объясните , что за опыты проводил Д.И.Менделеев.
Опыт 2
1 в пробирку со щелочью ( NаОН) + фенолфталеин= малиновое окрашивание
2 в эту же пробирку + кислота ( Н С l) = обесцвечивание
Вопросы:
Какие жидкости были взяты ?Какие вещества были добавлены?
****1 5.Конкурс капитанов. ( 5 баллов)
( демонстрация опыта ) Необходимо объяснить опыт
Капитаны остались на сцене , остальные члены команды присели в зал
Ведущий1 обращается к ведущему 2 - Дай мне, пожалуйста, чай и сухарь.
Ведущий 2 дает ведущему стакан с чаем и белый сухарь.
Ведущий1 смачивает сухарь в чае – сухарь синеет.
Ведущий 2- Безобразие, ты же меня чуть не отравил!
Ведущий1 - Простите меня, я, наверное, перепутал стаканы.
Объяснить Сущность опыта ( ответ в стакане находился раствор йода. Крахмал, находящийся в сухаре, посинел.)
Опыт 2
Ведущий1 обращается - Сделай мне , пожалуйста, кофе
Ведущий 2 дает ведущему стакан с водой ( кислота)
Ведущий1 берет стакан и возмущенно говорит это же вода
Ведущий 2- Прости, спешу , сейчас положу кофе ( ложечкой добавляет метиловый оранжевый ) Окраска становится красная
Ведущий 1- Безобразие, ты же меня вновь пытаешься отравить
Ведущий 2 Прости еще раз
Объяснить Сущность опыта ( ответ в стакане находилась кислота добавили метиловый оранжевый )
******1 Шестой тур Составь химическую формулу
( командам дают по 2 конверта)
***В конверте химические знаки и цифры. По команде необходимо составить химическую формулу веществ из знаков и цифр, которые лежат в конверте. Побеждает тот участник, который быстрее составит формулу. Показать зрителям и назвать вещество И так 2 конверта ( С2Н5ОН, NH4NO3, )
( С6Н5ОН, С 6Н 12О 6, )
Занимательные опыты
Операция без боли FeCl3 и желтая кровяная соль
Для проведения опыта мне потребуется пациент, который не боится крови. Помогать мне будет ассистент. Все готово? Приступаем к операции. Сначала обработаем операционное поле антисептиком. Продезинфицируем скальпель. Приступаю к операции. А сейчас ассистент остановит кровотечение. Видите, от раны не осталось и следа, (вата, растворы хлорида железа, родонита аммония и вода)
Для проведения опыта химический "вулкан" растираем тщательно в фарфоровой ступке 50 г кристаллов дихромат аммония (NH4)2Cr2O7. Чтобы было легче собрать продукт реакции, следует застелить прилегающую к месту опыта поверхность листом фильтровальной бумаги.
Далее на лист асбестовой бумаги или металлическую пластинку насыпают (NH4)2Cr2O7 таким образом, чтобы образовалась форма горки. Палочкой на вершине горки делаем отверстие и вливаем в него несколько миллилитров этилового спирта (С2Н5ОН). Поджигаем спирт спичкой, спирт загорается и начинается процесс бурного разложения аммония дихромата.
При этом из «кратера» выбрасываются яркие искры и «вулканический пепел» - грязно-зеленый Cr2O3, при этом объем его во много раз превышает объем взятого аммоний дихромата:
(NH4)2Cr2O7 → N2↑ + 4H2O↑ + Cr2O3 + Q
Пусть зимний день с метелями ( Бартенев Ф )
Не навевает грусть -
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем её я выучил?
Могу сказать зачем:
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество,
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И внешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Подведение итогов: Вручены грамоты --- 1 место команда 11 кл
2 место команда 10 х классов
Лучшие игроки : Шевцова П .11 кл, Тарасенко О. 10 кл
8 февраля 2019г в МБОУ Заветинской СОШ №1 прошло мероприятие , посвященное 185-летию со дня рождения русского ученого, патриота России Дмитрия Ивановича Менделеева и 150 лет созданию периодического закона Д. И. Менделеева. Вечер под названием « Встреча у таблицы Д.И.Менделеева» проведен для ребят изучающих химию 8 – 11 кл .В игре приняли участие 2 команды : Сборная 10 кл и команда 11 кл. Каждая команда сделала представление команд ( название, эмблема, подарок команде сопернице )Игра прошла в 6 туров, а также проведен конкурс капитанов. Первый тур « Автобиографический» Каждой команде предлагалось ответить на 5 вопросов. ( рулетка) Вопросы взяты из домашнего задания (интересные биографические данные) Совершили ребята путешествие по таблице Д.И.Менделеева, узнавая о каком элементе идет речь, в туре « Маска». Очень интересным получился тур « Менделеевские среды». где учащийся 9а кл Трегубов Николай играл роль Д.И.Менделеева , демонстрируя занимательные опыты, проводимые самим Д.И.Менделеевым на так называемых менделеевских средах.
Конкурс капитанов увлек всех необычными опытами. Капитаны объясняли опыты.
В туре «Составь химическую формулу , команды из химических знаков и индексов составляли формулы веществ.
5 февраля прошел конкурс стенных газет, посвященное 185-летию со дня рождения русского ученого, патриота России Дмитрия Ивановича Менделеева и 150 лет созданию периодического закона Д. И. Менделеева.
НН