СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КВН по истории Средних веков для 6 кл

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка повторительно-обобщающего урока истории для 6 класса, который можно использовать в качестве итогового урока по курсу истории средних веков или в рамках предметной недели.Используя групповую работу учащиеся в игровой форме повторяют основные события и персоналии изученной эпохи.

Просмотр содержимого документа
«КВН по истории Средних веков для 6 кл»

КВН по истории Средних веков

Фролова Елена Геннадьевна

учитель истории,

МБОУ гимназии №8,

г. Дубна, Московская область

Цель:

КВН проводится в рамках предметной недели. Формируются команды из представителей классов в параллели. Если же класс один, то формируются 2 команды, остальные ученики – болельщики.

Задачи:

  1. Пробудить интерес к данной эпохе.

  2. Проверить знания по истории Средних веков.

  3. Расширить кругозор за счет использования дополнительной литературы при подготовке к данному мероприятию.

  4. Совершенствовать навыки умения работать в группе.

Ход игры

  1. Крылатые выражения

Задание 1. Предлагаются изображения предметов.

  1. Перчатка

  2. Шлем

  1. Бросить перчатку

  2. С открытым забралом


Задание 2. Предлагается ситуация, в которой надо правильно употребить крылатое выражение:

а) Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фуры, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и горестно воскликнули: «…» («Что с возу упало, то пропало»). Эта поговорка возникла в средние века. Когда земля и все, что находилось на ней, принадлежало феодалу. Если падал товар с воза, он безвозвратно переходил в собственность владельца земли.

б) турнир подходил к концу. Ржание лошадей, стоны, треск копий наполняли ристалище. Уже не мало поменяли копий. С тех пор и пошло выражение … («копья ломать»). В средние века конные рыцари на турнирах сражались на копьях. Противники старались выбить друг друга из седла, ударяя копьем в железные латы. Копья часто ломались. Выражение означает яростную борьбу, ожесточенную схватку.

В) Правитель Багдада Гарун-аль-Рашид внял желанию одного из своих подданных – хоть на короткий срок стать правителем. Человека этого усыпили, перенесли во дворец. Когда он проснулся, ему начали воздавать царские почести. Но продолжалось это недолго. Когда бедняк покидал дворец, он воскликнул: «Я был всего … («Калиф на час»). Т.е. правитель случайно и ненадолго. Выражение заимствовано из сказок «Тысяча и одна ночь».

Задание 3. Объяснить, что означает крылатое выражение и как оно возникло «Ходить в Каноссу».

  1. Знаешь ли ты искусство?

Предлагается комплект карточек с изображениями храмов различных стран и карточки с названиями стран.

Задание: соотнесите.

  1. Китай

  2. Индия

  3. Византия

  4. Арабское

гос-во



  1. Знаешь ли ты историю военного искусства?

Предлагается комплект карточек с изображениями:

  1. Воинов различных стран

  2. Фрагмент карты



Задание : определить, что это за страна и выбрать рисунки с изображениями воинов, относящиеся к этой стране и к этому времени. Сказать, в каких войнах и походах могли участвовать.



Комплект карточек с изображением воинов

Фрагменты карт

Государство франков

Османская империя

Франция

(Столетняя война)

Знаешь ли ты карту?

Предлагается фрагмент карты.

Задание:

  1. Определить, что это за событие

  2. Определить время

  3. Дать характеристику этому событию.

Битва при Гастингсе

Верденский раздел

Четвертый крестовый поход

  1. Знаешь ли ты исторических деятелей?

Предлагается комплект портретов исторических деятелей

Ян Жижка

Ян Гус

Людовик XI

Карл Смелый

Карл Великий

Жанна Д,Арк

Елизавета Великая

Задание 1. Кому принадлежат слова?

  1. «Даже последний грошик, который прячет бедная старуха, умеет вытянуть недостойный церковнослужитель. Как же не сказать, что он хитрее и злее вора». (Ян Гус)

  2. «Я так люблю Францию, что предпочел бы иметь в ней шесть государей вместо одного».(Карл Смелый)

  3. «Мой супруг - Англия, мои дети – подданные».(Елизавета Великая)

Задание 2. О ком историческом деятеле идет речь? Рассказать о его роли в истории. Найти портрет.

  1. Почуял граф, что смерть его настигла. Граф молвит: «Пора нам, Дюрендаль, с тобой проститься. С тобой мы много недругов побили, с тобой большие земли покорили». Идет он под тенистую сосну, ложится на зеленую траву, свой меч и рог кладет себе на грудь. К Испании лицо он повернул, чтоб было видно Карлу- королю. («Песнь о Роланле», Карл Великий)

  2. На заре Констанц проснулся

В колокольном звоне.

Собирались кардиналы, как быки в загоне.

Трое пап, князья, баронство,

Венчанные главы.

Собирались как Иуды

На суд нечестивый. (Ян Гус)

  1. «Расчетливый и хитрый, он ставил выше всего свои личные интересы и умел ради них жертвовать не только своей гордостью, но и своими страстями. Он тщательно скрывал свои истинные мысли, намерения м чувства, даже от своих приближенных. И нередко говаривал: «Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать; что касается меня, то узнай я, что моя шапка проведала мои мысли, я в ту же минуту бросил бы ее в огонь». Никто – ни до него, ни после – не умел лучше подмечать слабости своих близких и пользоваться ими лоя своих выгод, в то же время ловко скрывая от всех собственные недостатки и слабости». (В. Скотт «Квентин Дорвард», описание черт характера Людовика XI)



Задание 3. Чьи это прозвища?

  1. Всемирный паук

  2. Орлеанская Дева

  3. Страшный слепец

Задание 4. Предлагаются 2 портрета: Д. Бруно и Я. Гуса

  1. Определить, кто изображен на портретах

  2. Рассказать о деятельности каждого.

  3. Определить, кому принадлежит высказывание:


«Произнося мне приговор, вы дрожите от страха больше, чем я, идущий на костер». И 156 февраля 1600 г. был сожжен.



  1. Анализ незнакомого текста

1. «На следующий день бой возобновился у стен кре­пости Галаты, которая преграждала доступ во внутрен­нюю гавань города. Осажденные предприняли вылазку, но были отбиты рыцарями и не успели закрыть ворот города. Жители искали спасение в башне, к которой была при­креплена цепь, препятствовавшая кораблям проникнуть во внутреннюю гавань. Однако венецианские корабли порва­ли цепь и вошли в нее. Венецианцы, подведя корабли не­посредственно к стенам города, по лестницам начали штурм с моря. Французские же рыцари овладели городом с су­ши».

Задание: 1. Об осаде какого города идет речь? 2. Ког­да это происходило? Докажите примерами из текста. (Речь идет о штурме Константинополя во время четвертого кре­стового похода в 1204 г.)

2. «На следующий день бой возобновился у стен кре­пости Галаты, которая преграждала доступ во внутрен­нюю гавань города. Осажденные предприняли вылазку, но были отбиты рыцарями и не успели закрыть ворот города. Жители искали спасение в башне, к которой была при­креплена цепь, препятствовавшая кораблям проникнуть во внутреннюю гавань. Однако венецианские корабли порва­ли цепь и вошли в нее. Венецианцы, подведя корабли не­посредственно к стенам города, по лестницам начали штурм с моря. Французские же рыцари овладели городом с су­ши».

Задание: 1. Об осаде какого города идет речь? 2. Ког­да это происходило? Докажите примерами из текста. (Речь идет о штурме Константинополя во время четвертого кре­стового похода в 1204 г.)

3. «Король спросил предводителя: «Почему вы не хо­тите вернуться в свои дома?» Тот отвечал, что ни он, ни его товарищи не уйдут до тех пор, пока не получат грамо­ту об удовлетворении их требований. А они следующие: ни один барон не будет иметь много земли, и вся она бу­дет справедливо распределена между всеми. Имущество
святой церкви должно быть разделено между прихожана­ми. В стране не должно быть ни одного крепостного. Все должны быть свободны.

Король ответил, что все, что он может, он им честно пожалует, и велел отправляться домой без промедления».

Задания: 1. Определить, какое событие описано, и до­казать это отрывками из текста. 2. Кто предъявлял тре­бования королю и какова его дальнейшая судьба?

(Речь идет о восстании Уота Тайлера и его перегово­рах с королем.)


  1. Историческая путаница

Задание: найти исторические ошибки.

На рыцарском турнире XII века.

Прошло сто лет с момента высадки нормандских рыцарей на остров. Но вражда между коренными жителями — англо-саксами и. завоевателями норманнами — еще не утихла. Королевская власть была еще слаба, а феодалы — владельцы больших и малых поместий — чувствовали себя свободно и незави­симо. Закончился третий крестовый поход, и рыцари-крес­тоносцы во главе с английским королем Ричардом I Львиное Сердце с победой возвращались домой.

Возобновились рыцарские турниры. Один из них прохо­дил близ города Шеффилда. Народу собралось множество, их шатры размещались на всем протяжении ристалища. Здесь можно было встретить рыцарей, их родню и слуг, бродячих купцов с товарами, восточных людей, одетых не­обычно, — в чалме и халате.

Каждый прибывавший на турнир рыцарь демонстриро­вал свой герб. Наконец все готово к состязанию. Знатные дамы заняли места в ложах, украшенных лентами и гир­ляндами цветов.

Подан сигнал для боя. Вот выезжает рыцарь в желез­ных дорогих доспехах, панцирь его украшен золотой на­сечкой. Его противником был член ордена Храма, защит­ника христианства. Он был одет в кольчугу, которую по специальному заказу выполнил лондонский ремесленник. На нем был красный плащ с белым суконным крестом. Противники на секунду замерли, а потом с копьями на­перевес помчались навстречу друг другу. Удар! — и копья сломались. Рыцари разъехались и снова начали сходиться. В руках у них заблестели сабли. Член ордена Храма за­мешкался и тут же был сброшен с лошади. Трибуны ру­коплескали, а некоторые дамы опустили большой палец правой руки вниз — смерть побежденному! Но, к счастью, таких было меньшинство. Победителю достались доспехи побежденного, который, посрамленный, ушел с арены пеш­ком.

Первая ошибка — крестоносцы после третьего кресто­вого похода вернулись не с победой, поход закончился бес­славно, им так и не удалось захватить богатые страны Ближнего Востока.

Вторая — «возобновились турниры». Они не могли во­зобновиться, так как и не прекращались.

Третья — шатры не могли быть размещены на ристалище. Ристалище — это арена с оградой и трибунами, где проходили состязания.

Четвертая — восточных людей в чалмах не могло быть на состязании в Англии XII в., так как не было прямых торго­вых сношений с Востоком.

Пятая — одежда рыцарей. Ры­царь не мог быть в панцире, так как они появились два ве­ка спустя. В XII в. доспехи походили на комбинезоны из ко­жи и плотного холста, сверху покрытые металлическими пластинками. Не мог быть и противник в кольчуге, так как в XII в. кольчуги умели делать только на Востоке и Руси. Следовательно, неверно и утверждение, что кольчуга сдела­на лондонским ремесленником. Защитники христианства, члены ордена Храма, носили белые плащи с нашитым су­конным крестом красного цвета.

Шестая ошибка — в этот период на турнирах сражались копьями и мечами, длина которых была около одного метра. Следовательно, невер­но, что в руках противников сверкнули сабли.

Седьмая ошибка — на рыцарских турнирах считался победителем тот, кто сбросил противника наземь. На этом состязание кончалось. Смерти побежденному не требовал никто. Опи­санный обычай имел место в Древнем Риме во время боев гладиаторов (опускать или поднимать пальцы могли сво­бодные римляне, решая таким образом вопрос жизни или смерти гладиатора).



Используемая литература:

Кулагина Г.А. Сто игр по истории: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1967 – 277 с.

Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990 – 95 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!