СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КВН по народным сказкам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Путешествуем по русским народным сказкам.

Просмотр содержимого документа
«КВН по народным сказкам»

КВН «В ГОСТИ К РУССКОЙ СКАЗКЕ»

Цели:

  • Расширить знания учащихся о русских сказках, о жизни и традициях русского народа.

  • Развивать речь и творческие способности учащихся, коммуникативные навыки, прививать любовь к русской литературе.

  • Воспитывать интерес к чтению, художественно-творческий потенциал.

Оборудование: библиотека оформлена детскими иллюстрациями к сказкам; заготовки кроссвордов.

Подготовительная работа: выставка «В гости к русской сказке», учащиеся читают сказки: «Сивка-Бурка», «Семь Симионов», «Царевна-лягушка», «Марья - Моревна», «Как мужик гусей делил», «Кузьма Скоробогатый», «Дочь-семилетка», «По щучьему велению», «Как лиса училась летать», «Лиса и журавль», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Журавль и цапля».

Ход занятия:

  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово библиотекаря

Много сказок родилось на русской земле. Их складывали, хранили в памяти, передавали из уст в уста. Некогда ходили на Руси «бахари» (от слова «баять» - говорить, сказывать) – сказочники. Собиралась вокруг бахаря толпа – кому неохота узнать про дива дивные! В сказке можно увидеть в небе быстро несущийся ковер-самолет, гуляя по лесу встретить говорящего человеческим голосом серого волка или же случайно набрести на ветхую избушку Бабы Яги. В волшебных сказках рассказывается о подвигах и приключениях героев, которым всегда выпадают на долю трудные задачи: достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея, змея, ведьму, защитить от врага родную землю. Приключения героев волшебной сказки обычно повторяются три раза. Если, например, герой попадает в подземное царство, то сначала он находит медный дворец, затем серебряный и, наконец, золотой – каждый раз все краше и краше.

В сказках о животных привычно действуют звери и птицы, но как их действия похожи на людские. Сказка не становится иносказанием, но под звериной, птичьей личиной-маской угадываются люди. В бытовых сказках выведены настоящие люди – терпящие нужду бедняки, богатые купцы, глупцы и дурачки. Сами по себе герои бытовых сказок, к примеру, хитрые солдаты, воры - пройдохи, редко бывают положительными. Они нужны сказочникам, чтобы посмеяться над общечеловеческой простотой и неразумием. Особенный смысл у сказок про Иванушку - дурачка. Народ не превращает дурачка в положительного героя. Так, Иванушка, хотя и дурачок, но честный, добрый, не жадный. Через его образ показана судьба человека: тот, кто желал, не получил богатство, а Ивану оно досталось. Сказочники меняют и облик дурачка. Емеля из сказки «По щучьему велению» превращен в красавца-царя. Итак, войдем в мир русской сказки.

  1. Основная часть

(Звучит сказочная музыка.)

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

Сегодня собрались вы здесь,

Чтоб показать свои познания.

Клуб находчивых для вас

Устраивает состязанье.

КВН наш начинается,

И вы должны нам все представиться.

(Представление жюри. В нашем случае жюри в количестве 3 человек.)

  1. Представление команд.

  2. Конкурс «Разминка».

(Оценивается в три балла. За каждый правильный ответ – 1 балл. По очереди команды отвечают на вопросы.

На доске плакат с цифрами от 1 до 6. Цифры закрыты. Команды называют цифры. Под каждым номером вопрос.)

Вопросы к разминке:

  1. Угадайте сказку: «Только пришли во дворец – как ударил гром, распалась крыша, раздвоился потолок, и влетел орел. Ударился орел об пол и сделался добрым молодцом». (Сказка «Марья - Моревна».)

  2. Назовите профессии братьев из русской народной сказки «Семь Симеонов» в обработке И. Карнауховой. (Кузнец, верхолаз, мореход, стрелец, звездочет, хлебороб, музыкант. Правильным также считается ответ: кузнец, верхолаз, мореход, стрелец, продавец, звездочет, вор.)

  3. Угадайте сказку и назовите героя: «Влез… коню в правое ухо, а в левое вылез – стал таким молодцом, что ни в сказке сказать, ни пером описать!». (Сказка «Сивка-Бурка», герой Иванушка - дурачок.)

  4. Угадайте сказку и назовите героя: «Стрелок из лука. Чья стрела далеко улетает и счастливо судьбу его решает?». (Сказка «Царевна – лягушка», герой Иван – царевич.)

  5. Угадайте сказку и назовите героя: «…Стал жить-поживать с женой царевной в палатах белокаменных и лисоньку всякий день угощать курочкой». (Сказка «Кузьма Скоробогатый», герой Кузьма Скоробогатый.)

  6. Угадайте сказку и назовите героя. В какой сказке и кто обещал коней в речную траву, деревья, зеленый луг? (Сказка «Морской царь и Василиса Премудрая», героиня Василиса Премудрая.)

(Слово жюри.)

Ведущий:

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случится:

Что-то ждет нас впереди?

Слышишь? Сказка в дверь стучится,

Скажем сказке: «Заходи».

  1. Домашнее задание.

(Инсценированный отрывок сказки.)

  1. Конкурс болельщиков.

(За правильный ответ – 1 балл. Вопросы задают ведущие по очереди каждой команде болельщиков.)

Вопросы:

  1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению». (Емеля.)

  2. «Сивка – Бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!». (Иванушка – дурачок.)

  3. Знакомы ли вам герои, которые написали следующие объявления:

«Я богатый, всемогущий,

Очень стройный, страшно злющий,

Но я смерти не боюсь.

Угадайте, как зовусь?»

(Кощей бессмертный.)





«Я обаятельная жутко

И обладаю нюхом чутким,

Прической славлюсь неземною,

Летать умею над землею».

(Баба Яга.)



Ведущий: Каждая сказка нас чему-то учит, недаром само слово «сказка» произошло от древнего слова «баснь». А басня, как известно, предполагает мораль. Мы говорим название сказки, а вы подбираете пословицу или поговорку, выражающую мораль сказки.

Например:

  • «Лиса и журавль» - как аукнется, так оно и откликнется.

  • «По щучьему велению» - доброе дело сто раз возвернется.

  • «Сивка – Бурка» - где друзьями дорожат, там и враги дрожат.

  • «Царевна – лягушка» - любовь и верность сильнее смерти.

  • «Семь Симеонов» - не ищи друзей в хороводе, а ищи в огороде.

  • «Журавль и цапля» - за глупой головой и ногам плохо.

  • «Василиса Премудрая» - проверь, прежде чем прыгать.

(Подведение итогов домашнего задания.)

  1. Конкурс «Узнай волшебные предметы».

Ведущий:

У меня корзина есть,

В ней вещей не перечесть.

Тяжела и велика,

Вес её полпуда.

Поспешите угадать,

Что в ней и откуда.

(Ведущий показывает предметы по очереди каждой команде.)

  • Серебряная ложка («Марья Моревна».)

  • Платок («Марья Моревна».)

  • Клубок («Царевна – лягушка».)

  • Кувшин («Лиса и журавль».)

  • Ниточка шелкова («Дочь – семилетка».)

  • Золотой перстень («Сивка – Бурка».)



(Звучит музыка. Слово предоставляется жюри.)

  1. Конкурс капитанов.

(Разгадывание кроссворда.)

Кроссворд по теме «Русские народные сказки»

  1. Героиня сказки, которая украла петуха.

  2. Героиня сказки «Волк и семеро козлят».

  3. Главный герой сказки «По щучьему велению».

  4. Непоседа, который укатился от бабушки и дедушки.

  5. Имя девочки из сказки «Три медведя».

  6. Вставь имя героя в название сказки: «… - ясный сокол».

  7. Как звали девочку, чей братик превратился в козленочка?

  8. Кто превратил Василису Прекрасную в лягушку?

  9. Героиня сказки «Буренушка».






11



















2











33




















4


















55

















66












77





















8


















9











  1. Подведение итогов. Выступление жюри, награждение

Сказки русские просты и глубоки, как сама русская душа. «Вечером, - пишет Пушкин своему брату, - слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого нашего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».

А вот как сказал о русской сказке философ Иван Ильич: «… Русская сказка – как цвет незаметных и неведомых полевых цветов; а духовный смысл её – как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все неизреченное естественно родной природы – и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее, - все в сочетании неописуемого вкуса и аромата».

2 «Г» класс.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!