Творчество А. С. Пушкина.
К В Н по сказкам А. С. Пушкина.
( урок внеклассного чтения в четвертом классе)
Учитель: Карапка Е. С.
МБОУ Хмелитская СОШ
Вяземского района
Смоленской области
Цели урока: расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина; развивать речь, творческие способности детей, внимание, память; прививать любовь к чтению, к книге; обогащать словарный запас; воспитывать доброту и милосердие.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать вслух, про себя; развивать умения отвечать на вопросы на основе художественного текста; прогнозировать содержание, называть волшебные события и предметы в сказках; формировать интерес к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.
Подготовка к уроку: класс делится на две команды; придумываются названия, учащиеся читают сказки А.С.Пушкина, готовят иллюстрации к сказкам.
Оформление класса: портрет А.С.Пушкина, рисунки детей по произведениям поэта; иллюстрации художников к сказкам; выставка книг А.С.Пушкина.
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка целей урока.
Представление команд.
Учитель: Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки!
- Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек яблока, то умелец Балда сумел проучить чертей и т. д. Все это очень интересно! Сегодня мы будем вспоминать любимые сказки Александра Сергеевича Пушкина.
4. Разминка.
Вопросы задаются по очереди каждой команде.
Где родился А.С. Пушкин? ( В Москве.)
Когда он родился? ( В 1799 году.)
Как звали няню А.С.Пушкина? ( Арина Родионовна.)
В каком учебном заведении он учился? ( В Царскосельском лицее.)
Кто сказал: « Что за прелесть эти сказки!»? (А.С.Пушкин.)
Имя прадеда Пушкина? (Абрам Ганнибал.)
Конкурс « Разгадай кроссворд».
1.Чем угощали богатыри царевну? 2. Назовите первый язык, которым овладел А.С.Пушкин. 3. Старуха хотела одеваться в дорогую соболью… 4.Где родился А.С.Пушкин? 5.Слово, которым бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? 6.Любимое время года поэта.
Ответы:1. Пирожком. 2.Французский. 3.Душегрейка.4.Москва. 5.Простофиля. 6.Осень.
Конкурс «Узнай сказку по рисунку».
Детям показывают рисунки, по которым они должны узнать сказку: кораблик
(«Сказка о царе Салтане…»); зеркало(«Сказка о мертвой царевне…»);яблоко
(«Сказка о мертвой царевне…»); заяц(«Сказка о попе и его работнике Балде»); лебедь («Сказка о царе Салтане..»); корыто(«Сказка о рыбаке и рыбке»).
7. Конкурс « Кто быстрее вспомнит все названия сказок А.С.Пушкина?»
8.Конкурс «Знатоки сказок».
Учитель: - А сейчас мы проведем конкурс на лучшего знатока сказок Пушкина.
1.Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
( Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
2.Что кричал петушок, сидя на спице?
( Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку!)
3.Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?
( Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!)
4.Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
( Жил старик со своею старухой
Усамого синего моря…)
5.Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане..»?
( Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.)
6.Какими словами обращался старик к золотой рыбке?
( Смилуйся, государя рыбка!)
7.А какими словами заканчиваются сказки: «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?
( Я там был, мед, пиво пил-
И усы лишь обмочил.)
8.Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке».
( Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.)
9.Назовите ответ зеркальца злой мачехе в конце сказки?
( Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее.)
10.О чем вели разговор три девицы поздно вечерком в светлице?
( «Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
« Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки – царя
Родила богатыря».)
9. Конкурс «Кто быстрее?»
-Узнайте сказку по следующим словам: путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.(«Сказка о мертвой царевне…»)
- Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей.)
- У кого жила царевна в лесу? ( У семи богатырей.)
- Как звали собаку семи богатырей? (Соколко.)
- К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? ( К солнцу, месяцу, ветру.)
- Где братья похоронили молодую царевну? ( В пустой горе.)
- Что сказала царевна, когда ожила? («Как же долго я спала».)
- Узнайте сказку по следующим словам: откуп, дурачина, изба, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
- Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? (30лет и 3 года.)
- Сколько раз закидывал невод старик? ( 3 раза.)
- Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз – тину, 2-й раз – морскую траву.)
- Что просила старуха? (Корыто, избу.)
- Кем она хотела стать и стала? (Столбовую дворянкой, вольною царицей.)
- Какое желание рыбка так и не выполнила? (Стать владычицей морскою.)
- Узнайте сказку по следующим словам: базар, жадность, лошадь, работа, море, веревка, наказание. («Сказка о попе и его работнике Балде».)
- За что согласился Балда служить попу славно, усердно и очень исправно? ( В год за три щелчка по лбу.)
- С кого поп велел собрать оброк за три года? (С чертей.)
- Кто бегал наперегонки с бесенком вместо Балды? (Заяц.)
- Узнайте сказку по следующим словам: царь, бочка, кораблик, лебедь, гонец, зависть. («Сказка о царе Салтане…»)
- Какую песню пела белка « при честном при всем народе»?( Во саду ли, в огороде…)
- Что за стража обходила дозором славный город? ( 33 богатыря.)
- Кто возглавлял чудесное войско? (Дядька Черномор.)
- В кого превращался князь Гвидон? (В комара, муху, шмеля.)
- Кто подменил грамоты гонцу? (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой.)
10. Подведение итогов. Награждение.
Вот и все. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится!
Были вы, друзья, отважны,
Не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну, а если захотите
В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!
Стоит в руки ее взять,
И любимые герои
С вами встретятся опять!
До новых встреч!
5