СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КВН "Птицы- наши пернатые друзья, обижать их нельзя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КВН про зимующих птиц. Интересные и познавательные задания.

Просмотр содержимого документа
«КВН "Птицы- наши пернатые друзья, обижать их нельзя"»

КВН «Птицы - наши пернатые друзья, обижать их нельзя»


Цель: закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем селе;

    • уметь различать их по внешнему виду;

    • знать повадки птиц и приспособленность их к среде обитания.

Задачи: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадки птиц и приспособлении их к среде обитания, обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану; активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Предварительная работа:

1) Формируются две команды по 5 человек, остальные учащиеся – болельщики, они выбирают команду, за которую будут болеть.

2) Команды получают задания:

а) Придумать и изготовить эмблему для своей команды

б) подготовить 3 вопроса о птицах нашей местности команде-сопернику.

Действующие лица: ведущий, 2 чтеца, 2 команды для игры.



Ход игры

Ведущий: - Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать в клубе веселых и находчивых. Сегодня в нашей игре принимают участие 2 команды. Позвольте представить членов нашего жюри.

Ведущий: - Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! Как радует слух их чудесное пение, которое оживляет наши поля, сады и леса, доставляя людям истинное наслаждение, способно улучшить настроение.

Ведущий: - Птиц называют властелинами воздуха. Они повсюду - нет на нашей планете такого уголка, в котором бы ни разу не побывали крылатые странники. Птицы в океане и над океаном, в горах и над самыми высокими вершинами, в пустынях и над ними. Всего на земном шаре насчитывается около 8600 видов пернатых.

1 чтец :

На нашей планете живут

Чудесные создания,

Они летают и поют

И землю свято берегут.

Скажите, дети,

Можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы На земле вдруг пропадут?

Букашки, жучки, червячки,

На деревья нападут.

И съедят кору лисички,

Обгладают ветки, почки.

Вот, что будет

Если птицы, если птицы,

Все исчезнут - пропадут!


И не будет щебетанья,

И сороки стрекотанья,

Чик - чирика воробья...

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете!

Ведущий: -Дети, а что вы знаете о птицах? (рассказы учащихся).

Ведущий: - Многие насекомоядные птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, но не все. Часть птиц остается на зимовку. Они продолжают свое полезное дело: извлекают вредных насекомых и личинок, зимующих в щелях деревянных строений, в трещинах и под корой деревьев и истребляют их.

Многие птицы- санитары. Вороны, галки, сороки, коршуны и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

В летнее время основной рацион птичьего питания состоял из насекомых, семян различных трав и плодов. Но с наступлением холодов рацион сокращается вдвое, а потребность в еде у птиц наоборот возрастает.

Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы, тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. Деревья, кустарники и даже строения покрываются ледяной коркой. Птицы за короткий световой день не успевают добыть себе необходимый корм и гибнут от голода. В это время им просто необходима наша помощь. Поэтому мы с ребятами каждый год проводим акцию «Покормите птиц зимой». Мы делаем кормушки, развешиваем их на деревья, кормим птиц, ухаживаем за ними.

Ведущий: - Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашего поселка. Мы должны сделать все, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Ведущий: - Команды собрались вместе, чтобы показать свое остроумие, находчивость и умение. Они будут соревноваться между собой и выяснять, кто из них больше знает о птицах.

Каждая команда придумает название своей команды. Это будет название одной из птиц. А сейчас начинаем игру!

Сегодня в нашей игре принимают участие команды «Клесты» - учащиеся 3 класса и «Синички» -учащиеся 4 класса. Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри (представление жюри).

I. Вступительная часть. Представление команд.

Песня о КВН

Как теперь не веселиться,

В КВН играем мы.

Это в жизни пригодится,

Оцени ты нас, жюри.

Припев.

Там, там, тара-ра-ра...

Мы, команды, уверяем,

Что надеемся на вас,

Ну, а если что, поможем,

Положитесь вы на нас.

Припев.

Ведущая. Команды должны дать обещания, а какие, мы сейчас услышим.

Синички. Обещаем всеми остатками веселья и юмора, что будем сегодня самыми находчивыми, остроумными и веселыми!

Все. Обещаем!

Клесты. Обещаем нашему мудрому и справедливому жюри, что не сбежим со сцены, даже если почувствуем превосходство соперников.

Все. Обещаем!

Ведущая. Команды собрались вместе, чтобы показать свое остроумие, находчивость и умения. А сейчас приветствие команд.

Синички.

Наш девиз: остроты, шутки, смех и никаких гвоздей!

Мы о КВНе узнали, в зал скорее прибежали,

Клесты

Мы ребята не простые - остроумны, веселы.

Если только захотим мы - ох, достанем до луны.


II. Конкурсная программа.

1. Разминка «Бей ответом прямо в цель».

Ведущая. А сейчас у нас небольшая разминка. Команды должны будут ответить на вопросы по очереди, то есть «Бей ответом прямо в цель»!

- Какая птица выше всех летает. (Орел.)

- Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди зимы? (Клёст.)

- Птица-кашевар из детского стишка. (Сорока.)

- Пользу или вред приносит человеку синица зимой, когда все насекомые спят? (Пользу, синицы питаются спрятавшимися насекомыми.)

- Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом? (Одинаковая.)

- Какая птица является ближайшей родственницей Снегурочки? (Снегирь.)

- Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (Сова.)

- Какая птица дала название мужской рубашке? (Сорока, рубашка - сорочка.)

- Какую птицу называют крылатым почтальоном? (Голубя.)

- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

- Где зимуют синица и трясогузка? (Синица - в наших краях, трясогузка улетает в теплые края.)

- В какое время суток добывают себе корм ворона и сова? (Ворона - утром и днем, сова - ночью.)

- Какой клюв у дятла и клеста? (У клеста - крестообразный, у дятла — большой и крепкий.)

- Чем отличаются гнезда вороны и кукушки? (Кукушка не вьет гнезда.)

- Что птицам страшнее - голод или холод? (Голод.)

- Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Куропатки, тетерева, рябчики, глухари.)

- Какого числа отмечается Международный день птиц? (1 апреля.)

1 конкурс «Кто больше».

Каждая команда должна ответить на вопросы. За этот конкурс команда получает столько баллов, сколько дает правильных ответов.

1 команда:

1)Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри)

2)У какой птицы самый длинный язык? (дятел)

3)Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (зимородок)

4)Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (стриж)

2 команда:

1)Какая птица бегает за кормом по дну реки? (оляпка)

2)Какая птица в течении года имеет три различные окраски? (белая куропатка)

3)У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (пингвин)

4)Какая птица самая быстрая? (сокол)

2 конкурс «Веселые художники»

Каждая команда рисует на листе бумаги ту птицу, название которой она имеет. Самый удачный, похожий рисунок оценивается в 5 баллов.

Команде предлагается подготовить рекламу из птиц. Рассказать о ней.

Ведущая. Пока участники готовятся, проводится игра со зрителями «Шуточная мини-викторина».

1.Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)

2.Петух снес яйцо, кому достанется оно? (петухи яйца не несут)

3.Может ли пингвин назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)

4.Как сорвать ветку, чтобы не вспугнуть птицу? (надо подождать, когда птица улетит)

5.Что будет делать ворона, прожив 3 года? (будет жить четвертый)

6. Какой город носит название птицы? (орёл)

7.От чего гусь плавает? (от берега)

8.Сколько раз нужно взять букву «А», чтобы получить птицу? (сорок «А»-сорока)

3. Конкурс юных корреспондентов «Сельские новости».

Ведущая. Вот на эту кормушку сейчас будут прилетать зимующие птицы, а мы послушаем сельские новости, которые подготовили наши корреспонденты.

Обратите внимание, что все птицы разлетелись, а какие должны прилететь на кормушку, каждая команда по очереди находит по описанию.

В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, семечки подсолнуха, сало и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это? (Дети ищут по группе и вставляют в кормушку - воробьи.)

Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали (синичка - представляет подготовленный репортаж).

В среду прилетели небольшие пушистые птички, с красными грудками, с белой полоской на темно-синих крыльях, они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины (снегири - заслушивается репортаж детей-корреспондентов).

В четверг на кормушке обедали большие птицы:

Непоседы пестрые,

Птицы длинохвостные,

Птицы говорливые,

Самые болтливые.

(Сороки - юные корреспонденты представляют свой репортаж).

А в пятницу на кормушке побывало много птиц:

Кто в берете ярко-красном,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

 

Носит серенький жилет,

Но у крыльев - черный цвет.

Видишь: кружат 20 пар

И кричат: карр, карр, карр. (Ворона.)

Ведущая. А это что за птички с интересными, необычными, красочными оперениями? Кто знает, как их зовут? (Клест- еловик, свиристель - слушаются репортажи об этих птицах.)

Ведущая. Молодцы, каждая команда рассказала о зимующих птицах, мы узнали много нового. Пока жюри подводит итоги, команда «Снегирей» проведет с гостями физкультминутку.

Руки подняли и помахали - это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем - это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем - крылья сложили назад.

4. Конкурс знатоков пословиц и поговорок.

Ведущая. Какой счет у наших команд? Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс для самых внимательных на лучшие знания пословиц и поговорок, которые нужно будет соединить между собой. Я раздаю каждой команде первые части пословиц, а вторую часть нужно будет подобрать по смыслу.

1. Слово не воробей... (вылетит — не поймаешь).

2. Лучше синица в руках, чем... (журавль в небе).

3. Всякая птица свое... (гнездо любит).

4. Старого воробья на мякине... (не проведешь).

5. Лес без птиц и птицы без... (леса не живут).

6. Знает птица, что без Родины... (не годится).

7. Всякая птица своим пером... (гордится).

8. Всякая птица по-своему... (поет).

9. У каждой пташки - свои... (замашки).

10. Вороне соколом... (не быть).

11. Мала синичка, да... (коготок остер).

12. Всякая птица своим клювом... (сыта).

13. Сорока без причины не ... (стрекочет).

14. Сорока весть на хвосте... (принесла).

15. Пируют в ночи совы... (да сыч.).

16. Воробьи под кровлю, а совы... (наловлю).

17. Болтлива как... (сорока).

Жюри подводит итоги.

5. Конкурс называется «Тройное решето».

Каждой команде даётся по две карточки с заданием. Нужно определить какое название птицы зашифровано в клеточках. Чтобы не ошибиться команда имеет право задать водящему  3 вопроса-подсказки, т. е.он как бы просеивает вопрос через решето. Вопросы следующие:

А) Где обитает?

Б) Чем питается?

В) Отличительные особенности.

Задавать вопросы можно в любом порядке.

Если команда даёт правильный ответ после первого вопроса – 3 балла, после двух – 2 балла, после трёх – 1 балл.

Карточки:

1.





  Дятел

А) В смешанных лесах

Б) Насекомыми

В) Лесной доктор

2.










Зимородок

А) В Европе, Африке, Южной Азии.

Б) Рыбой, насекомыми.

В) Гнездо из рыбьей чешуи, костей.

3.








Скворец

А) В смешанном лесу.

Б) Насекомыми, личинками гусениц.

В) Перелётная, прилетает одним из первых. Для этих птиц делают домики на деревьях.

4.






Клёст

А) В ельнике

Б) Семенами шишек.

В) Клюв крестом, окраска перьев яркая.

Музыкальная пауза.

Звучит запись песни «Жил отважный капитан» (муз. И. Дунаевского ).

6. Конкурс капитанов.

Ведущая. Вы, наверное, догадались, что пришло время конкурса капитанов. Каждый капитан должен защитить свое название команд - «Клесты», «Синички».

Поиграем в игру, которая называется «Конкурс веселых художников». Капитан приглашает участников, завязывает им глаза и предлагает дорисовать на картине синичку (клеста): клюв, лапы, крылья, хвост и глаза, после чего капитаны закрашивают нарисованных птиц.

Ведущая. А сейчас надо будет назвать каждой команде по очереди приметы, касающиеся наших зимующих птиц.

- Если запел снегирь, а сорока лезет под стреху, - знай, быть вьюге.

- Если же воробьи забираются в хворост и с утра пищат синицы, жди усиления мороза.

- Если вороны устраивают в небе хороводы - быть снегопаду, садятся на землю - жди оттепели.

- Если ворон на нижних ветвях деревьев - значит, скоро поднимется ветер.

- Каркают вороны всей стаей - к морозу.

- Воробьи дружно расчирикались - будет оттепель.

- Ворон летит - на ветер, каркает - к дождю.

- Мелкие птички собираются в кучу - к дождю.

- Сова кричит - на холод.

- Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.

- Ворона кричит зимой - к метели.

- Ворона под крыло клюв прячет - к холоду.

- Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.

- Синичка с утра начинает пищать -- ожидай ночью мороза.

- Снегирь зимою поет - на снег, вьюгу и слякоть.

Ведущая. Радует, что команды знают много примет. Пока жюри подводит итоги, физкультминутку проводит со зрителями команда «Синичек»:

Прошу всех прямо встать.

И то, что скажу, всем выполнять.

Не дышите, дышите.

Наклонитесь, улыбнитесь.

На «один-два» быстро сядьте,

На «три-четыре» - быстро встаньте.

Наклонитесь вправо – влево

И вздохните глубоко.

7. Конкурс загадок (со зрителями).

Кто летает, кто стрекочет,

Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

 

Кто присел на толстый сук

И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел.)

 

Что за птица - мороза не боится,

Хоть снега лежат везде,

У нее птенцы в гнезде? (Клест.)

 

Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

 

Северные гости.

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки,

На головках - хохолки! (Свиристели.)

 

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей.)

 

Носит серенький жилет,

Но у крыльев - черный цвет.

Видишь: кружат двадцать пар

И кричат: кар! кар!

Он по-рабочему одет –

Удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет

И пестрая спецовка. (Дятел.)

 

Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (Снегирь.)

 

Всех я за день навещу,

Все, что знаю, расскажу. (Сорока.)

 

Кто летает темной ночью

И схватить мышонка хочет? (Сова.)

 

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, налету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей.)

 

Он в своей лесной палате,

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит,

Постучит - и легче. (Дятел.)

 

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.)

 

У нее глаза большие,

Хищный клюв - всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. (Сова.)

 

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

 

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? - На березе

Яблоки поспели. (Снегири.)

 

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит. (Воробей.)

 

Главный лесной барабанщик. (Дятел.)

 

Птичка-невеличка ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок -

Получается прыжок. (Воробей.)

III. Правила обращения с птицами.

Ведущая. Пока жюри подводит итоги, ответим на вопросы.

- Чем же полезны человеку птицы? (Уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)

- А наносит ли вред птицам человек, какой?

- Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?

• Не разорять гнезда.

• Не ловить и не убивать.

• Не трогать яйца и птенцов.

• Подкармливать в зимнее время, главная цель - защита птиц от голод.

• Делать кормушки.

• Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.)

• Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).

IV. Итог.

Ведущая. Молодцы! Вот и подошел к концу наш КВН. Спасибо всем, кто принял в нем участие. На прощание хочу сказать еще несколько слов о пернатых. Ученые подсчитали общее число птиц на Земле. Их примерно 100 млрд, то есть всего по 20 (клювов) на человека.

Вы знаете, что:

1. Из каждого 10-го зимой погибает 9.

2. Птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых.

3. Что насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания.

4. Зимующие птицы, наевшись, не садятся спать или отдыхать, как куры, а с еще большей энергией начинают искать насекомых.

Ведущая. А сейчас жюри объявит победителей, (вручение грамот).

Ведущая. Давайте на прощание послушаем стихотворение «Давайте сохраним».

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся,

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся.

П. Старшинов