СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Андреев "Кусака". И всё живое имеет душу....(нравственные проблемы рассказа)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для обучающихся 7класс. Имеет нраввственную напрвленность.

Просмотр содержимого документа
«Л.Андреев "Кусака". И всё живое имеет душу....(нравственные проблемы рассказа)»

Тема. Л. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа

 УУД:

Предметные: формировать в ходе урока навыки анализа художественного текста, формирование понятия об авторской позиции и способах её выражения.

Регулятивные: развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли.

Коммуникативные: развитие устной и письменной речи через диалог, формирование умения работать в парах, продолжить формирование умений воспринимать альтернативные точки зрения.

Личностные: содействовать нравственному воспитанию учащихся, развитие творческих способностей, продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания.



Эпиграф:                                                             «Мы в ответе за тех, кого приручили»

                                                                        ( Антуан  де  Сент – Экзюпери «Маленький принц»)

Ход урока:


  1. Мотивация к учебной деятельности (5 -7 мин)

Вопрос : Кого легко обидеть ? (Слабых, беззащитных, не умеющих себя защитить)


Чтение стихотворения подготовленным учеником:

 Вы смотрели бездомной собаке в глаза? 
Вы когда- нибудь видели столько печали? 
Две дорожки от глаз "протоптала" слеза. 
Сколько боли, несчастья у ней за плечами.

Разве Вас не учили: «Мы в ответе за тех..." 
Или может Вы просто про это забыли ,
Когда Вам надоело и после утех
Вы за ней двери дома закрыли?

А она до сих пор верит людям и ждет, 
Хоть сомненья давно её гложут, 
Что хозяин (какой бы он ни был)- ПРИДЁТ! 
И на голову руку положит...


- О ком это стихотворение? Давайте определим его тему и основную мысль.


- Кого вам напомнило это стихотворение?

(Конечно, героиню рассказу Л. Андреева «Кусака»)


-Что общего между этим стих-ем и рассказом Л.Андреева? Какие общие вопросы поднимаются в этих произведениях?

(Проблема брошенных собак, безответственного отношения к животным)


-А какими вопросами задавались вы, читая рассказ?


-Получается, что многие ваши размышления касаются человеческих поступков и могут быть объединены одним понятием, одним словом. Каким? (нравственность, мораль)

Нравственность простыми словами — это набор положительных качеств человека и его должное поведение (добрые поступки, честность, патриотизм, духовность, сострадание и прочее). 

Это индивидуальные правила и ценности человека, которые у него сформировались в процессе взросления и становления как личности



-На все ли вопросы у вас были ответы? (нет) Предлагаю подумать и ответить на них вместе, давайте сформулируем тему нашего урока и наметим план нашей работы, что будем делать?

(анализировать произведение, обсуждать)

( Записываем тему: Нравственные проблемы рассказа Л.Андреева «Кусака»)


- А какие слова можно взять в качестве эпиграфа к нашему уроку?

( Слова Лиса из сказки Антуана де Сент – Экзюпери  «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили».)

Собака- друг человека, а человек…..


Почему мы должны быть в ответе за тех, кого приучили? Ответим на этот вопрос немного позже.

А теперь давайте обратимся к рассказу.


II. Анализ произведения:

-Кто является главным героем рассказа «Кусака»?

-На какие 2 периода вы бы могли поделить жизнь Кусаки?

( До и после встречи с Лелей)

-Почему именно так?

1. Работа с таблицей

-Дома вы должны были заполнить таблицу. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Беседа по 1-ой графе (5мин):


-Зачитайте, что мы узнаем о бездомной собаке, какой она была ?

(не было имени, дома, хозяина, голодала, никому не принадлежала, гонимая голодом, не помня себя от страху ,натыкалась, мчалась ,пряталась, не доверяла , зализывала раны, копила злобу ,со злобой набрасывалась)


-Как люди относились  к ней? (На собаку кричали и улюлюкали, ребята бросали в неё камнями  и палками.)


-Что чувствовала она к людям ?(Бездомная собака, злоба, страх, обида, грязная, голодная, худая)

– С каких пор собака перестала «доверять людям»?     

(Собака перестала доверять людям после встречи с пропойцем-мужиком, который сначала хотел ее приласкать, но, «когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». «Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли…»)

– Как изменил собаку  случай с пьяным человеком?

(Собака перестала доверять людям после встречи с пропойцем-мужиком, который сначала хотел ее приласкать, но, «когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». «Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли…»)

-Почему он ударил собаку?

(Вспомнил обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую боль)


-Получается, человек ударил собаку просто так, от скуки и от обид, нанесенных, ему добрыми людьми. Так ли уж добры были эти люди? (нет)


- Какой эпизод из текста доказывает наши выводы?

( случай с деревенским дурачком Илюшей)

- Кто кратко обобщит все сказанное нами?



-Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны ? Зачитайте.


Беседа по 2-ой графе (5мин):

- Как изменилась жизнь Кусаки с приездом дачников? Какой стала собака?

(Появилось имя, Расцвела всей собачьей душой, важно осматривала улицу вверх и вниз, нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала, вертелась вокруг самой себя, уверенно и спокойно ложилась на своё место. Шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас. Все собирались и хохотали, нарочно ласкали её.)

-Что означает фраза «расцвела всей своей собачьей душой» ?(ее любили)


- Как люди относились  к ней?

(Они привыкли к Кусаке, стали называли ее «своей» собакой, подкармливали ее. Особенно Леля старалась подружиться с Кусакой: она ласково подзывала собаку к себе…)



– Как вы думаете, как воспринимали дачники Кусаку?

(На даче Кусаку воспринимали как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумывались над истинными чувствами собаки. «И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях»)



- Что чувствовала она к людям, как доказывала свою любовь к людям ?

(Собака с удовольствием сторожила дачу, охраняла сон людей. «И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная, наверно, ударят ее или приласкают. Но ее приласкали». Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви». «Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя…»)



-Обобщим сказанное: С приездом дачников жизнь Кусаки изменилась, она почувствовала себя нужной людям.





Кусака

До

Кусака

Во время

Кусака

После

  1. Какой собака была

Шерсть, висевшая рыхлыми, сухими космами и вечно покрытая засохшей грязью.

1) Какой собака стала

Шерсть очистилась, почернела 
и стала лосниться, как атлас. Расцвела всей собачьей душой, важно осматривала улицу вверх 
и вниз, нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала, вертелась вокруг самой себя, уверенно и спокойно ложилась на своё место

1) Какой собака стала

Страх, оказаться опять одной, толкает Кусаку на отчаянные поступки.

2)Как люди относились  к ней На собаку кричали и улюлюкали, ребята бросали в неё камнями 
и палками.

2)Как люди относились  к ней

привыкли к Кусаке, стали называли ее «своей» собакой, подкармливали ее, собирались и хохотали, И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях

2)Как люди относились  к ней Осенью всё замирает и жизнь на дачах, дачники уехали, бросив Кусаку, Леля даже не попрощалась с ней

3) Что чувствовала она к людям Не помня себя от страху, переметываясь, натыкаясь, мчалась, пряталась, зализывала ушибы и раны, копила страх и злобу, поджав хвост, убегала.

3) Что чувствовала она к людям Собака с удовольствием сторожила дачу, охраняла сон людей. Доверилась людям.Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви». «Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя…

3) Что чувствовала она к людям смутно предчувствовала беду, к Кусаке снова возвращается одиночество.

                                                         



III. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (1мин)


                                                            

Заполнение 3-ей графы. Беседа (8мин)

-В таблице есть третья колонка, но она ещё не названа и не заполнена. Как бы вы её назвали? (Кусака осенью)

-Заполните колонку.

-Итак, «желтыми огнями загорелась осень…»Дачники собрались уезжать.

-Как ведет себя Кусака? Предчувствовала ли она беду ?(зачитать «смутно предчувствовала беду»)

-Что она чувствовала? (зачитать отрывок «Отъезд хозяев»)


– Почему дачники не взяли с собой в город собаку?

(Комфорт городской жизни не согласуется с наличием дворовой собаки, поэтому внешне добрые люди остались безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки. «Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя», – приводила свои аргументы мама Лели. Да и не престижно держать дворовую собаку в городе: «…предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит»)

– Почему Леля не простилась с собакой перед отъездом?

(Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание)

-Как ведет себя собака после отъезда дачников?

-Почему автор 3 раза повторил : «Собака выла»?


-Почему ей было так больно, ведь она и раньше не знала хорошего отношения ? Сравните 1-ую и 3-ю графы таблицы.


-И мне хотелось бы  услышать ваше мнение:  Кусаке было бы легче, если бы  ее не приручали, или   легче в той ситуации, которая описана автором?


 -Каковы могут быть последствия поступка людей?

( собака либо озлобится, либо погибнет от тоски )


-А кто в этом виноват? Почему?

Человек виноват.

-О каких добрых людях идет речь в рассказ? Такие ли они добрые?




Че вернемся к эпиграфу урока. Что значит приручить? (Сделать ручным, т.е. зависимым от человека)

-Как же должен  поступать человек, осознающий ответственность за свои поступки?

(должен соизмерять свои желания и возможности, ведь именно человеку, в отличие от животного, это по силам!  должен уметь  задумываться о последствиях  своих поступков и отвечать  за них,  в первую очередь, перед самим собой;  милосердие, доброта, забота должны быть непременно увязаны с чувством долга и ответственности.)


 Слово учителя. Собака вновь осталась в одиночестве. Но теперь она забыта и брошена теми людьми, которым доверяла, к которым привязалась  и которых любила: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно». В начале рассказа собака не знала человеческой ласки, а в конце испытала человеческое предательство.


– Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям?

Скорее всего, нет.


– Какую проблему поднимает автор рассказа?

Автор обращает внимание на проблему человеческого равнодушия, жестокости и бессердечия. Люди должны нести ответственность за судьбу тех, кого приручили, быть милосердными, добрыми, внимательными, защищать обиженных и обездоленных.  То есть, быть (обращение к теме урока) нравственными


- Ребята, а чем мы можем помочь животным, что мы можем сделать, чтобы количество бездомных животных не увеличивалось?

Животное в доме – это всегда что-то новое, незнакомое… Вспомните, что мы должны сделать, прежде чем начать пользоваться новым …..(Прочитать инструкцию)

-Давайте дадим несколько рекомендаций, несколько напутственных слов желающим завести собаку или другое домашнее животное. Объединитесь в пары.


Работа в парах (3мин)

Зачитывание рекомендаций(3 мин)


-Замечательные советы. А как сделать так, чтобы они стали доступны для всех?

(Можно разместить на своей страничке В Контакте)

-И тогда несчастных животных, случаев предательства , безусловно, станет меньше. А собака… Собака же никогда не предаст своего хозяина. Свою преданность и любовь человеку собаки доказывали не раз.



V. Итог урока. Оценивание. (3мин)

-Подведем итоги анкетирования, проведенного на прошлом уроке. Изменилось ли количество желающих завести домашнее животное? Почему?


Собака- друг человека. Как часто человек забывает об этом. Сначала приручает, заботится, а потом, когда животное надоест или заболеет, выбрасывает его, как надоевшую игрушку. Я надеюсь, что  после сегодняшнего урока, вы будете помнить о том, что вы в ответе за тех, кого приручили!


Домашнее задание (дифференцированное):

1.Написать письмо Лёле.