СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Андреев. Слово о писателе. "Кусака"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Л.Андреев. Слово о писателе. "Кусака"»

Конспект урока литературы в 7 классе Л. Андреев. Слово о писателе. «Кусака».

Цели:

-образовательные: познакомить учащихся с биографией Л. Андреева; помочь им сформировать навыки анализа художественного произведения, понятия об авторской позиции и способах ее выражения в произведении;

развивающие: развивать творческие способности учащихся; логически выстраивать и излагать свои мысли; способствовать эмоциональному восприятию текста;

воспитательные: воспитывать гуманное отношение к животным, нравственные качества личности: милосердие, сострадание, сочувствие, ответственность.

Формы и методы организации урока:

исследовательский;  диалоговое общение; создание ситуаций успеха; творческий;

групповой.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:  портрет писателя, учебники, карточки для групп, таблички, выставка произведений писателей о животных

Ход урока.

I. Организационный момент.

1.Приветствие учителя. Я рада Вас видеть!

2.Проверка готовности к уроку.

II. Проверка д/з.

1.Составление синквейна по отрывку Горького «Легенда о Данко»(2 учащихся)

2.Инд. задание: мини-сочинение

3.Отрывок наизусть

III. Сообщение темы и целей урока.

1.Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о верности и предательстве, о любви и равнодушии. А за основу возьмем рассказ Л.Андреева «Кусака» ( запись темы)

2.Подготовка к восприятию.

-Ребята, а в произведениях каких авторов главными героями являются собаки или другие животные? (обращение к выставке книг)

Чтение стихотворений С.Есенина «Собаке Качалова» и «Песнь собаке».

-В чем сходство этих стихотворений? (рассказ о собаке)

-А в чем разница между ними?

-А какое стихотворение по теме больше подходит к рассказу Андреева «Кусака»?

3.Работа с эпиграфом:

-Все живое на земле имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями. (Л.Андреев)

-Чтобы понять, есть ли у животного душа, надо самому иметь душу.(Альберт Швейцер)

-Задумайтесь, о чем эти слова. Мы вернемся к ним в конце урока.

Работа по теме урока.

1.Эвристическая беседа. Наверное, каждый из вас мечтал о собаке, у кого-то она есть. Она приходит в дом по-разному: по дорогой ли цене вам приобретают породистого щенка или вы приносите с улицы маленькое беззащитное существо. Животные меняют привычный уклад вашей жизни. Вы обучаете их простым вещам, оберегаете от болезней. Вы приручаете их к себе, и они отвечают вам удивительной преданностью и любовью.

2. Работа с текстом рассказа.

1. Учитель.

-Предлагаю вам вспомнить содержание рассказа «Кусака» и стать – исследователями;

выяснить: какие нравственные ценности положены в основу рассказа. Принимаете мое предложение?

2. Беседа по вопросам.

· Каков жанр произведения «Кусаки»?

· Кто является главным героем? (Жанр – рассказ, главный герой – собака, описан один эпизод из жизни).

· Какова композиция рассказа? (В рассказе пять частей, каждую можно озаглавить. Есть завязка, кульминация, развязка. (Ученики называют). Начало и финал рассказа очень схожи.

3. Коллективная работа по 1 главе

· Какие чувства у вас вызывает начало рассказа?

· Что отличало эту собаку от дворовых собак?

· Какие чувства рождались в собаке в одиночестве?

· Как понимаете фразу: «Только один раз ее пожалели и приласкали?

· Какую роль играет природа в передаче настроение Кусаки?

· Какой мы видим природу, когда собака одна, голодная, «грязная и некрасивая»?

1 (Рассказ начинается с описания живого существа без крыши, без еды, без имени.

2. Отличительные свойства – принадлежность к дому; собака должна иметь хозяина, иметь свои обязанности. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности.

3. В одиночестве копила «страх и злобу».

4. Измученная одиночеством, собака, виляя хвостом, поверила пьянице, который вдруг вспомнил обиды, нанесенные людьми. Когда Жучка легла перед ним на спину, «он ткнул ее сапогом в бок». Писатель тонко подметил, что собака в этот момент чувствовала обиду. И с тех пор она не доверяла людям.

5. В начале рассказа – зима – долгая, морозная.

«Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад».)

-Составьте кластер «Бездомная собака» (злоба, страх, обида, грязная, голодная, худая)

4. Работа по группам

1 группа.

· Что изменилось в жизни собаки с наступлением весны?

· (Воздух стал весенний, пьянящий под воздействием тепла и света, травы и ласкового солнца собака стала оживать.

· Как отреагировала собака на появление девочки?

(«… беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувшейся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в кустах крыжовника и смородины»).

· Что проявила собака в этом эпизоде? (злобу и страх).

· Какую кличку и почему дали собаке?

· Почему дачники ее не истребили?

· Как Кусака преодолевала недоверие к людям?

· Почему Кусака полюбила из всех дачников Лелю?

(Девочка была добра к собаке, ласкова с ней; проявила настойчивость в ее приручении).

· Что произошло со злобой Кусаки? (Кусака учится любить: медленно происходит пробуждение ее души, время идет, она «оттаивает», обретает утраченную веру и надежду).

2 группа:

 Как понимаете выражение: «… всей своей собачьей душой расцвела Кусака»? (у нее было имя. Она могла служить людям. Это – главное счастье собаки. Изменилась и внешность Кусаки – «длинная шерсть, прежде висевшая рыжими и сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лоснится, как атлас).

Составим кластер «Счастливая собака»(имя, хозяева, любовь, добрая, ласковая)

· Изменилось ли отношение к собаке за пределами дачи после перемен с нею? (да, теперь никому в голову не приходило дразнить ее или бросать в нее камень).

· Почему Кусака не могла радоваться до конца?

· Почему она была такая неловкая? (сказывались последствия перенесенных обид. Ничто в жизни не проходит бесследно).

3 группа

· Какое чувство вызвало у вас описание осенний природы? Подтвердите ответ текстом рассказа. (Чувство щемящей тоски, предчувствие беды).

· Почему Кусаку не взяли в город?

· Проследите за настроением Лели. Почему готовилась заплакать, но не заплакала, узнав, что собаку в город не возьмут? Могла ли она настоять, чтобы собаку взяли в город? Как вы понимаете слова Лели: «Скучно, Кусака?»

(У нее не было глубокой привязанности к собаке; она приручила ее от скуки. Девочка – натура неглубокая, способная на предательство. Лето кончилось, кончилось и веселье, надоела и собака, поэтому «скучно» стало. Девочка, проявившая добрые чувства, не готова была нести ответственность за кого – либо).

· Попрощалась ли Леля с собакой? (Нет).

· С какой целью вставлен эпизод про дурачка Илюшу? (Равнодушие людей, их черствость, жестокость, бездуховность по отношению к людям. Издевательство людей над теми, кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются над дурачком, заставляя его ценично и грязно ругаться в ответ на обиды).

4. Дискуссия.

-Какую проблему поднимает автор рассказа? Как вы понимаете эпиграф к уроку? ( автор поднимает проблему равнодушия, жестокости и бессердечия. Люди должны нести ответственность за судьбу тех, кого приручили, быть милосердными, добрыми, внимательными)

-Как бы вы поступили на месте Лели?

-Можно ли изменить финал рассказа?( чтобы изменить финал рассказа, надо изменить самих людей. А,может, включить в произведение новых персонажей?)

VI. Рефлексия.

· Кусака стала такой же, как и в начале?

( Да. Она голодная, грязная. Не доверяла вновь людям).

· Предлагаю вам обсудить поступок девочки. Хорошо ли она поступила по отношению к собаке?

А как бы вы поступили в таком случае?

· Какой вывод каждый из нас должен сделать после прочитанного?

Отношение человека к животному сродни отношению к ребенку –и то, и другое свидетельствует о нравственных ценностях, нравственной зрелости и духовной состоятельности личности. Девочка в рассказе была ещё духовно незрелой.

VII. Домашнее задание:

1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (всем)

2.Придумайте новый сюжет рассказа, в котором бы торжествовала любовь, доброта, сострадание и милосердие.

3. Найти и записать пословицы или притчу об отношении человека к животным.





Приложения

Когда Бог создал землю, он решил создать живность. Каждый денно он создавал различных животных, птиц , насекомых… И каждое созданное им существо радовалось жизни, веселилось, наслаждалось свободой. И только собака сидела на месте и печально поскуливала.

-Почему ты плачешь ?-спросил Бог.

Собака поднялась, подошла к Создателю ,легла у его ног и уткнулась в его колени.

-Ну, говори ,а то завтра отправлю на землю -будет поздно.

Собака подняла свои умные глаза и сказала :

-Мне нужен тот, кому нужна буду я, кого я буду любить, ждать.

Бог подумал и создал человека.


1 группа.

· Что изменилось в жизни собаки с наступлением весны?

· (Воздух стал весенний, пьянящий под воздействием тепла и света, травы и ласкового солнца собака стала оживать.

· Как отреагировала собака на появление девочки?

(«… беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувшейся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в кустах крыжовника и смородины»).

· Что проявила собака в этом эпизоде? (злобу и страх).

· Какую кличку и почему дали собаке?

· Почему дачники ее не истребили?

· Как Кусака преодолевала недоверие к людям?

· Почему Кусака полюбила из всех дачников Лелю?

(Девочка была добра к собаке, ласкова с ней; проявила настойчивость в ее приручении).

· Что произошло со злобой Кусаки? (Кусака учится любить: медленно происходит пробуждение ее души, время идет, она «оттаивает», обретает утраченную веру и надежду).

2 группа:

 Как понимаете выражение: «… всей своей собачьей душой расцвела Кусака»? (у нее было имя. Она могла служить людям. Это – главное счастье собаки. Изменилась и внешность Кусаки – «длинная шерсть, прежде висевшая рыжими и сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лоснится, как атлас).

· Изменилось ли отношение к собаке за пределами дачи после перемен с нею? (да, теперь никому в голову не приходило дразнить ее или бросать в нее камень).

· Почему Кусака не могла радоваться до конца?

· Почему она была такая неловкая? (сказывались последствия перенесенных обид. Ничто в жизни не проходит бесследно).


3 группа

· Какое чувство вызвало у вас описание осенний природы? Подтвердите ответ текстом рассказа. (Чувство щемящей тоски, предчувствие беды).

· Почему Кусаку не взяли в город?

· Проследите за настроением Лели. Почему готовилась заплакать, но не заплакала, узнав, что собаку в город не возьмут? Могла ли она настоять, чтобы собаку взяли в город? Как вы понимаете слова Лели: «Скучно, Кусака?»

(У нее не было глубокой привязанности к собаке; она приручила ее от скуки. Девочка – натура неглубокая, способная на предательство. Лето кончилось, кончилось и веселье, надоела и собака, поэтому «скучно» стало. Девочка, проявившая добрые чувства, не готова была нести ответственность за кого – либо).

· Попрощалась ли Леля с собакой? (Нет).

· С какой целью вставлен эпизод про дурачка Илюшу? (Равнодушие людей, их черствость, жестокость, бездуховность по отношению к людям. Издевательство людей над теми кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются над дурачком, заставляя его ценично и грязно ругаться в ответ на обиды).



Домашнее задание:

1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

2.Придумайте новый сюжет рассказа, в котором бы торжествовала любовь, доброта, сострадание и милосердие.



Домашнее задание:

1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

2.Придумайте новый сюжет рассказа, в котором бы торжествовала любовь, доброта, сострадание и милосердие.


Домашнее задание:

1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

2.Придумайте новый сюжет рассказа, в котором бы торжествовала любовь, доброта, сострадание и милосердие.


Домашнее задание:

1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

2.Придумайте новый сюжет рассказа, в котором бы торжествовала любовь, доброта, сострадание и милосердие.


Домашнее задание:

1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

2.Придумайте новый сюжет рассказа, в котором бы торжествовала любовь, доброта, сострадание и милосердие.



Домашнее задание:

1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

2. Найти и записать пословицы или притчу об отношении человека к животным.


Домашнее задание:

1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

2. Найти и записать пословицы или притчу об отношении человека к животным.


Домашнее задание:

1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

2. Найти и записать пословицы или притчу об отношении человека к животным.


Домашнее задание:

1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

2. Найти и записать пословицы или притчу об отношении человека к животным.


Домашнее задание:

1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

2. Найти и записать пословицы или притчу об отношении человека к животным.


Домашнее задание:

1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

2. Найти и записать пословицы или притчу об отношении человека к животным.


Домашнее задание:

1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

2. Найти и записать пословицы или притчу об отношении человека к животным.