Конспект урока литературы в 7 классе Л. Андреев. Слово о писателе. «Кусака».
Цели:
-образовательные: познакомить учащихся с биографией Л. Андреева; помочь им сформировать навыки анализа художественного произведения, понятия об авторской позиции и способах ее выражения в произведении;
- развивающие: развивать творческие способности учащихся; логически выстраивать и излагать свои мысли; способствовать эмоциональному восприятию текста;
- воспитательные: воспитывать гуманное отношение к животным, нравственные качества личности: милосердие, сострадание, сочувствие, ответственность.
Формы и методы организации урока:
исследовательский; диалоговое общение; создание ситуаций успеха; творческий;
групповой.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет писателя, учебники, карточки для групп, таблички, выставка произведений писателей о животных
Ход урока.
I. Организационный момент.
1.Приветствие учителя. Я рада Вас видеть!
2.Проверка готовности к уроку.
II. Проверка д/з.
1.Составление синквейна по отрывку Горького «Легенда о Данко»(2 учащихся)
2.Инд. задание: мини-сочинение
3.Отрывок наизусть
III. Сообщение темы и целей урока.
1.Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о верности и предательстве, о любви и равнодушии. А за основу возьмем рассказ Л.Андреева «Кусака» ( запись темы)
2.Подготовка к восприятию.
-Ребята, а в произведениях каких авторов главными героями являются собаки или другие животные? (обращение к выставке книг)
Чтение стихотворений С.Есенина «Собаке Качалова» и «Песнь собаке».
-В чем сходство этих стихотворений? (рассказ о собаке)
-А в чем разница между ними?
-А какое стихотворение по теме больше подходит к рассказу Андреева «Кусака»?
3.Работа с эпиграфом:
-Все живое на земле имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями. (Л.Андреев)
-Чтобы понять, есть ли у животного душа, надо самому иметь душу.(Альберт Швейцер)
-Задумайтесь, о чем эти слова. Мы вернемся к ним в конце урока.
Работа по теме урока.
1.Эвристическая беседа. Наверное, каждый из вас мечтал о собаке, у кого-то она есть. Она приходит в дом по-разному: по дорогой ли цене вам приобретают породистого щенка или вы приносите с улицы маленькое беззащитное существо. Животные меняют привычный уклад вашей жизни. Вы обучаете их простым вещам, оберегаете от болезней. Вы приручаете их к себе, и они отвечают вам удивительной преданностью и любовью.
2. Работа с текстом рассказа.
1. Учитель.
-Предлагаю вам вспомнить содержание рассказа «Кусака» и стать – исследователями;
выяснить: какие нравственные ценности положены в основу рассказа. Принимаете мое предложение?
2. Беседа по вопросам.
· Каков жанр произведения «Кусаки»?
· Кто является главным героем? (Жанр – рассказ, главный герой – собака, описан один эпизод из жизни).
· Какова композиция рассказа? (В рассказе пять частей, каждую можно озаглавить. Есть завязка, кульминация, развязка. (Ученики называют). Начало и финал рассказа очень схожи.
3. Коллективная работа по 1 главе
· Какие чувства у вас вызывает начало рассказа?
· Что отличало эту собаку от дворовых собак?
· Какие чувства рождались в собаке в одиночестве?
· Как понимаете фразу: «Только один раз ее пожалели и приласкали?
· Какую роль играет природа в передаче настроение Кусаки?
· Какой мы видим природу, когда собака одна, голодная, «грязная и некрасивая»?
1 (Рассказ начинается с описания живого существа без крыши, без еды, без имени.
2. Отличительные свойства – принадлежность к дому; собака должна иметь хозяина, иметь свои обязанности. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности.
3. В одиночестве копила «страх и злобу».
4. Измученная одиночеством, собака, виляя хвостом, поверила пьянице, который вдруг вспомнил обиды, нанесенные людьми. Когда Жучка легла перед ним на спину, «он ткнул ее сапогом в бок». Писатель тонко подметил, что собака в этот момент чувствовала обиду. И с тех пор она не доверяла людям.
5. В начале рассказа – зима – долгая, морозная.
«Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад».)
-Составьте кластер «Бездомная собака» (злоба, страх, обида, грязная, голодная, худая)
4. Работа по группам
1 группа.
· Что изменилось в жизни собаки с наступлением весны?
· (Воздух стал весенний, пьянящий под воздействием тепла и света, травы и ласкового солнца собака стала оживать.
· Как отреагировала собака на появление девочки?
(«… беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувшейся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в кустах крыжовника и смородины»).
· Что проявила собака в этом эпизоде? (злобу и страх).
· Какую кличку и почему дали собаке?
· Почему дачники ее не истребили?
· Как Кусака преодолевала недоверие к людям?
· Почему Кусака полюбила из всех дачников Лелю?
(Девочка была добра к собаке, ласкова с ней; проявила настойчивость в ее приручении).
· Что произошло со злобой Кусаки? (Кусака учится любить: медленно происходит пробуждение ее души, время идет, она «оттаивает», обретает утраченную веру и надежду).
2 группа:
Как понимаете выражение: «… всей своей собачьей душой расцвела Кусака»? (у нее было имя. Она могла служить людям. Это – главное счастье собаки. Изменилась и внешность Кусаки – «длинная шерсть, прежде висевшая рыжими и сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лоснится, как атлас).
Составим кластер «Счастливая собака»(имя, хозяева, любовь, добрая, ласковая)
· Изменилось ли отношение к собаке за пределами дачи после перемен с нею? (да, теперь никому в голову не приходило дразнить ее или бросать в нее камень).
· Почему Кусака не могла радоваться до конца?
· Почему она была такая неловкая? (сказывались последствия перенесенных обид. Ничто в жизни не проходит бесследно).
3 группа
· Какое чувство вызвало у вас описание осенний природы? Подтвердите ответ текстом рассказа. (Чувство щемящей тоски, предчувствие беды).
· Почему Кусаку не взяли в город?
· Проследите за настроением Лели. Почему готовилась заплакать, но не заплакала, узнав, что собаку в город не возьмут? Могла ли она настоять, чтобы собаку взяли в город? Как вы понимаете слова Лели: «Скучно, Кусака?»
(У нее не было глубокой привязанности к собаке; она приручила ее от скуки. Девочка – натура неглубокая, способная на предательство. Лето кончилось, кончилось и веселье, надоела и собака, поэтому «скучно» стало. Девочка, проявившая добрые чувства, не готова была нести ответственность за кого – либо).
· Попрощалась ли Леля с собакой? (Нет).
· С какой целью вставлен эпизод про дурачка Илюшу? (Равнодушие людей, их черствость, жестокость, бездуховность по отношению к людям. Издевательство людей над теми, кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются над дурачком, заставляя его ценично и грязно ругаться в ответ на обиды).
4. Дискуссия.
-Какую проблему поднимает автор рассказа? Как вы понимаете эпиграф к уроку? ( автор поднимает проблему равнодушия, жестокости и бессердечия. Люди должны нести ответственность за судьбу тех, кого приручили, быть милосердными, добрыми, внимательными)
-Как бы вы поступили на месте Лели?
-Можно ли изменить финал рассказа?( чтобы изменить финал рассказа, надо изменить самих людей. А,может, включить в произведение новых персонажей?)
VI. Рефлексия.
· Кусака стала такой же, как и в начале?
( Да. Она голодная, грязная. Не доверяла вновь людям).
· Предлагаю вам обсудить поступок девочки. Хорошо ли она поступила по отношению к собаке?
А как бы вы поступили в таком случае?
· Какой вывод каждый из нас должен сделать после прочитанного?
Отношение человека к животному сродни отношению к ребенку –и то, и другое свидетельствует о нравственных ценностях, нравственной зрелости и духовной состоятельности личности. Девочка в рассказе была ещё духовно незрелой.
VII. Домашнее задание:
1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (всем)
2.Придумайте новый сюжет рассказа, в котором бы торжествовала любовь, доброта, сострадание и милосердие.
3. Найти и записать пословицы или притчу об отношении человека к животным.
Приложения
Когда Бог создал землю, он решил создать живность. Каждый денно он создавал различных животных, птиц , насекомых… И каждое созданное им существо радовалось жизни, веселилось, наслаждалось свободой. И только собака сидела на месте и печально поскуливала.
-Почему ты плачешь ?-спросил Бог.
Собака поднялась, подошла к Создателю ,легла у его ног и уткнулась в его колени.
-Ну, говори ,а то завтра отправлю на землю -будет поздно.
Собака подняла свои умные глаза и сказала :
-Мне нужен тот, кому нужна буду я, кого я буду любить, ждать.
Бог подумал и создал человека.
1 группа.
· Что изменилось в жизни собаки с наступлением весны?
· (Воздух стал весенний, пьянящий под воздействием тепла и света, травы и ласкового солнца собака стала оживать.
· Как отреагировала собака на появление девочки?
(«… беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувшейся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в кустах крыжовника и смородины»).
· Что проявила собака в этом эпизоде? (злобу и страх).
· Какую кличку и почему дали собаке?
· Почему дачники ее не истребили?
· Как Кусака преодолевала недоверие к людям?
· Почему Кусака полюбила из всех дачников Лелю?
(Девочка была добра к собаке, ласкова с ней; проявила настойчивость в ее приручении).
· Что произошло со злобой Кусаки? (Кусака учится любить: медленно происходит пробуждение ее души, время идет, она «оттаивает», обретает утраченную веру и надежду).
2 группа:
Как понимаете выражение: «… всей своей собачьей душой расцвела Кусака»? (у нее было имя. Она могла служить людям. Это – главное счастье собаки. Изменилась и внешность Кусаки – «длинная шерсть, прежде висевшая рыжими и сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лоснится, как атлас).
· Изменилось ли отношение к собаке за пределами дачи после перемен с нею? (да, теперь никому в голову не приходило дразнить ее или бросать в нее камень).
· Почему Кусака не могла радоваться до конца?
· Почему она была такая неловкая? (сказывались последствия перенесенных обид. Ничто в жизни не проходит бесследно).
3 группа
· Какое чувство вызвало у вас описание осенний природы? Подтвердите ответ текстом рассказа. (Чувство щемящей тоски, предчувствие беды).
· Почему Кусаку не взяли в город?
· Проследите за настроением Лели. Почему готовилась заплакать, но не заплакала, узнав, что собаку в город не возьмут? Могла ли она настоять, чтобы собаку взяли в город? Как вы понимаете слова Лели: «Скучно, Кусака?»
(У нее не было глубокой привязанности к собаке; она приручила ее от скуки. Девочка – натура неглубокая, способная на предательство. Лето кончилось, кончилось и веселье, надоела и собака, поэтому «скучно» стало. Девочка, проявившая добрые чувства, не готова была нести ответственность за кого – либо).
· Попрощалась ли Леля с собакой? (Нет).
· С какой целью вставлен эпизод про дурачка Илюшу? (Равнодушие людей, их черствость, жестокость, бездуховность по отношению к людям. Издевательство людей над теми кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются над дурачком, заставляя его ценично и грязно ругаться в ответ на обиды).
Домашнее задание:
1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
2.Придумайте новый сюжет рассказа, в котором бы торжествовала любовь, доброта, сострадание и милосердие.
Домашнее задание:
1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
2.Придумайте новый сюжет рассказа, в котором бы торжествовала любовь, доброта, сострадание и милосердие.
Домашнее задание:
1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
2.Придумайте новый сюжет рассказа, в котором бы торжествовала любовь, доброта, сострадание и милосердие.
Домашнее задание:
1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
2.Придумайте новый сюжет рассказа, в котором бы торжествовала любовь, доброта, сострадание и милосердие.
Домашнее задание:
1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
2.Придумайте новый сюжет рассказа, в котором бы торжествовала любовь, доброта, сострадание и милосердие.
Домашнее задание:
1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
2. Найти и записать пословицы или притчу об отношении человека к животным.
Домашнее задание:
1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
2. Найти и записать пословицы или притчу об отношении человека к животным.
Домашнее задание:
1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
2. Найти и записать пословицы или притчу об отношении человека к животным.
Домашнее задание:
1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
2. Найти и записать пословицы или притчу об отношении человека к животным.
Домашнее задание:
1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
2. Найти и записать пословицы или притчу об отношении человека к животным.
Домашнее задание:
1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
2. Найти и записать пословицы или притчу об отношении человека к животным.
Домашнее задание:
1.Прочитать стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
2. Найти и записать пословицы или притчу об отношении человека к животным.