Упражнение 1. К какой группе относится союз, связывающий части сложносочиненного предложения? Впишите номера предложений в соответствующие строки.
а) Соединительный союз: ____________________________________________
б) противительный союз: ____________________________________________
в) разделительный союз: ____________________________________________
Вариант 1
1. Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.
2. Пел в кустах малиновых соловей-соловушка, да шумели листьями стройны тополя.
3. Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.
4. В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость, но она открыта не для каждого.
5. Снега высокие сойдут, и солнце выпьет влажный след.
6. То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка, то сгорбленная фигура плетется от дома к дому.
7. Кто мне откликнулся в чаще лесной? Старый ли дуб зашептался с сосной, Или вдали заскрипела рябина? (Н.Заболоцкий)
8. Редко-редко протянет над берегом гусь, да покружатся и исчезнут неведомо куда чайки.
9. В это время не только растут, поднимаются на глазах травы, но и сладостно пахнет земля.
10. Легковых машин еще не было, зато на полном ходу проносились неутомимые грузовики.
Вариант 2
1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.
2. Ходили за черемухой девчонки вчетвером, да оборвать черемуху им не позволил гром.
3. То ли жизнь становится напевней, то ли в каждом доме соловьи.
4. В небе первые звезды повисли, в окнах тоже горят огоньки.
5. Июнь был в самом начале, и от липового цвета кружилась голова.
6. До дома было еще далеко, зато лес уже кончился.
7. Солнце уже садилось за Иртышом, а чистый серп месяца уже выплывал из-за облачка и удивленно глядел на своего двойника, упавшего в лужу.
8. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. (И.Крылов)
9. Проводник поставил палатку, разложил костер, остальные тоже готовились к ночлегу.
10. Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой. (А.Пушкин)
Упражнение 2. Определите, простое предложение или сложносочиненное (запятые не расставлены). Впишите номера предложений в соответствующие строки.
а) Простое предложение: ________________________________________
б) сложносочиненное предложение: _______________________________
Вариант 1
1. Стоял февраль и мягкий снег на землю тихо падал.
2. Десятки шустрых синиц слетались на стол и склевывали крошки.
3. Бабушка ребенка укачивала и сказки рассказывала.
4. Вечерело и в воздухе чувствовалась прохлада.
5. Еще трава полна прозрачных слез и гром вдали гремит раскатом.
6. Молодые листья трепетали и горлинки ворковали на одном и том же дереве.
7. Могуч и славен человек не саблей а ясной силой сердца и ума.
8. Я полон дум о юности веселой но ничего в прошедшем мне не жаль. (С.Есенин)
9. Слуга принес билет на дилижанс но не отдал сдачу.
10. Плакучие березы опустили вниз все свои длинные косы а в елках нависла синяя тишина.
Вариант 2
1. Огород внизу начинает чернеть а в лесу бело.
2. Солнце на севере не светит а просвечивает как будто через толстое стекло.
3. Снежинки падали с небес в таком случайном беспорядке а улеглись постелью гладкой и строго окаймили лес.
4. Легок шаг у мороза но хватка крепка.
5. Солнце должно опуститься в тучку но до тучки ему далеко.
6. Велик океан но в лесу или в пустынном оазисе маленький ручеек совершает не менее великое дело.
7. Я всю жизнь провела около этого озера и знаю на нем каждый островок.
8. Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
9. Снежинка мне на нос упала и сразу растаяла вдруг.
10. Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.
Упражнение 3. Поставьте знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Впишите номера предложений в соответствующие строки.
а) Одна запятая: ____________________________________
б) две запятые: _____________________________________
в) три запятые: _____________________________________
г) четыре запятые: __________________________________
д) не нужны запятые: ________________________________
Вариант 1
1. Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать.
2. Тяжелые гроздья сирени дышали росою горя а сад перепутавший тени уже заливала заря.
3. В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек и раздался гром.
4. Уже много лет не бывал я на своей Родине и каждое новое посещение наполняет мое сердце радостью и печалью.
5. Под берегом в березняке любовно насвистывал веселую песенку рябчик а где-то в небе чуть слышно гоготали гуси.
6. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
7. Туча пролилась ушла и солнце снова засияло над нашим маленьким садом.
8. Сыплет дождик большие горошины рвется ветер и даль нечиста.
9. Рыжие листья засыпали рыжики но я нашел немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберезовиков.
10. Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.
(М.Горький)
Вариант 2
1. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
2. Долго еще он говорил что-то куда-то порывался и порой ему отвечал женский голос кроткий и печальный.
3. Я захотел выкупаться в Араксе но на меня закричали и старый доктор, и инженер, и даже переводчик.
4. Редко тут ходили но все же ходили и дорожка во мху обозначилась явственно.
5. Отзвенели капели и подсохла земля и грачи полетели на родные поля.
6. Вставало солнце мокрое над лугом и душу поражала тишина.
7. Притихли и дядя Коля и Марина и даже маленький сынишка и такая же тишина установилась на подводе следовавшей за ними.
8. Сквозь дождь лучило солнце и раскидывалась радуга от края до края.
9. Всяких цветов листья насыпаны в лесу и между ними ждешь увидеть грибы.
10. Догорает костер разожженный в снегу и последний дымок его стелется низко.
Упражнение 4. Укажите, где нужно поставить недостающие знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Впишите номера предложений в соответствующие строки.
а) Запятую перед и: ________________________________________
б) запятую после и: ________________________________________
в) запятую перед и после и: _________________________________
г) знаки поставлены верно: _________________________________
Вариант 1
1. Круто остановилась лошадь у самого костра и уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с нее Павлуша.
2. В поле пахло весной и дул теплый ласковый ветер.
3. Намело сугробы выше окон и даже через дорогу приходилось иногда переходить на лыжах.
4. Но вот по овсяному полю пробежала первая волна, и в воздухе закружилась пыль.
5. Шум, доносившийся с судна, заставил их насторожиться и обнюхав воздух, звери стали удаляться.
6. Впереди были люди, и следовательно, бояться мне было нечего.
7. Не осталось в руках силы и топор затупился.
8. Пахло талым снегом, землей и солнце светило застенчиво и робко.
9. Туманы тают. Сырость легкая и ежась, вздрагивает сад.
10. Небо надолго заволокло тучами и дождю конца не предвидится.
Вариант 2
1. А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь.
2. Кончался лес и распахнувшись до дальнего синего неба ударила в глаза росистая ярость лугов.
3. Холодно и за весь май черемуха не успела отцвести.
4. Пробилась зелень полевая навстречу свету и теплу, и настежь окна открывая, весна проходит по селу.
5. К рассвету хлынул дождь, и снег, подтаявший раньше, расплавился в потоке воды.
6. По кустам, деревьям на все лады распевали птицы и словно передразнивая их, в ближайшем болоте весело урчали лягушки.
7. В косых лучах заходящего солнца ярко блестят каменные здания портового города и уходя в бесконечную даль горит тихая равнина моря.
8. Было тихо, светло и чуть подмораживало.
9. Осень и листья опадают с деревьев, в воздухе потянулась паутина.
10. Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости, речная волна лениво перебирала береговую гальку.
Упражнение 5. Определите, имеет ли сложносочиненное предложение общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям (запятые не расставлены). Впишите номера предложений в соответствующие строки.
а) Имеет общий второстепенный член: _________________________________
б) не имеет: ________________________________________________________
Вариант 1
1. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры.
2. Михаил Львович каждый год сажает леса и ему уже прислали бронзовую медаль и диплом.
3. Ветер подхватывает снег скручивает в тугие хлесткие спирали и начинается метель.
4. Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр.
5. Ночью несколько стихло и мы отдохнули от качки и спали хорошо.
6. Скворцы вывелись и улетели и давно уже их место в скворечнике занято воробьями.
7. С высокой скалы над нашей фанзой я заметил пароход и мне захотелось посмотреть на людей.
8. В корзине желтели шляпки маслят и краснели рыхлые сыроежки.
9. Людям ничто не дается даром и к некоторым обязанностям их надо приучать с детства.
10. Ветер проносился за стеной шумел в мокрых голых кустах и лампа потрескивала как бы разговаривала от скуки сама с собой.
Вариант 2
1. Лес стоял безмолвно и только река все бормотала ворчала сердясь на мешавшую ей корягу.
2. Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.
3. У него выступил пот на лбу и глаза странно расширились.
4. Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель.
5. Прошло еще несколько дней и каждая встреча каждая беседа вносили все больше отчуждения и глухую неприязнь в их отношения.
6. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
7. Упали две-три крупные капли дождя и вдруг блеснула молния.
8. С каждой минутой становилось все светлее и вдруг яркие солнечные лучи снопом вырвались из-за гор и озарили весь лес.
9. Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.
10. Небо голубое весело глядит и село большое беззаботно спит.
Упражнение 6. Укажите вид простых односоставных предложений в составе сложносочиненных (запятые не расставлены). Впишите номера предложений в соответствующие строки.
а) Неопределенно-личное: _________________________________
б) определенно-личное: ___________________________________
в) безличное: ____________________________________________
г) назывное: _____________________________________________
Вариант 1
1. Пугачев дал знак и меня тотчас отпустили и оставили.
2. Плавно неслись навстречу машине весенние поля и не было им ни конца ни края.
3. На берегу горел костер и на дорогу наносило дым.
4. Всуньте руку в дупло и ваша рука увязнет в черном меду.
5. Брожу по улицам и лужам а осенний день пуглив и дик.
6. Но дождя не было и пашни густо зарастали сильными живучими и неприхотливыми сорняками.
7. Темно было и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть глотая людей и деревья заступали дорогу могучей стеной.
8. Читай дальше я тоже послушаю.
9. В комнате было тихо в доме тоже не начиналось движение.
10. Третий выстрел и птица снялась с дерева широкими взмахами своих крыльев.
Вариант 2
1. Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.
2. После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко.
3. Грибы сошли но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной.
4. Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
5. Послали его с донесением да время очень тревожное.
6. Глухая ночь сгущает краски и поневоле страшно нам.
7. Минута и за горизонтом появилось бледное зарево.
8. Встретишь березку в хвойном лесу и будто это букет цветов на окно.
9. Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли наших товарищей.
10. Редко здесь ходили но все же ходили и дорожка во мху обозначилась явственно.
Упражнение 7. Укажите, чем осложнена одна из частей сложносочиненного предложения (запятые не расставлены). Впишите номера предложений в соответствующие строки.
а) Обособленным определением: _________________________________
б) обособленным обстоятельством: _______________________________
в) однородными членами: _______________________________________
г) вводными конструкциями: ____________________________________
Вариант 1
1. Кончался лес и распахнувшись до дальнего синего неба ударила в глаза росистая ярость лугов.
2. Бабушки должно быть все очень хорошие у нас тоже хорошая была.
3. Молодые листья лепетали да зяблики кое-где пели да две горлинки ворковали все на одном и том же дереве да куковала одна кукушка перемещаясь всякий раз.
4. Год проходит за годом а следы войны словно осколки застрявшие в теле раненого всякий раз напоминают о себе.
5. То тут то там изредка вспорхнет вспуганная нами птица или зацокает белка.
6. Скромно вошла зима в березовую рощу и сразу все вокруг заискрилось побелело.
7. Пробилась зелень полевая навстречу свету и настежь окна открывая весна приходит.
8. Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду и признаюсь нелегко одолевал я встречавшиеся преграды.
9. Иногда вспорхнет стайка перелетных птиц задержавшаяся покормиться или где-то в стороне послышится внезапный треск.
Вариант 2
1. Ты теперь не так уж будешь биться сердце тронутое холодком и страна березового ситца не заманит шляться босиком.
2. Должно быть за постоянную болтовню прозвали меня в первом классе гимназии «римский оратор» и кличка эта держалась долго.
3. Лес стоял безмолвно и только река все бормотала ворчала сердясь на мешавшую ей корягу.
4. В лесах лазурно светился расходился и таял душистый туман а за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна снежных гор.
5. В общем вскоре организм взял свое и я снова стал поправляться.
6. По морю шла волна и пена облизывая борта парохода тотчас таяла.
7. Пахло талым снегом землей и солнце светило застенчиво.
8. Иногда наоборот в поле поднималась метель или поземка гнала снег по дороге.
9. Льется свет через множество сит и пылая холодным пожаром медно-красное солнце висит над гогочущим зимним базаром.
10. Может быть снова грянут морозы и затрещат от них закоченевшие сады.
Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).
Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)