СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЛЯПУНОВА Л. И. Урок "Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий (факульт. занятие)" РЯиЛ 2018-5

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ЛЯПУНОВА Л. И. Урок "Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий (факульт. занятие)" РЯиЛ 2018-5»



Л. И. Ляпунова, учитель русского языка и литературы ГУО «УПК Полошковский детский сад—средняя школа» Климовичского района Могилёвской области

Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий (факультативное занятие в VIII классе)

Цель занятия: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы и использованию полученных знаний в практической деятельности.

Задачи обучающие: предполагается, что в конце занятия учащиеся будут:

  • знать условия выбора н, нн в суффиксах полных имён прилагательных и причастий;

  • отличать отглагольные прилагательные от причастий;

  • уметь применять полученные знания при решении учебных задач.

Задачи личностного развития:

  • на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать развитию у школьников умений сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать информацию, делать выводы;

  • содействовать развитию коммуникативных умений, навыков взаимодействия;

  • создать условия для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая, коллективная.

Оборудование: рабочие тетради на печатной основе, опорный конспект, раздаточный материал, мультимедийный проектор.

Ход занятия

I. Организационный этап (до 1 мин).

Цель этапа (планируемый результат): психологическая готовность класса к занятию, организация внимания всех учащихся.

Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.

Приём «Встаньте, если...».

— Встаньте, если:

  • сейчас у вас хорошее настроение;

  • вы сегодня готовы активно сотрудничать на занятии;

  • считаете, что правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий — одна из самых трудных орфограмм.

Учитель организует внимание, доброжелательный настрой учеников, приглашает к сотрудничеству.

  1. Ориентировочно-мотивационный этап (до 10 мин).

Цель этапа (планируемый результат): познавательная готовность учащихся к получению новых знаний, наличие мотивации, самоопределение на конечный результат занятия.

Педагогическая задача: актуализировать опорные знания учащихся, сформировать у учащихся познавательные мотивы, создать условия для их самоопределения на деятельность и её результаты.

Задание 1.

Определите, какое правило объединяет следующие группы слов:

  1. Каме..ый, урага..ый, весе..ий, казё..ый, маши..ый, овчи..ый.

  2. Соломе..ый, станцио..ый, обеде..ый, утре., ий.

  3. Име..ой, племе..ой, пламе..ый, семе..ой.

  4. Пчел..ый, кожа..ый, ржа..ой, овся..ый, серебря..ый.

  5. Саза..ий, тюле..ий, фаза..ий.

  6. Стекля..ый, оловя..ый, деревя..ый, ветре..ый, безветре..ый.

  7. Маринова..ый, решё..ый, печё..ый, вычище..ый, жаре..ый на масле.


(Правописание н и нн в суффиксах полных прилагательных, образованных от существительных.)

Приём «Матрица затруднений».

  • Обсудите и выберите из задания 1 ту группу слов, в которую без особого труда вставите пропущенные буквы.

Выполнив задание, учащиеся по очереди называют орфограмму, объясняют правописание слов. Остальные ученики слушают объяснение товарищей, задают вопросы.

  • Какая группа слов показалась самой сложной?

  • Почему не выбрали последнюю группу? Какой вид орфограммы рассматривается в словах этой группы? (Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий.)

  • Именно так звучит тема нашего занятия сегодня.

Приём «Мозговой штурм».

  • Как вы считаете, от чего зависит написание н и нн в суффиксах отглагольных имён прилагательных и причастий?

Учащиеся высказывают свои предположения. В процессе занятия школьники выяснят, чьё предположение окажется верным.

  1. Операционно-познавательный этап (до 27 мин).

Цель этапа (планируемый результат): осознанность усвоения учащимися основного содержания изучаемого учебного материала, их познавательная активность.

Педагогическая задача: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по усвоению новых знаний, создать ситуацию взаимодействия.

Приём «Обучая, учусь».

Новый материал делится на отдельные блоки по количеству пар в классе. Ученики обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное закрепление учебного материала. Учитель, организуя работу в парах, предлагает теоретический материал по изучаемой теме в виде алгоритма «Задай четыре вопроса» (приложение 1).

1-я пара, пользуясь схемой, предложенной учителем, изучает условия написания одной буквы н в суффиксах отглагольных имён прилагательных и причастий.

  • 2-я пара, пользуясь схемой, предложенной учителем, изучает условия написания нн в суффиксах отглагольных имён прилагательных и причастий.

  • 3-я пара рассматривает омонимичные слова: названый братназванный именем, писаная красавицаписанная акварелью, написание которых зависит от значения; учится различать прилагательные и причастия ( приложение 2).

Затем учащийся первой пары обучает ребят второй пары. Второй ученик первой пары обучают учащихся третьей пары. Затем обучение проводят ребята второй и третьей пары.

Задания рецептивного уровня (работа в парах).

  • Используя алгоритм, объясните написание н и нн в полных прилагательных и причастиях.

  1. В незнакомых местах следует пить только кипячёную воду. Некипячёную воду пить опасно.

Кипячённая с вечера вода теряет свои свойства. Надо пить только свежую прокипячённую воду.

  1. Печёный картофель очень вкусен. Испечённая картошка очень аппетитна. Нет ничего вкуснее печённой в золе картошки.

  2. Мороженые ягоды и фрукты сохраняют свой аромат. Замороженные фрукты также сохраняют все витамины. Мороженные в специальных условиях фрукты и ягоды можно использовать даже весной.

Задания рецептивно-репродуктивного уровня.

  • Пользуясь алгоритмом «Задай четыре вопроса», вставьте пропущенные буквы в слова.

Лома..ый прутик, собра..ый урожай, некоше..ый луг, смышлё..ый ребёнок, тка..ый золотом узор, асфалътирова..ая дорога, зауче..ые стихи, нежда..ый гость, ране..ый боец, жаре..ое в масле мясо, плете..ая сумка, просея..ая мука.

  • Выделите суффиксы в причастиях.

  • Влияет ли на правописание -н- и -нн- у отглагольных прилагательных и причастий наличие приставки не-?

Физкультминутка (до 1 мин.)

Цель (планируемый результат): эмоциональная и физическая разрядка учащихся, отдых перед сменой деятельности.

Учащиеся под музыку выполняют комплекс упражнений.

Задания репродуктивно-продуктивного уровня.

  • Как вы думаете, одинаково или по- разному пишутся слова в паре словосочетаний? Графически обозначьте условия выбора -н-, -нн- в каждом случае.

Стреля.мй воробейзастреле..ый волк.

Ветре.мй деньбезветре..ое утро.

Вычисле.мй итогбесчисле..ые звёзды.

Испуга..ая лошадьпуга..ая ворона.

Зако..ый путьузаконе..ый способ.

Кова.мй сундукперекова..ый конь.

Зарегистрирова..ый бракрегистрацио..ый номер.

  • При каких условиях у причастий и отглагольных прилагательных пишется -нн-? Подтвердите свои суждения примерами.

Задания продуктивного уровня.

  • Спишите текст. Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени, расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.

На лесной дороге

Одна за другой идут по зимней дороге т..жёлые машины (грузить) брёвнами. Выб..жал из лесу (испугать) лось и быстро переб.жал широкую (наездить) дорогу. Ост..новил ш..фёр машину, любуется лосем, его красивыми, (отточить) дв..жениями. Ш..фёр пораж..н ловкостью и изяществом л..сного зверя.

Много л..сей в наш..х л..сах. Целыми стадами бродят они по б..л..там (засыпать) снегом скрывают(?)ся в кустарниках.

  • Как вы разграничиваете страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные с суффиксами -нн- или -н- в тексте?

Задания творческого уровня.

  • Решите грамматическую задачу: десять причастий должно «убежать» к прилагательным, другие десять отглагольных прилагательных надо «вернуть» в причастие (добавить приставки, зависимые слова).

  1. Контрольно-коррекционный этап (до 5 мин).

Цель этапа (планируемый результат): выполнение задания в рабочих тетрадях на печатной основе, обнаружение учащимися своих ошибок, их коррекция.

Педагогическая задача: установить осознанность усвоения учащимися нового материала, создать условия для самокоррекции и самооценки знаний и умений, стимулировать школьников на самообразование.

— Определите, сколько букв н пишется в словах, и запишите только н или нн.

Образец: 1. нн нн нн.

  1. Собра..ый урожай, рассея..ый мальчик, дли..ая дорога.

  2. Застеклё..ая веранда, ране..ый боец, слома..ый стул.

  3. Коше..ый по росе, плете..ая сумка, ране..ый пулей.

  4. Упакова..ые книги, посея..ая трава, иллюстрирова..ый журнал.

  5. Мочё..ое яблоко, лома..ые прутья, построе..ое здание.

  6. Варё..ое яйцо, вяза..ая кофта, подреза..ые деревья.

  7. Малоезжее..ая дорога, пута..ый ответ, полирова..ый стол.

  8. Суше..ые яблоки, туше..ые овощи, тка..ый золотом ковёр.

  9. Собра..ый урожай, просея..ая мука, исписа..ый лист.

Ключ.

1. нн

НН

нн

2. нн

н

нн

3. нн

н

нн

4. нн

нн

нн

5. н

н

нн

6. н

н

нн

7. н

н

нн

8. н

н

нн

9. нн

нн

нн




У. Рефлексия (до 1 мин).

Цель этапа (планируемый результат): осознание значимости учебной деятельности и ситуация успеха.

Педагогическая задача: создать условия для самооценки учащимися деятельности и осознания ими личностных смыслов в изучении темы.

— Дополните предложения:

  • Полезным и значимым для меня на занятии было...

  • Мне нужно ещё...

  • Захотелось узнать...

Приложение 1



Алгоритм

«Задай четыре вопроса»

  1. Да

    Оканчивается на -ованный, ёванный? (кроме кованый, жёваный )


  2. Нет

    Нет

    Нет

    Нет

    Есть ли приставка, кроме не-?

  3. Есть ли зависимое слово?

  4. Совершенного ли вида глагол, от которого образовано слово?

-нн- -н-

Исключения:

желанный,

священный, нежданный негаданный, чеканный, виденный, слышанный, виданный, слыханный, деланный, недреманное (око) лелеянный, чванный, деланный, жеманный, медленный, неожиданный, нетленный, окаянный

Приложение 2

Алгоритм

«Как отличить причастие от прилагательного?»

Прилагательное

Причастие

1. Заменяется синонимом-прилагательным.

1. Заменяется глаголом.

2. Даёт характеристику определяемого слова, а не сообщает о действии, произведённом кем- то. Девочки воспитанные (вежливые).

2. Можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем?.

Девочки, воспитанные бабушкой.