Матюшенко Л.И., Матюшенко А.Г. Учебное пособие по истории русской литературы XIX века. — М.: МАКС Пресс, 2009.
Л.И. Матюшенко, А.Г. Матюшенко
Особенности композиции.
Общее построение произведения
В «Горе от ума» четыре действия, или акта.
События комедии происходят в доме Фамусова, что соответствует принципу единства места. События первого акта развертываются на половине Софьи; события второго — на половине Фамусова. Третий акт происходит в гостиной, четвертый — в парадных сенях.
Действие происходит в течение одного дня, что отражает принцип единства времени.
Своеобразие сюжета
В «Горе от ума» две сюжетные линии; они тесно переплетаются. Первая связана с развитием идейного конфликта, вторая — с развитием любовной интриги.
Рассмотрим основные элементы сценического действия — экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.
Первое действие комедии содержит экспозицию. Мы узнаем о ситуации в доме Фамусова, о взаимоотношениях Софьи и Молчалина. Важное место в первом действии занимает мнимый сон, рассказанный Софьей. В нем раскрываются представления героини об идеальном женихе.
Завязку любовной интриги многие исследователи относят также к первому
действию. Это приезд Чацкого. Главный герой встречает холодность со стороны своей возлюбленной Софьи и не может понять, чем подобное отношение вызвано. (Впрочем, Гончаров в статье «Мильон терзаний» относит завязку любовной интриги ко второму
действию, считая, что функцию завязки выполняет сцена обморока Софьи, вызванного падением Молчалина с лошади.)
Кроме того, в первом же действии «Горя от ума» намечается и основной конфликт, который носит не только нравственный, но и идейный характер: сталкиваются
нравственные принципы, взгляды, убеждения героев. Так, Софье неприятны обличительные высказывания Чацкого о Москве, о московских нравах и общих знакомых, особенно те его замечания, которые затрагивают Молчалина. «Не человек — змея», – говорит она о Чацком.
Собственно же завязка идейного конфликта, по мнению ряда исследователей, происходит не в первом, а во втором действии произведения. Фамусов в ответ на слова Чацкого о возможном сватовстве к Софье говорит ему: «Поди-тка послужи». Чацкий отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Идейный конфликт нарастает на протяжении всей первой половины второго действия, до монолога Чацкого «А судьи кто?» включительно.
Кроме того, позиции персонажей раскрываются в их диалогах. Здесь существенны реплики не только Фамусова и Чацкого, но и Скалозуба, который в силу своей
ограниченности не способен произнести развернутый монолог.
Любовная интрига выдвигается в центр сценического действия лишь во второй половине второго акта, в момент обморока Софьи. Идейный конфликт отходит здесь на второй план.
Отметим, что во втором действии идейный конфликт и любовная интрига развиваются последовательно и отчасти независимо друг от друга.
Кульминация в развитии как идейного конфликта, так и любовной интриги происходит в третьем действии.
Рассмотрим сцену вечера у Фамусова, где центральным становится мотив клеветы. Софья, раздосадованная насмешками Чацкого над Молчалиным, пускает слух о безумии главного героя. Этот слух мгновенно подхватывается гостями Фамусова и приобретает черты политического обвинения. Таким образом, мотив клеветы становится важнейшей пружиной действия.
Теперь о развязке сюжета. Что касается развязки любовной интриги, то она
происходит во второй половине четвертого действия, в момент разоблачения Молчалина, когда Софья узнает о низости своего возлюбленного. В результате героиня порывает с ним, а Чацкий разочаровывается в Софье.
Развязка идейного конфликта происходит в самом конце четвертого действия. Фамусов изгоняет Чацкого из своего дома. Чацкий обличает все московское общество и заявляет о своей решимости покинуть Москву.
Отмечая мастерство Грибоедова, сумевшего органично соединить в произведении идейный конфликт и любовную интригу, Гончаров писал:
«Две комедии как будто вложены одна в другую. Частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел. Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с игрой чувства его к Софье».
В самом деле: безответная любовь Чацкого к Софье объясняет и присутствие героя в доме Фамусова, и его раздражение — чувство отвергнутого влюбленного, и его гневные обличения, вызванные не только неприятием фамусовского общества, но и досадой неудачника в любви.
Роль монологов
Говоря о композиции «Горя от ума», важно отметить роль обширных монологов, прежде всего Фамусова и Чацкого, где раскрывается сущность взглядов, жизненных позиций героев.
Например, из монологов Фамусова во втором действии комедии («Петрушка, вечно ты с обновкой...», «Вот то-то все вы гордецы...», «Вкус, батюшка, отменная манера ») мы
узнаем о кумирах этого героя (Кузьма Петрович, Максим Петрович, всесильные дамы Ирина Власьевна, Лукерья Алексевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андревна), о его страстях (чревоугодие, лесть, волокитство), о его показном патриотизме. Монолог Фамусова в четвертом действии («Брат, не финти...») характеризует героя как деспота и самовластного крепостника.
Монологи Чацкого — преимущественно обличительные, что характерно для героя высокой комедии. В них мы находим яркое выражение идей либерально настроенной молодежи того времени. Таковы монологи о Москве («Ну что ваш батюшка? Все Английского клоба ») в первом действии комедии, о «веке нынешнем и веке минувшем»
и «А судьи кто?» во втором, о французике из Бордо в третьем, «Что это? Слышал ли моими я ушами?..» и «Не образумлюсь... виноват » в четвертом.
Монологи, произносимые центральными персонажами, свидетельствуют об
очевидной непримиримости идейных позиций участников конфликта.
В монологах героев часто упоминаются внссценические персонажи, что позволяет Грибоедову раздвинуть пространственные и временные границы действия, при этом воссозданная автором картина жизни России становится шире и разнообразнее.