Матюшенко Л.И., Матюшенко А.Г. Учебное пособие по истории русской литературы XIX века. — М.: МАКС Пресс, 2009.
Л.И. Матюшенко, А.Г. Матюшенко
Проблематика.
Проблема ума и смысл заглавия комедии
Проблема ума, поставленная автором уже в самом заглавии произведения, может быть рассмотрена в разных аспектах: конкретно-историческом, нравственном,
философском.
Так, если взглянуть на эту проблему в конкретно-историческом контексте, то
становится очевидным, что под умом подразумеваются либеральные идеи Чацкого, вызывающие резкое неприятие со стороны Фамусова и его окружения, в результате чего оппозиционно настроенный молодой человек объявляется безумцем и изгоняется из общества.
Однако герой терпит горе от ума не только по этой причине. Важна и нравственная сторона дела: ум Чацкого неотделим от таких душевных качеств героя, как честность,
искренность, благородство. Подобный склад ума приходится не ко двору в фамусовском обществе, где умным считается тот, кто умеет приспосабливаться к обстоятельствам, кто низкопоклонством, раболепием добивается чинов, денег, высокого положения в обществе. Наконец, проблема ума имеет и философскую сторону. Чацкий — носитель идей Просвещения. Он искренне верит в торжество человеческого разума, сочувствует тем, кто
«в науки вперит ум, алчущий познаний». При этом Чацкий никак не может понять, почему в обществе так низко ценится образованность, а невежество торжествует. Так что Чацкий
— это и просветитель-неудачник, безуспешно пытающийся проповедовать силу ума и
обличать невежество в чуждой ему общественной среде.
С проблемой ума соотносятся и другие проблемы: смысл жизни, счастье, честь и
бесчестье, личность и общество, национальная культура и иностранное засилье.
Как известно, смысл жизни — центральный вопрос всей русской литературы. Осмысляют его и герои «Горя от ума». Например, Чацкий видит смысл жизни в служении высоким общественным идеалам, а Молчалин — в том, чтобы «награжденья брать и
весело пожить». Отметим также проблему чести и бесчестья. Чацкий, человек чести, оказывается изгнанным из общества, в то время как бесчестного, но ловкого Загорецкого «всюду принимают».
Основной конфликт
Основной конфликт в произведении — между Чацким и фамусовским обществом. Он имеет две грани — личную и общественную. Столкновение между Софьей и Чацким носит личный характер, но при этом оно неотделимо от общественного противостояния: жизненные принципы главного героя, его убеждения чужды не только Софье, но также и Фамусову, и всему консервативному дворянству. Не случайно слух о сумасшествии Чацкого, распространенный Софьей, подхватывается всеми гостями Фамусова; ее упреки в адрес героя перерастают во всеобщее его обвинение.
Отметим также, что основной конфликт в произведении тесно переплетается с любовной интригой.
Идейная направленность (пафос)
Пафос «Горя от ума» прежде всего сатирический. Грибоедов обличает такие
негативные стороны жизни дворянского общества, как нерадение о службе, страсть к чинам и наградам, низкопоклонство, преклонение перед мундиром, деспотизм по отношению к крепостным.
Драматург высмеивает и общечеловеческие пороки: чревоугодие, праздность,
лицемерие, любовь к сплетням и слухам.
Вместе с тем комедия Грибоедова носит не только обличительный характер. Автор сочувствует Чацкому, разделяет многие его убеждения. В то же время драматург
относится к своему герою с известной долей иронии. Грибоедов сомневается в том, что идеи Чацкого смогут воплотиться в жизнь в ближайшей исторической перспективе. Печальный финал комедии заставляет зрителя предположить, что ее автор скептически относится к перспективам общественной деятельности оппозиционно настроенного дворянства, вдохновляемого просветительскими идеями.