СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.И. Матюшенко, А.Г. Матюшенко. Статья "Второстепенные персонажи" ( в пьесе "Горе от ума).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: Матюшенко Л.И., Матюшенко А.Г. Учебное пособие по истории русской литературы XIX века. — М.: МАКС Пресс, 2009.

 

Просмотр содержимого документа
«Л.И. Матюшенко, А.Г. Матюшенко. Статья "Второстепенные персонажи" ( в пьесе "Горе от ума).»

Матюшенко Л.И., Матюшенко А.Г. Учебное пособие по истории русской литературы XIX века. — М.: МАКС Пресс, 2009.


Л.И. Матюшенко, А.Г. Матюшенко

Второстепенные персонажи.

В «Горе от ума» значительное число второстепенных, эпизодических персонажей — представителей фамусовского общества. Они позволяют Грибоедову шире и глубже показать взгляды, идеалы, нравы московского дворянства.

Наталья Дмитриевна Горич — светская кокетка. Ее несбывшаяся мечта —
должность московского коменданта для мужа.

Платон Михайлович Горич в прежние годы служил офицером, был товарищем Чацкого, вероятно, разделял его оппозиционные взгляды.

Теперь же он целиком «под каблуком» у жены, «муж-мальчик, муж-слуга», на
флейте твердит дуэт А-мольный. «Похвальный лист тебе, ведешь себя исправно», – с иронией обращается к Платону Михайловичу Чацкий.

Горича тяготит праздное времяпрепровождение в светских салонах, однако сделать он ничего не может. «Неволя-то горька», – замечает Горич («говорящая» фамилия) о своем положении.

Платон Михайлович олицетворяет собой деградацию личности в фамусовском
обществе.

Князь Тугоуховский такой же «подкаблучник», как и Горич, только в летах. Его

глухота (что подчеркивает «говорящая» фамилия) символизирует неспособность героя к самостоятельным мыслям и действиям.

Княгиня Тугоуховская занята тем, как бы выдать замуж шестерых дочерей. Ее, как и других представителей фамусовского общества, отличают резкие суждения о
вольнодумцах. Вспомним отзыв княгини о Педагогическом институте:

Нет, в Петербурге институт
Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и в безверье
Профессоры!..

Графиня-бабушка и графиня-внучка — парные персонажи.

Графиня-бабушка — «осколок» прошлого века. Она исполнена гнева в отношении вольнодумцев. Чацкий в ее представлении — «окаянный вольтерьянец».

Графиня-внучка олицетворяет собой увлечение женского общества всем
французским: ее фразы прекрасно иллюстрируют замечание Чацкого о господствующем в среде московского дворянства «смешенье языков» — «французского с нижегородским».

Старуха Хлестова — барыня-крепостница. Так, она говорит:

От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку...

Хлестову, как и княгиню Тугоуховскую, отличает неприязнь к просвещению:

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений.

Загорецкий — воплощение низости, непорядочности. Вот как отзывается о нем Горич:

...человек он светский,
Отъявленный мошенник, плут...

Между тем нечистого на руку Загорецкого «всюду принимают». Чацкий же, человек честный, благородный, изгнан из общества.


Все названные персонажи, включая двух безымянных парных персонажей,
господина Н. и господина Д., стремительно распространяют клевету о Чацком. Все согласны с тем, что причина безумия героя заключается в таких свойствах его ума, как образованность и либеральные идеи. Особенно ярко это проявляется в сцене всеобщего осуждения Чацкого (21-е явление третьего действия).

Особо следует сказать о фигуре Репетилова.

Этот персонаж был введен Грибоедовым в позднюю редакцию комедии. Он
появляется только в четвертом действии произведения.

«Говорящая» фамилия «Репетилов» образована от французского слова «répéter» —

«повторять». Это тип пустого болтуна, который увлекся либеральными идеями и
бездумно распространяет их.

Грибоедов, создавая образ Репетилова, стремился выразить свое неоднозначное
отношение к либеральному дворянству. С одной стороны, с помощью этого персонажа Грибоедов оттеняет одиночество главного героя. Получается, что «единомышленники» Чацкого — пустые болтуны вроде Репетилова.

С другой стороны, создавая образ Репетилова, Грибоедов стремился выразить свое скептическое отношение к оппозиционно настроенному дворянству в целом. Этот
персонаж своего рода окарикатуренный «двойник» Чацкого. Поэтому, обличая Репетилова, втор полемизирует и с главным героем своего произведения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!