Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема: Л. Кассиль « У классной доски»
(технология развития критического мышления через чтение).
Цель: формирование у учащихся представлений о В.О.В. и ее героях.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания учащихся о В.О.В.;
-познакомить учащихся с произведением Л.Кассиля;
-рассмотреть участие женщин и детей в ходе В.О.В.;
Развивающие:
-развивать речь, аналитическое ,логическое мышление, наблюдательность;
-развивать у школьников умение составлять словесный портрет, работать с текстом.
Воспитательные:
-способствовать воспитанию нравственных качеств: решительность, стойкость, честность.
Дидактический материал и оборудование:
-компьютер, проектор, экран;
-презентация;
- учебник О.В. Кубасовой «Литературное чтение .Любимые страницы». (учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений в 4 ч.,ч 2)
Ход урока
-
Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Какое произведение мы рассматривали на прошлых уроках ? ( Д.Н. Мамин-Сибиряк « Вертел»)
- Кто является главным героем этого произведения? ( мальчик Прошка)
- Опишите этого героя по плану:
- как он выглядит;
- какую работу выполняет;
- о чем мечтает, рассуждает;
- как к нему относятся окружающие.
( слайд № 1)
- О какой исторической эпохе идет речь? ( дореволюционной России).
- С какими произведениями об этой эпохи мы еще знакомились? ( А.Чехов « Ванька», Г. Сенкевич « Янко-Музыкант»)
3.Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с произведением , в котором говорится о другой исторической эпохе.
( слайд № 2)
- О каком событии в истории нашей страны говорят эти даты? ( Это время В.О.В.)
- Итак , ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА- тяжелое время для нашей страны. Путем невероятный усилий нашей стране удалось одержать в ней победу. Почему? ( Благодаря мужеству и сплоченности всего народа. На защиту встал весь народ - от мала , до велика.)
- Кто сражался за победу в В.О.В.? (мужчины, женщины, дети).
- Где? ( на фронте, в тылу, в партизанских отрядах).
Рассматривание кластера (слайд № 3).
- Тяжкие испытания обрушились на детей военной поры. Очень рано они стали взрослыми. Юные герои совершали подвиги наравне со своими отцами на фронтах. В тылу подростки шли на заводы, убирали урожай на полях. Работали как взрослые, недоедали, недосыпали. Помогали семьям погибших, в госпиталях ухаживали за ранеными, выступали с концертами перед ранеными.
И учиться стремились как можно лучше, чтобы гордились ими отцы на фронте, чтобы доставить хоть небольшую радость матерям, на чьи плечи легли все тяготы военного времени.
(слайд №4)
- Сегодня мы познакомимся с произведением Л. Кассиля « У классной доски».
( слайд №5) сообщение о Л.Кассиле
- Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) - прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.
Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.
Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.
По окончании школы за активную общественную работу Л. Кассиль получил направление в вуз.
Писатель написал большое количество произведений. Многие его рассказы посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Кассилю по собственному опыту военного корреспондента, и детям на фронте и в тылу.
- Как вы думаете , о ком пойдет речь в этом произведении?
-Что может произойти в этом рассказе?
4. Работа по теме урока. Стадия «осмысление».
А) Чтение с остановками.
- Текст мы будем читать по частям. ( Чтение текста по цепочке ( по одному предложению) до второго абзаца с. 149)
- Кого описывает автор в этой части рассказа? ( Учительницу Ксению Андреевну).
- Как дети относились к учительнице? А взрослые? Почему?
- Составьте устный портрет Ксении Андреевны. Как дети относились к учительнице?
- А взрослые? Почему?
- Как вы думаете, почему автор так подробно говорит нам о Ксении Андреевне?
-Предположите, что будет происходить дальше?
Чтение текста по цепочке ( по абзацам) до второго абзаца с.153.
- В какое время и где происходят события, описанные в этом рассказе?
- Где находилась сельская школа?
- Велись ли в школе занятия?
- Зачем ребята собирались у школы?
- Для чего во дворе школы была вырыта траншея?
- Как помогали ребята частям Красной Армии?
- Что произошло однажды вечером у школы?
5. Закрепление знаний. Стадия «рефлексия».
- Как будут развиваться события дальше, вы познакомитесь самостоятельно и на следующем уроке мы продолжим работу над этим произведением.
- Пришло время подвести итог нашему уроку. Мы говорили о том, что победа в В.О.В-это победа всего народа. Мы много говорили о В.О.В и я хочу, чтобы вы высказали свои мысли о войне, написав синквейн по теме ВОЙНА.
( Дети составляют синквейн и зачитывают получившееся)
Синквейн- это стихотворение, состоящее из
пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
Первая строка- одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка- два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока- три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка- одно слово,обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
- Давайте подведем итог и составим общий синквейн.
( Слайд № 6 ).
- Ребята, вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. Что вам понравилось в нашем уроке?
6. Домашнее задание.
- Запишите домашнее задание.
- Спасибо за работу.