СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: Л. Кассиль « У классной доски»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование у учащихся представлений о В.О.В. и ее героях.

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания учащихся о В.О.В.;

-познакомить учащихся с произведением Л.Кассиля;

-рассмотреть участие женщин и детей в ходе В.О.В.;

Развивающие:

-развивать речь, аналитическое ,логическое мышление, наблюдательность;

-развивать у школьников умение составлять словесный портрет, работать с текстом.

Воспитательные:

-способствовать воспитанию нравственных качеств: решительность, стойкость, честность.

Дидактический материал и оборудование:

-компьютер, проектор, экран;

-презентация;

- учебник О.В. Кубасовой «Литературное чтение .Любимые страницы». (учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений в 4 ч.,ч 2)

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«: Л. Кассиль « У классной доски»»

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема: Л. Кассиль « У классной доски»

(технология развития критического мышления через чтение).

Цель: формирование у учащихся представлений о В.О.В. и ее героях.

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания учащихся о В.О.В.;

-познакомить учащихся с произведением Л.Кассиля;

-рассмотреть участие женщин и детей в ходе В.О.В.;

Развивающие:

-развивать речь, аналитическое ,логическое мышление, наблюдательность;

-развивать у школьников умение составлять словесный портрет, работать с текстом.

Воспитательные:

-способствовать воспитанию нравственных качеств: решительность, стойкость, честность.

Дидактический материал и оборудование:

-компьютер, проектор, экран;

-презентация;

- учебник О.В. Кубасовой «Литературное чтение .Любимые страницы». (учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений в 4 ч.,ч 2)


Ход урока

  1. Организационный момент.


2. Проверка домашнего задания.

- Какое произведение мы рассматривали на прошлых уроках ? ( Д.Н. Мамин-Сибиряк « Вертел»)

- Кто является главным героем этого произведения? ( мальчик Прошка)

- Опишите этого героя по плану:

- как он выглядит;

- какую работу выполняет;

- о чем мечтает, рассуждает;

- как к нему относятся окружающие.

( слайд № 1)

- О какой исторической эпохе идет речь? ( дореволюционной России).

- С какими произведениями об этой эпохи мы еще знакомились? ( А.Чехов « Ванька», Г. Сенкевич « Янко-Музыкант»)


3.Сообщение темы урока.

- Сегодня мы познакомимся с произведением , в котором говорится о другой исторической эпохе.

( слайд № 2)

- О каком событии в истории нашей страны говорят эти даты? ( Это время В.О.В.)

- Итак , ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА- тяжелое время для нашей страны. Путем невероятный усилий нашей стране удалось одержать в ней победу. Почему? ( Благодаря мужеству и сплоченности всего народа. На защиту встал весь народ - от мала , до велика.)

- Кто сражался за победу в В.О.В.? (мужчины, женщины, дети).

- Где? ( на фронте, в тылу, в партизанских отрядах).

Рассматривание кластера (слайд № 3).

- Тяжкие испытания обрушились на детей военной поры. Очень рано они стали взрослыми. Юные герои совершали подвиги наравне со своими отцами на фронтах. В тылу подростки шли на заводы, убирали урожай на полях. Работали как взрослые, недоедали, недосыпали. Помогали семьям погибших, в госпиталях ухаживали за ранеными, выступали с концертами перед ранеными.

И учиться стремились как можно лучше, чтобы гордились ими отцы на фронте, чтобы доставить хоть небольшую радость матерям, на чьи плечи легли все тяготы военного времени.

(слайд №4)

- Сегодня мы познакомимся с произведением Л. Кассиля « У классной доски».

( слайд №5) сообщение о Л.Кассиле

- Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) - прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.
Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.
Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.
По окончании школы за активную общественную работу Л. Кассиль получил направление в вуз.
Писатель написал большое количество произведений. Многие его рассказы посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Кассилю по собственному опыту военного корреспондента, и детям на фронте и в тылу.


- Как вы думаете , о ком пойдет речь в этом произведении?

-Что может произойти в этом рассказе?


4. Работа по теме урока. Стадия «осмысление».

А) Чтение с остановками.

- Текст мы будем читать по частям. ( Чтение текста по цепочке ( по одному предложению) до второго абзаца с. 149)

- Кого описывает автор в этой части рассказа? ( Учительницу Ксению Андреевну).

- Как дети относились к учительнице? А взрослые? Почему?

- Составьте устный портрет Ксении Андреевны. Как дети относились к учительнице?

- А взрослые? Почему?

- Как вы думаете, почему автор так подробно говорит нам о Ксении Андреевне?

-Предположите, что будет происходить дальше?

Чтение текста по цепочке ( по абзацам) до второго абзаца с.153.


- В какое время и где происходят события, описанные в этом рассказе?

- Где находилась сельская школа?

- Велись ли в школе занятия?

- Зачем ребята собирались у школы?

- Для чего во дворе школы была вырыта траншея?

- Как помогали ребята частям Красной Армии?

- Что произошло однажды вечером у школы?

5. Закрепление знаний. Стадия «рефлексия».

- Как будут развиваться события дальше, вы познакомитесь самостоятельно и на следующем уроке мы продолжим работу над этим произведением.

- Пришло время подвести итог нашему уроку. Мы говорили о том, что победа в В.О.В-это победа всего народа. Мы много говорили о В.О.В и я хочу, чтобы вы высказали свои мысли о войне, написав синквейн по теме ВОЙНА.

( Дети составляют синквейн и зачитывают получившееся)

Синквейн- это стихотворение, состоящее из

пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.


Порядок написания синквейна:

Первая строка- одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка- два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока- три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

Пятая строка- одно слово,обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

- Давайте подведем итог и составим общий синквейн.

( Слайд № 6 ).


- Ребята, вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. Что вам понравилось в нашем уроке?


6. Домашнее задание.

- Запишите домашнее задание.


- Спасибо за работу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!