СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Н. Андреев. Сведения о жизни писателя. Конспект урока.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является первым в системе изучения творчества Л.Н.Андреева. По своей структуре он относится к уроку изучения нового материала - биографии писателя, однако включение контрольного опроса изученного на предыдущем уроке позволяет говорить о его комбинированном характере. В разработке представлен полный конспект урока, построенный в форме экскурсии по дому-музею писателя, а также презентация к уроку. Материал поможет пятиклассникам получить представление о Л.Н. Андрееве как выдающимся писателе и незаурядной личности, подготовит учащихся к восприятию художественных текстов этого  автора.

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Андреев. Сведения о жизни писателя. Конспект урока.»

Конспект урока литературы

Учитель литературы: Афанасьева И.С.

Школа: № 11 Класс: 5 «Б»

Тема урока: Л.Н.Андреев. Сведения о жизни писателя.

Тип урока: комбинированный

Дата проведения урока: 1.03.2017 г.

Цель урока: сформировать представление о личности и творчестве писателя

Перечень оборудования: проектор, доска со слайдами.

Список литературы: электронные ресурсы: http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2015/01/13/urok-literatury-v-5-klasse-izuchenie-biografii

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/05/14/razvitie-poznavatelnykh-interesov-na-urokakh-literatury-na



Методическое обоснование урока

Данный урок является первым в системе изучения творчества Л.Н.Андреева. По своей структуре он относится к уроку изучения нового материала - биографии писателя, однако включение контрольного опроса изученного на предыдущем уроке позволяет говорить о его комбинированном характере. Для того чтобы подготовить школьников к восприятию биографии автора проводится эвристическая беседа. Главная цель урока - сформировать у учащихся целостное представление о личности писателя и его творчестве. Для этого используется сообщающее слово учителя и мультимедийная экскурсия. Школьники же в свою очередь должны отразить в тетрадях их содержание в виде рассказа о биографии писателя, составленного по предложенным опорным словам, и составления маршрутного листа в течении мультимедийной экскурсии. Для того чтобы проверить уровень сформированности полученных знаний на этапе обобщения изученного материала проводится репродуктивная фронтальная беседа.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Организационный

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее приветственное вводное слово

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Запишите в тетрадях дату и тему урока.

Откройте дневники, запишите домашнее задание: прочитать рассказ Л.Н.Андреева «Кусака».

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Письмо. Запись в тетради



1 слайд с портретом писателя.



2.Повторение изученного материала

Метод обучения: опрос

Приём обучения: письменный индивидуальный


Ребята, на прошлом уроке мы говорили о рассказе В.М.Гаршина «Сигнал». Поскольку многие из вас не прочитали рассказ, вашим домашним заданием было чтение рассказа по которому, как и было сказано на прошлом уроке, мы сейчас проведем письменный опрос. Подпишите листочки, которые я вам раздала. Пронумеруйте их в столбик от одного до десяти. Работать будем так: я читаю вопрос, вы даёте на него ответ. Часть вопросов требует односложного ответа: верно - неверно, вы ставите плюс, если считаете, что утверждение верно, и минус если ошибочно. И часть вопросов требует полного развёрнутого ответа.

Итак, первый вопрос:


1.Семён на войне служил командиром полка. Жил в тепле и сытости, все солдаты носили ему еду, заботились о нём. Вернулся с войны в орденах и медалях.

2.Как Семён занял место сторожа на железнодорожной станции?

3.Заняв место сторожа на станции, Семён много спал, играл со своим сыном, ухаживал за больным отцом и иногда только выходил посмотреть всё ли в порядке на путях.

4.Василий жалуется начальнику, а тот вместо помощи ударяет его по лицу. На что жаловался Василий?

5.Зачем Василий уезжает в Москву?

6.Через два дня после отъезда Василий возвращается домой и просит у Сёмёна прощения.

7. В поезде ехал враг Василия, которому он хотел отомстить, поэтому и открутил рельсы.

8.Что сделал Семён, чтобы остановить мчащийся поезд?

9. Семёна наградили за героизм и назначили начальником станции.

10.Василия долго не могли найти, после совершения преступления он скрывался в лесах.

Передайте листочки с последних парт.


Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения:

Письменный ответ по предмету




Образец письменного ответа по предмету


1. -

2. Семён занял место сторожа на железнодорожной станции, встретив офицера своего полка, который помог ему

туда устроиться.

3.-

4. За то, начальник станции приказал ему выкопать посаженную на огороде капусту и наложил штраф.

5. Жаловаться на начальника, который его ударил.

6.-

7. Пошёл в лес нарезать тальника для дудочек.

8. Ударил себя в руку ножом и, намочив в своей крови платок, выставил его вперёд как сигнал.

9.-

10.-



Метод обучения: эвристический

Приём обучения: эвристическая фронтальная беседа

Ребята, обратите внимание на слайд. На нём изображён портрет писателя Л.Н.Андреева. Как вы думаете, в каком веке жил это автор? Какой у него был характер? Чем он любил заниматься? Обоснуйте своё мнение.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ



Учащиеся высказывают свои предположения

2 слайд с портретом


Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее сообщающее слово

Хорошо. Сейчас мы познакомимся с жизнью и творчеством этого писателя, и узнаем, верны ли были ваши предположения.



Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное




Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее сообщающее слово о писателе

Я буду рассказывать, вы внимательно слушайте и запоминайте. После этого нужно будет выполнить задание, о котором я скажу чуть позже. Итак, внимание, слушаем. Леонид Николаевич Андреев родился 21 августа 1871 года в городе Орле в семье землемера Николая Ивановича Андреева и его жены Анастасии Николаевны Андреевой. Кроме него в семье были ещё три брата и две сестры. Повзрослев, Леонид Андреев поступает в орловскую гимназию.

Учился писатель не очень хорошо, да и поведение оставляло желать лучшего. В 7 классе он числился в отстающих учениках, часто бывал последним, по поведению получал тройки. Но, несмотря на это, очень любил читать. Его любимыми писателями были Ч.Диккенс, Ж.Верн, Л.Н.Толстой. Кроме того Л.Андреев увлекался рисованием и даже написал несколько картин, признанных великими художниками. Когда юноша ещё учился в гимназии, его постигла беда - умер отец, кормилец большой семьи. Не хватало средств, так что иногда Леонид А. вынужден был даже голодать. Чтобы содержать семью ему приходилось много работать, сменить несколько мест. Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета, откуда был отчислен за неуплату и перешёл на юридический факультет Московского университета, который впоследствии успешно закончил и получил специальность адвоката. В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи». В Петербурге автор начинает писать первые рассказы, однако из редакции, как вспоминал сам Андреев, их вернули со смехом. Признание к Леониду Андрееву пришло после издания сборника «Рассказы», в 1901 году.

Л. Н. Андреев работал преимущественно в жанре рассказа. Он написал такие рассказы как «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Красный смех», «Кусака». Кроме рассказов Андреев ещё писал пьесы, повести и романы, а также занимался журналистикой. 2 сентября 1919 года Леонид Андреев скоропостижно скончался сердечного приступа.

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное





Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее

Инструктирующее слово

Ребята, теперь внимание. Вам нужно письменно в тетради по опорным словам, представленным на слайде, составить краткий рассказ об авторе на основе услышанного. Потом вместе проверим. Кто не понял, как будем работать? Приступайте.


Метод учения: ответ по предмету


Приём обучения:

Письменный ответ по предмету

Образец письменного ответа по предмету


3 слайд. Слова-помощники.


Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная беседа

Полина, прочитай, что ты написала. (Спросить несколько человек).

Хорошо, ребята, молодцы.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ


Образец устного развёрнутого ответа по предмету




Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее инструктирующее слово


Ребята, для того чтобы лучше узнать личность писателя, и, следовательно понять его творчество, которое мы будем изучать в дальнейшем, мы с вами совершим виртуальную мультимедийную экскурсию по жизни и творчеству Леонида Николаевича Андреева. Во время экскурсии вам нужно будет в тетради заполнить маршрутный лист. Работать будем так: вы записываете название каждого пункта нашего экскурсионного маршрута, я рассказываю вам о нём, а вы делаете краткие записи. Потом побеседуем, подведём итог: каким вы увидели писателя, что запомнилось, показалось интересным? Кто не понял, как будем работать? Хорошо. Итак, первый пункт нашей экскурсии.

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное


Письмо. Запись в тетради.

Образец записи


Маршрутный лист

  1. Пункт - дом, в котором родился писатель

  2. Комната матери



Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: ведущее сообщающее слово

Это дом, в котором родился Леонид Андреев, где жили его родители, который писатель очень любил. Был построен отцом писателя Николаем Ивановичем. Дом сохранился и до наших дней и сейчас здесь находится музей, посвящённый жизни и творчеству этого писателя. Этот дом сохранился практически в том виде, в котором он был при жизни писателя. Это исторический культурный памятник. Сейчас мы увидим, каков же он внутри. Второй пункт экскурсии-

комната матери писателя, с которой его связывали очень близкие тёплые отношения. Она всегда стремилась быть рядом с Леонидом Николаевичем, жила его радостями и печалями. «Приходили и уходили люди, а ты всегда со мною оставалась, все та же – верная, неизменная, единственная»- пишет автор в письме к матери. На стене вы видите её портрет, написанный Леонидом Андреевым. Обратите внимание, что все вещи в комнатах принадлежат эпохе конца 19, начала 20 веков. Идём дальше.

Третий пункт экскурсии - кабинет отца писателя, человека трудолюбивого, хозяйственного, страстного садовода. Маленький Леонид Андреев очень любил здесь бывать. На стене мы видим портрет Леонида Андреева, который он нарисовал сам (автопортрет). Также здесь представлены фотографии, создателем которых был тоже мастер на все руки - Леонид Андреев. Искусство фотографии в то время было новым и неизвестным. Писатель самостоятельно освоил и даже в какой-то мере усовершенствовал способы изготовления цветных фотографий. Тогда это был довольно сложный процесс.

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное


Письмо. Запись в тетради



4-5 слайд
























































6 слайд





























































7 слайд


Четвёртый пункт экскурсии - Орловская гимназия, в которой учился Леонид Андреев. В этой гимназии учился также замечательный писатель Николай Семёнович Лесков. Это самое старое каменное здание города Орла. В настоящее время здесь расположен исторический факультет Орловского университета. Перед университетом установлены памятники самым выдающимся ученикам гимназии. Среди них и памятник Леониду Андрееву.


8 слайд












































9 слайд


Пятый пункт экскурсии - рассказ Л.Андреева «Кусака», с которым мы будем работать на следующем уроке. Рассказ написан в начале прошлого века, т.е. более 100 лет назад. Отношение к животным было у Андреева показателем того, какой это человек: добрый или злой, сострадательный или чёрствый. Писатель считал, что животные тоже могут страдать, печалиться, грустить или наоборот любить и радоваться, как люди. Таковы были взгляды Леонида Андреева.


10 слайд

















11 слайд

3.Обобщение изученного материала. Итог урока.

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная беседа

Ребята, давайте сделаем вывод. Каким вы увидели Леонида Николаевича Андреева? Какие факты из его жизни вам запомнились, показались интересными?

Гоша.

Спасибо за работу, урок окончен!

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ


Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Я увидел его разносторонне развитым, одарённым человеком, очень талантливым Л.Н.Андреев был очень привязан к своей матери, к дому в котором родился и вырос. Он ценил не только окружающих людей, но и животных, считал, что всё живое также может любить и страдать.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!