Урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Школа России»
Тема урока: Л.Н. Толстой «Акула». Смысл названия. Составление плана.
Цели: продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н. Толстого, обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, обучать составлению плана рассказа, учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, и их поступкам, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Планируемые результаты:
Предметные: Познакомятся с произведением Л.Н. Толстого «Акула». Научатся читать вслух бегло, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.
Метапредметные:
Познавательные: Определяют основную мысль произведения, понимают какую информацию о чувствах и настроениях автора несут образные слова.
Регулятивные: Оценивают свои достижения, проводят прогнозирование
Коммуникативные: Осознают цель своего высказывания, строят диалог в паре, задают вопросы.
Личностные: Оценивают поступки героев произведения под руководством учителя, с точки зрения моральных ценностей, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения, проявляют чувство сопереживания.
Оборудование: учебник, выставка книг, , картинки с изображением кораблика, памятка с объяснением новых слов
Ход урока
СЛАЙД 1
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. Меня зовут Любовь Аркадьевна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте успехов в уроке. Я хочу, чтобы хорошее настроение и желание трудиться сохранилось у нас на протяжении всего урока. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им и мне. Садитесь.
2) Мотивационно-целевой этап.
- Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке.
ЬТАТИЧ – читать
ЬТАДЮЛБАН – наблюдать
ЬТАНИМОПСВ – вспоминать
ЬТАМУД – думать
- Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться вместе. (слова на доске).
На парте у каждого ученика лежат сигнальные карточки зелёного, жёлтого и красного цвета, если выполняете задание правильно, то поднимаете зелёную карточку, если допустили ошибки, то жёлтого, а если не справились, то красного.
СЛАЙД 2
2.Речевая разминка.
Давайте поработаем над речью, у каждого ученика на парте лежит речевая разминка, прочитайте сначала шёпотом медленно с ускорением, а затем наоборот. Теперь прочитайте выразительно.
«Белеет парус одинокий, В тумане моря голубом . Что ищет он в стране далёкой, Что кинул он в краю родном?»
2.Проверка домашнего задания
- начнем мы наш урок с проверки домашнего задания .
- С каким рассказом вы познакомились на прошлом уроке? (Лев и собачка)
- Кто написал этот рассказ? (ЛН Толстой)
- Какое впечатление произвел на вас рассказ Л. Толстого? Что вас удивило, заставило волноваться?
- Как вы думаете, этот рассказ о реальных событиях или его сюжет родился в воображении автора?
- Верно, ребята! Я абсолютно с вами согласна.
Мотивация.
- Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите серию портретов писателей и записанные в столбик фамилии. Найдите совпадение. (Совпадают портрет и фамилия только одного автора).
А.С. Пушкин Л.Н. Толстой А.П. Чехов СЛАЙД 3
3. Постановка темы и цели урока.
- Мы сегодня будем работать с новым произведением Л.Н. Толстого. А для того, чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь! (Акула)
-Какова же тема сегодняшнего урока? (Л.Н.Толстой «Акула»)
- Зная тему урока, пользуясь опорными словами, определите задачи урока
Совершенствовать знания о _тв___________Л.Н. _________. (совершенствовать знания о творчестве Л.Н.Толстого)
Учиться пр_________, выр________ чит______ прои________ «______» и анал________ его и составлять пл__________(учиться правильно, выразительно читать произведение «Акула» и анализировать его и составлять план).
СЛАЙД 4
4. Работа с выставкой книг.
- Обратите внимание на выставку книг? - Кто автор этих книг?
- Как назвать её? Почему? ( авторская, т.к. автор этих книг – Л.Н. Толстой)
- Какие произведения читали самостоятельно?
– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?
- Что вы знаете об акулах? (рассказ ученика об акулах ) Рисунок акулы.
Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. . В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.
СЛАЙД 5-6
Видео акула
СЛАЙД 7
В рассказе Л Толстого говорится про такой замечательный материк как Африка.
Африка, второй по величине материк после Евразии. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+ 10 - 16 градусов С). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы.
- Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”
- Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?
- Как вы думаете, кто будет героем этого произведения?
- Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?
Настрой
- Для перехода к следующему этапу необходима Специальная подготовка
- Я прошу вас включить в работу Слуховые анализаторы:
Помассируйте ушки, приговаривая про себя: « Ушки, ушки, слушайте и запоминайте внимательно!
Зрительные анализаторы:
- Закройте глазки – и ласково погладьте их проговаривая про себя : «Глазки, глазки, смотрите и наблюдайте внимательно!
- Включили ? (ДА)
- Только теперь , когда вы готовы, даю вам Установку: внимательно Слушать и понять, кто главный герой и какой поступок он совершил?
5. Работа по теме урока.
1) Словарная работа.
СЛАЙД 8-10
Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся в тексте
Артиллерист - военнослужащий огнестрельного орудии.
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.
Ропот – неясные негромкие звуки;
Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.
Полотно – белая льняная ткань.
Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки
Застлал – закрыл туманом, пеленой
Сорвался с места - побежал что было сил;
понатужься - собери силы;
подле пушки - около пушки;
СЛАЙД 11-12
6. Знакомство с текстом.
1.Первичное знакомство с текстом- чтение текста учителем до слов «Акула плыла прямо на мальчиков»
Прогнозирование по содержанию:
- Как вы думаете, что будет дальше?
- Как могут развиваться события?
Чтение до конца (продолжит чтение Вильданова Элина)
Пауза для эмоционального восприятия.
Физкультминутка – релаксация. (Звучит музыка Глюк)
-Закройте глаза. Представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло. Дети с закрытыми глазами слушают тихую музыку.
-Откройте глаза, поделитесь своими впечатлениями о произведении.
-Совпали ли предположения?
- Было ли вам страшно? Когда?
- Какие эпизоды запомнились больше всего?
- За кого вы переживали?
-А как бы вы назвали это произведение? (ответы детей)
-Л.Н. Толстой назвал его «Акула». Оставим это право за автором- Подтвердились ли ваши предположения относительно названия рассказа?
- Назовите героев этого рассказа. (Артиллерист, мальчики, матросы)
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ
СЛАЙД 13
Физкультминутка. (мелодия Море)
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брас.
Одной, другой, это – кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин,
Плыли вдоль и поперек
И вернулись на урок.
- Сейчас мы еще раз прочитаем текст по абзацам чтобы мы могли перейти к его анализу.
8. Анализ произведения
-Как Толстой описывает погоду в этот день?
- Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду?
(душно, несло горячим воздухом).
-Как бы вы озаглавили эту первую часть? -«Корабль у берегов Африки».
-Где матросы устроили купальню?
-Как бы мы озаглавили эту часть? - «Купание в парусе».
- Кто же был с матросами на корабле?
-Почему дети решили сплавать в открытое море?
- Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море?
-Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность поступка)
-Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
-Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул?
-Это значит не сдаваться, постараться победить.
-Как мы озаглавим эту часть? - «Плавание наперегонки в открытом море».
-С какого слова автор начинает эту часть?
«Вдруг…». Почему?
-Что увидели матросы с палубы?
-Какими словами автор называет акулу? Почему?
-Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.
Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков?
- Насколько эффективно было это решение?
-На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?
-Как озаглавим эту часть? - «Появление морского чудовища».
-Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?
-ВИЗГ - это пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…
-Как озаглавим эту часть? - «Пронзительный визг».
-Как вы думаете, к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? - Почему вы так решили?
-Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?
- Как бы мы озаглавили эту часть? -«Выстрел».
(Чтение рассказа до конца.)
-Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?
- Какое он сейчас он испытывает чувство?
-Что его успокоило?
- Как бы мы озаглавили эту часть? « Мальчики на корабле».
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ
9. Работа с иллюстрацией в учебнике на стр. 57.
- Какой момент рассказа изображён на иллюстрации?
- Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте.
Ответ: Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.
- Когда отца хватил страх?
Ответ: когда на палубе закричали «Акула!».
Найдите и прочитайте, как автор описывает его состояние. (с. 152. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей)
- С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? (С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань)
- Ребята, почему, когда матросы пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына)
- Действительно, когда человеку очень страшно, впервые секунды впадает в оцепенение, не может ничего сделать, особенно когда это касается самого близкого и родного человека.
- Когда он стал действовать?
(Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль).
- Объясните выражение «сорвался с места». (Внезапно, стремглав без предупреждения отправиться куда-либо.
Найдите и зачитайте момент рассказа изображенный на иллюстрации.
(Он упал подле пушки и закрыл лицо руками).
- Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела).
- Кто главный герой произведения? (Артиллерист).
- Что можно сказать об этом человеке, какой он? (сильный, храбрый, смелый, мужественный, находчивый, решительный.)
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ
СЛАЙД 14
10. Работа над сюжетом произведения. Работа в парах.
-Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (на столах карточки)
-Что было сначала? Что потом? Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (восстановить последовательность частей). Давайте восстановим.
- Чья пара уже готова?
Появление акулы. (1. Остановка корабля)
Купание в море. (2. Купание в море)
Спасение маьчиков (3. Появление акулы)
Остановка корабля. (4. Стрельба из пушки)
Стрельба из пушки. (5. Спасение мальчиков) (Проверка)
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ
11.Групповая работа.
Охарактеризуйте письменно, какие качества старого артиллериста и мальчиков проявились в данном рассказе? Для этого возьмите листок портретов. Можно использовать словарик настроений (который у вас на столах), можно использовать свои слова. Запишите слова в столбиках. Приём “Черты характера”.)
Артиллерист: Мальчики:
1.________________________ 1._______________________
2._________________________ 2._______________________
3.__________________________ 3._______________________
4.__________________________ 4._______________________
5.__________________________ 5._______________________
Словарик настроений, чувств и характеров: |
Артиллерист: Мальчики: Героизм Активные Страх Беззаботные Мужество Весёлые Находчивость Беззащитные Оцепенение Испуганные Радостный Ловкие Решительность Озорные Смелость Подвижные Отвагу Радостные |
Ответ: Смелость, отвагу, героизм, мужество, решительность, находчивость.
Ответ: Весёлые, озорные, радостные, испуганные, беззащитные.
Зачитайте свои варианты ответов.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ
12. Итоговая беседа.
-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? (Показать переживание отца, его любовь к сыну, показать опасности, подстерегающие детей).
- Ради чего написан рассказ? (Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа).
- Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.
- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).
– Почему тогда рассказ назван “Акула”?
(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по- геройски.)
(– Как по-другому можно назвать этот рассказ?
Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.)
- В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).
-У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.
СЛАЙД 15
13. Домашнее задание.
Всему классу: выразительное чтение рассказа.
По выбору учащихся:
• придумать продолжение рассказа
• нарисовать иллюстрацию
• сочинить стихотворение об акуле
СЛАЙД 16
14.Рефлексия
Самооценка деятельности
- А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У вас у каждого на парте бумажный кораблик раскрасьте у него парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу.
Выставление отметок. Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!
Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок!