СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Н. Толстой "Акула". Смысл названия. Составление плана.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой "Акула". Смысл названия. Составление плана.»

Урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Школа России»

Тема урока: Л.Н. Толстой «Акула». Смысл названия. Составление плана.

Цели: продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н. Толстого, обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, обучать составлению плана рассказа, учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, и их поступкам, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомятся с произведением Л.Н. Толстого «Акула». Научатся читать вслух бегло, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.

Метапредметные:

Познавательные: Определяют основную мысль произведения, понимают какую информацию о чувствах и настроениях автора несут образные слова.

Регулятивные: Оценивают свои достижения, проводят прогнозирование

Коммуникативные: Осознают цель своего высказывания, строят диалог в паре, задают вопросы.

Личностные: Оценивают поступки героев произведения под руководством учителя, с точки зрения моральных ценностей, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения, проявляют чувство сопереживания.

Оборудование: учебник, выставка книг, , картинки с изображением кораблика, памятка с объяснением новых слов

Ход урока

СЛАЙД 1

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. Меня зовут Любовь Аркадьевна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте успехов в уроке. Я хочу, чтобы хорошее настроение и желание трудиться сохранилось у нас на протяжении всего урока. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им и мне. Садитесь.

2) Мотивационно-целевой этап.

- Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке.

ЬТАТИЧ – читать

ЬТАДЮЛБАН – наблюдать

ЬТАНИМОПСВ – вспоминать

ЬТАМУД – думать

- Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться вместе. (слова на доске).

На парте у каждого ученика лежат сигнальные карточки зелёного, жёлтого и красного цвета, если выполняете задание правильно, то поднимаете зелёную карточку, если допустили ошибки, то жёлтого, а если не справились, то красного.

СЛАЙД 2

2.Речевая разминка.

Давайте поработаем над речью, у каждого ученика на парте лежит речевая разминка, прочитайте сначала шёпотом медленно с ускорением, а затем наоборот. Теперь прочитайте выразительно.

«Белеет парус одинокий, В тумане моря голубом . Что ищет он в стране далёкой, Что кинул он в краю родном?»

2.Проверка домашнего задания

- начнем мы наш урок с проверки домашнего задания .

- С каким рассказом вы познакомились на прошлом уроке? (Лев и собачка)

- Кто написал этот рассказ? (ЛН Толстой)

- Какое впечатление произвел на вас рассказ Л. Толстого? Что вас удивило, заставило волноваться?

- Как вы думаете, этот рассказ о реальных событиях или его сюжет родился в воображении автора?

- Верно, ребята! Я абсолютно с вами согласна.

Мотивация.

- Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите серию портретов писателей и записанные в столбик фамилии. Найдите совпадение. (Совпадают портрет и фамилия только одного автора).

А.С. Пушкин Л.Н. Толстой А.П. Чехов

СЛАЙД 3

3. Постановка темы и цели урока.

- Мы сегодня будем работать с новым произведением Л.Н. Толстого. А для того,  чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно —

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь! (Акула)


-Какова же тема сегодняшнего урока? (Л.Н.Толстой «Акула»)

- Зная тему урока, пользуясь опорными словами, определите задачи урока

Совершенствовать знания о _тв___________Л.Н. _________. (совершенствовать знания о творчестве Л.Н.Толстого)

Учиться пр_________, выр________ чит______ прои________ «______» и анал________ его и составлять пл__________(учиться правильно, выразительно читать произведение «Акула» и анализировать его и составлять план).

СЛАЙД 4

4. Работа с выставкой книг.

- Обратите внимание на выставку книг? - Кто автор этих книг?

- Как назвать её? Почему? ( авторская, т.к. автор этих книг – Л.Н. Толстой)

- Какие произведения читали самостоятельно?

– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?

- Что вы знаете об акулах? (рассказ ученика об акулах ) Рисунок акулы.

Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. . В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.

СЛАЙД 5-6

Видео акула

СЛАЙД 7

В рассказе Л Толстого говорится про такой замечательный материк как Африка.

Африка, второй по величине материк после Евразии. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+ 10 - 16 градусов С). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы.

- Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”

- Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?

- Как вы думаете, кто будет героем этого произведения?

- Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?

Настрой

- Для перехода к следующему этапу необходима Специальная подготовка

- Я прошу вас включить в работу Слуховые анализаторы:

Помассируйте ушки, приговаривая про себя: « Ушки, ушки, слушайте и запоминайте внимательно!

Зрительные анализаторы:

- Закройте глазки – и ласково погладьте их проговаривая про себя : «Глазки, глазки, смотрите и наблюдайте внимательно!

- Включили ? (ДА)

- Только теперь , когда вы готовы, даю вам Установку: внимательно Слушать и понять, кто главный герой и какой поступок он совершил?

5. Работа по теме урока.

1) Словарная работа.

СЛАЙД 8-10

Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся в тексте

Артиллерист - военнослужащий огнестрельного орудии.

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.

Ропот неясные негромкие звуки;

Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.

Полотно белая льняная ткань.

Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки


Застлал – закрыл туманом, пеленой

Сорвался с места - побежал что было сил;

понатужься - собери силы;

подле пушки - около пушки;

СЛАЙД 11-12

6. Знакомство с текстом.

1.Первичное знакомство с текстом- чтение текста учителем до слов «Акула плыла прямо на мальчиков»

Прогнозирование по содержанию:

- Как вы думаете, что будет дальше?

- Как могут развиваться события?

Чтение до конца (продолжит чтение Вильданова Элина)

Пауза для эмоционального восприятия.

Физкультминутка – релаксация. (Звучит музыка Глюк)

-Закройте глаза. Представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло. Дети с закрытыми глазами слушают тихую музыку.

-Откройте глаза, поделитесь своими впечатлениями о произведении.

-Совпали ли предположения?

  1. - Было ли вам страшно? Когда?

  2. - Какие эпизоды запомнились больше всего?

- За кого вы переживали?

-А как бы вы назвали это произведение? (ответы детей)

-Л.Н. Толстой назвал его «Акула». Оставим это право за автором- Подтвердились ли ваши предположения относительно названия рассказа?

- Назовите героев этого рассказа. (Артиллерист, мальчики, матросы)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

СЛАЙД 13

Физкультминутка. (мелодия Море)

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брас.

Одной, другой, это – кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин,

Плыли вдоль и поперек

И вернулись на урок.

- Сейчас мы еще раз прочитаем текст по абзацам чтобы мы могли перейти к его анализу.

8. Анализ произведения

-Как Толстой описывает погоду в этот день?

- Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду?

(душно, несло горячим воздухом).

-Как бы вы озаглавили эту первую часть? -«Корабль у берегов Африки».

-Где матросы устроили купальню?

-Как бы мы озаглавили эту часть? - «Купание в парусе».

- Кто же был с матросами на корабле?

-Почему дети решили сплавать в открытое море?

- Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море?

-Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность поступка)

-Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

-Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул?

-Это значит не сдаваться, постараться победить.

-Как мы озаглавим эту часть? - «Плавание наперегонки в открытом море».
-С какого слова автор начинает эту часть?

«Вдруг…». Почему?

-Что увидели матросы с палубы?

-Какими словами автор называет акулу? Почему?

-Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.

Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков?

- Насколько эффективно было это решение?

-На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?

-Как озаглавим эту часть? - «Появление морского чудовища».

-Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?

-ВИЗГ - это  пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…

-Как озаглавим эту часть? - «Пронзительный визг».

-Как вы думаете, к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? - Почему вы так решили?

-Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?

- Как бы мы озаглавили эту часть? -«Выстрел».

(Чтение рассказа до конца.)

-Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?

- Какое он сейчас он испытывает чувство?

-Что его успокоило?

- Как бы мы озаглавили эту часть? « Мальчики на корабле».

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

9. Работа с иллюстрацией в учебнике на стр. 57.

- Какой момент рассказа изображён на иллюстрации?

- Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте.

Ответ: Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

- Когда отца хватил страх?

Ответ: когда на палубе закричали «Акула!».

Найдите и прочитайте, как автор описывает его состояние. (с. 152. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей)


- С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? (С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань)


- Ребята, почему, когда матросы пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына)

- Действительно, когда человеку очень страшно, впервые секунды впадает в оцепенение, не может ничего сделать, особенно когда это касается самого близкого и родного человека.


- Когда он стал действовать?

(Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль).

- Объясните выражение «сорвался с места». незапно, стремглав без предупреждения отправиться куда-либо.


Найдите и зачитайте момент рассказа изображенный на иллюстрации.

(Он упал подле пушки и закрыл лицо руками).

- Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела).


- Кто главный герой произведения? (Артиллерист).

- Что можно сказать об этом человеке, какой он? (сильный, храбрый, смелый, мужественный, находчивый, решительный.)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

СЛАЙД 14

10. Работа над сюжетом произведения. Работа в парах.

-Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (на столах карточки)

-Что было сначала? Что потом? Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (восстановить последовательность частей). Давайте восстановим.

- Чья пара уже готова?

  1. Появление акулы. (1. Остановка корабля)

  2. Купание в море. (2. Купание в море)

  3. Спасение маьчиков (3. Появление акулы)

  4. Остановка корабля. (4. Стрельба из пушки)

  5. Стрельба из пушки. (5. Спасение мальчиков) (Проверка)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

11.Групповая работа.

Охарактеризуйте письменно, какие качества старого артиллериста и мальчиков проявились в данном рассказе? Для этого возьмите листок портретов. Можно использовать словарик настроений (который у вас на столах), можно использовать свои слова. Запишите слова в столбиках. Приём “Черты характера”.)


Артиллерист: Мальчики:

1.________________________ 1._______________________

2._________________________ 2._______________________

3.__________________________ 3._______________________

4.__________________________ 4._______________________

5.__________________________ 5._______________________

Словарик настроений, чувств и характеров:

Артиллерист: Мальчики:


Героизм Активные

Страх Беззаботные

Мужество Весёлые

Находчивость Беззащитные

Оцепенение Испуганные

Радостный Ловкие

Решительность Озорные

Смелость Подвижные

Отвагу Радостные

Ответ: Смелость, отвагу, героизм, мужество, решительность, находчивость.

Ответ: Весёлые, озорные, радостные, испуганные, беззащитные.

Зачитайте свои варианты ответов.


ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ

12. Итоговая беседа.

-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? (Показать переживание отца, его любовь к сыну, показать опасности, подстерегающие детей).

- Ради чего написан рассказ? (Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа).

- Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.

- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по- геройски.)


(– Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.)


- В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

-У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.

СЛАЙД 15


13. Домашнее задание.

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

По выбору учащихся:

• придумать продолжение рассказа

• нарисовать иллюстрацию

• сочинить стихотворение об акуле

СЛАЙД 16


14.Рефлексия

Самооценка деятельности

- А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У вас у каждого на парте бумажный кораблик раскрасьте у него парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу.

Выставление отметок. Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!

Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!


-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок!