1828 - 1910
Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Ге́нри Дэ́вид Торо)
Как вы понимаете это высказывание американского писателя 19 века Г.Торо? Согласны ли вы с автором высказывания?
Многие великие люди задумывались над понятием «доброта». Прочитаем некоторые высказывания о доброте и попробуем объяснить их смысл.
Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. Виктор Гюго
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.
Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.
(Толстой Л. Н.)
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
(Марк Твен)
Доброта
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.
Ральф Уолдо Эмерсон
Как вы думаете, что сегодня на уроке будет в центре нашего внимания ?
Доброта
Какие ассоциации вызывает слово «доброта»? Подберите синонимы к слову «доброта».
Доброта
Взаимопонимание, милосердие, сострадание, помощь, добросердечность, добропорядочность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость; солнце, тепло, свет; здоровье души
Подумаем!
- Скажите, встречали ли вы литературных героев, обладающих этими качествами?
- А в жизни вы встречали добрых людей?
- А о себе вы можете сказать, что вы добрый человек? Вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда доброта помогла преодолеть трудности или помочь кому-то?
Тема урока: Уроки доброты в повести Л.Н. Толстого «Бедные люди»
Л.Н. Толстой
1828-1910
Викто́р Мари́ Гюго
1802-1885
Рассказ «Бедные люди» - прозаическое переложение стихотворения французского писателя Виктора Гюго, которое Л.Н. Толстой высоко ценил и любил.
Толстой предпочёл прозаическое переложение стихотворному и стремился в своих исправлениях и уточнениях быть как можно ближе к подлиннику.
О.Д. Яновская. Ждут
Смысловое чтение
Рассказ называется «Бедные люди». Давайте попробуем по названию рассказа предположить, о чём этот рассказ.
Чтение текста до слов «… говорит она и крестится»
Подумаем!
- Скажите, что вы увидели и услышали, прочитав начало рассказа?
- А что почувствовали?
Л.Н.Толстой.
Бедные люди.
Л.Н.Толстой.
Бедные люди.
Подумаем!
- Что говорит о том, что это бедная семья?
- Каковы взаимоотношения в семье?
- Как описана забота родителей о детях?
Подумаем!
- Почему отец рыбачит в бурю?
- О чем думает Жанна?
- Как вы думаете, что произойдет дальше?
Смысловое чтение
Чтение текста до слов «…подумала она и толкнула дверь»
Подумаем!
- Что случилось у соседки?
- Почему Жанна решила её проведать?
- Как вы думаете, что может увидеть Жанна в доме соседки?
Смысловое чтение
Чтение текста до слов «… они спят сладко и крепко».
Подумаем!
- Почему в избушке сыро и холодно?
- Что можно сказать об умершей матери?
Как вы думаете, что сделает Жанна?
Смысловое чтение
Чтение до слов «И Жанна задумывается и долго сидит молча у кровати».
Подумаем!
- Раздумывала ли Жанна, как ей поступить с детьми?
- Почему она «… не могла не сделать то, что сделала»?
- О чем она стала размышлять, когда уже принесла детей к себе домой?
- Как объяснить: «Точно мучит её совесть»? Когда человека мучит совесть?
Когда человек сделает что-то плохое. Разве Жанна поступила плохо, взяв детей, оставшихся без матери?
Подумаем!
- Почему она стала бояться мужа?
(Жанна приняла самостоятельное решение, не посоветовавшись с мужем; скорей всего, в семье было принято советоваться друг с другом по важным вопросам).
Смысловое чтение
Продолжение чтения до слов «Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки»
Подумаем!
- С каким настроением вернулся рыбак домой?
- Почему Жанна не смеет поднять на мужа глаза, бледнеет при его вопросе, то и дело умолкает?
- Что ей скажет муж, когда узнает о детях?
Смысловое чтение
Чтение рассказа до конца.
Подумаем!
- Почему же Жанна молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью?
- Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать так же на беду, постигшую соседей?
Подумаем!
- Какова главная мысль этого рассказа?
( Нужно помогать людям, попавшим в беду, проявлять жалость, сочувствие, сострадание ).
- Какие качества проявили Жанна и её муж?
(В первую очередь они проявили милосердие).
- Милосердие – стремление помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие – не просто чувство, это готовность сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то).
- Знаете ли вы, что обозначает имя главной героини – Жанна?
(Благодать, милость Божия). Жанна – дающая благо, добро.
- Кто из героев этого рассказа, кроме Жанны, наделен именем?
(умершая соседка – Симон)
- Почему умершей соседке Л.Н.Толстой дает имя, а рыбаку – нет. Даже в своих мыслях Жанна называет его словом «он».
(Жанна и Симон – матери. Толстой восхищается самоотверженностью, милосердием, которые способны проявить женщины даже по отношению к чужим детям. Симон, умирая, думает о детях, стараясь укрыть их потеплее; Жанна, не задумываясь о последствиях, забирает спящих детей от умершей матери).
Можно ли отнести произведение Л.Н.Толстого «Бедные люди» к жанру стихотворений в прозе?
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ:
* небольшой объем;
* повышенная эмоциональность;
* лирическое произведение в прозаической форме;
* метрических признаков стиха нет;
* установка на выражение субъективного переживания;
* обычно бессюжетная композиция.
Как выражена авторская позиция в рассказе?
- В описании поступков героев…
- Во взаимоотношении человека с природой, с другими людьми, с Богом
И.Е. Репин 1901 г.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитать повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья» и письменно.
1 группа: найти в тексте 3 главы эпизоды, свидетельствующие об отношении Васи к маленькой сестрёнке.
2 группа: найти в тексте 3 главы эпизоды, свидетельствующие об отношении Васи к отцу.
3 группа: найти в тексте 3 главы эпизоды, рассказывающие об увлечениях Васи.