СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н. Толстой "Бедные люди" (Меркин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Толстой "Бедные люди" (Меркин)»

1828 - 1910

1828 - 1910

Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Ге́нри Дэ́вид  Торо) Как вы понимаете это высказывание американского писателя 19 века Г.Торо? Согласны ли вы с автором высказывания?

Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. (Ге́нри Дэ́вид  Торо)

Как вы понимаете это высказывание американского писателя 19 века Г.Торо? Согласны ли вы с автором высказывания?

Многие великие люди задумывались над понятием «доброта». Прочитаем некоторые высказывания о доброте и попробуем объяснить их смысл.

Многие великие люди задумывались над понятием «доброта». Прочитаем некоторые высказывания о доброте и попробуем объяснить их смысл.

 Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.   Виктор Гюго

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. Виктор Гюго

 Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во  всяком деле.   Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.       (Толстой Л. Н.)

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.

(Толстой Л. Н.)

 Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.       (Марк Твен)

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.

(Марк Твен)

Доброта  Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.   Ральф Уолдо Эмерсон Как вы думаете, что сегодня на уроке будет в центре нашего внимания ?

Доброта

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.

Ральф Уолдо Эмерсон

Как вы думаете, что сегодня на уроке будет в центре нашего внимания ?

Доброта Какие ассоциации вызывает слово «доброта»? Подберите синонимы к слову «доброта».

Доброта

Какие ассоциации вызывает слово «доброта»? Подберите синонимы к слову «доброта».

Доброта Взаимопонимание, милосердие, сострадание, помощь, добросердечность, добропорядочность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость; солнце, тепло, свет; здоровье души

Доброта

Взаимопонимание, милосердие, сострадание, помощь, добросердечность, добропорядочность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость; солнце, тепло, свет; здоровье души

Подумаем! Скажите, встречали ли вы литературных героев, обладающих этими качествами? А в жизни вы встречали добрых людей? А о себе вы можете сказать, что вы добрый человек? Вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда доброта помогла преодолеть трудности или помочь кому-то?

Подумаем!

  • Скажите, встречали ли вы литературных героев, обладающих этими качествами?
  • А в жизни вы встречали добрых людей?
  • А о себе вы можете сказать, что вы добрый человек? Вспомните, были ли в вашей жизни случаи, когда доброта помогла преодолеть трудности или помочь кому-то?
Тема урока: Уроки доброты в повести Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Тема урока: Уроки доброты в повести Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Л.Н. Толстой 1828-1910 Викто́р Мари́ Гюго 1802-1885 Рассказ «Бедные люди» - прозаическое переложение стихотворения французского писателя Виктора Гюго, которое Л.Н. Толстой высоко ценил и любил.

Л.Н. Толстой

1828-1910

Викто́р Мари́ Гюго

1802-1885

Рассказ «Бедные люди» - прозаическое переложение стихотворения французского писателя Виктора Гюго, которое Л.Н. Толстой высоко ценил и любил.

Толстой предпочёл прозаическое переложение стихотворному и стремился в своих исправлениях и уточнениях быть как можно ближе к подлиннику. О.Д. Яновская. Ждут

Толстой предпочёл прозаическое переложение стихотворному и стремился в своих исправлениях и уточнениях быть как можно ближе к подлиннику.

О.Д. Яновская. Ждут

Смысловое чтение  Рассказ называется «Бедные люди». Давайте попробуем по названию рассказа предположить, о чём этот рассказ. Чтение текста до слов «… говорит она и крестится»

Смысловое чтение

Рассказ называется «Бедные люди». Давайте попробуем по названию рассказа предположить, о чём этот рассказ.

Чтение текста до слов «… говорит она и крестится»

Подумаем!  Скажите, что вы увидели и услышали, прочитав начало рассказа? А что почувствовали?

Подумаем!

  • Скажите, что вы увидели и услышали, прочитав начало рассказа?
  • А что почувствовали?
Л.Н.Толстой. Бедные люди.

Л.Н.Толстой.

Бедные люди.

Л.Н.Толстой. Бедные люди.

Л.Н.Толстой.

Бедные люди.

Подумаем! Что говорит о том, что это бедная семья? Каковы взаимоотношения в семье? Как описана забота родителей о детях?

Подумаем!

  • Что говорит о том, что это бедная семья?
  • Каковы взаимоотношения в семье?
  • Как описана забота родителей о детях?

Подумаем! Почему отец рыбачит в бурю? О чем думает Жанна? Как вы думаете, что произойдет дальше?

Подумаем!

  • Почему отец рыбачит в бурю?
  • О чем думает Жанна?
  • Как вы думаете, что произойдет дальше?
Смысловое чтение Чтение текста до слов «…подумала она и толкнула дверь»

Смысловое чтение

Чтение текста до слов «…подумала она и толкнула дверь»

Подумаем!  Что случилось у соседки? Почему Жанна решила её проведать? Как вы думаете, что может увидеть Жанна в доме соседки?

Подумаем!

  • Что случилось у соседки?
  • Почему Жанна решила её проведать?
  • Как вы думаете, что может увидеть Жанна в доме соседки?
Смысловое чтение Чтение текста до слов «… они спят сладко и крепко».

Смысловое чтение

Чтение текста до слов «… они спят сладко и крепко».

Подумаем!  Почему в избушке сыро и холодно? Что можно сказать об умершей матери?

Подумаем!

  • Почему в избушке сыро и холодно?
  • Что можно сказать об умершей матери?
Как вы думаете, что сделает Жанна?

Как вы думаете, что сделает Жанна?

Смысловое чтение Чтение до слов «И Жанна задумывается и долго сидит молча у кровати».

Смысловое чтение

Чтение до слов «И Жанна задумывается и долго сидит молча у кровати».

Подумаем!  Раздумывала ли Жанна, как ей поступить с детьми? Почему она «… не могла не сделать то, что сделала»? О чем она стала размышлять, когда уже принесла детей к себе домой? Как объяснить: «Точно мучит её совесть»? Когда человека мучит совесть? Когда человек сделает что-то плохое. Разве Жанна поступила плохо, взяв детей, оставшихся без матери?

Подумаем!

  • Раздумывала ли Жанна, как ей поступить с детьми?
  • Почему она «… не могла не сделать то, что сделала»?
  • О чем она стала размышлять, когда уже принесла детей к себе домой?
  • Как объяснить: «Точно мучит её совесть»? Когда человека мучит совесть?

Когда человек сделает что-то плохое. Разве Жанна поступила плохо, взяв детей, оставшихся без матери?

Подумаем! Почему она стала бояться мужа? (Жанна приняла самостоятельное решение, не посоветовавшись с мужем; скорей всего, в семье было принято советоваться друг с другом по важным вопросам).

Подумаем!

  • Почему она стала бояться мужа?

(Жанна приняла самостоятельное решение, не посоветовавшись с мужем; скорей всего, в семье было принято советоваться друг с другом по важным вопросам).

Смысловое чтение Продолжение чтения до слов «Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки»

Смысловое чтение

Продолжение чтения до слов «Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки»

Подумаем!  С каким настроением вернулся рыбак домой? Почему Жанна не смеет поднять на мужа глаза, бледнеет при его вопросе, то и дело умолкает? Что ей скажет муж, когда узнает о детях?

Подумаем!

  • С каким настроением вернулся рыбак домой?
  • Почему Жанна не смеет поднять на мужа глаза, бледнеет при его вопросе, то и дело умолкает?
  • Что ей скажет муж, когда узнает о детях?
Смысловое чтение Чтение рассказа до конца.

Смысловое чтение

Чтение рассказа до конца.

Подумаем!  Почему же Жанна молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью? Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать так же на беду, постигшую соседей?

Подумаем!

  • Почему же Жанна молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью?
  • Как вы думаете, а в каждой ли семье могли отреагировать так же на беду, постигшую соседей?
Подумаем! Какова главная мысль этого рассказа? ( Нужно помогать людям, попавшим в беду, проявлять жалость, сочувствие, сострадание ). Какие качества проявили Жанна и её муж? (В первую очередь они проявили милосердие).

Подумаем!

  • Какова главная мысль этого рассказа?

( Нужно помогать людям, попавшим в беду, проявлять жалость, сочувствие, сострадание ).

  • Какие качества проявили Жанна и её муж?

(В первую очередь они проявили милосердие).

Милосердие – стремление помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие – не просто чувство, это готовность сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то). Знаете ли вы, что обозначает имя главной героини – Жанна? (Благодать, милость Божия). Жанна – дающая благо, добро.
  • Милосердие – стремление помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие – не просто чувство, это готовность сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то).
  • Знаете ли вы, что обозначает имя главной героини – Жанна?

(Благодать, милость Божия). Жанна – дающая благо, добро.

Кто из героев этого рассказа, кроме Жанны, наделен именем? (умершая соседка – Симон) Почему умершей соседке Л.Н.Толстой дает имя, а рыбаку – нет. Даже в своих мыслях Жанна называет его словом «он». (Жанна и Симон – матери. Толстой восхищается самоотверженностью, милосердием, которые способны проявить женщины даже по отношению к чужим детям. Симон, умирая, думает о детях, стараясь укрыть их потеплее; Жанна, не задумываясь о последствиях, забирает спящих детей от умершей матери).
  • Кто из героев этого рассказа, кроме Жанны, наделен именем?

(умершая соседка – Симон)

  • Почему умершей соседке Л.Н.Толстой дает имя, а рыбаку – нет. Даже в своих мыслях Жанна называет его словом «он».

(Жанна и Симон – матери. Толстой восхищается самоотверженностью, милосердием, которые способны проявить женщины даже по отношению к чужим детям. Симон, умирая, думает о детях, стараясь укрыть их потеплее; Жанна, не задумываясь о последствиях, забирает спящих детей от умершей матери).

Можно ли отнести произведение Л.Н.Толстого  «Бедные люди» к жанру стихотворений в прозе?  СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ:  * небольшой объем;  * повышенная эмоциональность; * лирическое произведение в прозаической форме; * метрических признаков стиха нет; * установка на выражение субъективного переживания; * обычно бессюжетная композиция.

Можно ли отнести произведение Л.Н.Толстого «Бедные люди» к жанру стихотворений в прозе?

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ:

* небольшой объем;

* повышенная эмоциональность;

* лирическое произведение в прозаической форме;

* метрических признаков стиха нет;

* установка на выражение субъективного переживания;

* обычно бессюжетная композиция.

Как выражена авторская  позиция в рассказе?    В описании детей …   В именах героев …   В описании поступков героев…   Во взаимоотношении человека с природой, с другими людьми, с Богом  И.Е. Репин 1901 г.

Как выражена авторская позиция в рассказе?

  • В описании детей …

  • В именах героев …

  • В описании поступков героев…

  • Во взаимоотношении человека с природой, с другими людьми, с Богом

И.Е. Репин 1901 г.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитать повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья» и письменно. 1 группа: найти в тексте 3 главы эпизоды, свидетельствующие об отношении Васи к маленькой сестрёнке. 2 группа: найти в тексте 3 главы эпизоды, свидетельствующие об отношении Васи к отцу. 3 группа: найти в тексте 3 главы эпизоды, рассказывающие об увлечениях Васи.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья» и письменно.

1 группа: найти в тексте 3 главы эпизоды, свидетельствующие об отношении Васи к маленькой сестрёнке.

2 группа: найти в тексте 3 главы эпизоды, свидетельствующие об отношении Васи к отцу.

3 группа: найти в тексте 3 главы эпизоды, рассказывающие об увлечениях Васи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!