СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н.Толстой "Филипок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой "Филипок"»

Лев Николаевич Толстой  «ФИЛИПОК» Подготовил учитель начальных классов: Чугуевская Евгения Филипповна 2024г

Лев Николаевич Толстой «ФИЛИПОК»

Подготовил учитель начальных классов:

Чугуевская Евгения Филипповна

2024г

Речевая разминка  Произнеси сначала медленно, потом быстро Расскажите про покупки Про какие про покупки? Про покупки про покупки, Про покупочки свои.

Речевая разминка Произнеси сначала медленно, потом быстро

Расскажите про покупки

Про какие про покупки?

Про покупки про покупки,

Про покупочки свои.

Отгадав ребус, узнаете фамилию писателя, о котором мы сегодня будем говорить 100

Отгадав ребус, узнаете фамилию писателя, о котором мы сегодня будем говорить

  • 100
Лев Николаевич Толстой 1828 – 1910 граф крестьянские дети школа «Азбука»

Лев Николаевич Толстой

1828 – 1910

граф

крестьянские дети

школа

«Азбука»

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился 9 сентября (по старому стилю 28 августа) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание.

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился 9 сентября (по старому стилю 28 августа) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание.

Он изучает педагогику и в 1859 г. Открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, затем помогает открыть ещё более 20 школ в окрестных деревнях.

Он изучает педагогику и в 1859 г. Открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, затем помогает открыть ещё более 20 школ в окрестных деревнях.

В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли успешно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей. Он же сам пишет «Азбуку» для обучения детей чтению.

В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли успешно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей. Он же сам пишет «Азбуку» для обучения детей чтению.

Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. И рассказ, который мы сегодня прочитаем, с этим связан. Уточните, о чем будет рассказ? —   Узнайте, верно ли вы ответили. Прочитайте название рассказа на с. .., а на с. …рассмотрите иллюстрацию. Предположите конкретнее, о чем рассказ.

Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. И рассказ, который мы сегодня прочитаем, с этим связан. Уточните, о чем будет рассказ?

— Узнайте, верно ли вы ответили. Прочитайте название рассказа на с. .., а на с. …рассмотрите иллюстрацию. Предположите конкретнее, о чем рассказ.

Лев Николаевич Толстой Филипок

Лев Николаевич Толстой

Филипок

Первичное чтение и словарная работа (Рассказ читают учитель и учащиеся. Параллельно ведется словарная работа — с устаревшими словами.) Поденный - относящийся к счету, учету или расчету по дням (,поденная работа, плата). Слобода - большое село, деревня. Постреленок — непоседа, шалун. Сенцы, сени — в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Бедовый — шустрый, смелый.

Первичное чтение и словарная работа

(Рассказ читают учитель и учащиеся. Параллельно ведется словарная работа — с устаревшими словами.)

Поденный - относящийся к счету, учету или расчету по дням (,поденная работа, плата).

Слобода - большое село, деревня.

Постреленок — непоседа, шалун.

Сенцы, сени — в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Бедовый — шустрый, смелый.

Обсуждение рассказа —   С чего начинается рассказ? —   Почему Филипок не ходил с ребятами в школу? —   Что приключилось с мальчиком по дороге? —   Как развивались события в школе? —   Как мальчик начал складывать свое имя? —   Чем закончился рассказ?

Обсуждение рассказа

— С чего начинается рассказ?

— Почему Филипок не ходил с ребятами в школу?

— Что приключилось с мальчиком по дороге?

— Как развивались события в школе?

— Как мальчик начал складывать свое имя?

— Чем закончился рассказ?

Повторное чтение (Рассказ читают учащиеся.)

Повторное чтение

(Рассказ читают учащиеся.)

Что вы узнали о Филипке в самом начале? - Почему он остался дома? - Где были родители? Подённая работа  - работа, которая оплачивается по отработанным дням. - Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? Прочитайте. - Почему он не стал искать свою шапку, а одел отцовскую?
  • Что вы узнали о Филипке в самом начале?
  • - Почему он остался дома? - Где были родители?
  • Подённая работа  - работа, которая оплачивается по отработанным дням.
  • - Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? Прочитайте.
  • - Почему он не стал искать свою шапку, а одел отцовскую?
- Кто же помог Филипку? - Как он назвал Филипка? Пострелёнок  - озорник, сорванец. - Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух? Полы  - нижняя часть раскрывающейся спереди одежды. Во весь дух  - очень быстро. - Какое чувство испытал Филипок на пороге школы? - Почему? - Какие сомнения были у Филипка? Прочитайте. - Какое решение, по вашему мнению, принял Филипок?
  • - Кто же помог Филипку?
  • - Как он назвал Филипка?
  • Пострелёнок  - озорник, сорванец.
  • - Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?
  • Полы  - нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
  • Во весь дух  - очень быстро.
  • - Какое чувство испытал Филипок на пороге школы? - Почему? - Какие сомнения были у Филипка? Прочитайте.
  • - Какое решение, по вашему мнению, принял Филипок?
Пословицы Друзья познаются в беде. Грамоте учиться –всегда пригодится.

Пословицы

Друзья познаются в беде.

Грамоте учиться –всегда пригодится.

Слобода  - сторона, улица. - Прочитайте, далеко ли была школа? - Что случилось по дороге в школу? - Почему собаки залаяли? - Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками? - Подумайте, что было дальше? - А как поступили бы вы? - Узнаем, как поступил Филипок.
  • Слобода  - сторона, улица.
  • - Прочитайте, далеко ли была школа?
  • - Что случилось по дороге в школу?
  • - Почему собаки залаяли?
  • - Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?
  • - Подумайте, что было дальше?
  • - А как поступили бы вы?
  • - Узнаем, как поступил Филипок.
- Как же Филипок всё-таки решился войти в школу? - Что он сделал, когда вошёл? - Почему? О чём это говорит? Сенцы  - помещение между жилой частью дома и крыльцом. -  Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал? (напугался) Немой - лишённый способности говорить. - Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка. - А почему же он заплакал?
  • - Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?
  • - Что он сделал, когда вошёл? - Почему? О чём это говорит?
  • Сенцы  - помещение между жилой частью дома и крыльцом.
  • Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал? (напугался)
  • Немой - лишённый способности говорить.
  • - Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка.
  • - А почему же он заплакал?
- Кто поддержал Филипка?) - Что они рассказали о Филипке? Прочитайте. Украдкой  - скрытно, незаметно от других. - Когда же осмелел Филипок? - А за что похвалил? - Как о себе говорит Филипок?  Бедовый  - ловкий, сообразительный. Страсть какой  - очень. - Зачем он так сказал учителю?
  • - Кто поддержал Филипка?)
  • - Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.
  • Украдкой  - скрытно, незаметно от других.
  • - Когда же осмелел Филипок?
  • - А за что похвалил?
  • - Как о себе говорит Филипок?

  • Бедовый  - ловкий, сообразительный.
  • Страсть какой  - очень.
  • - Зачем он так сказал учителю?
храбрость  доброта  трудолюбие  решительность

храбрость

доброта

трудолюбие

решительность

храбрость – доброта – трудолюбие – решительность - трусость злость лень неуверенность

храбрость –

доброта –

трудолюбие –

решительность -

трусость

злость

лень

неуверенность

Составление плана рассказа —   Перед вами искаженный план текста. Восстановите его. 1.  Опасная часть дороги в школу. 2.  Знакомая дорога. 3.  «Ты погоди хвалиться...» 4.  Филипок отправляется в школу. 5.  Встреча с учителем. 6.  Скучно дома. 7.  Раздумья на пороге школы. 8.  Филипок в классе.

Составление плана рассказа

— Перед вами искаженный план текста. Восстановите его.

1. Опасная часть дороги в школу.

2. Знакомая дорога.

3. «Ты погоди хвалиться...»

4. Филипок отправляется в школу.

5. Встреча с учителем.

6. Скучно дома.

7. Раздумья на пороге школы.

8. Филипок в классе.

Составление плана рассказа (Ответ. 6, 4, 2, 1, 7, 8, 5, 3.)

Составление плана рассказа

(Ответ. 6, 4, 2, 1, 7, 8, 5, 3.)

А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В сторону, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В сторону, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Работа над пересказом   —   Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени главного героя. Как его зовут? —   Какие слова мы будем употреблять при пересказе вместо слов «мальчик», «Филипок», «он»? (Я, мне, меня.)

Работа над пересказом

  • — Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени главного героя. Как его зовут?
  • — Какие слова мы будем употреблять при пересказе вместо слов «мальчик», «Филипок», «он»? (Я, мне, меня.)
Работа с пословицами в парах. —   Откройте учебник на с. 124, выполните задание 10.

Работа с пословицами в парах.

  • — Откройте учебник на с. 124, выполните задание 10.
храбрость – доброта – трудолюбие – решительность - трусость злость лень неуверенность хвастливость

храбрость –

доброта –

трудолюбие –

решительность -

трусость

злость

лень

неуверенность

хвастливость

Тест по рассказу  Проверим, внимательно ли вы читали. 1С кем Филипок остался дома? а) с братом; б) с дедушкой; в) с бабушкой. 2. Почему мальчик по дороге упал? а) испугался; б) споткнулся', в) уронила собака. 3. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся? а) что учитель прогонит, б) что учитель заставит учиться; в) что ребята будут смеяться. 4. Какое задание учитель дал Филипку? а) решить задачу; б) написать свое имя; в) сложить свое имя. 5.Кто учил мальчика читать? а) мама; б) Костюшка', в) друг.

Тест по рассказу

Проверим, внимательно ли вы читали.

1С кем Филипок остался дома?

а) с братом;

б) с дедушкой;

в) с бабушкой.

2. Почему мальчик по дороге упал?

а) испугался;

б) споткнулся',

в) уронила собака.

3. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся?

а) что учитель прогонит,

б) что учитель заставит учиться;

в) что ребята будут смеяться.

4. Какое задание учитель дал Филипку?

а) решить задачу;

б) написать свое имя;

в) сложить свое имя.

5.Кто учил мальчика читать?

а) мама;

б) Костюшка',

в) друг.

Тест по рассказу  Проверим, внимательно ли вы читали. 1С кем Филипок остался дома? а) с братом; б) с дедушкой; в) с бабушкой. 2.  Почему мальчик по дороге упал? а) испугался; б) споткнулся', в) уронила собака. 3.  Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся? а) что учитель прогонит, б) что учитель заставит учиться; в) что ребята будут смеяться. 4.  Какое задание учитель дал Филипку? а) решить задачу; б) написать свое имя; в) сложить свое имя. 5.Кто учил мальчика читать? а) мама; б) Костюшка', в) друг.

Тест по рассказу

Проверим, внимательно ли вы читали.

1С кем Филипок остался дома?

а) с братом;

б) с дедушкой;

в) с бабушкой.

2. Почему мальчик по дороге упал?

а) испугался;

б) споткнулся',

в) уронила собака.

3. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся?

а) что учитель прогонит,

б) что учитель заставит учиться;

в) что ребята будут смеяться.

4. Какое задание учитель дал Филипку?

а) решить задачу;

б) написать свое имя;

в) сложить свое имя.

5.Кто учил мальчика читать?

а) мама;

б) Костюшка',

в) друг.

 Итог урока - С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились? - Что нового, интересного и поучительного для себя узнали? - Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?

Итог урока

  • - С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились?
  • - Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?
  • - Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?
Домашнее задание  Пересказать рассказ  Л.Н. Толстого «Филипок» Пересказать рассказ  Л.Н. Толстого «Филипок»  от лица самого героя.

Домашнее задание

  • Пересказать рассказ

Л.Н. Толстого «Филипок»

  • Пересказать рассказ

Л.Н. Толстого «Филипок»

от лица самого героя.