Тема: Л.Н. Толстой. История создания рассказа «После бала»
Цели: расширить знания учеников о биографии писателя; показать своеобразие историзма Толстого; ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала»; определить социально-нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.
Методические приемы: сообщение учащегося, рассказ учителя, повторение изученного, выразительное чтение, беседа по вопросам комментированное чтение.
Оборудование: репродукции портретов Л.Н. Толстого; фотографии усадьбы-музея «Ясная поляна»; различные издания книг Толстого, иллюстрации к рассказу.
Ход урока
Организационный момент
I. Чтение и обсуждение нескольких творческих работ (рассуждений)
II. Повторение изученного
(«Кавказский пленник», «Детство».)
III. Слово учителя
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 году в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. (Демонстрируем фотографии «Музей- усадьба «Ясная Поляна»), С этой усадьбой связана вся его жизнь. Он покидал имение лишь на несколько лет, когда служил на Кавказе, а затем вернулся сюда, чтобы написать свои наиболее известные романы- «Война и мир» и «Анна Каренина», здесь выросли его дети, здесь он создал школу для крестьянских детей и воспитывал их по своей методике, отсюда он незадолго до своей смерти ушел, чтобы начать новую жизнь.
Толстому удавалось удивительно верно и точно знать людей и верно их изображать. Этому он учился всю жизнь путем самопознания и самоанализа. Он с юности вел подробные дневники. После его смерти они были опубликованы. Толстой вырабатывал для себя правила жизни и работы. Например: «Перечитывая и поправляя сочинение, не думать о том, что нужно прибавить (как бы хороши ни были приходящие мысли) если только не видишь неясности или недосказанности главной мысли, а думать о том, как бы выкинуть из него как можно больше, не нарушая мысли сочинения (как бы ни были хороши эти лишние места)».
Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления правил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании необдуманное, невоздержанное… Можем ли мы, поглядев на себя со стороны заглянув в себя, поручиться, что не имеем подобных недостатков?
Толстой целенаправленно шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, описывал события своей внутренней жизни, изучал свое поведение. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание.
Это не значит, что он был идеальным человеком. В том-то и дело, что он замечал за собой множество грехов. Но стремление быть нужным, полезным, делать добро, отличать его от зла, различать правду и ложь стало его привычкой. Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других.
Особое внимание писатель всегда уделял истории. В ранней юности она казалась ему лишь набором разрозненных дат и событии. Со временем Толстой пришел к философскому осмыслению истории. Об особенностях историзма писателя мы узнаем из статьи учебника.
IV. Чтение и обсуждение статьи учебника «Л.Н. Толстой»
V. Беседа по вопросам
(Рассказ — эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, доже всю жизнь героя. В рассказе, как правило, одна сюжетная линия.)
(О сороковых годах XIX века, о времени правления Николая I, прозванного Николаем Палкиным.)
(Толстой обращается к событиям семидесятипятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят вопиющий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные» люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»)
-
Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою актуальность?
-
Первоначально рассказ называл рассказ по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему писатель остановился на названии «После бала»?
(Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала, повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.)
(Рассказ начинается внезапно, с реплики главного героя. Толстой сразу вводит читателя в курс проблем, обсуждаемых героями рассказа. Разговор ведется о нравственных ценностях о том «…что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди…». Лаконичное, внезапное начало вводит читателя в действие, создает впечатление, что мы слышим разговор.)
(Мы узнаем, что это «всеми уважаемый» человек», что ему присуща «манера отвечать на свои собственные… мысли», это думающий человек, погруженный в свой внутренний мир. Узнаем также, что Иван Васильевич — очень искренний и правдивый рассказчик. Таким образом у читателя возникает доверие к рассказу Ивана Васильевича.)
~ Какие события описаны в рассказе? (В рассказе два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата.)
(«Был я очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый». Из слов одной из собеседниц мы узнаем, что он был еще и «красавец». Это описание походит на рассказ о себе героя повести И.С. Тургенева «Ася». Оба героя вспоминают о своей молодости о случаях, перевернувших их жизни. В «Асе» тоже речь идет о любви, но в рассказе «После бала» любовь «сошла на нет» по вине «случая». Этот «случай» — главное событие рассказа то, ради чего он написан.)
VI. Беседа с элементами диспута
Многие исследователи основу конфликта этого рассказа вид в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала — в истинном свете, без маски. Так ли это? Постараемся выяснить. Выскажите свои мнения по следующим вопросам.
(В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым — он на самом деле мил, красив и добр, конечно, по отношению к людям определенного круга. Полковник искренне любит дочь и заботится о ней. По замечанию и предположению Ивана Васильевича, полковник носит домодельные, а немодные сапоги, чтобы одевать и выводить Вареньку в высший свет. Варенька платит отцу любовью и даже гордится им )
(Полковник искренен и на балу, когда радостный, счастливый танцует с дочерью или подводит ее к влюбленному в нее молодому человеку, и после бала, как ревностный николаевский служака, по давно тщательно продуманному порядку прогоняет сквозь строй провинившегося солдата.)
(Полковник убежден, что делать «надо все по закону»: перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, вынуть «шпагу из портупей», отдать «ее услужливому молодому человеку…» А если придет случай, ударить этой рукой провинившегося солдата.)
(Герой растерялся, не мог поверить в происходящее, предполагал что полковник «что-то знает такое», чего он не знает. Он был настолько ошеломлен, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло: «…мне было до такой степени стыдно, что, не зная куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой».)
(Может быть, где-то в глубине души у полковника есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича и отворачивается. Но это не снимает с него вины а лишь объясняет мотивы его поступков. Он, как офицер верит в необходимость жестокой расправы с теми солдатами, кто посмел ослушаться. Другое мнение: полковник просто не считает солдат за людей, поэтому не жалеет их. Отвернулся он потому, что поклонник его дочери вторгся в дела его службы, увидев расправу над солдатом.)
(Иван Васильевич не находит ответы и где-то в глубине души смутно догадывается что в иных жизненных ситуациях, заставляющих человека быть то одним, то другим, повинно общество. Дойти до истины Ивану Васильевичу так и не удалось. До самой смерти он не мог понять принципы нелепо устроенного общества и сохранил веру в то что поведение человека зависит от случая. Но в глубине души он уверен, что дело не в случае, не в одном офицере, а в каких-то более основательных социальных причинах.)
-
Как вы считаете, почему любовь героя к Вареньке «сошла на нет»?
-
Почему Иван Васильевич нигде не служил?
-
Почему собеседники возражают Ивану Васильевичу: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
-
Изменится ли среда, если люди будут стремиться к самосовершенствованию? Как этого добиться?
VII. Итог урока
Главная идея рассказа Толстого — страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека Картина истязания солдата вызывает чувство острой жалости к нему, отвращения к издевательствам, к бесчеловечности. Ключевое слово рассказа — стыд. Толстой главный вред видел «в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей правильной жизни».
Домашнее задание