СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н.Толстой "Кавказский пленник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Три разработки урока плюс тест по произведению

Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой "Кавказский пленник"»

Литературная игра "Умники и умницы" по рассказу Л.Н Толстого "Кавказский пленник"

Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научить ребенка читать внимательно, понимая происходящее в литературном произведении; привить умение анализировать прочитанное; научить мыслить; высказывать свое мнение. С этой целью в школе широко используются различные формы проведения уроков литературы. Сейчас никого не удивишь литературно-музыкальными композициями, викторинами, конкурсами, различными видами игр. Перефразируя знаменитое изречение: «Хороши все жанры, кроме скучного», с полной уверенностью можно сказать: «На уроке приемлема любая форма деятельности. Главное, чтобы она вызывала живой интерес у ребят, возбуждала желание читать художественную литературу». Цель учителя - заинтересовать ребенка произведением так, чтобы он читал и старался запомнить детали, мелочи. Для реализации этой цели я стала использовать литературную игру по типу телевизионной передачи: «Умники и умницы» при изучении основных тем школьной программы, при обобщающем повторении пройденного материала. Такая форма проведения уроков очень понравилась ребятам, а некоторые и сами стали принимать активное участие в разработке заданий.

Литературная игра: «Умники и умницы» по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 5 класс

Цель: Обобщение изученного. Проверить знание текста произведения, умение применять отрывки из текста при ответах на вопросы, умение высказывать собственное мнение по вопросу.

Игра состоит из трёх агонов (состязаний), в ходе которых из 9 участников в финал выйдут трое. Все остальные ребята – теоретики. В случае если участник затрудняется ответить, либо ответ неверен, вопрос переходит к «теоретикам». После отборочного тура каждый участник выбирает дорожку. За правильные ответы получают жетоны или ордена в форме буквы « У»

 Красная дорожка – 2 вопроса. Нельзя ошибиться ни разу.

Жёлтая дорожка - 3 вопроса. Можно ошибиться 1 раз. (1 штрафное очко)

Зелёная дорожка - 4 вопроса. Можно ошибиться 2 раза. (2 штрафных очка).

Задания в агонах выстроены по принципу от более простого к более сложному. Первое задание предполагает короткий ответ: Узнать по портрету героя или героиню (имя или фамилия героя). Второе – демонстрация умения пересказывать содержание близко к тексту. Третье- четвёртое - монологическое высказывание с применением цитирования в качестве аргументации.

Образовательные задачи:

  • Развитие языковой компетенции. Формирование умения осознанного чтения, монологического высказывания.

  • Формирование умения аргументировать своё высказывание, цитируя текст произведения.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание любви к чтению

  • Приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы.

  • Воспитание положительных качеств личности на примерах литературных персонажей.

Развивающие задачи:

  • На литературном материале формировать у учащихся внимательное отношение к художественной детали и её роли в идейно-образной структуре произведения.

  • Развивать познавательную активность учащихся.

Оснащение урока:

  • Оформление цветных дорожек;

  • Награды за правильные ответы (жетоны);

  • Компьютер с проектором для демонстрации представляемого материала.

Программное обеспечение:

  • Презентация в программе Power Point (на цветных слайдах вопросы).

Ход урока

1. Напомнить правила игры.

1-й отборочный тур.

Вопросы:

  1. Назовите время написания рассказа (70-е годы 19 века).

  2. Где происходили события? (на Кавказе).

  3. В какое время года происходили описанные события? (Дело было летом).

2-й отборочный тур.

Вопросы:

  1. Как называется татарская деревня? (аул).

  2. Сколько вёрст нужно было проехать? (25 вёрст).

  3. сколько денег заплатил Жилин за свою лошадь, когда она была жеребёнком? (100 руб.)

3-й отборочный тур.

Вопросы:

  1. Что в переводе обозначает слово «джигит»? («молодец»).

  2. Как называется украшение не шее Дины? (монисто).

  3. Как называется татарское пиво? (буза).

Дополнительные вопросы:

  1. Какое оружие было при Жилине? (Шашка).

  2. Почему Жилину не удалось приметить дорогу? (Глаза были замазаны кровью, а руки крепко связаны).

  3. Из чего было сделано монисто Дины? (из русских полтинников).

  4. Что висело на ленте, которая была вплетена в косу Дины? (бляхи и рубль серебряный).

  5. Что пообещал Жилин малому татарчонку за возможность сходить за аул на гору? (сделать лук и стрелы).

1-Й АГОН

1 задание. Узнайте по портрету героя или героиню.

Зелёная дорожка. Мужчина грузный, толстый… (Костылин).

Жёлтая дорожка. Барин, служивший офицером на Кавказе. Не велик ростом, да удал. (Жилин).

Красная дорожка. …Глаза у него черные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо весёлое…Одет в бешмет шёлковый, синий, обшитый галунчиком; башмачки красные, сафьянные, обшитые серебром (чёрный татарин Абдул-Мурат, отец Дины).

2 задание. Продолжи описание.

Зелёная: «Пришло ему раз письмо из дома. (Пишет ему старуха-мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с Богом поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься»).

Жёлтая: «Ехать было 25 вёрст. Обоз шёл тихо…(то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит или лошадь станет, и все стоят- дожидаются. Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошёл. Пыль жара, солнце так и печёт, и укрыться негде. Голая степь; ни деревца, ни кустика по дороге.

Красная: Спастись от погони Жилину не удалось. «Выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху. Навалилась Жилину на ногу…(Хотел он подняться, а уж на нём два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, да ещё соскакали с коней трое на него, начали прикладами бить по голове. Помутилось у него в глазах, и зашатался. Схватили его татары, сняли с сёдел подпруги запасные, закрутили ему руки за спину, завязали татарским узлом, поволокли к седлу. Шапку с него сбили, сапоги стащили, всё обшарили – деньги, часы вынули. Платье всё изорвали. Оглянулся Жилин на свою лошадь. Она, сердечная, как упала на бок, так и лежит, только бьётся ногами- до земли не достаёт; в голове дыра, а из дыры так и свищет кровь чёрная, на аршин кругом пыль смочила.

3 задание. Ответить на вопросы, используя цитаты из текста.

Зелёная: Почему Жилин выехал из крепости не один, а с обозом? («На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в середине едет народ.»)

Жёлтая: Как случилось, что Жилин оказался вне обоза? (Обоз двигался очень медленно. «Выехал Жилин вперёд, остановился и ждёт, пока подойдёт к нему обоз. Слышит, сзади на рожке заиграли – опять стоять. Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар, - ускачу. Или не ездить?..» Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер - Костылин, с ружьём и говорит: «Поедем, Жилин, одни. Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми.… Подумал Жилин и говорит: «А ружьё заряжено?

- Заряжено.

- Ну, так поедем.»)

4 задание. Ответить на вопрос, используя цитаты из текста.

Зелёная. Как случилось, что Жилин остался без ружья? (Когда Жилин выехал на гору посмотреть, нет ли татар, он буквально столкнулся с ними. Их было человек 30. Жилин «увидал, стал назад поворачивать; а татары его увидали. Пустились к нему, сами на скаку выхватывают ружья из чехлов. Припустил Жилин под круч вовсе лошадиные ноги, кричит Костылину:

- Вынимай ружьё!- а сам думает на лошадь на свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой; спотыкнёшься - пропал. Доберусь до ружья, я сам не дамся». А Костылин заместо того, чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».)

2-Й АГОН.

1 задание. Узнайте по портрету героя или героиню.

Зелёная дорожка. Тоненькая, худенькая девочка, лет тринадцати (Дина).

Жёлтая дорожка. У него красная борода, одет в бешмет шёлковый, на ремне кинжал серебряный. На голове шапка высокая, баранья, чёрная…(красный татарин Кази-Мугамед).

Красная дорожка. …она в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, ( а на голове большой кувшин жестяной с водой). (Молодая татарка).

2 задание. Продолжи описание.

Зелёная. Жилин пролежал в сарае всю ночь без сна. Когда наступил рассвет, он раскопал щёлку и стал смотреть. Что он увидел? («Видна ему из щёлки дорога – под гору идёт, направо сакля татарская, два дерева подле ней. Собака чёрная лежит на пороге, коза с козлятами ходит – хвостиками подёргивают. Видит - из-под горы идёт татарка молоденькая, в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой. Идёт, в спине подрагивает, перегибается, а за руку татарчонка ведёт бритого, в одной рубашонке.»)

Жёлтая. «Пришёл Жилин в дом… (Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. В передней стене пуховики пёстрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки – всё в серебре. В одной стене печка маленькая вровень с полом. Пол земляной, чистый, как ток, и весь передний угол устлан войлоками; на войлоках ковры, а на коврах пуховые подушки. И на коврах в одних башмаках сидят татары…)

Красная. За спинами у всех татар пуховые подушки подложены, а перед ними…(опиши трапезу) «на круглой дощечке блины просяные, и масло коровье распущено в чашке, и пиво татарское – буза, в кувшинчике. Едят руками, а руки все в масле. …. Поели татары блины, пришла татарка… унесла масло, блины, подала лоханку хорошую и кувшин с узким носком. Стали мыть руки татары, потом сложили руки, сели на коленки, подули во все стороны и молитвы прочли.»)

3 задание. Ответить на вопросы, используя цитаты из текста.

Зелёная. Кто стал хозяином пленника. И почему татары сразу не расправились с ним? (Один из гостей-татар повернулся к Жилину, стал говорить по-русски.

- Тебя, говорит, взял Кази-Мугамед, - сам показывает на красного татарина, - и отдал тебя Абдул-Мурату, - показывает на черноватого.- Абдул-Мурат теперь твой хозяин….. Переводчик говорит: «Он тебе велит письмо домой писать, чтоб за тебя выкуп прислали. Как пришлют деньги, он тебя пустит».)

Жёлтая. Сколько денег закомандовал татарин, и как повёл себя Жилин? (Жилин подумал и говорит: «А много ли он хочет выкупа?» Поговорили татары; переводчик и говорит: «Три тысячи монет». «Нет, - говорит Жилин, - я этого заплатить не могу». Вскочил Абдул, начал руками махать, что-то говорит Жилину,- всё думает, что он поймёт. Перевёл переводчик, говорит: «Сколько же ты дашь?» Жилин подумал и говорит: «Пятьсот рублей». Тут татары заговорили часто, все вдруг. Переводчик говорит: «Хозяину выкупа мало 500рублей. Он сам за тебя 200 заплатил. Ему Кази-Мугамед был должен. Он тебя за долг взял. Не напишешь письмо - в яму посадят, наказывать будут плетью. «Эх,- думает Жилин, - с ними что робеть, то хуже». Вскочил на ноги и говорит: «А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак. Пересказал переводчик, опять заговорили все вдруг. Вскочил чёрный и говорит: «Урус джигит, джигит урус, что значит, «молодец». И сам смеётся. «Тысячу рублей дай.» Жилин стал на своём: «Больше пятисот рублей не дам. А убьёте - ничего не возьмёте.)

4 задание. Ответить на вопрос, используя цитаты из текста.

Зелёная. Что же на самом деле задумал Жилин? (Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: «Я уйду» «Где,- думает,- матери столько денег взять за меня заплатить. И то она тем больше жила, что я посылал ей. Если ей 500 рублей собрать, надо разориться вконец; Бог даст – и сам выберусь.)

3-Й АГОН.

1 задание. Узнайте по портрету героя или героиню.

Зелёная. … У него шея жилистаябритый затылок синеется из-под шапки. (Татарин, который вёз на лошади пленённого Жилина).

Жёлтая. Лицо у него скуластое. Рубаха на нём оборванная…вся грудь голая (работник ногаец).

Красная. Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано. Бородка и усы подстрижены, белые как пух; а лицо сморщенное и красное как кирпич; нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые, и зубов нет – только два клыка. (Старик, проживающий уединённо, «…первый джигит был…»).

2 задание. Ответить на вопросы, используя цитаты из текста.

Зеленая дорожка. Как повёл себя в ситуации с выкупом Костылин? (Вскочил Абдул, показывает на Костылина, что-то говорит. Переводчик перевёл, что они теперь принадлежат оба одному хозяину, и кто прежде денег даст, того и отпустят.

- Вот, - говорит Жилину, ты всё серчаешь, а товарищ твой смирный; он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют. Вот его и кормить будут хорошо и обижать не будут.)

Жёлтая дорожка. Сравни: как вели себя в заточении два пленника: Жилин и Костылин. О чём это говорит? (Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидел в сарае и считал дни, когда письмо придёт; или спал. Жилин ходил по аулу, высматривал, как ему бежать, а то сидит, что-нибудь рукодельничает – или из глины кукол лепит, или плетёт плетёнки из прутьев. Он на всякое рукоделье мастер был.)

Красная дорожка. Чем удалось Жилину заслужить расположение Дины? (Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу. Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Динка увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются. Жилин снял куклу, подаёт им. Они смеются, не смеют взять. Оставил он куклу, ушёл в сарай и смотрит, что будет? Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала. Наутро смотрит, на зорьке Дина вышла на порог с куклой. А уж лоскутками красными убрала и качает, как ребёнка, сама по-своему прибаюкивает. Вышла старуха, забранилась на неё, выхватила куклу, разбила её, услала куда-то Дину на работу. Сделал Жилин другую куклу, ещё лучше, отдал Дине. Принесла раз Дина Кувшинчик, поставила, села и смотрит на него, а сама смеётся, показывает на кувшин. «Чего она радуется?» – думает Жилин. Взял кувшин, стал пить. Думал - вода, а там молоко. «Хорошо», - говорит. Как взрадуется Дина! И с тех пор стала она ему каждый день крадучи молоко носить...)

3 задание. Ответить на вопрос, используя цитаты из текста

Зеленая дорожка. Что приключилось с Жилиным, когда он пошёл посмотреть, где живёт старик-отшельник? Что он там увидел? (Сошёл Жилин по дорожке, видит - садик, ограда каменная, из-за ограды черешни, шепталы и избушка с плоской крышей. Подошёл он поближе, видит - ульи стоят плетёные из соломы, и пчёлы летают, гудят. И старик стоит на коленочках, что-то хлопочет у улья. Поднялся Жилин повыше посмотреть и загремел колодкой. Старик оглянулся – как взвизгнет, выхватил из-за пояса пистолет, в Жилина выпалил. Чуть успел он за камень притулиться.)

Жёлтая дорожка. Какую историю о старике рассказал хозяин Жилину? («Это большой человек! Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был. У него было три жены и восемь сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили. Один сын остался и передался русским. Старик поехал и сам передался русским. Пожил у них три месяца; нашёл там своего сына, сам убил его и бежал. С тех пор он бросил воевать, пошёл в Мекку Богу молиться, от этого у него чалма. Кто в Мекке был, тот называется Хаджи и чалму надевает. Не любит он вашего брата.»)

4 задание. Ответить на вопрос, используя цитаты из текста.

Зелёная. Во время заточения пленники стали свидетелями татарских обычаев. Один из них – это похороны. Расскажи о нём подробно. (Бывало, Жилин видел, татары приезжали весёлые, пригоняли с собой скотину. «А на этот раз ничего не пригнали и привезли на седле своего убитого татарина, брата рыжего. Приехали сердитые, собрались все хоронить…. Завернули мёртвого в полотно, без гроба, вынесли под чинары за деревню, положили на траву. Пришёл мулла, собрались старики, полотенцами повязали шапки, разулись, сели рядком на пятки перед мёртвым. Спереди мулла, сзади три старика в чалмах рядком, а сзади их ещё татары. Сели, потупились и молчат. Долго молчали. Поднял голову мулла и говорит: «Алла!» (значит Бог). Сказал это одно слово, и опять потупились и долго молчали; сидят, не шевелятся. Опять поднял голову мулла: «Алла!»- и все проговорили: «Алла!» - и опять замолчали. Мёртвый лежит на траве – не шелохнётся, и они сидят как мёртвые. Не шевельнётся ни один. Потом прочёл мулла молитву, все встали, подняли мёртвого на руки, понесли. Принесли к яме; яма вырыта не простая, а подкопана под землю, как подвал. Взяли мёртвого под мышки да под лытки, перегнули, спустили полегонечку, подсунули сидьмя под землю, заправили ему руки на живот. Притащил ногаец камышу зелёного, заклали камышом яму, живо засыпали землёй, сровняли, а в головы к мертвецу камень стоймя поставили. Утоптали землю, сели опять рядком перед могилкой. Долго молчали. Роздал рыжий денег старикам. Потом встал, взял плеть, ударил себя три раза по лбу и пошёл домой». На другой день зарезали кобылу. «Три дня ели кобылу, бузу пили - покойника поминали».)

ФИНАЛ.

1 задание. Ответить на вопросы, используя цитаты из текста.

Зелёная дорожка. Как Жилин готовился к побегу? (Жилин провел в плену месяц. «Днём ходит по аулу, или рукодельничает, а как ночь придёт, затихнет в ауле, так он у себя в сарае копает. Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тёр, и прокопал он под стеной дыру. Что в пору пролезть. «Только бы, - думает,- мне место хорошо узнать, в какую сторону идти…».)

Жёлтая дорожка. Как Жилину удалось убедить Костылина совершить побег? (После похорон Жилин решил, что надо бежать, и сказал Костылину. «А Костылин заробел. – Да как же бежать? Мы и дороги не знаем. Ж: - Я знаю дорогу. К: - Да и не дойдём в ночь. Ж: - А не дойдём – в лесу переночуем. Я вот лепёшек набрал. Что ж ты будешь сидеть? Хорошо - пришлют денег, а то ведь и не соберут. А татары злые теперь за то, что ихнего русские убили. Поговаривают - нас убить хотят. Подумал, подумал Костылин. – Ну, пойдём!»)

Красная дорожка. Почему не удался первый побег? Как вели себя герои произведения? (Во время побега Костылин показал себя слабым человеком. Он оказался не соратником Жилина, а обузой, он проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость и только страдает. Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется за освобождение.)

2 задание. Ответить на вопросы, используя цитаты из текста.

Зелёная дорожка. Какая участь постигла героев после неудавшегося побега? («Набили на них колодки, отвели за мечеть. Там яма была аршин пяти – и спустили их в эту яму. Житьё им стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали на вольный свет. Кидали им туда тесто непечёное, как собакам, да в кувшине воду спускали. Вонь в яме, духота, мокрота. Костылин совсем разболелся, распух, ломота во всём теле стала, и всё стонет или спит. И Жилин приуныл: видит – дело плохо. И не знает, как выбраться. Начал он было подкапываться, да землю некуда кидать; увидал хозяин, пригрозил убить».)

Жёлтая дорожка. Какую новость сообщает Дина Жилину? («Иван, тебя убить хотят. Сама себе рукой на шею показывает. Ж: Кто убить хочет? Д: Отец, ему старики велят, а мне тебя жалко».)

Красная дорожка. Почему Дина помогла Жилину? (В плену характер Жилина явно проявился, так как именно в сложных жизненных обстоятельствах характер человека становится очевидным. Перед нами мужественный, жизнестойкий человек, к тому же добрый и находчивый, что и нравится всем людям, независимо от национальности».)

3 задание. Ответить на вопросы.

Зелёная дорожка. Татары говорят о Жилине «джигит», а о Костылине «смирный». Справедливо ли это? Почему?

Жёлтая дорожка. Проанализировав поведение Дины по отношению к Жилину, других татар, которые стали доверять Жилину и даже обращались к нему за помощью, историю старика- отшельника, бывшего первого джигита, какой можно сделать вывод о взаимоотношениях людей разных национальностей? (Между народами не существует внутренней вражды, каждый народ имеет свои традиции, к которым должен с уважением относиться человек другой национальности, а война никому не нужна. Она несёт людям страдание и горе.)

4 задание. Ответить на вопросы.

Зелёная дорожка. Как сложилась судьба Жилина после побега и что стало с Костылиным? (После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал. «А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».)

Выводы.

Подведение итогов.Подсчёт жетонов.Выставление оценок.Выявление абсолютного победителя игры.

Литература.

  1. Серия «Я иду на урок литературы».10 класс. Москва «Первое сентября» 2000.

  2. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».

  3. «Литература. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях» Автор-составитель В.Я. Коровина. 5 класс.

Тесты по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" Главы I–III I вариант
  1. Кто написал Жилину письмо на службу? Старуха мать

  2. Какой уговор был у Костылина и Жилина в пути? Не разъезжаться.

  3. Кто это: «скуластый, в одной рубахе. Рубаха оборванная, вся грудь голая»? Ногаец, рабочий.

  4. Какой выкуп требовали изначально за Жилина? 3000 монет

  5. Чем Дина отблагодарила Жилина за подарок? Носила молоко, лепешки, баранину

II вариант
  1. Для чего были нужны провожатые солдаты из крепости в крепость? Если кто из русских выйдет один, татары его либо убьют, либо уведут в горы.

  2. Где и за сколько купил свою лошадь Жилин? В табуне за 100 рублей

  3. Что такое сакля? Жилище кавказских горцев

  4. Сколько готов был дать за себя Жилин? 500 рублей

  5. Что починил Жилин Абдулу? Старинные русские часы

III вариант
  1. Сколько верст от крепости до крепости? 25 верст

  2. Кто это: «хоть и не велик ростом, а удал был»? Жилин

  3. Кто это: «девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа…… Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса»? Дина, хозяйская дочь

  4. Какой размер выкупа был за Костылина? 5000 рублей

  5. Как вылечил Жилин заболевшего татарина? Ушёл в сарай, взял воды, песку, помешал. При татарах нашептал на воду, дал выпить.

IV вариант
  1. Кто это: «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»? офицер Костылин

  2. Кто такой ногаец? Горец, житель Дагестана

  3. Как выглядит татарская деревня? домов десять и церковь их, с башенкой

  4. Что сделал Жилин для хозяйской дочери Дины? Куклу из глины

  5. Кто это: «Бородка и усы подстрижены, белые, как пух; а лицо сморщенное и красное, как кирпич; нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет - только два клыка»? Красный или Кази-Мугамет




Главы IV – VI I вариант
  1. Что делал Жилин днем, а что ночью? Днём ходит по аулу или рукодельничает, а как ночь придёт, затихнет в ауле, так он у себя в сарае копает.

  2. Как определял направление побега Жилин? По звездам

  3. Кто о ком: И чёрт меня дёрнул колоду эту с собой брать? Жилин о Костылине

  4. Какой срок для выкупа дал хозяин Жилину и Костылину? 2 недели

  5. Смогли ли они с Диной снять колодки? Нет

II вариант
  1. Согласился ли Костылин на побег, если да, то почему, если нет, то почему? Да, потому что татары теперь злые, за то, что ихнего русские убили. Поговаривают – и их убить хотят.

  2. Чего или кого испугался в лесу Костылин? Олень

  3. Кто это: «глазеньки так и блестят, как звездочки»? Дина

  4. Какой повод для казни пленных нашли старики? Потому что русские близко к аулу подошли

  5. Сбежав из плена, вернулся ли домой Жилин? Нет, видимо, не судьба.

III вариант
  1. Сколько дней поминали покойника татары? 3 дня

  2. Что такое высожары? местное название одного из созвездий (группы звёзд) на небе

  3. Куда поместили Костылина и Жилина, схватив во второй раз? В яму за мечетью аршин пяти.

  4. Кто и как помог бежать во второй раз? Дина спустила длинный шест в яму.

  5. Сколько казаков бросилось спасать Жилина? человек 15

IV вариант
  1. Как звали хозяйскую собаку? Уляшин

  2. Какой погодное условие мешало им в пути? Туман

  3. Кто предупредил Жилина о грядущих планах татар казнить русских? Дина

  4. Почему Костылин не попытался бежать второй раз? И поворотиться сил нет.

  5. Через какое время после побега Жилина выкупили Костылина? Через месяц



Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;

  2. развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

  3. продолжить работу над развитием речи учащихся;

  4. воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Рассказ «Кавказский пленник был написан Л.Н. Толстым в 1872году. Толстой очень любил этот рассказ, считал его одним из лучших .В рассказе два героя, но рассказ назван «Кавказский пленник», а не «пленники». Так автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным.

Фамилии героев находятся как бы в паре, даже рифмуются. Что они означают?

II. Реализация индивидуального домашнего задания: итоги исследовательской работы со словарем.

Учащийся, выполнявший индивидуальное домашнее задание, сообщает:

Жила – прочное основание мышц, отсюда слово «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке. Костыль – палка для хромых, безногих. Костылина фамилия характеризует как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре героя.

III. Постановка цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы с вами будем вести речь об этих героях Тема урока: «Жилин и Костылин: разные судьбы».СЛАЙД №2.

Оба героя - офицеры, попали в плен к татарам, оба вернулись из плена. Можно ли говорить о том, что у них разные судьбы?

(Высказывания учащихся).

Для того, чтобы аргументировано ответить на поставленный вопрос, мы должны с вами на материале рассказа сравнить двух героев, выяснить какими чертами характера они обладают, как каждый из них ведет себя в различных ситуациях.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Л. Н. Толстого: «Человек сам отвечает за свою судьбу».

А каждый из вас должен решить сегодня для себя еще одну задачу: зависит ли судьба человека от его поступков?

IV. Проверка домашнего задания: СЛАЙД №3

Знакомство Жилина с Костылиным.

    1. Как познакомились Жилин и Костылин? (сжатый пересказ)

    2. Найдите в тексте описание внешности героев (работа с текстом).

    3. Почему они решили ехать вместе впереди обоза? (выборочный пересказ).

V. Работа с текстом. Составление плана сравнительной характеристики.

Аналитический пересказ и чтение по ролям эпизодов, работа в группах.

1. Группа №1. Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?

Группа №2.

Сцена выкупа. Как ведут себя Жилин и Костылин?

Группа №3.

Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и Костылин.

Беседа по итогам групповой работы.

Запись в тетради основных кратких выводов. СЛАЙДЫ № 4, 5, 6.

2. Первый побег (чтение по ролям)

Вывод. Слайд №7

Жилин   

  1. Знает дорогу, ведет за собой товарища.

  2. Помогает Костылину. «Бросать товарища не годится».

Костылин

  1. Постоянно жалуется на боль, усталость, говорит, что не может идти дальше.

  2. Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли).

Второй побег - результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина.(аналитический пересказ)

Жилин. Слайд №8

  1. постоянно думает о вольном житье;

  2. уговаривает Дину помочь ему;

  3. шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил;

  4. не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам

Костылин

  1. отказывается от побега

  2. не может превозмочь свою боль

  3. прекращает бороться: «Уже мне, видно, отсюда не выйти».

VI. Выводы по уроку.

Почему так по-разному сложились судьбы героев? СЛАЙД № 9.

  1. Разница в характерах в сцене нападения татар;

  2. «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене выкупа;

  3. Активная жизнь Жилина и Костылина в плену;

  4. Физическая и духовная слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина во время первого побега;

  5. Побег Жилина- результат жизнестойкости и жизнелюбия героя;

  6. Человек (по Л.Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу.

Учащиеся приходят к выводу, что Л.Н. Толстой в своем рассказе о войне показал, что жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам.

Костылин и в плену, и при побеге оказался не соратником Жилина, а обузой. Еще до плена можно догадаться, что ведут себя герои по- разному. В одних и тех же условиях один герой проявляет стойкость, мужество, волю, находчивость, активно борется, а другой только страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит усталость, боль, бездействует.

Подобный тип поведения можно наблюдать и в нашей жизни, от этого зависит судьба человека. Наша судьба в наших руках.

VII. Рефлексия

  1. Попробуйте выразить свое отношение к героям повести при помощи синквейна (слайд №10)

  2. Выберите смайлик, который отражает ваше настроение в конце урока.

Д/з: подготовить сравнительную характеристику героев

Изучение рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" на уроках литературы. Противопоставление Жилина и Костылина

Цели и задачи урока:

  1. Формирование умений вдумываться в поступки и поведение героев с целью выяснения их характеров;

  2. Развитие навыков сравнения на примере противопоставления Жилина и Костылина;

  3. Развитие речи учащихся и привитие навыка анализа текста.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Слово учителя: тема и цель урока.

III. Основная часть. На доске записаны три пункта, по которым будет идти работа на уроке:

  1. Поведение героев в критических ситуациях.

  2. Отношение Жилина и Костылина к окружающим.

  3. Отношение окружающих к героям.

1. Поведение героев в критических ситуациях.

Беседа по вопросам.

1) Какие критические ситуации в рассказе самые главные?

  • Жилин и Костылин попадают в плен;

  • Татары требуют выкупа;

  • Жизнь Жилина и Костылина в плену;

  • Первый побег из плена;

  • Второй побег.

2) Вспомните, как брали в плен Жилина и Костылина. Расскажите об этом так, чтобы мы увидели рассказанное как бы на экране. Нарисуйте словесную картину.

Жилин видит опасность – шестеро татар несутся наперерез, отступление невозможно. Тогда он с шашкой поскакал на красного татарина и наверняка срубил бы его, если бы пуля не попала в лошадь. Конь не просто упал, а “придавил хозяина”. Сначала двое татар бросились на Жилина, но он сумел скинуть их, тогда еще трое соскочили с коней и начали бить прикладами по голове. И только пятеро смогли скрутить Жилина, уже бывшего в беспамятстве.

Костылин (он рассказывает об этом Жилину уже в плену): увидевший татар Костылин “ожаривает лошадей”, бьет изо всех сил, но лошадь выбилась из сил, стала. Ружье у Костылина осеклось. Его нагоняет Абдул и увозит с собой.

Отношение к лошадям: Костылин нещадно “ожаривает” лошадь, Жилин – любовно относился, просит: “Матушка, вынеси…”

3) Прочитайте выразительно сцену требования выкупа.

Чтобы взять верный тон в чтении, надо сначала уяснить суть поведения пленников.

- Каково же поведение Жилина и Костылина в сцене требования выкупа?

Жилин – отказывается платить большой выкуп.
Костылин – соглашается на выкуп в 5 тысяч, не торгуется.
Жилин – письмо пошлёт с неверным адресом, а всё равно торгуется, он гордый, смелый, не боится татар и их угроз.
Костылин – трусит, безвольный. Татары это видят и прижимают его.

Как ведут себя Жилин и Костылин в плену?

Костылин – надеется на судьбу. Спит.

Жилину – всё интересно: обычаи народа, как сакля убрана, как татары одеваются, как едят, как ведут себя, когда у них горе, когда радость. Везде ходит, всё смотрит. Татарские дети полюбились ему, он стал им делать куклы. Активный, любознательный. В плену - мастерит, чинит. Цель – убежать из плена, место обследовать, собаку подкормить, чтоб не лаяла на беглецов, еду запасти.

4) Сцена первого побега из плена.

Жилин – трудно “копать от камней”. Заботливо разрыл яму пошире, чтобы его грузный товарищ мог пролезть.
Костылин – трусливый наблюдатель. Всего боится. Не помогает. Даже в дыру бесшумно пролезть не может. Во время побега ноет: то в сапогах ноги стер, то без сапог ноги обрезал.
Не смог далеко унести – взяли их татары, из-за Костылина побег сорвался.

5) Второй побег.

Зачем Жилин мастерит кукол детям, чинит ружьё?

Чтобы расположить татар.

- Зачем Жилин пошёл смотреть, как живет старик-татарин?

Осмотрительный Жилин почувствовал в старике-татарине опасного врага и, готовясь к побегу, хотел предвидеть все возможные препятствия.

Жилин – храбрый, Костылин – трусливый.

Жилин, пока жив, будет бороться за свободу, а Костылин – сломленный и покорный, он даже слушать не хочет ни о каком побеге.

2. Отношение Жилина и Костылина к окружающим.

Как Жилин и Костылин относятся к людям?

Доброе отношение Жилина к Костылину. Жилин доверяет ему, считает, что тот, как и всякий порядочный офицер, должен держать слово. А уговор был, когда поехали без обоза, не разъезжаться.

Встретились офицеры в плену, и ни слова упрека не услышал Костылин, хотя он один был виноват в плачевном положении их обоих.

Жилин заботится о Костылине: и за себя, и за Костылина высказывает требования татарам: колодки снять, кормить хорошо, дать одежду.

Жилин помнит и выполняет одну из заповедей Ветхого Завета: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле”. Он и в плену заботится о матери (“Где она деньги возьмет? Она тем жила, что я посылал ей”), о Дине. Дружески относится к беднякам – татарам.

Костылин – спит, считает дни, когда деньги дойдут. Равнодушен ко всем.

Толстой умалчивает об отношении Костылина к людям – тоже средство его характеристики.

Жилин не насмехается над татарскими обрядами, уважительно и серьезно наблюдая чужие обычаи.

Костылин – равнодушный, трусливый, ленивый.

- Каким образом еще до писания пленения автор создает доброе расположение читателей к Жилину?

Жилин едет навестить старую мать, он тепло распростился с солдатами и по всему видно, что это хороший человек.

В каком положении мы видим Жилина и Костылина в татарском ауле и воспринимают ли они всех жителей аула как своих врагов?

Суровые условия: рваная одежда, еда – вода и хлеб, иногда и просто тесто непеченое.

Жилин – в колодках, ему все интересно. Мирные татарские жители ему вовсе не враги, он им помогает, чинит все – кому часы, кому пистолет.

Костылин – жил, как раб. Ни с кем не знался – все ему враги. Не помогал готовить побег для них обоих.

Что можно сказать об отношении Жилина и Костылина к людям из эпизодов первого и второго побегов?

Костылин ноет – “дороги не знает”, “не дойдем в ночь”, “сапоги ноги стерли”.

Жилин – терпит нытье Костылина. Тащит его, в сердцах думает: “И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел”. Не таит злобы и тогда, когда беглецов поймали. Снова предлагает ему бежать, по-братски прощается с ним.

Дина – верный друг Жилина. Он заботится о ее безопасности. Передавая шест, говорит: “Снеси на место, Дина, а то хватятся- прибьют тебя”.

3. Отношение окружающих к героям.

Костылина жители аула не видят. Он сидит в сарае или спит.

Жилин: хороший, добрый человек, умелец. Люди просят полечить их. Хозяин выказывает расположение к Жилину, приносит ему снасть, щипчики, буравчики, подпилочек.

Дина – настоящий друг Жилина. Она молока принесет, лепешек, баранины кусок. Дина радовалась поделкам, сделанным для нее Жилиным: кукле, глиняным зверюшкам. Она помогает выбраться из ямы, проявляя настоящий героизм: притащила длинный шест, догнала Жилина, всунула лепешки, стала разбивать колодку, горько заплакала, увидев, что не сможет ее осилить.

Вывод: человек ответственен за зло и несправедливость, каждый должен, даже в трудных условиях, быть активным, сеять не вражду и злобу, а мир и доброе расположение людей друг к другу. Люди разных национальностей могут и должны жить в мире и дружбе.

Почему татары решили убить только Жилина?
- Зачем привели Костылина, когда требовали выкуп с Жилина?

Татары считают Костылина неопасным, трусливым и пытаются добиться его согласия на все условия, “поставить в пример” непокорному Жилину.

Жилин добр только по отношению к Дине?

Нет, он проявляет доброе отношение к матери, к солдатам, к Костылину, к татарам, к татарским детям.

- Приносит ли пользу людям доброта Жилина?

Да, он все время делает что-то доброе людям, он заботлив, внимателен, участлив. Не сводит счеты с предавшим его Костылиным.

Учащиеся подбирают эпитеты, характеризующие героев рассказа.

Жилин: добрый, честный, смелый, любознательный, активный, трудолюбивый, деятельный, гордый, благородный, высоконравственный, великодушный.

Костылин: трусливый, пассивный, бездеятельный, безвольный, сломленный, покорный.

IV. Работа с иллюстрациями.

Автор М.С. Родионов.

- Кто изображен на всех 3-х иллюстрациях

Жилин, герой рассказа Л. Н. Толстого, в различных ситуациях.

Писатель не дает описания внешности Жилина. О нем лишь сказано: “А Жилин хоть не велик ростом, а удал был”.

- Как представляете вы внешний облик героя?
- Совпали ваши мнения с образом, данным художником.
- Почему? В чём?
- Найдите слова, которые можно употребить в качестве подписи каждой иллюстрации.

1 картина: “Ударилась лошадь оземь со всего маху – навалилась Жилину на ногу”.
2 картина: “Сел Жилин, стал место разглядывать; стал смотреть в русскую сторону; туда, промеж этих двух гор, и бежать надо”.
3 картина: Дина стремилась помочь Жилину, освободить его от колодки.

V. Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке учащиеся получили задание: подобрать пословицы и поговорки, характеризующие главных героев.

Жилин:

  1. Правда светлее солнца.

  2. Смелость города берет.

  3. Храброму смерть не страшна.

  4. Не место красит человека, а человек место.

  5. Великому кораблю велико и плаванье.

Костылин:

  1. От волка бежал, да на медведя попал.

  2. В тихом омуте черти водятся.

  3. Не смейся, горох, не лучше бобов.

  4. Пустили козла в огород.

  5. Шило в мешке не утаить.

Второе задание состояло в рисовании понравившихся эпизодов рассказа. (“Создай свою иллюстрацию”).

- Почему вы нарисовали этот эпизод?

VI. Выразительное чтение понравившихся отрывков.

- Почему данные отрывки понравились?

VII. Выводы. Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание – письменная работа “Жилин и Костылин”.

Ребята, я думаю, “Кавказский пленник” никого не оставил равнодушным. Л.Н. Толстой в этом рассказе обращается к вам, детям, он учит вас отличать добро от зла, прекрасное от безобразного. Хочется верить, что на примере героя рассказа Жилина вы будете расти добрыми, трудолюбивыми, смелыми, друг друга в беде не бросите, будете хорошо относиться к людям, любить маму, считаться с другими, не бояться брать ответственность на себя. Спасибо за урок, добра вам и справедливости