| Метод обучения: слово учителя Приём обучения: инструктивное слово учителя Для этого нам нужно поработать в группах и проанализировать поведение основных персонажей: Жилина, Костылина, Дины, её отца Абдул-Мурата, (хозяина Жилина и Костылина). Каждая группа будет характеризовать одного героя. Вам нужно найти в тексте небольшие цитаты, раскрывающие характер персонажей по предложенным вопросам, выписать их в тетрадь, и при ответе устно прокомментировать своими словами как вы это понимаете. Потом мы вместе проверим, что получилось у каждой группы. На работу вам 10 минут. Вопросы для анализа: 1. Как герой относится к своим друзьям, родственникам? 2. Как герой относится к своим врагам? (горцы к русским, а русские к горцам). 3.Какие слова и поступки героев можно назвать гуманными? | Метод учения:ответ по предмету Приём обучения: Письменный ответ по предмету Образец письменного ответа по предмету (варианты) 1.Как герой относится к своим друзьям, родственникам? Жилин: «— Нет, не пойду, не годится товарища бросать». «Подсадил на себя Костылина, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок». Костылин: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, — закатился, что есть духу, к крепости». «Костылин еще раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал». Дина: «Велел ей что-то отец. Убежала и опять пришла, принесла кувшинчик жестяной. Подала воду, сама села на корточки, вся изогнулась так, что плечи ниже колен ушли». Абдул-Мурат: «Угощает гостей блинами и бузой». 2. Как герой относится к своим врагам? (горцы к русским, а русские к горцам). Жилин: «Сделал Жилин другую куклу, еще лучше, — отдал Дине». «Были у Абдула часы русские, сломанные. Позвал он Жилина, показывает, языком щелкает. Жилин говорит:— Давай, починю». Костылин: «Ты всё серчаешь, а товарищ твой смирный; он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют». Дина: И с тех пор стала она ему каждый день, крадучи, молока носить». «А то делают татары из козьего молока лепешки сырные и сушат их на крышах, — так она эти лепешки ему тайком принашивала». Абдул-Мурат: «Твоя, Иван, хорош, — моя, Абдул, хорош». «Урус, — говорит, — джигит, джигит урус! Джигит, по-ихнему, значит «молодец». «Если, — говорит, — мне не пришлют за вас выкуп, я через две недели вас запорю. А если затеешь опять бежать, — я тебя как собаку убью». 3.Какие слова и поступки героев можно назвать гуманными? Жилин: «— Прощай, — говорит, — Динушка. Век тебя помнить буду». «Спасибо, — говорит, — умница. Кто тебе без меня кукол делать будет? — И погладил ее по голове». Костылин: «Иди один, за что тебе из-за меня пропадать». Дина: «Иван! тебя убить хотят. — Сама себе рукой на шею показывает.— Кто убить хочет?— Отец, ему старики велят. А мне тебя жалко». «Выпил он молоко, — «хорошо», говорит. Как взрадуется Дина!» Абдул-Мурат: «Да я тебя, Иван, полюбил; я тебя не то, что убить, я бы тебя и выпускать не стал, кабы слова не дал». | Слайд с вопросами для анализа |
| Метод обучения: репродуктивный Приём обучения: фронтальный опрос Ребята, проверяем. Первая группа читает характеристику Жилина. | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ Образец устного развёрнутого ответа по предмету (вариант) Читает вопрос, цитату, затем комментирует: таким образом, мы видим, что Жилин - это надёжный друг, он не может бросить своего товарища в беде, даже если ему это выгодно. Ведь если бы он бросил Костылина, то мог бы уйти далеко вперёд и не вернуться опять в плен. | |
| Как вы считаете, возможна ли дружба между людьми разных национальностей? Почему? Каким образом в рассказе находят общий язык люди разных национальностей? | Возможна, так как дружба связывает людей не по национальному признаку, а по сходству интересов, душевному родству, чувству симпатии к человеку. В рассказе герои разных национальностей находят общий язык на основе добрых человеческих отношений, взаимопомощи: Жилин помогает горцам, чинит их вещи, помогает по хозяйству, они также начинают видеть в нём не врага, а просто человека, относиться уважительно. У Абдул-Мурата вызывает уважение смелый поступок Жилина (отказался заплатить запрашиваемую сумму выкупа), его честность. ( Мог бы обмануть, согласиться, а потом всё равно сбежать). | |
3. Итог урока | Поразмышляйте, как сложились бы отношения Жилина и горцев, если бы не было войны? Метод обучения: репродуктивный Приём обучения: инструктивное слово учителя Ребята, сделаем вывод из всего сказанного. Чему учит нас рассказ? В чём заключается его гуманизм? Как вы поняли? Для того чтобы ответить на эти вопросы, письменно в тетради распространите и закончите следующие предложения: Я согласен с тем, что дружба… Я понял, что война… Я думаю, что помощь и взаимовыручка… Я считаю, что в любой ситуации нужно… Работа на отметку! | Если бы не было войны Жилин, Абдул-Мурат, Дина и другие горцы могли бы стать друзьями, так как несмотря даже на войну начинают испытывать друг у другу дружеские чувства, помогают друг другу. Если бы не война герои, не придавали бы никакого значения тому, что они принадлежат разным национальностям. Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: Письменный ответ по предмету | Слайд с языковыми клише |