СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н. Толстой."Кавказский пленник". Конспект урока.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является четвёртым в системе изучения рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».  Его главная цель - раскрыть гуманистический  характер произведения.

Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Толстой."Кавказский пленник". Конспект урока.»

Тема урока: Л.Н.Толстой « Кавказский пленник». Гуманистический характер рассказа.

Тип урока: изучение нового материала

Дата проведения урока: 18. 02.2017 г.

Цель урока: проанализировать рассказ по образам и выявить его гуманистический характер

Задачи урока:

Обучающие:

1.Формировать представление о понятии «гуманизм» с помощью репродуктивной беседы

2. Совершенствовать умение работать с художественным текстом с помощью учебного задания (цитатная характеристика героя по предложенным вопросам)

3. Формировать умение анализировать художественный текст с помощью комментария прочитанного (устного ответа по предмету)

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к собеседнику с помощью организации слушания устного ответа одноклассников

  2. Воспитывать толерантное отношение к другим национальностям с помощью репродуктивной беседы и устного ответа по предмету

  3. Воспитывать умение работать в коллективе с помощью организации работы в группах



Развивающие:

  1. Развивать аналитическое мышление с помощью анализа художественного текста

  2. Развивать коммуникативные умения с помощью организации коллективной работы в группах

  3. Развивать устную монологическую речь с помощью организации устного ответа по предмету


Перечень оборудования: учебник русского языка для 5 класса под ред. Львова, проектор, доска со слайдами.

Список литературы: электронные ресурсы: http://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-rasskaza-l-n-tolstogo-kavkazskiy-plennik-na-uroke-literatury-v-shkole, http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/19/nravstvennye-uroki-rasskaza-lntolstogo-kavkazskiy-plennik-urok








Хронометраж урока

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА

ХРОНОМЕТРАЖ

  1. Организационный

Метод: репродуктивный

Приём: приветственное вводное слово учителя


  1. мин

2. Изучение художественного произведения

Метод: репродуктивный

Приём: репродуктивная фронтальная беседа

Метод: репродуктивный

Приём: сообщающее слово учителя

Метод: репродуктивный

Приём: репродуктивная фронтальная беседа

Метод: репродуктивный

Приём: инструктивное слово учителя

Метод: репродуктивный

Приём: устный фронтальный опрос

Метод: репродуктивный

Приём: репродуктивная фронтальная беседа


30 мин

3. Итог урока

Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: инструктивное слово

Метод: репродуктивный

Приём: устный фронтальный опрос

Метод: репродуктивный

Приём: обобщающее слово учителя



10 мин



Методическое обоснование урока

Учащимся предлагается самим раскрыть определение термина «гуманизм» и для корректировки их ответов на слайде даётся определение из словаря. Далее учитель ставит проблемный вопрос (главная ценность гуманизма - свобода человека, в чём гуманизм рассказа, если герои в плену), после этого проводится работа с текстом в группах, направленная на раскрытие образов персонажей, поиск в их характерах гуманистического начала с помощью предложенных вопросов. После чего, с помощью вопросов репродуктивной беседы, учитель подводит школьников к осознанию основной мысли произведения, его гуманистического характера. Эту гуманистическую мысль они должны сформулировать сами, письменно продолжив предложения. После чего учитель подводит итог урока, отвечает на поставленный в начале урока вопрос.













Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1. Организационный




Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: приветственное вводное слово учителя


Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами продолжаем изучение произведения Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». На прошлом уроке вы говорили о двух главных персонажах рассказа - Жилине и Костылине, сравнивали их судьбы и характеры. Сегодня мы с вами будем говорить о гуманистическом характере этого произведения. Запишите в тетрадях дату, вид работы и тему урока.

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Письмо. Запись в тетради



Слайд с датой и темой урока

2. Изучение художественного произведения

Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: репродуктивная беседа

Ребята, кто из вас знает, что означает слово «гуманизм»?






Правильно!

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ


Образец устного развёрнутого ответа по предмету


Гуманизм - это мировоззрение, считающее главной ценностью личность и свободу человека.



Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: сообщающее слово учителя

Гуманисты считают личность и свободу человека наивысшей ценностью. Гуманность предполагает бережное отношение к человеку, поддержку, сострадание и сочувствие по отношению к нему. Гуманистом был и Л.Н.Толстой. Но рассказ называется «Кавказский пленник». Плен, в который попали главные герои, лишил их главной ценности - свободы. В чём же тогда заключается гуманизм рассказа? Как он проявляется? Попробуем разобраться.

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное





Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: инструктивное слово учителя


Для этого нам нужно поработать в группах и проанализировать поведение основных персонажей: Жилина, Костылина, Дины, её отца Абдул-Мурата, (хозяина Жилина и Костылина). Каждая группа будет характеризовать одного героя. Вам нужно найти в тексте небольшие цитаты, раскрывающие характер персонажей по предложенным вопросам, выписать их в тетрадь, и при ответе устно прокомментировать своими словами как вы это понимаете. Потом мы вместе проверим, что получилось у каждой группы. На работу вам 10 минут.

Вопросы для анализа:

1. Как герой относится к своим друзьям, родственникам?

2. Как герой относится к своим врагам?

(горцы к русским, а русские к горцам).

3.Какие слова и поступки героев можно назвать гуманными?




Метод учения:ответ по предмету

Приём обучения:

Письменный ответ по предмету


Образец письменного ответа по предмету

(варианты)


1.Как герой относится к своим друзьям, родственникам?

Жилин:

«— Нет, не пойду, не годится товарища бросать».


«Подсадил на себя Костылина, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок».


Костылин:

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, — закатился, что есть духу, к крепости». 



«Костылин еще раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал».

Дина:

«Велел ей что-то отец. Убежала и опять пришла, принесла кувшинчик жестяной. Подала воду, сама села на корточки, вся изогнулась так, что плечи ниже колен ушли».

Абдул-Мурат:

«Угощает гостей блинами и бузой». 


2. Как герой относится к своим врагам?

(горцы к русским, а русские к горцам).


Жилин:

«Сделал Жилин другую куклу, еще лучше, — отдал Дине». 


«Были у Абдула часы русские, сломанные. Позвал он Жилина, показывает, языком щелкает. Жилин говорит:— Давай, починю».

Костылин:

«Ты всё серчаешь, а товарищ твой смирный; он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют». 

Дина:

И с тех пор стала она ему каждый день, крадучи, молока носить».


«А то делают татары из козьего молока лепешки сырные и сушат их на крышах, — так она эти лепешки ему тайком принашивала».

Абдул-Мурат:

«Твоя, Иван, хорош, — моя, Абдул, хорош». 


 «Урус, — говорит, — джигит, джигит урус! Джигит, по-ихнему, значит «молодец».


«Если, — говорит, — мне не пришлют за вас выкуп, я через две недели вас запорю. А если затеешь опять бежать, — я тебя как собаку убью».

3.Какие слова и поступки героев можно назвать гуманными?

Жилин:

«— Прощай, — говорит, — Динушка. Век тебя помнить буду».


«Спасибо, — говорит, — умница. Кто тебе без меня кукол делать будет? — И погладил ее по голове».

Костылин:

«Иди один, за что тебе из-за меня пропадать».

Дина:

«Иван! тебя убить хотят. — Сама себе рукой на шею показывает.— Кто убить хочет?— Отец, ему старики велят. А мне тебя жалко».

«Выпил он молоко, — «хорошо», говорит. Как взрадуется Дина!»

Абдул-Мурат:

«Да я тебя, Иван, полюбил; я тебя не то, что убить, я бы тебя и выпускать не стал, кабы слова не дал».




Слайд с вопросами для анализа


Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: фронтальный опрос


Ребята, проверяем. Первая группа читает характеристику Жилина.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ


Образец устного развёрнутого ответа по предмету (вариант)


Читает вопрос, цитату, затем комментирует:

таким образом, мы видим, что Жилин - это надёжный друг, он не может бросить своего товарища в беде, даже если ему это выгодно. Ведь если бы он бросил Костылина, то мог бы уйти далеко вперёд и не вернуться опять в плен.




Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: репродуктивная беседа









Какой из анализируемых персонажей наиболее вам близок, вызывает симпатию? Почему?

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ



Образец устного развёрнутого ответа по предмету



Мне наиболее симпатичны Жилин и Дина, поскольку такие люди будут настоящими друзьями, на них всегда можно положиться, они не предадут и помогут в трудную минуту.



Какие черты характера Жилина и Дины вы считаете лучшими? Почему?

Жизнелюбие, трудолюбие, сопереживание, сострадание, честность, порядочность.



Кто такой оптимист? Можно ли назвать Жилина оптимистом? Почему?

Оптимист - это человек, который всегда верит в лучшее. Жилина можно назвать оптимистом, т.к. он никогда не унывал, несмотря на трудности и неудачи, шёл к своей цели не унывая, веря в лучшее.



Как вы считаете, возможна ли дружба между людьми разных национальностей? Почему?

Каким образом в рассказе находят общий язык люди разных национальностей?

Возможна, так как дружба связывает людей не по национальному признаку, а по сходству интересов, душевному родству, чувству симпатии к человеку.

В рассказе герои разных национальностей находят общий язык на основе добрых человеческих отношений, взаимопомощи: Жилин помогает горцам, чинит их вещи, помогает по хозяйству, они также начинают видеть в нём не врага, а просто человека, относиться уважительно. У Абдул-Мурата вызывает уважение смелый поступок Жилина (отказался заплатить запрашиваемую сумму выкупа), его честность. ( Мог бы обмануть, согласиться, а потом всё равно сбежать).




















3. Итог урока

Поразмышляйте, как сложились бы отношения Жилина и горцев, если бы не было войны?










Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: инструктивное слово учителя

Ребята, сделаем вывод из всего сказанного. Чему учит нас рассказ? В чём заключается его гуманизм? Как вы поняли? Для того чтобы ответить на эти вопросы, письменно в тетради распространите и закончите следующие предложения:

Я согласен с тем, что дружба…

Я понял, что война…

Я думаю, что помощь и взаимовыручка…

Я считаю, что в любой ситуации нужно…


Работа на отметку!


Если бы не было войны Жилин, Абдул-Мурат, Дина и другие горцы могли бы стать друзьями, так как несмотря даже на войну начинают испытывать друг у другу дружеские чувства, помогают друг другу. Если бы не война герои, не придавали бы никакого значения тому, что они принадлежат разным национальностям.



Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения:

Письменный ответ по предмету



























Слайд с языковыми клише


Метод обучения: репродуктивный

Приём обучения: устный фронтальный опрос

Ребята, послушаем, что у вас получилось. Гоша прочти. (Спросить несколько человек).


Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ




Метод: репродуктивный

Приём: обобщающее слово учителя

Таким образом, рассказ учит нас любви к людям, несмотря на национальные преграды, учит приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. Каждый человек – это высшая ценность независимо от нации. Война же разъединяет людей, делает их врагами. Также автор учит нас в любой ситуации не терять присутствия духа, учит нас подставлять плечо товарищам, и плечом к плечу преодолевать трудности. В этом и заключается гуманизм рассказа.


Всем спасибо за работу, урок окончен!

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное