План открытого урока литературного чтения во 2 классе.
Конкурс «Учитель года» -2016
Учитель: Старцева О.И.
Тема: Л.Н.Толстой « Котенок».
Цели: ознакомление обучающихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; обучение составлению плана; развитие внимания, логического мышления, творческих способностей; совершенствование техники чтения; воспитание доброго отношения к животным.
Планируемые результаты:
Предметные:
- воспринимать на слух художественное произведение;
- соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;
- составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно;
- характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.
Метапредметные:
- принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя;
- учиться основам смыслового чтения прозаического текста, выделять существенную информацию;
- строить логическую цепочку рассуждений, обобщать;
- строить понятные для партнёра высказывания, контролировать свои;
- формулировать собственное мнение и позицию;
Личностные:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценке;
- учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация в нравственном содержании поступков.
Оборудование: презентация, портрет Л.Н. Толстого, карточки, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь с хорошим настроением с другим. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения.
II. Повторение.
Слайд 1
- Какую большую тему мы проходим? (Русские писатели)
- С творчеством каких писателей познакомились? (А.С. Пушкин, И.А. Крылов, Л.Н. Толстой)
- С творчеством какого писателя мы знакомимся на последних уроках чтения? (с творчеством Л.Н.Толстого)
Слайд 2
Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого
Л.Н.Толстой родился в 1828 году в имении … Ясная Поляна.
Л.Н. Толстой открыл для детей …. школы.
Писатель написал для детей учебник….. «Азбука».
Толстой учил … детей.
Написал для них рассказы.
- К каким рассказу подходят эти пословицы
“Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”
(Старый дед и внучек)
«Грамоте учиться –всегда пригодится»
(«Филипок»)
б) Организация работы в парах
— Возьмите конверт с цветными полосками.
(На цветных полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
— Найдите среди четырёх полосок лишнюю.
-Обоснуйте свой ответ.
(Лишнее произведение — «Сказка о рыбаке и рыбке», так как все остальные, кроме этого, написал Л.Н. Толстой.)
III. Изучение нового материала.
1.Речевая разминка.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Л.Н.Толстого, с каким, узнаем позже.
— Начнём с речевой разминки (чистоговорки.)
Слайд 3
Ол – ил – ул – ал
Белый кот клубок катал.
Ил –ул –ал –ол
Он загнал его под стол,
Ал – ол – ил – ул
А затем загнал под стул.
Ел – ил – ёл – ял
Долго кот клубок катал,
Ил – ел – юл — ул
Потянулся и уснул.
2.Отгадайте загадку.
-Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомимся сегодня.
Она первой входит в дом,
И живёт подолгу в нём.
То мяучит, то играет,
То исчезает далеко.
А когда придёт обратно,
То из блюдца аккуратно
Пьет сырое молоко.
(Это кошка.)
-Что вы узнали о кошке из чистоговорки и загадки?
Чем любит заниматься кошка?
3.Сообщение темы, цели урока.
- Сегодня мы познакомимся с былью Л. Н. Толстого “Котёнок”.
- Что такое быль?
(Это то, что было в действительности)
4.Постановка целей.
- Подберём родственные слова к слову «котёнок» (кот, котик, котище, котяра, кошка)
- Какое слово к слову «котёнок» будет проверочным?
Слайд 4
Поставим цели.:
Узнаем:…
Научимся:…
Будем учиться:…
- Откройте учебник на стр.118 и предположите, о чём будет рассказ.
- Сейчас мы узнаем какая история произошла с котенком в рассказе Толстого?
5.Слушание текста (аудиозапись)
- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?
- Скажите, оправдалось ли наше предположение.
6. Словарная работа.
Слайд 5
- Амбар – (прочитаем в словаре)- это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку;
Подле – около;
Пустился что было духу - очень быстро;
Солома – то, что остаётся после обмолота.
7.Чтение текста учениками.
1ч – цепочкой
2ч- по абзацам
3ч- хором (с (аудиозаписью)
4ч- абзац
8.Физминутка.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить:
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей,
Удивимся, что такое
и закроем их скорей,
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочки часов
проведём глазами дружно,
ну, а дальше, будь здоров.
9. Беседа по содержанию.
-Что случилось с кошкой, которая жила у Васи и Кати?
- Где нашел Вася кошку?
- Что он увидел?
- Сколько их было?
- Как же котенок остался один?
-Куда пошли ребята?
-Почему ребята взяли котёнка с собой?
- Какая опасность угрожала котенку?
- Кто спас котенка?
8. Деление текста на части.
- Просмотрите и разделите на части.
- Сколько частей в рассказе? (6)
- Читаем часть и озаглавливаем её.
Слайд 6
План:
Катя и Вася
Кошка пропала
Котята
Котёнок испугался
Собаки
Котёнок спасён
IV. Закрепление изученного материала.
1.Работа над выразительностью речи.
- Найдите отрывок, как дети обнаружили котят? Как будем читать?
(радостно)
- Найдите описание котенка. Как будем читать? (с любовью, ласково)
2. Работа с иллюстрацией.
Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?
Найдите это место в тексте и прочитайте.
3. Составление описания Васи. Работа в парах: зад. 3 на стр. 119
Выберите слова, которые характеризуют Васю.
Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения - настоящий герой.
4. Рассказ о кошках
Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов.
Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь.
На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия.
На свете около 60 разных пород кошек.
V. Итог урока.
Послушаем стихотворение.
Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,
Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,
Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.
Замяукал от счастья, он помчался на зов,
Только дверь оказалась заперта на засов.
-Грустное стихотворение, правда?
-Чтобы этого не случилось, никогда нельзя забывайте своего маленького друга и нужно заботиться о нём.
- Как вы думаете, что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом?
-Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут.
VI. Рефлексия.
Слайд 8
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
Этот рассказ учит меня…
После урока мне захотелось…
VII. Домашнее задание
Подготовить рассказ о своём любимце или пересказ текста.