СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н.Толстой «Котенок».(разработка урока литературного чтения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по теме Л.Н.Толстой "Котёнок" по ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой «Котенок».(разработка урока литературного чтения)»





План открытого урока литературного чтения во 2 классе.

Конкурс «Учитель года» -2016

Учитель: Старцева О.И.



Тема: Л.Н.Толстой « Котенок».

Цели: ознакомление обучающихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; обучение составлению плана; развитие внимания, логического мышления, творческих способностей; совершенствование техники чтения; воспитание доброго отношения к животным. 

Планируемые результаты: 

Предметные:

- воспринимать на слух художественное произведение;

- соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

- составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно;

- характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Метапредметные:

- принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя;

- учиться основам смыслового чтения прозаического текста, выделять существенную информацию;

- строить логическую цепочку рассуждений, обобщать;

- строить понятные для партнёра высказывания, контролировать свои;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Личностные:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценке;

- учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;

- ориентация в нравственном содержании поступков.



Оборудование: презентация, портрет Л.Н. Толстого, карточки, компьютер, мультимедийный проектор.

 







































Ход урока:

I. Организационный момент.

 Долгожданный дан звонок

 начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поделитесь с хорошим настроением с другим. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения.

II. Повторение.

Слайд 1

- Какую большую тему мы проходим? (Русские писатели)

- С творчеством каких писателей познакомились? (А.С. Пушкин, И.А. Крылов, Л.Н. Толстой)

- С творчеством какого писателя мы знакомимся на последних уроках чтения?  (с творчеством Л.Н.Толстого)

Слайд 2

Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого

Л.Н.Толстой  родился в 1828 году в имении  …  Ясная Поляна.

Л.Н. Толстой открыл для детей …. школы.

Писатель написал   для детей  учебник….. «Азбука».

Толстой  учил … детей.

Написал для них рассказы.

-  К каким рассказу подходят эти пословицы

“Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”



(Старый дед и внучек)

«Грамоте учиться –всегда пригодится»

(«Филипок»)

б) Организация работы в парах

— Возьмите конверт с цветными полосками.

(На цветных полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

— Найдите среди четырёх полосок лишнюю.

-Обоснуйте свой ответ.

(Лишнее произведение — «Сказка о рыбаке и рыбке», так как все остальные, кроме этого, написал Л.Н. Толстой.)

III. Изучение нового материала.

1.Речевая разминка.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Л.Н.Толстого, с каким, узнаем позже.

— Начнём с речевой разминки (чистоговорки.)

Слайд 3

Ол – ил – ул – ал

Белый кот клубок катал.

Ил –ул –ал –ол

Он загнал его под стол,

Ал – ол – ил – ул

А затем загнал под стул.

Ел – ил – ёл – ял

Долго кот клубок катал,

Ил – ел – юл — ул

Потянулся и уснул.

2.Отгадайте загадку.

-Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомимся сегодня.

Она первой входит в дом,

И живёт подолгу в нём.

То мяучит, то играет,

То исчезает далеко.

А когда придёт обратно,

То из блюдца аккуратно

Пьет сырое молоко.

(Это кошка.)

-Что вы узнали о кошке из чистоговорки и загадки?

Чем любит заниматься кошка?

3.Сообщение темы, цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с былью Л. Н. Толстого “Котёнок”.

- Что такое быль?

(Это то, что было в действительности)

4.Постановка целей.

- Подберём родственные слова к слову «котёнок» (кот, котик, котище, котяра, кошка)

- Какое слово к слову «котёнок» будет проверочным?

Слайд 4

Поставим цели.:

Узнаем:…

Научимся:…

Будем учиться:…

- Откройте учебник на стр.118 и предположите, о чём будет рассказ.

- Сейчас мы узнаем какая история произошла с котенком в рассказе Толстого?

5.Слушание текста (аудиозапись)

- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?

- Скажите, оправдалось ли наше предположение.

6. Словарная работа.

Слайд 5

- Амбар – (прочитаем в словаре)- это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку;

Подле – около;

Пустился что было духу - очень быстро;

Солома – то, что остаётся после обмолота.

7.Чтение текста учениками.

1ч – цепочкой

2ч- по абзацам

3ч- хором (с (аудиозаписью)

4ч- абзац

8.Физминутка.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить

Эти лёгкие движенья



Предлагаю повторить:

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей,

Удивимся, что такое

и закроем их скорей,

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочки часов

проведём глазами дружно,

ну, а дальше, будь здоров.

9. Беседа по содержанию.

-Что случилось с кошкой, которая жила у Васи и Кати?

- Где нашел Вася кошку?

- Что он увидел?

- Сколько их было?

- Как же котенок остался один?

 -Куда пошли ребята?

   -Почему ребята взяли котёнка с собой?

- Какая опасность угрожала котенку?

- Кто спас котенка?



8. Деление текста на части.

- Просмотрите и разделите на части.

- Сколько частей в рассказе? (6)

- Читаем часть и озаглавливаем её.

Слайд 6

План:

  1. Катя и Вася

  2. Кошка пропала

  3. Котята

  4. Котёнок испугался

  5. Собаки

  6. Котёнок спасён

IV. Закрепление изученного материала.

1.Работа над выразительностью речи.

- Найдите отрывок, как дети обнаружили котят? Как будем читать?

 (радостно)

- Найдите описание котенка. Как будем читать? (с любовью, ласково)

 2.    Работа с иллюстрацией.

Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?

Найдите это место в тексте и прочитайте.

3.  Составление описания Васи. Работа в парах: зад. 3 на стр. 119

Выберите слова, которые характеризуют Васю.

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения - настоящий герой.

4. Рассказ о кошках

Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. В городах в то время было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов.

Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь.

На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия.

На свете около 60 разных пород кошек.

V.  Итог урока.

Послушаем стихотворение.

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,

Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,

Показалось котёнку, что позвали “кис-кис”.

Замяукал от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.

 -Грустное стихотворение, правда?

-Чтобы этого не случилось, никогда нельзя   забывайте своего маленького друга и нужно заботиться о нём.

- Как вы думаете, что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом?

 -Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут.

VI. Рефлексия.

Слайд 8

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

Этот рассказ учит меня…

После урока мне захотелось…

VII. Домашнее задание

Подготовить рассказ о своём любимце или пересказ текста.