II.Актуализация знаний | Разминка. - Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство. Мы с вами осваиваем это искусство. Начнём с разминки. Бедная собака – бросили её. Старая собака – где её жильё? Злой хозяин, вредный Выгнал за порог! Перед нею, бедной, Нет уже дорог! – Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? -Почему? – А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию. – В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей) – А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. -А кто из вас был в зоопарке? -Кто видел льва? -Что вы о нем можете рассказать. - Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. | Выполняют разминку Отвечают на вопросы Грустно, печально Читают, соблюдая интонацию Рассказывают информацию про льва | П: анализ материала с опорой на предыдущий опыт; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. К: выражение своих мыслей понятно и точно; аргументация своего мнения; умение взаимодействовать с одноклассниками. |
III. Знакомство с новым произведением | 1.Знакомство с биографией писателя. -Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого, поэтому я вновь говорю: «Здравствуйте, замечательный русский писатель Л.Н. Толстой и Ваши герои». -Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. 20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне. 2.Сообщение темы урока -Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, о ком мы сегодня будем читать на уроке. 1. С царственной гривой, с гордой походкой Осмотрит свои он владения зорко. Даже не думай встать на пути С царской особой ты не шути. 2.Лежит – молчит, Подойдёшь – заворчит. Кто к хозяину идёт Она знать даёт. -Верно. -Откройте учебники на странице 94-95. - Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? -История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём до конца жизни. 3. Первичное восприятие текста. -Сейчас я предлагаю вам послушать эту историю. -Сядьте поудобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопросы. (читаю рассказ) - Вы очень внимательно слушали эту историю. -Понравился рассказ? -О чем эта быль? Что такое быль? -Назовите главных героев были. -Где происходит действие? 4.Чтение текста детьми -Сейчас вы прочитаете текст, работаем цепочкой (читают по цепочке) -Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? -Каким был человек? - Какие чувства вызвал поступок этого человека? -Какова тема и главная мысль текста? - В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных. -Как вел себя лев? Прочитайте -Как лев относится к собачке? - Во что переросли чувства собачки и льва? - Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? -Что же происходит с собачкой? -Как лев переживал смерть собачки? -Хозяин дал льву новую собачку, но почему лев ее не принимает, как вы думаете? 5.Физкультминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. 6. Закрепление текста. -Самостоятельно прочтите текст про себя. -Как вы думаете, для чего нам Л.Н.Толстой написал этот рассказ? - Мог ли этот рассказ написать человек с холодным сердцем? - Что на вас произвело наибольшее впечатление? Все произведения Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости. На примере произведения «Лев и собачка», хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности. История Хатико -Вам известна история о собаке по кличке Хатико? -Об этой собаке также было снято два фильма. -Это история о том, как каждое утро пёс провожал хозяина от двери его дома до станции, откуда профессор уезжал на работу в Токио, потом убегал домой, но затем, по прибытии вечером поезда на станцию, пес встречал своего хозяина на перроне. И так продолжалось каждый день. Однажды хозяин не приехал на поезде обратно домой. Просто в этот день у него случился сердечный приступ - хозяин умер. Пёс ждал, не понимая, что хозяин больше никогда не вернётся на станцию. -Вскоре Хатико отдали новым хозяевам, но он всё равно убегал от них в свой старый дом. -Наконец Хатико понял, что больше не увидит профессора в старом доме. Тогда пёс решил, что, наверное, лучше всего ждать хозяина на станции, и он вернулся на станцию. -Изо дня в день Хатико ждал возвращения хозяина. Пассажиры обратили на это внимание. Многие раньше видели, как Хатико провожал своего хозяина Уэно по утрам, и все, конечно, были очень тронуты такой преданностью собаки. Многие поддерживали Хатико, принося ему еду. -Многие годы прожил Хатико в ожидании своего хозяина на станции. На протяжении 9 лет пёс все приходил и приходил на станцию. К приходу вечернего поезда Хатико каждый раз стоял на перроне. - Преданность Хатико была настолько поразительна, что стала примером верности для всех японцев, к которому нужно стремиться. На примере такой истории верности пса к своему хозяину учителя и родители воспитывали детей. -Чему учит нас эта история? - Эта история показывает нам, какими верными и глубокими чувствами могут обладать животные, хотя и считается, что они живут инстинктами. -Советую дома вам посмотреть фильм про эту собаку, потому что здесь поднимаются самые базовые человеческие ценности: глубокая вера и вечная любовь. | Лев Собака «Лев и собачка» Слушают внимательно Быль-рассказ о действительном происшествии Эта быль о любви и привязанности животных друг к другу Лев и собачка В зверинце Грусть, печаль,тоску Тема: в Лондоне показывали диких зверей Главная мысль: о преданности и любви животных друг к другу Злой, бессердечный Отвращение, неприятные чувства Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой… Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее. В дружбу Жизнь в клетке в неволе не весела, и не особо богата событиями. Собачка заболела и умерла Перестал кушать, нюхал ее, лизал собачку Друзей не меняют, лев предан своей собачке Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных, бережно к ним относиться, не издеваться над ними, сострадать. Нет, только с чутким Какие животные чувственные, преданные Учит нас преданности, любви и состраданию к ближним. | П: умеют выделить главное, умеют обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умеют находить ответы на вопросы, используя учебник. |