СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" .Тема: "Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Просмотр содержимого документа
«МОУ»

Муниципальное образование – Чучковский муниципальный район

МОУ «Аладьинская школа»







Технологическая карта урока

литературное чтения

3 класс





Составила учитель

I квалификационной категории

Сенюкова Светлана Александровна





с. Аладьино 2017

Тема урока: «Л.Н.Толстой. «Лев и собачка»

Цели урока: раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка»; познакомиться с литературным жанром «быль».

Планируемые результаты:

  • Предметные: развивать интерес к писателю и к его произведениям; определять конкретный смысл понятия «быль»; развивать речь (развернутые ответы, выразительное чтение); учить выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам; находить необходимую информацию на страницах учебника; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.

  • Личностные: учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам; воспитание чувства любви и доброты к братьям нашим меньшим; раскрытие детьми жизненных истин – доверие, забота,  преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.


Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2014; Презентация в формате PowerPoint, толковые словари Ожегова (5 шт.), карточки с заданиями для групповой работы.



Методы и приемы организации деятельности учащихся: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение,   комментированное чтение.















Ход урока.

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.Мотивация. Самоопреде

ление к учебной деятельности.



Цель: создание положительной мотивации к учебной деятельности.






- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Наверное, вы очень волнуетесь. Я предложу вам небольшую установку, которая, надеюсь, поможет вам справиться с волнением.

Я спокоен. Я уверен в себе. У меня все получится.

А теперь все мне дружно улыбнитесь и садитесь!

-Ребята, прочтите афоризм, записанный на доске.

«ДОБРО, КОТОРОЕ ТЫ ДЕЛАЕШЬ ОТ СЕРДЦА, ТЫ ДЕЛАЕШЬ ВСЕГДА СЕБЕ» Л.Н. Толстой

-Как вы понимаете эти слова? (Если добро искреннее, то ты сам получишь от него удовлетворение).

Всё, что мы делаем, всегда возвращается нам как бумеранг. Добрые дела –добром. Помните об этом!

- Кто автор этих строк? (Л.Н.Толстой)


Настраиваются на предстоящую работу.

Садятся на места.









Читают афоризм и

объясняют значение афоризма.


Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

2.Актуализация знаний














Цель: Проверка домашнего задания


- Вашим домашним заданием было прочитать биографию Льва Николаевича Толстого. Давайте проверим как хорошо вы выполнили домашнее задание и ответим на вопросы о писателе.

- Назовите годы жизни Льва Николаевича Толстого. (1828-1910)

- Где Лев Николаевич провёл большую часть своей жизни? (В Ясной Поляне)

- Что Толстой открыл в своей деревне? (Школу)

- Что приносило много радости в жизнь писателя? (Дружба с детьми)

- Чему писатель хотел научить детей? (Он хотел научить детей грамоте, а так же любить и уважать труд).

-А ещё он учил детей делать добро, так как Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания.

Он считал, что люди должны быть добрыми не только друг к другу, но и к братьям нашим меньшим - животным .

Проверяют домашнее задание.


Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные -

постановка учебной задачи.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания

3. Фиксация затруднения в деятельности.















4.Выявление места и причины затруднения.


Цель:


Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявление места и причины затруднения

Открытие темы урока.


- Во многих городах нашей страны созданы “Общества защиты животных». Также, существует Всемирное общество защиты животных, центр которого находится в городе Лондон. Именно в этом городе произошла история, которую услышал Лев Николаевич от одного из моряков. Писатель не остался к ней равнодушным и написал об этом рассказ «Лев и собачка».

(слайд «Лев и собачка» (быль).)

- О чем говорит название? О ком будет идти речь?

– Прочитайте слово под заголовком.

– Что означает слово «быль»?

- Из какого источника сможем узнать точное лексическое значение этого слова?

( БЫЛЬ- то, что было; рассказ о действительном происшествии)

— Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

— Определите тему рассказа

- Кто из вас был в зоопарке и видел льва? Что вы о нём можете рассказать?

Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 200 кг. Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание.

Львы в дикой природе живут до 15 лет. А в зоопарке до 50 лет

- Что можете сказать о собаке?

Собака — помощник и друг человека. Собаки намного раньше, чем другие животные были приручены человеком. Известно, что археологами были найдены останки домашних собак, пролежавшие десять тысяч лет! Собаки бывают маленького роста и очень большого. В мире существует около 400 пород собак, которые подразделяются на группы: служебные, охотничьи, ездовые, пастушьи, поводыри, декоративные Друзья человека умеют различать около 0,5 миллиона запахов, а сами люди – всего несколько тысяч.

- Обратите внимание на лексическое значение слова СОБАЧКА. Какая она? (маленькая)

- Давайте изобразим этих животных. Кто может изобразить льва?

(Один ученик у доски и изображает льва, а ребята, повторяют то же самое.)

А теперь давайте изобразим собачку.

– Ребята, подумайте и скажите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (Нет)

- Как вы думаете, а что будет, если они окажутся вместе в замкнутом пространстве, например в клетке?

— Можно ли по названию «Лев и собачка» определить, будет ли рассказ  шуточный, серьёзный, поучительный?

Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.













Читают название.

Рассуждают о содержании произведения.





Работают парами со словарем Ожегова.

быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других, развивать умение работать в паре



Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.



Регулятивные:

высказывать свое предположение.

5.Целеполагание и построение выхода из затруднения





Цель:

-постановка целей учебной деятельности подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организация фиксирования и анализа учащимися индивидуального затруднения в пробном действии.

Какую главную учебную задачу мы ставим перед собой?

1.Познакомимся с былью Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

2.Постараемся понять, чему хотел научить нас автор



Формулируют задачи урока.






Регулятивные:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

6.Открытие нового знания.


Реализация построенного проекта.


Цель:

-построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще


Словарная работа.

- Перед тем как вы прослушаете рассказ, поработаем над малознакомыми словами и раскроем их значение.

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Металсябеспокойно двигался из стороны в сторону.

Засовы – большие дверные задвижки.

Издохла – умерла.

- Сядьте поудобнее, и внимательно послушайте  эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

Определяют совместно

с учителем толкование слов.


















Внимательно слушают аудиозапись

Познавательные:

уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;


Личностные: развитие готовности к сотрудничеству;

Регулятивные: умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.


Цель: усвоение учащимися нового способа действия.

- Ребята, вам понравился рассказ?

- Вы очень внимательно слушали эту историю, а теперь ответьте о чём эта быль?

(О дружбе и привязанности между животными)

- Назовите главных героев были.  (Лев и собачка). 

- Где происходит действие? (В зверинце)

- Какой эпизод показался вам самым напряженным?

- Было ли вам кого-нибудь жалко?

- Ребята, у вас на партах лежат листочки со списком слов обозначающих различные человеческие чувства.

- Выберите из списка и подчеркните те слова, которые выражают чувства, которые у вас возникли, при прослушивании этой были? (у каждого на парте лист)

Горечь Тоска

Печаль Грусть

Радость Восхищение

Удивление Разочарование

Гнев Злость

- Прочитайте, что вы подчеркнули.

-Вы подчеркнули много слов. Посмотрите, какие разные чувства у вас возникали во время прослушивания были.

Давайте прочитаем быль ещё раз сами и проанализируем, в какой момент какие чувства у вас возникали.

ФИЗМИНУТКА

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись,

А потом назад прогнулись.

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели.

Делятся своими впечатлениями















Подчеркивают слова





Высказывают свое мнение.













Выпрямиться

Ходьба на месте.

Встать на носки, потянуться

Прогнуться назад, руки за голову.

Присесть.

Выпрямиться и сесть

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.



Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказываний в устной форме.


8.. Продолжение работы над темой.



Цель:

- организовать выполнение учащимися заданий на новый способ действия;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать усвоение учениками способа действий с проговаривание во внешней речи;

- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка.

Откройте учебники на стр.52

- Прочитайте начало рассказа? (2 абзаца)

- Что автор хотел нам показать?

(Люди безжалостны – вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу).

-Зачем же Лев Николаевич так начинает свой рассказ?

(Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, жестоки, а лев и собачка добрые).

- Какие чувства вызвал у вас поступок этого человека? (злость, гнев)

- Что чувствует собачка в этот момент? (тревогу, страх)

Прочитайте. (Чтение текста по цепочке до слов «…ОТОРВАЛ КУСОК И ОСТАВИЛ СОБАЧКЕ»)

-Почему же лев не растерзал её?

- Что его удивило?

(Она понравилась ему. Ему стало её жаль. Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

- Какие чувства вызвал у вас поступок льва? (радость, восхищение)

- В чём проявлялась забота льва по отношению к собачке? Прочитайте. (Чтение текста )

- О каком же чувстве мы говорим? ЗАБОТА

- Чему учит нас этот момент в рассказе?

- Что произошло вечером? Прочитайте. (Чтение текста до слов «ПОЛОЖИЛА ГОЛОВУ ЕМУ НА ЛАПУ» )

- Как можно одним словом сказать, когда кто–то полагается на кого–то? ДОВЕРИЕ.

(Слово прикрепить на доску)

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

-Можно ли сказать, что художник изобразил доверие собачки ко льву?

- К какому моменту рассказа она относится?
( Когда лев перевернул собачку, и животные подружились).

- Как выглядят животные?
    ( Лев смотрит удивлённо.. А собачка рада, что он её не обидел.. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.)

– Какой бы заголовок вы подписали под этой иллюстрацией?
    ( Дружба животных. Нам вместе очень весело.)

- В какое чувство переросли взаимоотношения собачки и льва? (в ДРУЖБУ)

(Слово прикрепить на доску)

- Прочитайте следующий абзац.

- Этот абзац подтверждает наши слова? (Да)

- Какие чувства у вас возникли при чтении этого абзаца? (удивление, восхищение)

- Что произошло дальше?

-Давайте прочитаем следующий абзац и вспомним. (Чтение текста )

-Почему барину не вернули собачку?

-Сколько прожили в одной клетке вместе лев и собачка?

-Что произошло через год? Давайте прочитаем (Чтение текста по цепочке до слов «…НИКОГО НЕ ПОДПУСКАЛ К НЕЙ»)

- Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (тоску, печаль.)

- Как вёл себя лев, когда понял, что собачка умерла.

-Почему он стал себя так вести? (Он почувствовал безысходность, не знает как вернуть друга, понял, что больше не может оставаться в клетке один. Он пытается вырваться на свободу, но не может.)

-Какие действия предпринимает хозяин? Прочитайте. (Чтение текста)

Зачем хозяин пустил в клетку живую собачку?

(Он впервые пытается помочь льву, поэтому даёт ему другую собачку).

- Почему лев не принял другую собачку? (чувствует боль утраты, потери друга, остался верен своему другу!)

- О каком качестве говориться в этом эпизоде? (ПРЕДАННОСТЬ)

(Слово прикрепить на доску)

(Для хозяина в жизни всё можно заменить, но лев не принимает, он не подчиняется своему хозяину.)

-Чему учит нас этот момент?

-Нельзя предавать своего друга. Люди не имеют права распоряжаться животными.

- Почему лев умер?

(Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.)

- Скажите, пожалуйста, так могут ли совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?

-Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они всё понимают, чувствуют, переживают, они могут быть внимательными, заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются чувствительнее, добрее и преданнее нас!




Работают с текстом.

Отвечают на вопросы.

Рассуждают.

















Называют слова, характеризующие чувства.












Выборочное чтение

Регулятивные:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке, выполнять работу по предложенному плану, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.





Познавательные:

согласованность усилий по достижению общей цели.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.





Личностные: умение контролировать свою деятельность, адекватно принимать оценку взрослого и сверстников.


9. Включение в систему нового знания и повторения

Цель: закрепить умение применять полученные знания на практике, закреплять умение работать в группе самостоятельно.


- Ребята, так что значит быть преданным?

-Давайте опять обратимся к словарю.

(Верным кому-то. Исполненный любви)


Работа с пословицами. (Групповая работа)


-Выберите пословицы, которые соответствуют этому рассказу. (На карточках записаны пословицы.)

1 группа: 1) Жить вместе – и умереть вместе.

2)Ленивому всегда праздник. 3) Не топор кормит, а работа.

2 группа: 1) Крепкую дружбу и топором не разрубишь. 2) Все за одного, а один за всех. 3) Доброе слово лечит, злое – калечит.

3 группа: 1) Как волка не корми, он все равно в лес глядит. 2) Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. 3) Правда дороже золота.


Работают парами со словарем Ожегова.







Работают в группах.









Внимательно слушают одноклассников.










Познавательные:

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

делать выводы в результате совместной работы в классе;

Коммуникативные :

оформлять свои мысли в письменной форме.

развивать умение работать в паре, в группе.

Регулятивные:

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом.

Личностные результаты: развивать умение выражать своё отношение, эмоции к героям.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.




Цель: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества (итог урока).


-Чему же хотел научить нас автор, рассказав нам эту быль?

На примере рассказа "Лев и собачка" хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются животными и их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

-Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

Кто доволен своей работой на уроке?

Покажите большим пальчиком:

если доволен – палец вверх,

если не доволен – палец вниз,

если не очень – палец в сторону.


Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

• Я узнал…

• Я научился…

• Мне понравилось…

• Новыми знаниями я смогу поделиться…


Делают выводы и обобщения.















Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Познавательные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.



Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

11.Домашнее задание

Цель:

- организовать выполнение д/з.

Дома я предлагаю вам стать писателями. Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания




Просмотр содержимого презентации
«Толстой ЛЕВ И СОБАЧКА »

Урок литературного чтения 3 класс Тема:  Л.Н.Толстой «Лев и собачка» Учителя I квалификационной категории МОУ «Аладьинская школа» Сенюковой Светланы Александровны

Урок литературного чтения

3 класс

Тема:

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

Учителя I квалификационной категории

МОУ «Аладьинская школа»

Сенюковой Светланы Александровны

Цели урока 1. Раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка»; 2. познакомиться с литературным жанром «быль»; 3. развивать речь и логическое мышление учащихся; 4. расширить представления о жизни животных. Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.

Цели урока

1. Раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка»;

2. познакомиться с литературным жанром «быль»;

3. развивать речь и логическое мышление учащихся;

4. расширить представления о жизни животных. Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.

«Добро, которое ты делаешь от сердца,  ты делаешь всегда себе»  Л.Н. Толстой

«Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе» Л.Н. Толстой

Лев Николаевич Толстой  1828-1910

Лев Николаевич Толстой

1828-1910

Лев и собачка  (быль)

Лев и собачка (быль)