СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Н.Толстой "Отрочество" (главы 2,3,11-16)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с понятием "отрочество" (психологический потрет подростка). Образ главного героя. Поиск причин его поведения. Тема и иедя прозведения. 

Просмотр содержимого документа
«Л.Н.Толстой "Отрочество" (главы 2,3,11-16)»

О повести «Отрочество» - вторая повесть в псевдо -автобиографической трилогии * Л.Н.Толстого. Впервые напечатана в  1854 году в журнале « Современник» . Эта книга описывает события, происходящие в жизни подростка во время отрочества: первое предательство, смена моральных ценностей и т. п.

О повести

  • «Отрочество» - вторая повесть в псевдо -автобиографической трилогии * Л.Н.Толстого.
  • Впервые напечатана в  1854 году в журнале « Современник» .
  • Эта книга описывает события, происходящие в жизни подростка во время отрочества: первое предательство, смена моральных ценностей и т. п.
Что такое отрочество ? книжн. переходный возраст между детством и  юностью; период жизни в таком возрасте. Эмоциональные и психологические особенности: на первом месте – общение со сверстниками; важность оценки сверстников (их одобрение); усвоение новых социальных норм; переосмысление уже имеющихся ценностей (+/-); повышение требований к миру взрослых; желание «не быть ребенком» в глазах других; самоидентификация (осознание себя как личности); повышенный интерес/внимание к внешности; часто противопоставление себя миру взрослых/детей и пр . Докажите, что главный герой в поре отрочества?

Что такое отрочество ?

  • книжн. переходный возраст между детством и  юностью; период жизни в таком возрасте.
  • Эмоциональные и психологические особенности:
  • на первом месте – общение со сверстниками;
  • важность оценки сверстников (их одобрение);
  • усвоение новых социальных норм;
  • переосмысление уже имеющихся ценностей (+/-);
  • повышение требований к миру взрослых;
  • желание «не быть ребенком» в глазах других;
  • самоидентификация (осознание себя как личности);
  • повышенный интерес/внимание к внешности;
  • часто противопоставление себя миру взрослых/детей

и пр .

Докажите, что главный герой в поре отрочества?

«Начало» отрочества. С какого момента, по словам героя, началось отрочество? Почему? Что он понял? Гл.III «Новый взгляд»: во время путешествия, после разговора с Катенькой . Николенька понял, что его « взгляд на вещи совершенно меняется ». Какая мысль пришла в голову главному герою в этот момент? Что значит эта мысль? Он понял, что помимо жизни его семейства есть « другая жизнь людей, ничего не имеющих с нами общего ».

«Начало» отрочества.

  • С какого момента, по словам героя, началось отрочество? Почему? Что он понял?
  • Гл.III «Новый взгляд»: во время путешествия, после разговора с Катенькой . Николенька понял, что его « взгляд на вещи совершенно меняется ».
  • Какая мысль пришла в голову главному герою в этот момент? Что значит эта мысль?
  • Он понял, что помимо жизни его семейства есть « другая жизнь людей, ничего не имеющих с нами общего ».
«Бунтарство» героя Опишите все проблемы, которые постигли главного героя в части 11-16? Что толкает героя на каждый поступок? «Единица» по истории – ненависть к предмету и учителю ; вскрытие портфеля с бумагами отца - любопытство ; порча платья гувернантки – на потеху и одобрение девочек ; показал язык и надерзил Гувернеру, ударил его – личная неприязнь. Чем завершились его «хулиганства»? Можно ли сказать, что во всех его бедах виноваты взрослые? Кого обвиняет во всех бедах сам герой? Почему? А кого нет? * Как бы охарактеризовали Николеньку? Что испытывает герой по отношению к себе во время проступков? Герой в целом добрый, искренний мальчик. В глубине души Николенька чувствует свою вину , осознает , что он совершает, но некие « другие чувства » толкают его на «преступления», а он не сопротивляется порывам, считая себя « жертвой судьбы », интриги недоброжелателей: Мими, Сонечки, учителя истории, St.-Jérôme и пр.)

«Бунтарство» героя

  • Опишите все проблемы, которые постигли главного героя в части 11-16? Что толкает героя на каждый поступок?
  • «Единица» по истории – ненависть к предмету и учителю ; вскрытие портфеля с бумагами отца - любопытство ; порча платья гувернантки – на потеху и одобрение девочек ; показал язык и надерзил Гувернеру, ударил его – личная неприязнь.
  • Чем завершились его «хулиганства»? Можно ли сказать, что во всех его бедах виноваты взрослые?
  • Кого обвиняет во всех бедах сам герой? Почему? А кого нет? *
  • Как бы охарактеризовали Николеньку? Что испытывает герой по отношению к себе во время проступков?
  • Герой в целом добрый, искренний мальчик. В глубине души Николенька чувствует свою вину , осознает , что он совершает, но некие « другие чувства » толкают его на «преступления», а он не сопротивляется порывам, считая себя « жертвой судьбы », интриги недоброжелателей: Мими, Сонечки, учителя истории, St.-Jérôme и пр.)
Тема. Идея. Тема: Процесс развития и взросления человека. !!! От чьего лица ведется повествование? От лица уже повзрослевшего героя. Что это значит? Как он оценивает свои поступки с позиции взрослого? Автор теперь понимает всю нелепость, глупость, а порой и бессовестность своего поведения, со стыдом вспоминая свои поступки. Теперь он осознает, что никто из взрослого и детского окружения не хотел ему зла . Идея:  Отрочество – один из труднейших периодов в жизни человека. В это время взрослым важно понимать , какие перемены происходят в ребенке. А подросток должен осознать и принять тот факт, что «мир остался тем же» , все окружающего его люди – те же, что и были раньше, что это ОН МЕНЯЕТСЯ, а не они. И подростку надо следить за тем, КУДА МЕНЯТЬСЯ.

Тема. Идея.

  • Тема:
  • Процесс развития и взросления человека.
  • !!! От чьего лица ведется повествование?
  • От лица уже повзрослевшего героя. Что это значит? Как он оценивает свои поступки с позиции взрослого?
  • Автор теперь понимает всю нелепость, глупость, а порой и бессовестность своего поведения, со стыдом вспоминая свои поступки. Теперь он осознает, что никто из взрослого и детского окружения не хотел ему зла .
  • Идея:
  • Отрочество – один из труднейших периодов в жизни человека. В это время взрослым важно понимать , какие перемены происходят в ребенке. А подросток должен осознать и принять тот факт, что «мир остался тем же» , все окружающего его люди – те же, что и были раньше, что это ОН МЕНЯЕТСЯ, а не они. И подростку надо следить за тем, КУДА МЕНЯТЬСЯ.
Домашнее задание: А.П.Чехов «Спать хочется»

Домашнее задание:

А.П.Чехов

«Спать хочется»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!