Мотивация. Постановка цели | Молодцы! Сейчас мы посмотрим отрывки из фильма «После бала». Смотрите внимательно на то, как режиссёр показывает сцены на балу и после бала, на настроение героев. Можете делать записи в тетради. Какую особенность вы заметили в изображении героев на балу и после? Как называется такой приём в литературе, когда что-то противопоставляется? Какую же цель урока мы сегодня с вами поставим? Верно. Запишите её в тетрадь. | Смотрят отрывки, делают записи. На балу сцены представлены в ярком свете, приятная музыка, герои счастливы и веселы. После бала краски становятся темнее, настроение героев резко меняется. Это приём контраста. Рассмотреть как и для чего используется приём контраста в рассказе «После бала». | Личностные Коммуникативные |
Первичная проверка понимания изученного | Давайте побываем в роли исследователей, для того, чтобы понять, как использует Лев Николаевич Толстой этот приём, давайте обратимся к тексту произведения. Вам необходимо разделиться на 2 группы: 1 группа выбирает ключевые слова, фразы из эпизодов на балу; 2 – из эпизодов после бала. Какие выводы можно сделать из этих наблюдений? | Работают с текстом рассказа, записывают в раздаточных листах необходимую информацию. Затем зачитывают вслух и дополняют свои листы. На балу: Бархатные платья, брильянтовая фероньерка, белые плечи, белые перчатки, белое платье с розовым поясом, атласные башмачки, море шампанского. Основной герой, к которому приковано внимание – Варенька. Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались. Звуки, характер музыки Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс. Психологическое состояние рассказчика 1)Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро; 2)Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них; 3)Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство(к отцу ее); 4)Бесконечно счастлив. Описание полковника Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец. После бала: Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека. Основной герой, к которому приковано внимание – солдат. Спотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте». Звуки, характер музыки Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов. Психологическое состояние рассказчика На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил. Описание полковника Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте. Эпизод бала и события после него противопоставлены друг другу. | Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
Применение новых знаний и способов действий | Так что же такое контраст? Для чего он нужен в произведении? Что помогает передать? Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Как вы думаете, почему Л. Н. Толстой назвал свой рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, «После бала»? Всё верно. А сейчас я хочу, чтобы каждый высказал мнение о том, прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом? | Контраст позволяет писателю выявить сущность характеров героев и раскрыть противоречия русской действительности. Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной. Высказывают мнение. Дискутируют друг с другом. | |