СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Н. Толстой. «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой. «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа.»

Конспект урока

Тема: Л. Н. Толстой. «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа.

УМК: предметная линия под ред. В.Я. Коровиной. Литература 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,

2009.

Класс: 8.

Вид урока: урок знакомства с новым учебным материалом.

Форма проведения: урок-исследование.

Цели:

  • содержательная: показать своеобразие историзма Л.Н. Толстого; определить особенности композиции и поэтики рассказа.

  • деятельностная: подготовить учащихся к определению композиции и поэтики рассказа.

Планируемые результаты: знать основные факты биографии Л.Н. Толстого; понимать особенности изображения истории в произведении; уметь характеризовать героев, уметь высказывать свою точку зрения и обосновывать своё мнение; владеть элементами анализа текста.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные УУД: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные УУД: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные УУД: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Межпредметные и внутрипредметные связи: с историей, изобразительным искусством.

Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): учебник литературы для 8 класса под редакцией Коровиной В.Л., презентация к уроку, мультимедийный комплекс, портрет Л.Н. Толстого, раздаточный материал.


1 час

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь.

Сегодня хороший день, яркое солнышко, давайте тоже не будем унывать и пожелаем друг другу успехов.

Приветствуют учителя.


Желают успехов.

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Проверка домашнего задания

На дом у вас было задание написать характеристику одного из героев. Кто хочет прочитать?

Двое учеников читают свои сочинения (выбираются те, у кого разные темы).

Остальные внимательно слушают и задают вопросы.

Регулятивные

Коммуникативные

Актуализация знаний

Вы читали дома рассказ. Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа, ещё раз проведёт вас по его страницам. Перед вами вопросы теста, ответы записываем у себя в тетради: выбираем нужную букву и записываем её около каждой цифры.

(Вопросы теста в приложении)


Выполняют задание.

Проверяют по эталону. (Ответы выведены на слайде)

Личностные

Регулятивные


Мотивация. Постановка цели

Молодцы! Сейчас мы посмотрим отрывки из фильма «После бала». Смотрите внимательно на то, как режиссёр показывает сцены на балу и после бала, на настроение героев. Можете делать записи в тетради.


Какую особенность вы заметили в изображении героев на балу и после?






Как называется такой приём в литературе, когда что-то противопоставляется?


Какую же цель урока мы сегодня с вами поставим?



Верно. Запишите её в тетрадь.

Смотрят отрывки, делают записи.





На балу сцены представлены в ярком свете, приятная музыка, герои счастливы и веселы. После бала краски становятся темнее, настроение героев резко меняется.


Это приём контраста.



Рассмотреть как и для чего используется приём контраста в рассказе «После бала».


Личностные

Коммуникативные

Первичная проверка понимания изученного

Давайте побываем в роли исследователей, для того, чтобы понять, как использует Лев Николаевич Толстой этот приём, давайте обратимся к тексту произведения.

Вам необходимо разделиться на 2 группы: 1 группа выбирает ключевые слова, фразы из эпизодов на балу; 2 – из эпизодов после бала.










































































Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?






Работают с текстом рассказа, записывают в раздаточных листах необходимую информацию. Затем зачитывают вслух и дополняют свои листы.

На балу:

Бархатные платья, брильянтовая фероньерка, белые плечи, белые перчатки, белое платье с розовым поясом, атласные башмачки, море шампанского.

Основной герой, к которому приковано внимание – Варенька.

Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались.

Звуки, характер музыки

Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс.

Психологическое состояние рассказчика

1)Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро;

2)Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них;

3)Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство(к отцу ее);

4)Бесконечно счастлив.

Описание полковника

Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец.

После бала:

Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

Основной герой, к которому приковано внимание – солдат.

Спотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте».

Звуки, характер музыки

Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов.

Психологическое состояние рассказчика

На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил.

Описание полковника

Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте.



Эпизод бала и события после него противопоставлены друг другу.


Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Закрепление новых знаний и способов действий

Предлагаю вам отдохнуть от текста и на минутку представить себя поэтами: составить синквейн.

1 группа: Полковник на балу

2 группа: Полковник после бала

3 группа: Иван Васильевич на балу

4группа: Иван Васильевич после бала.


  • Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово.

  • Вторая строка – два слова (прилагательные или причастия).

  • Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Выполняют задание.

Несколько учеников читают свои синквейны.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Применение новых знаний и способов действий

Так что же такое контраст? Для чего он нужен в произведении? Что помогает передать?




Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». 

Как вы думаете, почему Л. Н. Толстой назвал свой рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, «После бала»?

Всё верно.


А сейчас я хочу, чтобы каждый высказал мнение о том, прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?


Контраст позволяет писателю выявить сущность характеров героев и раскрыть противоречия русской действительности.


Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.




Высказывают мнение. Дискутируют друг с другом.


Подведение итогов

Мы с вами совершили путешествие в 19 век. Погрузились в язык Л.Н. Толстого. Понаблюдали, как мастерски использовал автор контраст как художественный приём в создании ярких портретов, в образной характеристике действий и передаче тончайших душевных переживаний героев. Позже, в более старших классах вы познакомитесь с другими великими произведениями Толстого.


Слушают учителя.

Личностные

Регулятивные


Домашнее задание

Дома предлагаю поразмышлять над следующими вопросами:

«Нравственный выбор Ивана Васильевича» или

«Как бы я поступил на месте Ивана Васильевича?»

напишите небольшое (1-1,5 стр.) сочинение-рассуждение

Задание выполним в рабочих тетрадях по литературе.


Записывают домашнее задание.


Рефлексия

На партах у вас лежат «солнышки» и «тучки». Если вам было легко и интересно на уроке, поднимите «солнышки» и улыбнитесь, а если – трудно, то «тучки» и тоже улыбнитесь. Я уверена, в следующий раз всё у вас получится.

Мне было с вами сегодня приятно работать, большое спасибо!


Выполняют задание.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные





Приложение

ТЕСТ на знание текста

1. Жанр произведения:

А) очерк

Б) повесть

В) рассказ

2. Тема произведения:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;

б) рассказ о полковнике;

в) показ николаевской России.

3. Раскрытию идеи произведения помогает:

А) приём контраста

Б) гипербола

В) олицетворение

4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

А) автор показывает двуличие героя

Б) на балу надел «маску» добропорядочности

В) полковник выполняет свои обязанности

5. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любви Ивана Васильевича.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!