Жизненные искания Андрея Болконского.
Он так всеми силами души всегда искал
одного: быть вполне хорошим…
Пьер
На первых же страницах романа перед нами предстаёт князь Андрей Болконский. Один из главных героев романа и, без сомнения, один из любимых героев Л. Н. Толстого. Андрей Болконский стал одним из центральных героев произведения. В образе Андрея Толстой показал одного из лучших мыслящих людей эпохи Отечественной войны, с ярко выраженными чертами сознательностями в поступках и стремлениях. Образ Андрея Б. четко и ярко раскрывает самую логику толстовских взглядов.
В характере Андрея имеются такие черты, которые были ему присущи всегда, и такие, которые менялись. К первым относится, прежде всего, полная невозможность духовно слиться или даже примириться с характером жизни великосветского круга. На каждом шагу Толстой подчёркивает, что фальшь характеров, поведения, разговоров в этом кругу нестерпимо для Андрея. В этом отношении он не изменился до конца жизни. С этим связана прямота Андрея. Он никогда ни в чем не лицемерит, никогда не маскирует своих чувств, всегда прям, вплоть до неучтивости и грубости. На всём протяжении романа князя Андрея Болконского характеризует глубокий и искренний патриотизм. Чувство любви к родине, заботы о родине было действительно его личным чувством, а не логически принятой обязанностью. Вообще он не признавал любви и заботы о чем-либо, если это не было живой потребность души. «Да как же жить для одного себя?» - разгорячась спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец?». «Да это всё тот же я, это не другие, » - ответил Андрей. Такого же его отношение к родине. Он ее не отделял от себя, он никогда не произносил патриотических фраз, но ненавидел цинизм и безразличие в делах войны. Андрей Болконский всегда деловит, чёток в делах и мыслях, не бывает безвольным, верен своему слову. Для него превыше всего честь.
На протяжении всего романа Болконский ищет своё предназначение в жизни, пытаясь выбрать дело, которому следовало бы отдать все свои силы. Каков же его жизненный путь?
Впервые мы встречаем Андре Болконского на вечере у А. П. Шерер. «Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой». В салоне Анны Павловны особенно заметны сухой и высокомерный тон Андрея, презрительная гримаса его красивого лица. Он испытывает крайнее отвращение к лживой атмосфере аристократического салона. Но с простыми людьми Андрей не чопорен и не высокомерен: «…но, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно доброй и приятной улыбкой». К Пьеру он относится просто и приветливо. Провинциальные Ростовы ему нравятся свое простотой.
Но его взгляды, убеждения менялись…
Жизнь Болконского сложилась таким образом, что искусственность проникла в его собственную семью. Жена разговаривала дома тем же тоном, каким в салоне говорила с Ипполитом Курагиным. Заботясь о муже, она думала только о его придворной карьере. Другого тона и других интересов она не знала. В 1805 году Андрей идет на войну и на вопрос Пьера: «Ну, для чего вы идёте на войну?» - отвечает: «Я иду, потому что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне».
Андрей Болконский принял участие в войне 1805-1807 годов не потому, что сочувствовал ей. Он сам впоследствии говорил о том, что война далеко от народных интересов. Андрей тогда мечтал о подвиге, о личной славе. «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». Андрей мечтал о личном подвиге не ради карьеры, а потому, что он считал, что только таким путём можно принести неоценимую пользу своей родине. Андрей верил в роль и значение выдающейся личности в истории и войне. Наполеон был его кумиром. Он восхищался им, так как тогда еще верил в его величие.
Стремление лично повлиять на ход событий привело его к службе в штабе в должности адъютанта Кутузова. Андрей надеялся, что он сумеет сам составить такой план сражения, который изменит весь ход войны. В тот период он еще не понимал характера солдата. Он думал, что на войне должно происходить всё строго логично и чётко. Его смущала беспорядочность, стихийность солдатской массы. И впоследствии он сказал: «Это толпа мерзавцев, а не войско».
На поле Аустерлица, в момент совершения долгожданного героического подвига в Андрее совершился перелом, который привёл к коренному изменению важнейших его взглядов. Толчком к этому было зрелище неба и ощущение безграничности и вечности мира. Вся жизнь в один миг промелькнула перед глазами. Болконский по-другому посмотрел на своё прошлое. Князя Андрея охватило чувство бесконечности. На фоне бесконечного неба крошечная фигурка подошедшего Наполеона вызвала в раненом Андрее сильное внутренне ощущение ничтожности, мелочности его прежнего кумира. Произошёл кризис, перелом во взглядах. Померк личный интерес к личности Наполеона, да и вообще к какой бы то ни было личности, которая бы стремилась выделиться из массы. В связи с этим рухнула его вера в решающую роль штаба и полководца на войне.
После Аустерлица Андрей Болконский приехал в Лысые Горы. Испытав разочарование в прежних своих убеждениях, он уже не был так суров с людьми, так уверен в своих мыслях. Теперь, в ночь рождения сына, он увидел в жене не только светскую куколку, но и страдающую женщину. «Душенька моя…» - сказал он слово, которое прежде никогда не говорил. Но судьба мстит ему за чрезмерную гордость. Умирает его жена от родов, оставив ему сына Николушку. Теперь Болконский решает всего себя посвятить семье и жить только для неё. Это было шагом вперед в развитии характера, но и острым и мучительным переломом. Сюда, в Богучарово, к нему приехал Пьер, и между ними произошёл знаменательный разговор.
Пьер убеждает Болконского, что жить надо для всех людей. Андрей говорит Пьеру, что не будет служить в армии, даже если Наполеон придет в Лысые Горы. Андрей уверяет, что крестьяне страдают оттого, что их секут и отдают в солдаты; что ему жаль не крестьян, а тех, кто им причиняет зло. Тут же он говорит, что никакие нововведения и улучшения крестьянину не нужны, а сам проводит в своём имении целую систему реформ, насколько возможно раскрепощающую крестьян и улучшающую их жизнь.
Весной Болконский едет по делам имений своего сына. Проезжая через лес, где всё уже зеленело, только один дуб старым, эдаким сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами, князь Андрей думал: «Жизнь кончена…». Но в Отрадном Андрей увидел Наташу Ростову. В его жизнь вихрем ворвалось необыкновенной силы впечатление от бегущей тоненькой девушки, излучавшей радость. От неё исходила сила жизни, которая охватила Андрея и утвердилась в нем, когда он услышал ночью её разговор с Соней на окне и ощутил всю глубину и богатство её душевности, искренности и непосредственности. На обратном пути он увидел, что и в природе торжествует весна, что старый, корявый дуб расцвёл и покрылся молодой листвой. «Нет, жизнь не кончена… » - говорит Андрей. Новая, настоящая любовь возвращает Болконского к жизни, к активности, к вере в себя. Андрей возвращается к общественной деятельности.
Теперь Андрей стремится принять участие в тех делах, которые делаются во благо Отечества, осуждает свою эгоистичность, размеренную жизнь, ограниченную пределами семейно-родового гнезда. Болконский приезжает в Петербург, попадает в круг Сперанского и принимает участие в разработке проекта по отмене крепостного права в России. Сперанский произвёл на Андрея неизгладимое впечатление своим умом, он оказался человеком, умеющим к любой проблеме, любому государственному вопросу найти правильный подход. Но как только Болконский встречает на балу Наташу Ростову, он как бы прозревает. Она напомнила ему о настоящих ценностях жизни. Андрей не только разочаровывается в Сперанском, но и начинает презирать его. Исчезает недавний интерес к государственным делам. «Разве всё это может сделать меня счастливее и лучше?».
Любовь к Наташе приближала Андрея к народной стихии, как её понимал Толстой, то есть к бескорыстной прямоте чувств и стремлений. Но в семье князя Андрея невзлюбили Наташу. Отец и сестра не могли представить себе истинного характера его любви. Старый князь принял Ростовых неучтиво, оскорбив и обидев Наташу. Чуткая, впечатлительная Наташа в тяжёлом настроении поехала в театр, там встретила Анатоля, увлеклась им и отказала Андрею. Он же в это время был по воле отца за границей и, приехав, не мог до конца понять этого сложного переплетения. Он не пожелал видеть Наташу, не знал, в каком отчаянии она была сама. В разговоре с Пьером Болконский сказал: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». В этот момент перед нами предстаёт тот Болконский, каким мы узнали его в начале романа, такой же жестокий эгоист. Болконский заставляет себя забыть о Наташе.
В результате в 1812 году Андрей вновь пошёл в армию, хотя после Аустерлица он дал себе слово этого не делать. В армии он разыскивает своего оскорбителя Анатоля и был поглощён мыслью убить его на дуэли. Но частная забота отступила на второй план. Наполеон подходил к Москве, и на пути его были Лысы Горы. Этот враг, враг всего русского народа, стал смертельным врагом Андрея Болконского. Андрей в порыве ненависти объединяется со всем народом. Теперь он отказывается от службы в штабе, а идёт «в ряды». Здесь среди простых людей он чувствует себя на месте. Вместе с ними он переживает общий патриотический подъём при Бородине. Солдаты любят его и называют «наш князь». Теперь Андрей считает важнейшей силой истории народ и дух народа, то есть народный патриотизм. На поле Бородина Андрей Болконский завершил свой жизненный путь исканий. Здесь он был смертельно ранен. На перевязочном пункте он увидел страшное зрелище: Анатолю Курагину отрезали раненую ногу. Всё личное, горечь собственной обиды, чувство личного оскорбления – всё это теперь оказалось мелким и неважным. Острая жалость захлестнула Болконского.
В пути он увидел Наташу, понял её горе и любовь, и в душе его не осталось следа оскорблённой гордости. И потом наступил новый этап – умирание, отрешение от жизни. Последние дни и часы Андрея – это уже равнодушие ко всему, это смерть духовная прежде смерти физической.
В эпилоге романа много места уделено Николеньке Болконскому, в котором продолжает жить жаждущая правды душа его отца. Знакомясь с Николенькой, мы словно опять встречаемся с князем Андреем, с тем лучшим, что было в нём и что унаследовано его сыном. «Отец! Отец! Да, я сделаю то, чтобы даже он был доволен…» - мечтает Николенька.
Путь развития Андрея Болконского – это путь постепенного, но неуклонного движения героя к миросозерцанию самого автора. Вот важнейшие этапы его жизненного пути:
- На первых порах – отвращение к светской фальши и симпатия к простоте, стремление к героическому подвигу во имя родины и славы, восхищение Наполеоном.
- Под небом Аустерлица – резкая критика Наполеона и отказ от веры в личный подвиг и личный героизм, большое внимание к простому народу.
- В отношении со Сперанским – разоблачение фальши далёкой от народа буржуазно-либеральной деятельности, отрицание роли разума в истории.
- Под Бородиным – чувство единения с народом.
- В последние дни – глубокая человечность.
Таков в кратких чертах путь эволюции Андрея Болконского в романе.
Четыре взлёта испытал в своей жизни Андрей Болконский. Какие силы поднимали его? Это дружба с Пьером, любовь к Наташе, чувство мести к Анатолю. В 1812 году открылась ему истина: вся его жизнь – ложь, и все живут во лжи. Впереди его взлётов шла корысть, поэтому не было ему счастья.