Тема. Л.Н. Толстой «Война и мир». Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен.
Цель урока: дать сравнительную характеристику женских образов романа «Война и мир»; воспитывать у студентов лучшие человеческие качества на примере героев романа.
Здравствуйте, ребята!
Мы уже знакомы с главными героями романа Л.Н. Толстой «Война и мир». Сегодня поговорим о персонажах романа Л.Н.Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих».
Героини сегодняшнего урока – Наташа Ростова, Марья Болконская и Элен Курагина. Поговорим о нравственном облике женских образов романа «Война и мир».
Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней хранительницу очага, основу семьи; нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность; связь с народом, понимание проблем общества (патриотизм); естественность; движение души. С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно.
Аналитическая устная работа с текстом (Ссылки на текст активны!)
Образ Наташи Ростовой
-
Что почувствовал в Наташе князь Андрей? (Эпизод «Первый бал Наташи»: т. 2, ч. 3, гл. 15–17)
-
Чем привлекла Наташа князя Андрея? Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?
-
Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее? (Эпизод «Наташа у дядюшки»: т. 2, ч. 4, гл. 7)
-
Истинная красота души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи. Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?
-
Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на вечере у А. П. Шерер (т. 2, ч. 5, гл. 8–10)
-
Как меняется Наташа под влиянием Элен? (Эпизод «Наташа в период духовного кризиса»: т. 3, ч. 1, гл. 17)
-
Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3, ч. 3, гл. 16)?
-
Зачем Толстой соединяет Наташу и раненого Андрея (т. 3, ч. 3, гл. 31–32)?
-
Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. 2)?
-
Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи? (Эпизод «Семейное счастье»: эпилог, ч. 1, гл. 10–12).
Образ княжны Марьи Болконской
-
Первая встреча. Портрет героини. Деспотичная любовь отца. (т.1,ч.1,гл.22-25)
-
Как переписка характеризует Марью?Переписка с Жюли Карагиной. (т.1, ч.1, гл.22)
-
Какие взлеты и падения переживает Марья? (Мечта выйти замуж за Анатоля Курагина. В период трудных взаимоотношений с отцом перед его болезнью и смертью, когда он приблизил к себе мадмуазель Бурьен и отдалил дочь, Марья думает о смерти отца как о своем освобождении от его деспотизма и страшится своих мыслей.) (т. 1, ч. 3, гл. 3-5; т. 2, ч. 5, гл. 2-4)
-
Спасение Марьи Николаем Ростовым. Любовь. (т.3,ч.2, гл. 13-24)
-
Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. 15).
-
Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Марьи? Почему княжна – любимая героиня Толстого? Какие нравственные идеалы воплотил Толстой в образе Марьи Болконской?
Образ Элен Курагиной
-
Что вы можете сказать о внешности Элен? (т1, ч.1, гл.3)
-
Сватовство (т.1, ч.3, гл.2)
-
Как относится героиня к окружающим? (т.2, ч.1, гл.6)
-
Как ведёт себя в высшем свете? (т.2, ч.3, гл.9; т.2, ч.5, гл9-10; т. 3, ч.2, гл.6)
-
Смерть (т.3, ч.3, гл.6-7)
Образ Сони Ростовой
в 16 лет (т. 2, ч.1, гл.1, гл.10)
в 20 лет (т. 2 ч.4 гл.1)
в 22 года (т. 4 ч.1 гл.14)
-
Личность и характер (т.2 ч.3 гл.13; том 2 ч.4 гл.1, гл.8; том 2 ч.1 гл.11)
-
Как ведёт себя на публике? (т.3 ч.1 гл. 20)
-
Какова судьба Сони? (т.1 ч.1 гл.17)
-
Готова ли Соня пожертвовать всем ради семьи?
-
Какие взаимоотношения Сони и Николая? Как ведёт себя Соня с Долоховым? (т.2 ч.1 гл.11)
-
Каким образом Соня однажды спасает свою подругу Наташу Ростову от роковой ошибки? (т. 2 ч. 5 гл.15). Как это характеризует девушку?
-
Соне Ростовой 30лет (эпилог ч.1 гл.8).
Соня – положительная героиня, она честна, не способна на подлость, но ей не хватает живости и индивидуальности, она слишком приземлена и проста.
Дополнительно:
Видеоурок "Женские образы в романе"
Презентация «Женские образы в романе «Война и мир»
Письменно составьте таблицу сравнительных характеристик женских образов романа. Ответы должны быть краткими!
Толстой сравнивает не только характеры героинь, но и их внешний облик, манеру вести себя и говорить, чтобы максимально ярко отразить основную идею романа — противопоставление истинной и ложной жизни.
Персонаж | Наташа Ростова | Марья Болконская | Элен Курагина |
Манера поведения | | | |
Черты характера | | | |
Отношение к окружающим | | | |
Жизненные цели | | | |
Какие нравствен- ные идеалы вопло- щены в образе | | | |
Что же можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним? Излишняя эмансипированность, по мнению Толстого, приводит женщину к неправильному пониманию собственной роли. В салонах Элен и Анны Павловны Шерер звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии… Таким образом, великосветские красавицы утратили главные черты, которые присущи настоящей женщине. Напротив, в образах Сони, княжны Марьи, Наташи Ростовой сгруппированы те черты, которые составляют тип «женщины в полном смысле».
Вместе с тем Толстой не пытается создавать идеалы, а берёт жизнь так, как она есть. Женская духовность заключается не в интеллектуальной жизни, не в увлечении Анны Павловны Шерер, Элен Курагиной, Жюли Карагиной политическими и другими мужскими вопросами, а исключительно в способно сти к любви, в преданности семейному очагу. Дочь, сестра, жена, мать — вот основные жизненные положения, в которых раскрывается характер любимых героинь Толстого.
Уже и при первом знакомстве с героинями можно заметить в них общие черты: любовь к людям и искренность. Наташа, не задумываясь, пожертвовала богатствами московского дома Ростовых ради спасения раненых. И княжна Марья бросает имение на произвол судьбы при приближении французов. Когда родине грозит опасность, в ней просыпаются фамильные черты — гордость, мужество, твёрдость. Так было в Богучарове, когда компаньонка-француженка предложила ей остаться в имении и довериться милости французского генерала, милости врагов России. И «хотя для княжны Марьи было всё равно, где бы ни оставаться и что бы с ней ни было, но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами».
И ещё одна черта роднит Наташу и княжну Марью. Княжна Марья выходит замуж за Николая Ростова, и Толстой, рисуя их семейную жизнь, говорит о счастье, которое она, как и Наташа, нашла в семье.
Вывод: На примере нравственного поиска центральных героев автор романа помогает читателю научиться выделять в своей жизни самое главное, направлять свои силы и таланты в нужное русло. Изображая современное для своей эпохи общество, Лев Толстой чётко разделяет его представителей на тех, кто постоянно в поиске, кого не удовлетворяют общепринятые нормы поведения, кто не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует свою душу, и тех, кто плывёт по течению и боится свернуть в сторону, заглянуть вглубь себя, кто поддаётся установленным жизненным правилам.
Любимые героини автора проходят сложный путь исканий к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери. Идеал женщины, по Л.Н. Толстому, — естественность, чуткость, любовь к людям.