СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л. Н. Толстой. "Война и мир". Шенграбенское сражение.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 10 классе. Шенграбенское сражение. Анализ эпизода.

Просмотр содержимого документа
«Л. Н. Толстой. "Война и мир". Шенграбенское сражение.»

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805 1807 ГОДОВ. ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805 1807 ГОДОВ.

ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

Цель:  Решить вопрос о том, кого можно назвать истинным героем. В чём заключается воинский подвиг?

Цель: Решить вопрос о том, кого можно назвать истинным героем. В чём заключается воинский подвиг?

I. 1. В каких условиях оказалась русская армия в Австрии после поражения армии австрийской под командованием Мака? (ч. 2, гл. 9) После позорной сдачи Таберского моста французы получили возможность перерезать русским дорогу отступления и уничтожить всю армию. Ухудшилось и без того плохое положение. Необходимо было принимать решение, но все пути спасения оказались закрытыми.

I. 1. В каких условиях оказалась русская армия в Австрии после поражения армии австрийской под командованием Мака? (ч. 2, гл. 9)

После позорной сдачи Таберского моста французы получили возможность перерезать русским дорогу отступления и уничтожить всю армию. Ухудшилось и без того плохое положение. Необходимо было принимать решение, но все пути спасения оказались закрытыми.

Толстой в начале 14 главы тщательно исследует возможные исходы: Ежели бы Кутузов решил остаться в Кремсе, ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмтоу. И всё признаёт невозможным.

Толстой в начале 14 главы тщательно исследует возможные исходы:

Ежели бы Кутузов решил остаться в Кремсе,

ежели бы Кутузов решился оставить дорогу,

ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмтоу.

И всё признаёт невозможным.

И все же Кутузов выбирает последний путь. Он решает отступать к Цнайму на соединение с остальными русскими частями. Но достигнуть Цнайма надо было раньше французов, а дорога, по которой отступали русские, была хуже и длиннее той, по которой туда же двигалась 100 000 французская армия.

И все же Кутузов выбирает последний путь. Он решает отступать к Цнайму на соединение с остальными русскими частями.

Но достигнуть Цнайма надо было раньше французов, а дорога, по которой отступали русские, была хуже и длиннее той, по которой туда же двигалась 100 000 французская армия.

2. Что же предпринимает Кутузов для спасения русской армии в казалось бы безвыходном положении? Расчёт Кутузова состоял в том, чтобы отряд Багратиона преградил дорогу французам и любой ценой задержал их хотя бы на сутки. Что это трудно, Кутузов знал.

2. Что же предпринимает Кутузов для спасения русской армии в казалось бы безвыходном положении?

Расчёт Кутузова состоял в том, чтобы отряд Багратиона преградил дорогу французам и любой ценой задержал их хотя бы на сутки.

Что это трудно, Кутузов знал.

«Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить»,- сказал он князю Андрею. Но этот «великий подвиг», как назвал его Кутузов, нужен был для спасения всей армии, и потому Кутузов, так берёгший людей, пошёл на это. Толстой ещё раз подчёркивает опытность и мудрость Кутузова-полководца, его умение найти выход в сложной исторической обстановке.

«Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить»,- сказал он князю Андрею. Но этот «великий подвиг», как назвал его Кутузов, нужен был для спасения всей армии, и потому Кутузов, так берёгший людей, пошёл на это. Толстой ещё раз подчёркивает опытность и мудрость Кутузова-полководца, его умение найти выход в сложной исторической обстановке.

4. И вот между небольшим отрядом Багратиона и французской армией завязался тяжёлый и упорный бой под деревней Шенграбен. Главная проблема, которая волнует сейчас Толстого – поведение воина в бою. Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг – вопросы, которые всегда будут волновать людей.

4. И вот между небольшим отрядом Багратиона и французской армией завязался тяжёлый и упорный бой под деревней Шенграбен.

Главная проблема, которая волнует сейчас Толстого – поведение воина в бою. Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг – вопросы, которые всегда будут волновать людей.

1) Как вы считаете, какого человека можно назвать героем ? Только ли на войне можно совершить подвиг? 2) Совместимы ли с настоящим подвигом бахвальство, нескромность, выпячивание своего подвига, наконец, расчёт?

1) Как вы считаете, какого человека можно назвать героем ? Только ли на войне можно совершить подвиг?

2) Совместимы ли с настоящим подвигом бахвальство, нескромность, выпячивание своего подвига, наконец, расчёт?

Проблемы трусости и героизма, подвига и воинского долга Толстой решает на примере поведения в бою Тушина, Тимохина, князя Андрея, Долохова, Жеркова и др. (ч. 2, гл. 20)

Проблемы трусости и героизма, подвига и воинского долга Толстой решает на примере поведения в бою Тушина, Тимохина, князя Андрея, Долохова, Жеркова и др. (ч. 2, гл. 20)

II. 1. Просмотреть 1 часть гл. 20 и подготовить ответ на вопрос: в чём разница между поведением Долохова и Тимохина с его солдатами?  2. Почему не отошла батарея Тушина?   Он не получил приказа, посоветовался только со своим фельдфебелем Захарченко, к которому имел большое уважение.

II. 1. Просмотреть 1 часть гл. 20 и подготовить ответ на вопрос: в чём разница между поведением Долохова и Тимохина с его солдатами?

2. Почему не отошла батарея Тушина?

Он не получил приказа, посоветовался только со своим фельдфебелем Захарченко, к которому имел большое уважение.

 3. Что же и как делала батарея Тушина?  а) батарея обстреляла деревню Шенграбен, перед которой сосредоточилась большая масса французов, заставила их уйти;  б) стреляла батарея так метко, что неприятель принял её 4 пушки за главные силы;  в) против 4 пушек неприятель выставил 10-пушечную батарею;  г) к концу боя Князь Андрей застал на батарее ад. 2/3 людей и лошадей было перебито, 1 орудие вышло из строя. Более тяжёлой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, результаты же стрельбы были наибольшими.

3. Что же и как делала батарея Тушина?

а) батарея обстреляла деревню Шенграбен, перед которой сосредоточилась большая масса французов, заставила их уйти;

б) стреляла батарея так метко, что неприятель принял её 4 пушки за главные силы;

в) против 4 пушек неприятель выставил 10-пушечную батарею;

г) к концу боя Князь Андрей застал на батарее ад. 2/3 людей и лошадей было перебито, 1 орудие вышло из строя.

Более тяжёлой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, результаты же стрельбы были наибольшими.

III. В мирное время капитан Тушин маленький, с тонким голосом, робкий и нерешительный человек.  Каков он в бою? 1. Не испытывает ни малейшего чувства страха. 2. Оживление дела захватило его. 3. Надо было видеть неприятеля, лучше попасть в него и уберечь своих людей. 4. Капитан Тушин «всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении». 5. Солдаты «все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице неизменно отражалось на их лицах». 6. Отвага, решительность, свойственная всем «молодцам-артиллеристам». В этой обстановке он, маленький и скромный, сам себе казался огромного роста мужчиной, который швыряет французам ядра. Думал ли он хоть в воображении выдвинуться? Пытается ли представить перед Багратионом своё поведение как героическое?

III. В мирное время капитан Тушин маленький, с тонким голосом, робкий и нерешительный человек.

Каков он в бою?

1. Не испытывает ни малейшего чувства страха.

2. Оживление дела захватило его.

3. Надо было видеть неприятеля, лучше попасть в него и уберечь своих людей.

4. Капитан Тушин «всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении».

5. Солдаты «все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице неизменно отражалось на их лицах».

6. Отвага, решительность, свойственная всем «молодцам-артиллеристам». В этой обстановке он, маленький и скромный, сам себе казался огромного роста мужчиной, который швыряет французам ядра.

Думал ли он хоть в воображении выдвинуться? Пытается ли представить перед Багратионом своё поведение как героическое?

Тимохин и рота 1) Вся рота проявила героизм. 2) В условиях всеобщего страха и растерянности рота Тимохина «одна в лесу удержалась» в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Те, не успев опомниться, бежали. 3) В чём видит Тимохин героизм? (мужество и дисциплинированность). 4) Как ведёт себя в бою тихий, до боя нескладный Тимохин, командир роты? (сумев удержать роту в порядке, сам, с одной шпажкой, первый бросился на французов, с отчаянным криком и с такой «безумной и пьяной решительностью», что именно он заставил остановить французскую цепь)

Тимохин и рота

1) Вся рота проявила героизм.

2) В условиях всеобщего страха и растерянности рота Тимохина «одна в лесу удержалась» в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Те, не успев опомниться, бежали.

3) В чём видит Тимохин героизм? (мужество и дисциплинированность).

4) Как ведёт себя в бою тихий, до боя нескладный Тимохин, командир роты? (сумев удержать роту в порядке, сам, с одной шпажкой, первый бросился на французов, с отчаянным криком и с такой «безумной и пьяной решительностью», что именно он заставил остановить французскую цепь)

Долохов 1) Где во время боя был Долохов ? (рядом с Тимохиным) 2) Можно ли и о Долохове сказать, что он проявил мужество, храбрость и решительность? (несомненно можно: ему, как и всем было трудно, он бледен, он первый взял в плен офицера, убил француза, он ранен, а остался в строю). 3) Но все ли вам нравится в поведении Долохова? (После боя он один похвалился заслугами : вот 2 трофея, взял в плен офицера, другой убит, ранен: рана штыковая. Я остановил роту ). а) он расчётлив (эполеты) б) некрасиво звучит: я остановил роту. Рота сама остановила врага. в) самоуверенность, наглость, выпячивание свойственны Долохову.

Долохов

1) Где во время боя был Долохов ? (рядом с Тимохиным)

2) Можно ли и о Долохове сказать, что он проявил мужество, храбрость и решительность? (несомненно можно: ему, как и всем было трудно, он бледен, он первый взял в плен офицера, убил француза, он ранен, а остался в строю).

3) Но все ли вам нравится в поведении Долохова?

(После боя он один похвалился заслугами : вот 2 трофея, взял в плен офицера, другой убит, ранен: рана штыковая. Я остановил роту ).

а) он расчётлив (эполеты)

б) некрасиво звучит: я остановил роту. Рота сама остановила врага.

в) самоуверенность, наглость, выпячивание свойственны Долохову.

1. Может ли поэтому Долохов, при всей его храбрости, быть назван настоящим героем? 2. Кто выше по моральным качествам – Долохов или Тимохин? Долохова нельзя назвать настоящим героем, герой тот, кто без расчёта, без самоуверенного выпячивания своего подвига и похвальбы скромно выполняет то же, что и Долохов, а то и больше.

1. Может ли поэтому Долохов, при всей его храбрости, быть назван настоящим героем?

2. Кто выше по моральным качествам – Долохов или Тимохин?

Долохова нельзя назвать настоящим героем, герой тот, кто без расчёта, без самоуверенного выпячивания своего подвига и похвальбы скромно выполняет то же, что и Долохов, а то и больше.

III. Сравним поведение в бою Долохова и капитана Тушина. Больше или меньше трудностей пришлось вынести в бою Тушину? Что и как он делал? Хвалится он своими заслугами или нет? 1. Где находится в бою батарея Тушина?  В самом жарком участке, в центре сражения без всякого прикрытия. ( ч. 2, гл.20 всё время боя, когда все отступили.)

III. Сравним поведение в бою Долохова и капитана Тушина.

Больше или меньше трудностей пришлось вынести в бою Тушину? Что и как он делал?

Хвалится он своими заслугами или нет?

1. Где находится в бою батарея Тушина?

В самом жарком участке, в центре сражения без всякого прикрытия.

( ч. 2, гл.20 всё время боя, когда все отступили.)

Плохо, что он не сумел защитить себя перед Багратионом, это уже излишняя скромность и робость в обычной обстановке. Тушин не думает о себе – ни о своих подвигах, ни о заслугах, ни о том, что его могут убить и ранить.

Плохо, что он не сумел защитить себя перед Багратионом, это уже излишняя скромность и робость в обычной обстановке.

Тушин не думает о себе – ни о своих подвигах, ни о заслугах, ни о том, что его могут убить и ранить.

В деле он думает о деле, вне дела переключается на других (он всей душой хочет помочь Николаю Ростову и другим раненым). Таков капитан Тушин, «геройская стойкость, которого была важной причиной исхода дня». Вывод: Итак, что вы можете сказать о капитане Тушине? Это прекрасный человек: скромность, самоотверженность, с одной стороны; решительность, мужество, инициатива с другой, основывающиеся на чувстве долга – вот норма поведения человека в бою, по Толстому, вот истинный героизм. Вот кто истинный герой (ч.3, гл. 12).

В деле он думает о деле, вне дела переключается на других (он всей душой хочет помочь Николаю Ростову и другим раненым).

Таков капитан Тушин, «геройская стойкость, которого была важной причиной исхода дня».

Вывод: Итак, что вы можете сказать о капитане Тушине?

Это прекрасный человек: скромность, самоотверженность, с одной стороны; решительность, мужество, инициатива с другой, основывающиеся на чувстве долга – вот норма поведения человека в бою, по Толстому, вот истинный героизм.

Вот кто истинный герой (ч.3, гл. 12).

V. Поведение в бою князя Андрея. С проблемой истинного героизма соотнесено и поведение князя Андрея . 1. С какими мыслями он шел на войну? «…чтобы разорвать заколдованный круг гостиных, сплетен, балов, тщеславия, ничтожества».

V. Поведение в бою князя Андрея.

С проблемой истинного героизма соотнесено и поведение князя Андрея .

1. С какими мыслями он шел на войну?

«…чтобы разорвать заколдованный круг гостиных, сплетен, балов, тщеславия, ничтожества».

2. Чтобы добиться своего Тулона , в котором он видел смысл своей жизни . 3. Князь Андрей мечтает о том, что «воинский подвиг выведет его из рядов неизвестных офицеров, откроет ему путь к славе». 4. Князь Андрей хочет добиться не только славы, но и «любви людской». 5. А каким путём он хотел достичь этого? Путем отсиживания в штабе?

2. Чтобы добиться своего Тулона , в котором он видел смысл своей жизни .

3. Князь Андрей мечтает о том, что «воинский подвиг выведет его из рядов неизвестных офицеров, откроет ему путь к славе».

4. Князь Андрей хочет добиться не только славы, но и «любви людской».

5. А каким путём он хотел достичь этого? Путем отсиживания в штабе?

Честным путем, но и честолюбие играло свою роль. 6. Так, может, он в этом похож на Долохова? Участие в Шенграбенском сражении заставляет князя Андрея иначе смотреть на вещи. Сам-то он ведёт себя так, как задумал: со спокойным мужеством находится на самых опасных участках боя. Встреча с Тушиным до боя и на его батарее, а затем после боя в избе у Багратиона заставила его увидеть истинный героизм в ином свете.

Честным путем, но и честолюбие играло свою роль.

6. Так, может, он в этом похож на Долохова?

Участие в Шенграбенском сражении заставляет князя Андрея иначе смотреть на вещи.

Сам-то он ведёт себя так, как задумал: со спокойным мужеством находится на самых опасных участках боя. Встреча с Тушиным до боя и на его батарее, а затем после боя в избе у Багратиона заставила его увидеть истинный героизм в ином свете.

Князь Андрей «увидал, что человек «геройской стойкости», которому были обязаны успехом дня, не только не думал о себе в бою и после него, не только не требовал для себя славы и любви людской, но даже не умел постоять за себя перед несправедливыми обвинениями начальства. А самый подвиг так и остался невознаграждённым.

Князь Андрей «увидал, что человек «геройской стойкости», которому были обязаны успехом дня, не только не думал о себе в бою и после него, не только не требовал для себя славы и любви людской, но даже не умел постоять за себя перед несправедливыми обвинениями начальства. А самый подвиг так и остался невознаграждённым.

«Князю Андрею было грустно и тяжело». «Всё это было так странно, так не похоже на то, что он надеялся.» Грустно и тяжело оттого, что в соприкосновении с живой жизнью его представления о подвиге оказались неверными. Он ещё не отказался от них, не пришел ещё к новому пониманию подвига. Толстой не изображает столь прямолинейно путь его исканий. Но всё пережитое за день заставляет его задуматься.

«Князю Андрею было грустно и тяжело». «Всё это было так странно, так не похоже на то, что он надеялся.»

Грустно и тяжело оттого, что в соприкосновении с живой жизнью его представления о подвиге оказались неверными. Он ещё не отказался от них, не пришел ещё к новому пониманию подвига. Толстой не изображает столь прямолинейно путь его исканий.

Но всё пережитое за день заставляет его задуматься.

VI. В сравнении с истинным героизмом трусость Жеркова, не доехавшего до батареи Тушина и потом солгавшего, и трусость штаб-офицера выглядят особенно низкими.

VI. В сравнении с истинным героизмом трусость Жеркова, не доехавшего до батареи Тушина и потом солгавшего, и трусость штаб-офицера выглядят особенно низкими.

Домашнее задание: прочесть гл. с 11 по 19 ч. 3 1) Чем объясняет Толстой проигрыш Аустерлицкого сражения и всей войны, если солдаты и офицеры могли проявлять чудеса храбрости и героизма? 2) Для чего было замыслено Аустерлицкое сражение? 3) Каково было настроение солдат? 4) Какие случайности вмешались в сражение? 5) Чем закончилось сражение? 6) Осталось ли прежним отношение к Наполеону главных героев романа? 7) Почему рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, рисующие женитьбу Пьера на Элен?

Домашнее задание: прочесть гл. с 11 по 19 ч. 3

1) Чем объясняет Толстой проигрыш Аустерлицкого сражения и всей войны, если солдаты и офицеры могли проявлять чудеса храбрости и героизма?

2) Для чего было замыслено Аустерлицкое сражение?

3) Каково было настроение солдат?

4) Какие случайности вмешались в сражение?

5) Чем закончилось сражение?

6) Осталось ли прежним отношение к Наполеону главных героев романа?

7) Почему рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, рисующие женитьбу Пьера на Элен?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!