СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
История создания романа "Война и мир"
Урок литературы для 1 курса СУЗ
Дата
Тема: «Война и мир»: замысел романа. Смысл названия и своеобразие жанра. Эпизод «Вечер в салоне А.П. Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» (т.1, ч.1, гл.1-4)
Цель урока: познакомить учащихся с историей написания «Войны и мира»; выяснить, в чем заключается жанровое своеобразие; объяснить смысл названия; определить
принципы изображения Толстым светского общества и авторское отношение к салону Шерер.
Тип урока: комбинированный урок с элементами беседы, дискуссии, практикума.
Технологии: технологии развивающего обучения, информационно–коммуникативные технологии, технология развития критического и аналитического мышления.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, видеофильм, текст романа, словарь, иллюстрации.
План урока:
1. Актуализация знаний: проверка знаний по предыдущему материалу. Фронтальный опрос.
2. Проверка домашнего задания (в виде интервью). История создания романа.
3. Смысл названия. Какой прием использует автор?
4. Аналитическое чтение и комментирование эпизодов из первых глав романа-эпопеи. Составление кластера: общество в салоне Шерер.
5. Дискуссия на тему «Можно ли на основании 1-4 гл. говорить об отношении Толстого к данным героям?».
6. Рефлексия. Закрепление изученного материала.
7. Домашнее задание.
Орг. момент.
Одним из наиболее фундаментальных и высокохудожественных прозаических произведений в истории отечественной литературы является роман-эпопея «Война и мир». Высокая идейная и композиционная совершенность произведения – плод многолетней работы. История создания «Войны и мира» Толстого отражает упорный труд над романом с 1863 по 1870 год.
Для вас не секрет, что наш сегодняшний урок будет посвящён великому роману великого писателя. Знаете, когда Владимир Владимирович Набоков читал студентам лекцию о о Льве Николаевиче Толстом, он выключал весь свет и закрывал ставни. И когда в аудитории становилось совсем темно он начинал.
- Это, - говорил Набоков, включив один светильник, - это Пушкин
- Это, - и он зажигал лампочку в другом углу, - это Гоголь
- Это, - Набоков включал настольную лампу, - это Чехов
- А вот это... при этих словах Набоков открывал настежь все окна так, что помещение заливало светом, - это Лев Николаевич Толстой.
Итак, сегодня мы попытаемся хоть немного приоткрыть для себя великую мудрую книгу этого писателя. Сформулируйте тему урока.
Запись эпиграфов к уроку.
"Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий
определению, столь дорогому сердцу составителей литературных
анкет: "величайший роман в мире", - я выбрал бы "Войну и мир".
Джон Голсуорси
Приличьем стянутые маски…
М. Лермонтов
Актуализация знаний: проверка знаний по предыдущему материалу. Фронтальный опрос
Просмотр буктрейлера.
2. История создания романа. Проверка опережающего домашнего задания (в виде интервью).
Что такое интервью?(связь с русским языком)
Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа». Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.
Первоначально задумывался роман «Декабристы», Герои Петр Лабазов и его жена Наташа возвращаются в 1856 году из ссылки. Встречаясь с декабристами в эти годы Толстой был поражен как нравственно сохранились эти люди и в своём новом романе он хотел сравнить людей нового поколения со старым декабристом, распространяющим на всё свой строгий и несколько идеальный взгляд». Писатель много работает в архивах, читает мемуары участников войны 1812 года и постепенно замысел его меняется, меняется и общая идея романа. Если первоначально главной была «мысль дворянская», то затем любимой идеей Толстого становится «мысль народная».
Формирование замысла определил сам автор:
1856 год - начало замысла. "В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию".
1825 год - восстание декабристов. "Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя".
1812 год - война. "Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года".
1805- 1807 годы - заграничные походы русской армии. "Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама".
Работе над романом Толстой отдал около 7 лет (1863-1869) Нередко главы переписывались 12-13 раз. С. А. Толстая писала: «Счесть, сколько раз я переписывала «Войну и мир» невозможно». Сам Толстой говорил: «Каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».
В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее. "Более всего в романе я любил мысль народную". Главная проблема - судьба народа, народ - основа нравственных и моральных устоев общества.
1. "Кто истинный герой?" - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
2. Истинный и ложный патриотизм.
3. Назначение женщины - сохранение семейного очага.
В романе более 600 (550) действующих лиц
В романе 4 тома и эпилог:
I том — 1805 год.
II том — 1806—1811 годы.
III том — 1812 год.
IV том —1812—1813 годы
Эпилог — 1820 год.
3. Смысл названия романа.Какой прием использует автор? В каких произведениях еще используется? («Красное и чёрное», «Принц и нищий», «Преступление и наказание», «Толстый и тонкий»)
Запись в тетрадь.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Антите́за, антите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом[1].
Споры о названии
Вначале давайте поразмыслим, почему Толстой в названии романа использовал соединительный союз? Докажите, что слова, вынесенные в заглавие, многозначны, и заглавие включает в себя всю совокупность их значений. (Потому что война разрушает мир, а мир наступает только после войны — взаимосвязь, одно без другого не бывает, иначе исчезли бы исходные понятия. Война-это не только одни военные действия враждующих армий, но и война-это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение. Война существует не только на войне, но и в обычной, повседневной жизни людей, разъединенных социальными и нравственными барьерами.)
Таким образом, «война», может означать не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность в мирной жизни людей, разделенных социальными и нравственными барьерами.
В каком же значении использовал слово «мир» автор в названии?
Вопрос возникает потому, что в современном русском языке слово «мир» имеет два разных значения, «мир» — антоним к слову «война» и «мир» — в смысле планета, община, общество, окружающий мир, место обитания.
Во времена Толстого, до орфографической реформы 1917-1918 годов, эти два понятия имели различное написание: в первом значении писалось «миръ», во втором — «мiръ».
^ Основные значения слова «мiръ», согласно словарю В.И. Даля, были:
1) Вселенная;
2) земной шар;
3) все люди, род человеческий.
Слово же «миръ» употреблялся для обозначения отсутствия войны, вражды, ссоры. Существует предположение, что Толстой якобы использовал в названии слово «мiръ» (Вселенная, общество).
Однако все прижизненные издания романа Толстого выходили под названием «Война и миръ», и сам он писал название романа по-французски как «Laguerreetlapaix».
Неоднозначность такого прочтения возникла при первой полной публикации романа. В ^ 1868 году в издательстве М. Н. Каткова выходит книга, на титульном листе которой начертано: «Война и миръ». Сохранился предваряющий это событие документ от 24–25 марта 1867 года, адресованный М. Н. Лаврову — служащему типографии Каткова. Это проект договора об издании романа. Интересно то, что заглавие его в документе — «Тысяча восемьсотъ пятый годъ» — зачёркнуто одной чертой и рукой Л. Н. Толстого над словами «Тысяча восемьсот» написано: «Война и мiръ». Но, безусловно, любопытно и то, что в самом начале документа над словами «Милостивый Государь, МихаилъНиколаевичъ» карандашом начертано: «Война и Миръ». Сделано это рукой Софьи Андреевны, очевидно, при наведении порядка в бумагах мужа в восьмидесятые годы. По другой версии, написание в названии слова «миръ» появилось из-за опечатки, допущенной в издании 1913 года под редакцией П. И. Бирюкова. В четырех томах романа заглавие воспроизводится восемь раз: на титульном листе и на первой странице каждого тома. Семь раз напечатано «миръ» и лишь один раз — «мiръ», причём на первой странице первого тома.
Не стоит забывать и о том, что слово "мир" в XIX веке использовалось и для обозначения патриархально-крестьянского общества. Очевидно, Толстой учитывал и это значение.
Возможно, понятия "мир" и "мiр" в романе Толстого сливаются воедино?
Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.
Обращение к эпиграфу.
Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», — я выбрал бы «Войну и мир».
Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».
В наше время историки и литературоведы назвали «Войну и мир» как «роман-эпопея».
«Романные» признаки:
А) развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка – для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности;
Б) взаимодействие среды с характером героя,
В) развитие этого характера.
Признаки эпопеи:
А) тема (эпоха больших исторических событий);
Б) идейное содержание – «моральное единение повествователя с народом и его героической деятельности, патриотизм… прославление жизни, оптимизм;
В) сложность композиции;
Г) стремление автора к национально-историческому обобщению.
4. Аналитическое чтение и комментирование эпизодов из первых глав романа-эпопеи. Просмотр видеограгмента.
1) Составление кластера: общество в салоне Шерер.
Аббат
Элен, Лиза.
Анна Павловна и Мортемар.
- С какого эпизода начинается роман-эпопея «Война и мир»? (С описания салона А.П.Шерер).
- К какому элементу сюжета можно отнести этот эпизод?
- Как вы думаете, какое значение имеет завязка для произведения? Вспомните примеры завязок в других произведениях? («Бесприданница» - приезд Паратова)
- Почему именно этот эпизод считается завязкой всего романа?
- Вспомните литературных персонажей первой половины 19 века, которые относились к высшему обществу обеих столиц ( Евгений Онегин, Александр Чацкий и Григорий Печорин). - Каковым было их отношение к приемам, званым вечерам, светским раутам?
- От чего они бежали в деревню, на Кавказ, за границу?
- Каким же изображен высший свет Пушкиным, Грибоедовым, Лермонтовым?
- А как изображает высшее общество, приближенное к императорским кругам, Лев Толстой?
На вечере у А.П.Шерер, завязываются все нити романа.Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи, потому что именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений с Францией, отсюда завязывается и основа сюжета романа – конфликт с Наполеоном. Здесь, в салоне, зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всем мире.
- Что представляет собой салон? Работа в группах
1. Князь Василий Курагин.- Какова же настоящая цель приезда Василия Курагина? (Определить Ипполита первым секретарем в Вену)
2.Андрей Болконский.(Почему ему было скучно в этом обществе?
- Как общество относится к князю? (Он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество.Но они для него чужие.)
Почему спустя полтора года после свадьбы Андрею надоела жена?
- Кому в этом салоне был рад Андрей? Почему?)
3.Пьер Безухов.( Чем отличался Пьер от остальных гостей салона? Как Пьер ведет себя в салоне? Какое определение Пьеру дает Анна Павловна (человек, не умеющий жить).
4. Анна Шерер.(Фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны).Давайте вспомним, кто в 1805 г. в России был императором? Кто такая Мария Федоровна?
- Значит, в салоне фрейлины императрицы собиралась вся петербургская знать.
5.Анна Друбецкая.( Кто такая А.М. Друбецкая? Женщина из знатного дворянского, но разорившегося рода. Под началом её отца когда-то делал при дворе первые шаги князь Василий Курагин.
- Зачем на этот вечер приехала А.М. Друбецкая?
- Как она себя ведет? (Сидит рядом сникому неизвестной тетушкой и выжидает удобного случая, чтобы поговорить с Василием Курагиным о переводе её сына Бориса в гвардию, а затем – в адъютанты к Кутузову.)
6.Лиза Болконская.
7.Ипполит Курагин.
8.Элен Курагина.
В верхний овал вписывается имя героя. На стрелках к нижним овалам в любом порядке надписываются критерии, по которым следует наблюдать за героями: портрет, манеры, цель визита.
Значение французской речи в романе.
– С какой целью Толстой вводит в роман французский язык? (Почему в русском романе так много французского текста?) (Это подчёркивает незнание героями родного языка.
Французский язык есть средство характеристики знати с её антинациональной ориентацией. Простым использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет своё отношение к описываемому. Слова Пьера, хотя он, несомненно, великолепно владеет французским языком и более привык к нему за границей, Толстой приводит только по-русски. Реплики князя Андрея тоже приведены, в основном, по-русски, за исключением двух случаев: князь Андрей, войдя в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует речь Наполеона.
Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык, позднее, немецкий язык.)
Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это все, чем живет великосветская знать Петербурга. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нём окружающие, каждый делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речи, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатыми и знаменитыми. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа.
Запись в тетрадь.
Приемы, которые использует Толстой для изображения панорамы жизни светского общества:
Приём сопоставления.
Прием противопоставления.
«Срывание всех и всяческих масок». (к эпиграфу)
5. Дискуссия на тему «Можно ли на основании 1-4 гл. говорить об отношении Толстого к данным героям?».
Ведь Толстой не показал объективно ни одного плохого поступка героев, они внимательны друг к другу, думают и говорят об интересах России, мировой политике.
- Можно ли ограничиться разговором лишь о знати Петербурга? Почему?
- Как вы думаете, о чем еще должна идти речь? (О высшем обществе Москвы)
Об этом на следующем уроке Ростовы, Болконский. Тут домашнее задание.
И проверочная работа(индивидуально)
Ответьте кратко на вопросы.
1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?___________________________________________________________________
2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты._______________________________________________________________________
3. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________________
4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Рефлексия. Закрепление изученного материала.
Учитель. Вернемся к целям урока.
В о п р о с ы к л а с с у:
- Смогли ли мы решить эти цели?
- Что оставили без внимания?
- Как вы оцениваете нашу работу на уроке?
- Что удалось, а что нет?
Творческая работа (ученики уже знакомы с данной работой).
Учитель. Попробуйте составить синквейн «Салон Шерер» (самостоятельная работа).
Озвучивание работ желающих.
7. Домашнее задание.
1) Перечитать том 1, части 2 и 3.
2) Эпизоды «Именины в доме Ростовых» и «Приезд князя Андрея в Лысые Горы» (индив. задание)
3) Акростих на тему( определить самостоятельно)
Проверочная работа
Ответьте кратко на вопросы.
1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?___________________________________________________________________
2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты._______________________________________________________________________
3. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________________
4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочная работа
Ответьте кратко на вопросы.
1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?___________________________________________________________________
2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты._______________________________________________________________________
3. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________________
4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________