СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.н.толстой замысел и истрия создания романа "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

История создания романа "Война и мир"

Просмотр содержимого документа
«Л.н.толстой замысел и истрия создания романа "Война и мир"»

Урок литературы для 1 курса СУЗ

Дата

Тема: «Война и мир»: замысел романа. Смысл названия и своеобразие жанра. Эпизод «Вечер в салоне А.П. Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» (т.1, ч.1, гл.1-4)



Цель урока: познакомить учащихся с историей написания «Войны и мира»; выяснить, в чем заключается жанровое своеобразие; объяснить смысл названия; определить

принципы изображения Толстым светского общества и авторское отношение к салону Шерер.



Тип урока: комбинированный урок с элементами беседы, дискуссии, практикума.



Технологии: технологии развивающего обучения, информационно–коммуникативные технологии, технология развития критического и аналитического мышления.



Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, видеофильм, текст романа, словарь, иллюстрации.





План урока:



1. Актуализация знаний: проверка знаний по предыдущему материалу. Фронтальный опрос.

2. Проверка домашнего задания (в виде интервью). История создания романа.

3. Смысл названия. Какой прием использует автор?

4. Аналитическое чтение и комментирование эпизодов из первых глав романа-эпопеи. Составление кластера: общество в салоне Шерер.

5. Дискуссия на тему «Можно ли на основании 1-4 гл. говорить об отношении Толстого к данным героям?».

6. Рефлексия. Закрепление изученного материала.

7. Домашнее задание.



  1. Орг. момент.





Одним из наиболее фундаментальных и высокохудожественных прозаических произведений в истории отечественной литературы является роман-эпопея «Война и мир». Высокая идейная и композиционная совершенность произведения – плод многолетней работы. История создания «Войны и мира» Толстого отражает упорный труд над романом с 1863 по 1870 год.



Для вас не секрет, что наш сегодняшний урок будет посвящён великому роману великого писателя. Знаете, когда Владимир Владимирович Набоков читал студентам лекцию о о Льве Николаевиче Толстом, он выключал весь свет и закрывал ставни. И когда в аудитории становилось совсем темно он начинал.

- Это, - говорил Набоков, включив один светильник, - это Пушкин

- Это, - и он зажигал лампочку в другом углу, - это Гоголь

- Это, - Набоков включал настольную лампу, - это Чехов

- А вот это... при этих словах Набоков открывал настежь все окна так, что помещение заливало светом, - это Лев Николаевич Толстой.



Итак, сегодня мы попытаемся хоть немного приоткрыть для себя великую мудрую книгу этого писателя. Сформулируйте тему урока.

Запись эпиграфов к уроку.

"Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий

определению, столь дорогому сердцу составителей литературных

анкет: "величайший роман в мире",  - я выбрал бы "Войну и мир".

Джон Голсуорси



Приличьем стянутые маски…

М. Лермонтов



Актуализация знаний: проверка знаний по предыдущему материалу. Фронтальный опрос

Просмотр буктрейлера.



2. История создания романа. Проверка опережающего домашнего задания (в виде интервью).

Что такое интервью?(связь с русским языком)



Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа». Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.

Первоначально задумывался роман «Декабристы», Герои Петр Лабазов и его жена Наташа возвращаются в 1856 году из ссылки. Встречаясь с декабристами в эти годы Толстой был поражен как нравственно сохранились эти люди и в своём новом романе он хотел сравнить людей нового поколения со старым декабристом, распространяющим на всё свой строгий и несколько идеальный взгляд». Писатель много работает в архивах, читает мемуары участников войны 1812 года и постепенно замысел его меняется, меняется и общая идея романа. Если первоначально главной была «мысль дворянская», то затем любимой идеей Толстого становится «мысль народная».



Формирование замысла определил сам автор:

1856 год  - начало замысла. "В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию".

1825 год  - восстание декабристов. "Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя".

1812 год  - война. "Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года".

1805- 1807 годы  - заграничные походы русской армии. "Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама".



Работе над романом Толстой отдал около 7 лет (1863-1869) Нередко главы переписывались 12-13 раз. С. А. Толстая писала: «Счесть, сколько раз я переписывала «Войну и мир» невозможно». Сам Толстой говорил: «Каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее. "Более всего в романе я любил мысль народную". Главная проблема - судьба народа, народ  - основа нравственных и моральных устоев общества.

1. "Кто истинный герой?" - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.

2. Истинный и ложный патриотизм.

3. Назначение женщины  - сохранение семейного очага.

В романе более 600 (550) действующих лиц

   В романе 4 тома и эпилог:    

I том — 1805 год.

 II том — 1806—1811 годы.

 III том — 1812 год.  

IV том —1812—1813 годы

Эпилог — 1820 год.



3. Смысл названия романа.Какой прием использует автор? В каких произведениях еще используется? («Красное и чёрное», «Принц и нищий», «Преступление и наказание», «Толстый и тонкий»)

Запись в тетрадь.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Антите́за, антите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом[1].



Споры о названии

Вначале давайте поразмыслим, почему Толстой в названии романа использовал соединительный союз? Докажите, что слова, вынесенные в заглавие, многозначны, и заглавие включает в себя всю совокупность их значений. (Потому что война разрушает мир, а мир наступает только после войны — взаимосвязь, одно без другого не бывает, иначе исчезли бы исходные понятия. Война-это не только одни военные действия враждующих армий, но и война-это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение. Война существует не только на войне, но и в обычной, повседневной жизни людей, разъединенных социальными и нравственными барьерами.)



Таким образом, «война», может означать не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность в мирной жизни людей, разделенных социальными и нравственными барьерами.



В каком же значении использовал слово «мир» автор в названии?



Вопрос возникает потому, что в современном русском языке слово «мир» имеет два разных значения, «мир» — антоним к слову «война» и «мир» — в смысле планета, община, общество, окружающий мир, место обитания.



Во времена Толстого, до орфографической реформы 1917-1918 годов, эти два понятия имели различное написание: в первом значении писалось «миръ», во втором — «мiръ».



^ Основные значения слова «мiръ», согласно словарю В.И. Даля, были:



1) Вселенная;



2) земной шар;



3) все люди, род человеческий.



Слово же «миръ» употреблялся для обозначения отсутствия войны, вражды, ссоры. Существует предположение, что Толстой якобы использовал в названии слово «мiръ» (Вселенная, общество).



Однако все прижизненные издания романа Толстого выходили под названием «Война и миръ», и сам он писал название романа по-французски как «Laguerreetlapaix».



Неоднозначность такого прочтения возникла при первой полной публикации романа. В ^ 1868 году в издательстве М. Н. Каткова выходит книга, на титульном листе которой начертано: «Война и миръ». Сохранился предваряющий это событие документ от 24–25 марта 1867 года, адресованный М. Н. Лаврову — служащему типографии Каткова. Это проект договора об издании романа. Интересно то, что заглавие его в документе — «Тысяча восемьсотъ пятый годъ» — зачёркнуто одной чертой и рукой Л. Н. Толстого над словами «Тысяча восемьсот» написано: «Война и мiръ». Но, безусловно, любопытно и то, что в самом начале документа над словами «Милостивый Государь, МихаилъНиколаевичъ» карандашом начертано: «Война и Миръ». Сделано это рукой Софьи Андреевны, очевидно, при наведении порядка в бумагах мужа в восьмидесятые годы. По другой версии, написание в названии слова «миръ» появилось из-за опечатки, допущенной в издании 1913 года под редакцией П. И. Бирюкова. В четырех томах романа заглавие воспроизводится восемь раз: на титульном листе и на первой странице каждого тома. Семь раз напечатано «миръ» и лишь один раз — «мiръ», причём на первой странице первого тома.



Не стоит забывать и о том, что слово "мир" в XIX веке использовалось и для обозначения патриархально-крестьянского общества. Очевидно, Толстой учитывал и это значение.

Возможно, понятия "мир" и "мiр" в романе Толстого сливаются воедино?

 Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.       

Обращение к эпиграфу.

Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», — я выбрал бы «Войну и мир».



Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».

В наше время историки и литературоведы назвали «Войну и мир» как «роман-эпопея».

«Романные» признаки:

А) развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка – для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности;

Б) взаимодействие среды с характером героя,

В) развитие этого характера.

Признаки эпопеи:

А) тема (эпоха больших исторических событий);

Б) идейное содержание – «моральное единение повествователя с народом и его героической деятельности, патриотизм… прославление жизни, оптимизм;

В) сложность композиции;

Г) стремление автора к национально-историческому обобщению.



4. Аналитическое чтение и комментирование эпизодов из первых глав романа-эпопеи. Просмотр видеограгмента.

1) Составление кластера: общество в салоне Шерер.

Аббат

Элен, Лиза.

Анна Павловна и Мортемар.



- С какого эпизода начинается роман-эпопея «Война и мир»? (С описания салона А.П.Шерер).

- К какому элементу сюжета можно отнести этот эпизод?

- Как вы думаете, какое значение имеет завязка для произведения? Вспомните примеры завязок в других произведениях? («Бесприданница» - приезд Паратова)

- Почему именно этот эпизод считается завязкой всего романа?



- Вспомните литературных персонажей первой половины 19 века, которые относились к высшему обществу обеих столиц ( Евгений Онегин, Александр Чацкий и Григорий Печорин). - Каковым было их отношение к приемам, званым вечерам, светским раутам?



- От чего они бежали в деревню, на Кавказ, за границу?



- Каким же изображен высший свет Пушкиным, Грибоедовым, Лермонтовым?



- А как изображает высшее общество, приближенное к императорским кругам, Лев Толстой?

На вечере у А.П.Шерер, завязываются все нити романа.Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи, потому что именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений с Францией, отсюда завязывается и основа сюжета романа – конфликт с Наполеоном. Здесь, в салоне, зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всем мире.



- Что представляет собой салон? Работа в группах



1. Князь Василий Курагин.- Какова же настоящая цель приезда Василия Курагина? (Определить Ипполита первым секретарем в Вену)

2.Андрей Болконский.(Почему ему было скучно в этом обществе?

- Как общество относится к князю? (Он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество.Но они для него чужие.)

Почему спустя полтора года после свадьбы Андрею надоела жена?

- Кому в этом салоне был рад Андрей? Почему?)

3.Пьер Безухов.( Чем отличался Пьер от остальных гостей салона? Как Пьер ведет себя в салоне? Какое определение Пьеру дает Анна Павловна (человек, не умеющий жить).

4. Анна Шерер.(Фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны).Давайте вспомним, кто в 1805 г. в России был императором? Кто такая Мария Федоровна?

- Значит, в салоне фрейлины императрицы собиралась вся петербургская знать.

5.Анна Друбецкая.( Кто такая А.М. Друбецкая? Женщина из знатного дворянского, но разорившегося рода. Под началом её отца когда-то делал при дворе первые шаги князь Василий Курагин.

- Зачем на этот вечер приехала А.М. Друбецкая?

- Как она себя ведет? (Сидит рядом сникому неизвестной тетушкой и выжидает удобного случая, чтобы поговорить с Василием Курагиным о переводе её сына Бориса в гвардию, а затем – в адъютанты к Кутузову.)

6.Лиза Болконская.

7.Ипполит Курагин.

8.Элен Курагина.

В верхний овал вписывается имя героя. На стрелках к нижним овалам в любом порядке надписываются критерии, по которым следует наблюдать за героями: портрет, манеры, цель визита.

Значение французской речи в романе.

– С какой целью Толстой вводит в роман французский язык? (Почему в русском романе так много французского текста?) (Это подчёркивает незнание героями родного языка.

Французский язык есть средство характеристики знати с её антинациональной ориентацией. Простым использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет своё отношение к описываемому. Слова Пьера, хотя он, несомненно, великолепно владеет французским языком и более привык к нему за границей, Толстой приводит только по-русски. Реплики князя Андрея тоже приведены, в основном, по-русски, за исключением двух случаев: князь Андрей, войдя в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует речь Наполеона.

Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык, позднее, немецкий язык.)

Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это все, чем живет великосветская знать Петербурга. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нём окружающие, каждый делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речи, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатыми и знаменитыми. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа.



Запись в тетрадь.

Приемы, которые использует Толстой для изображения панорамы жизни светского общества:

Приём сопоставления.

Прием противопоставления.

«Срывание всех и всяческих масок». (к эпиграфу)



5. Дискуссия на тему «Можно ли на основании 1-4 гл. говорить об отношении Толстого к данным героям?».

Ведь Толстой не показал объективно ни одного плохого поступка героев, они внимательны друг к другу, думают и говорят об интересах России, мировой политике.



- Можно ли ограничиться разговором лишь о знати Петербурга? Почему?



- Как вы думаете, о чем еще должна идти речь? (О высшем обществе Москвы)

Об этом на следующем уроке Ростовы, Болконский. Тут домашнее задание.



И проверочная работа(индивидуально)



Ответьте кратко на вопросы.

1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?___________________________________________________________________

2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты._______________________________________________________________________

3. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________________

4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





6. Рефлексия. Закрепление изученного материала.

Учитель. Вернемся к целям урока.

В о п р о с ы к л а с с у:

- Смогли ли мы решить эти цели?

- Что оставили без внимания?

- Как вы оцениваете нашу работу на уроке?

- Что удалось, а что нет?

Творческая работа (ученики уже знакомы с данной работой).

Учитель. Попробуйте составить синквейн «Салон Шерер» (самостоятельная работа).

Озвучивание работ желающих.

7. Домашнее задание.



1) Перечитать том 1, части 2 и 3.

2) Эпизоды «Именины в доме Ростовых» и «Приезд князя Андрея в Лысые Горы» (индив. задание)

3) Акростих на тему( определить самостоятельно)















Проверочная работа

Ответьте кратко на вопросы.

1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?___________________________________________________________________

2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты._______________________________________________________________________

3. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________________



4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Проверочная работа

Ответьте кратко на вопросы.

1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?___________________________________________________________________

2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты._______________________________________________________________________

3. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________________



4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс