Правописание суффиксов -чик-, -щик-
1. Языковая разминка.
1. Запишите предложения, вставив пропущенные буквы:
Б_жала к_за через м_сточ_к, ухватила кл_новый л_сточ_к.
(Бежала коза через мосточек, ухватила кленовый листочек.)
2. Синтаксический разбор предложения, характеристика, схема.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.)
Схема [ о, о ]
3. Выпишите из предложения существительные, соответствующие схеме, объясните написание суффиксов:
(листочек, мосточек).
4. Распределительный диктант.
Запишите слова в два столбика: 1 – с суффиксом -ек-, 2 – с суффиксом -ик-.
Дружочек, звоночек, билетик, подарочек, дворик, мячик, кустик, горошек, замочек, ключик.
(Ученики проводят взаимопроверку, выставляют оценки, сдают листочки.)
2. Определение темы и целей урока.
Вставьте пропущенные буквы, определите значение суффикса в словах:
развед_ик, гон_ик, лет_ик, извоз_ик, фонар_ик, съем_ик, разнос_ик, перебеж_ик, обой_ик.
(Групповая работа. Ученики вставляют буквы, вывешивают таблички на доску.)
1. Каково значение суффикса? Какое еще значение имеет суффикс -чик-? Приведите примеры.
2. Какие буквы вы вставили?
3. Задание дано одно. А выполнили? (По-разному.) Почему? Чего вы не знаете? (Когда пишется суффикс -чик-, а когда – -щик-.) Какая будет тема урока? (Правописание суффиксов -чик- и -щик-.)
4. Записываем тему.
5. Что вы должны узнать? Чему должны научиться?
3. Решение учебной проблемы.
Побуждающий диалог
Посмотрите на два столбика слов: в первом – слова с суффиксом -чик-, во втором – с -щик-.
Они помогут вам открыть правило.
Разведчик
летчик
извозчик
разносчик
перебежчик
обойщик
фонарщик
съемщик
гонщик
гардеробщик
– Прочитайте слова первого столбика орфографически.
Вслушайтесь.
– На что нужно обратить внимание в словах первого столбика? (На буквы перед суффиксом, подчеркнем их.)
– Что дала проверка? (Перед -чик- пишутся буквы д, т, з, с, ж; перед -щик- – й, р, м, б, н и другие согласные.)
– Сформулируйте правило о правописании суффиксов. (После д, т, з, с, ж пишется буква ч, в остальных случаях – щ.)
Исправляем ошибки на табличках.
Сравниваем свою формулировку с правилом.
Как применять это правило? Составим алгоритм.
Алгоритм
Определите значение суффикса -чик- |
| |
Уменьшительно- л аскательное | О бозначает лицо по профессии или роду занятий |
 | |
Пишите суффикс | Какие буквы стоят п еред суффиксом |
| |
| д, т, з, с, ж | не д, т, з, с, ж |
|  |  |
| Пишите суффикс -чик- | Пишите суффикс -щик- |
Проверка алгоритма при выполнении задания.
Цель – формирование умения различать значение суффикса -чик-; формирование умения правильно писать суффикс -чик-.
Ответить на вопросы в задании упражнения.
Вывод: суффикс -чик- уменьшительно-ласкательный и суффикс -чик-, обозначающий лиц по профессии или роду занятий, являются омонимами.
От чего зависит написание суффикса -чик-, обозначающего лиц по профессии или роду занятий?
(Подсказки: Я тоже здесь. Ты Же Должен Знать Суффикс -чик-.)
Создание образа
Каждое орфографическое правило можно представить в виде какого-либо образа, его можно нарисовать, начертить. Например, изученное правило можно представить в виде звездочки.
Подберите примеры к каждому лучику.
Дома попробуйте нарисовать правило правописания суффиксов -чик- и -щик-.
Словарная работа
Прочитайте слова в рамочке. Сравните их значение.
Что такое компьютер? Это ЭВМ.
А компьютерщик? Это человек, чья профессия связана с компьютером.
– Как вы думаете, какое из этих слов пришло к нам из английского языка и обозначало «вычислитель»? Докажите, что второе слово образовано уже в русском языке.
(Компьютерщик – образовано при помощи суффикса -щик-.)
– Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы, подберите однокоренные слова различных частей речи.
Компьютер,
компьютерщик,
компьютерный,
компьютеризировать.
компьютеризация.
4. Подведение итогов.
– Над какой орфограммой работали?
– Что нового узнали на уроке?
– Чему научились?
– О чем вам должны напоминать буквы д, т, з, с, ж?
5. Домашнее задание.
1. Выполните задание: запишите слова, объясните написание суффиксов.
Доклад_ик, пулемет_ик, перебеж_ик, груз_ик, забой_ик, разнос_ик.
2. Выучите правило, изобразите его при помощи рисунка.
Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).
Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)