Лабораторная работа № 25
Строение цветка и плода растений семейства Бобовые.
Цель: познакомить школьников с особенностями сироения цветка и плода растений семейства Бобовые.
Оборудование: гербарий растений Бобовые.
Ход работы:
1. Рассмотрите на слайдах 13 и 14 презентации, на гербарии растений, на стр. 91- 93 учебника рисунки цветка, соцветия и плода семейства Бобовые и ответьте на вопросы.
1. Какой околоцветник: простой или двойной?
2. Подсчитайте количество чашелистиков.
3. Рассмотрите венчик. Подсчитайте количество лепестков.
4. Подсчитайте число тычинок. Все ли они одинаковы по длине?
5. Подсчитайте число пестиков.
6. Какое соцветие у данного семейства?
2. Подводим итоги и выводим формулу цветка по диаграмме.
3. Рассмотрите строение плода.
3. Заполните таблицу (слайд 15):
Признаки | Семейство Бобовые |
Цветок: | Ч(5) Л1+2+(2)Т(9)+1 П1 |
чашелистики | 5 сросшихся |
лепестки | верхний - парус, боковые - весла, два сросшиеся нижние- лодочка. |
тычинки | 10 (9 срастаются и 1 свободная) |
пестик | 1 |
Околоцветник | двойной |
Опыление | насекомыми (пчелами, бабочками), реже птицами, иногда рукокрылыми (летучими мышами). |
Соцветие | кисть (донник, люпин), головка (клевер). |
Плоды | боб |
4. Вывод: почему горох, клевер, донник относят к семейству Бобовые?
Для всех растений семейства Бобовые характерно наличие на их корнях клубеньки с азотфиксирующими бактериями, которые усваивают свободный азот из воздуха и превращают его в соединения, доступные для растений.
Скажите, как называется такое сожительство организмов? (Ответ: симбиоз).
Все органы бобовых растений богаты веществами, содержащими азот. В семенах содержится большое количество белка. По количеству белка в составе семян бобовые превосходят зерновые культуры более чем вдвое: в зернах пшеницы – до 12%, а у фасоли- до 25% легкоусвояемого, как в говядине, белка.
Соя содержит до 45% белка.
После уборки урожая бобовых в почве остаются корни этих растений, благодаря чему почвы обогащаются азотом.
Представители семейства Бобовые.
Значение растений семейства Бобовые.
Физкультминутка.
Составьте кластер на тему «Значение растений семейства Бобовые».
Пищевые растения: горох, фасоль, соя, бобы, арахис, нут, чечевица.
Кормовые растения: клевер, донник, эспарцет, чина, люцерна, верблюжья колючка (в пустынях), вика, люпин.
Декоративные растения: душистый горошек, люпин, акация (желтая и белая).
Лекарственные растения: солодка голая, клевер луговой, термопсис ланцетовидный, донник лекарственный.
Растения – медоносы: донник, клевер, чина.
Игра «Какие растения «лишние».
Тест “Проверь себя”.
1. К какому классу растений относится горох посевной?
А). К классу однодольных растений. В). К классу двудольных растений.
2. Какие признаки указывают на принадлежность к классу двудольных растений?
А). Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, две семядоли в семени.
В). Травянистый стебель, сетчатое жилкование листьев, строение цветка
3. Почему семейство называется Мотыльковые?
А). За расположение листьев В), За строение корня С). За строение венчика цветка.
4. К какой группе растений относится верблюжья колючка?
А). Однолетнее. В). Двулетнее. С). Многолетнее.
5. Соцветие у растений Бобовые называется
А). Головка В). Зонтик С). Корзинка
6. Для чего человек в основном выращивает фасоль?
А). Употребление в пищу. В). Как корм животным. С). Для украшения цветников.
Взаимопроверка
Ответы: 1 – в; 2 – а; 3- с; 4 – с; 5 – а; 6 – а.
Творческое задание на выбор:
Составить рецепт “природная аптека бобовых” или
Объясните, каков биологический смысл в созревании плодов арахиса под землей?