СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Р. Семейство крестоцветные

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Л.Р. Семейство крестоцветные»

Тема – «Семейство Крестоцветные»


  1. У доски (слайд 2):

  2. Расположите признаки соответственно классу, к которому они относятся:

  3. Главный корень хорошо выражен.

  4. Мочковатая корневая система

  5. Травянистые, реже деревянистые растения.

  6. Растения имеют камбий

  7. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием

  8. Зародыш с двумя семядолями

  9. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием

  10. Растения не имеют камбий

  11. Главный корень не развивается

  12. Стержневая корневая система

  13. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные

  14. Цветы трехчленные


2. Работа с гербарием.

Учащиеся работают в парах.

Рассмотрите предложенные растения, разделите их на однодольные и двудольные.


3. Работа у доски (слайд 3):

.При помощи интерактивной ручки расположите таксономические единицы в порядке возрастания.

4. Определить систематическое положение смородины черной.

Прием Проблемный вопрос (слайд 4):

Какой всем известный овощ является кладом витаминов? Этим овощем приказывал кормить своих воинов великий полководец Александр Македонский, который считал, что он прибавляет им силу, храбрость и выносливость?

Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук считал, что это он выгоняет болезни из тела и спасает жизни морякам. О каком оводе говорится? Посмотрите, пожалуйста, на слайд 5. Знакомы ли вам эти растения?

Все эти растения относятся к одному семейству – Крестоцветные (Капустные). Как вы думаете, почему им дали такое название? (Ответ: за строение цветка, у которого лепестки расположены крест накрест).

А почему второе название Капустные?

Слайд № 6.

  • Семейство насчитывает около 3200 видов.

  • Среди них преобладают травянистые растения.

  • Распространены, в основном, в умеренной зоне северного полушария.

  • Эти растения опыляются насекомыми, поэтому большинство из них пахнут и имеют нектарники.

Ученые выделили эти растения в отдельное семейство, так как они имеют общее строение цветка, плода …, их выращивание связано с определёнными условиями, они отличаются от других растений способами выращивания.


Работа с гербарием (растения семейства Крестоцветные: пастушья сумка и ярутка, сурепка и другие).

Рассмотрите строение данного растения и допишите недостающие слова в тексте.

1. Корневая система - ………

2. Стебель у растения- …………

3. Листья - ………

4. Листорасположение - ………

5. Жилкование - ……..

Лабораторная работа № 22 (слайд 6):

Строение цветка и плода растений семейства Крестоцветных.

Цель: познакомить школьников с особенностями сироения цветка и плода растений семейства Крестоцветные.

Оборудование: гербарий растений Крестоцветных.

Ход работы:

1. Рассмотрите на слайдах 7 и 8 презентации, на гербарии растений, на стр. 85 учебника под редакцией К. Кайым рисунки цветка, соцветия и плода семейства Крестоцветные и ответьте на вопросы.

1. Какой околоцветник: простой или двойной?

2. Подсчитайте количество чашелистиков.

3. Рассмотрите венчик. Подсчитайте количество лепестков.

4. Подсчитайте число тычинок. Все ли они одинаковы по длине?

5. Подсчитайте число пестиков.

6. Какое соцветие у данного семейства?

2. Подводим итоги и выводим формулу цветка по диаграмме.

3. Рассмотрите строение плода. Измерьте ширину и длину плода. Если длина плода превышает его ширину в 3 раза и более, то это плод – стручок, если ширина и длина равны, это плод – стручочек. Какой плод у вас на парте?

3. Заполните таблицу (слайд 9):

Признаки

Семейство Крестоцветные

Цветок:


чашелистики

4

лепестки

4

тычинки

2+4

пестик

1 состоит из 2 плодолистиков

Околоцветник

двойной

Опыление

перекрестное

Соцветие

кисть

Плоды

стручок, стручочек

Листорасположение

очередное или розетка

Корневая система

стержневая

Представители

редька, капуста, рапс


4. Вывод: почему капусту, пастушью сумку, редьку относят к семейству Крестоцветные?

Слайды 10 - 16. Представители семейства Крестоцветные.

Слайды 17 - 20. Значение растений семейства Крестоцветные.

Отгадайте, о каком овоще идет речь?

  • Кулинар приготовит из него много разных блюд. Этот овощ великолепно сочетается с другими овощами, с фруктами, яблоками, помидорами, тмином, луком.

А медик расскажет о целебных свойствах, о том, как положительно влияет на обмен веществ, лечит ревматизм и желудочные заболевания, хорош он и для диабетиков.

  • Этим овощем выдающийся полководец древности Александр Македонский, по преданию, перед боем считал необходимым накормить своих воинов.

  • Древнее славяне получили эту культуру от греко – римских колонистов Крыма и других районов Причерноморья. Вместе с растением переняли и его название, немного изменили название на свой лад. Так из латинского слова «капут» - голова и родилось название этого овоща. (Ответ: капуста).

Сообщение учащихся о капусте:

  1. История капусты.

  2. Капуста – представитель семейства Крестоцветные.

  3. Пословицы и поговорки о капусте.

Физкультминутка.

Составьте кластер на тему «Значение растений семейства Крестоцветные»

Слайд 21. Игра «Какие растения «лишние».

Слайд 22. Тест “Проверь себя”.

  1. 1. К какому классу растений относится пастушья сумка?

А). К классу однодольных растений. В). К классу двудольных растений.

2. Какие признаки указывают на принадлежность к классу двудольных растений?

А). Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, две семядоли в семени.

В). Травянистый стебель, сетчатое жилкование листьев, строение цветка

3. Почему семейство называется Крестоцветные?

А). За расположение листьев В), За строение корня С). За строение венчика цветка.

4. К какой группе растений относится капуста?

А). Однолетнее. В). Двулетнее. С). Многолетнее.

5. Соцветие у растений Крестоцветные называется

А). Кисть В). Зонтик С). Корзинка

6. Для чего человек в основном выращивает капусту?

А). Употребление в пищу. В). Как корм животным. С). Для украшения цветников.

Взаимопроверка


Ответы: 1 – в; 2 – а; 3- с; 4 – в; 5 – а; 6 – а.

(Слайд № 23)

Выучить параграфы 23 учебника стр. 85- 86 заполнить таблицу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!