СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.С Петрушевская. «Шопен и Мендельсон»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Л.С Петрушевская. «Шопен и Мендельсон»»

Урок –практикум.

Анализ текста рассказа Л. Петрушевской «Шопен и Мендельсон».



Цели:

  • Познакомить учащихся с рассказом «Шопен и Мендельсон», с особенностями индивидуального стиля писательницы.

  • Вырабатывать навыки анализа художественного текста.

  • Развивать умение интерпретации произведения постмодернизма.

  • Формировать нравственно-ценностные ориентиры.

Подготовка к уроку:

  • Предварительное прочтение рассказа.

  • Поиск в интернете сведений об авторе.

  • На партах учащихся тексты рассказа.

  • Подготовлены карточки для работы по группам.



ХОД УРОКА



1. На мультимедийной доске демонстрируется слайд № 1 «Жить, чтобы любить». В качестве эпиграфа звучит 1-й куплет песни «Ты знаешь, так хочется жить»

Ты знаешь, так хочется жить,

Наслаждаться восходом багряным,

Жить, чтобы просто любить

Всех, кто живет с тобой рядом.

Во вступительном слове учитель предлагает ученикам объяснить, как они понимают слова эпиграфа и как соотносят их с рассказом.

2 .Одному из учеников предлагается коротко рассказать о писательнице. Демонстрируется слайд №2 с портретом Петрушевской.

3. На доске слайд №3. «Еще один рассказ о любви. О любви?»

Учитель предлагает в ходе урока подумать над темой рассказа.



РАБОТА С ТЕКСТОМ

1. Какой мотив сразу бросается в глаза? (Одиночество человека в этом мире)

2.Как проявляется этот мотив? Только ли женщина одна?

3. В чем двойственность одиночества? (Одна, но с соседями; они вместе, но в этом мире одиноки)

4. Словарная работа со словами СОСЕДКА, СУПРУГИ.(Сопряженные, в одной упряжи, тот, кто рядом).

НА КАКОМ ПРИЕМЕ ПОСТРОЕН ТЕКСТ? (противопоставление)

а) Одна –двое;

б) молодая женщина – старики;

в) телевизор –пианино;

г) угрюмый серый быт – музыка, фантазия;

д) ее долгая жизнь – их быстрый исход;

е) телефон --болтает (тоже крик о помощи)

-- ползет (за помощью);

ж) музыка –пианино,

--шум унитаза и телевизор.

Слайд «Постмодернизм» и его обсуждение.

Задания по группам (3-5 минут)

Группа лингвистов

В чем своеобразие языка Петрушевской?

Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы получилось так, что «текста мало, а материала много»?

Группа музыковедов

Как вы думаете, почему автор использовал музыку именно Шопена и Мендельсона?

Что на ваш взгляд думает автор: обречен ли на гибель мир искусства (мысль, на которую наводит смерть старичков) или есть надежда, что он пребудет?

Группа критиков

Какими предметами или словами представлены в рассказе МИР РЕАЛЬНЫЙ и МИР СКАЗКИ?

Каковы характеристики этих миров?

Могут ли они существовать друг без друга?

РАБОТА СО СЛАЙДАМИ.

Слайд № 5.Как вы объясните два пространства в тексте?

Перейдите от противопоставлений частных к общему, большому, главному.

Слайд № 6. Что имеет в виду соседка, постоянно повторяя : «Ну и слух у меня!» ?

Что-то изменилось со слухом соседки в связи со смертью стариков?

О какой смерти здесь идет речь: о физической или духовной?



ВЕРНЕМСЯ К ВЕЧНОЙ ТЕМЕ ЛЮБВИ.

О любви и верности этот рассказ или о смерти любви?

Каков он, современный мир? Как вы понимаете изображенное на слайде №7?

(Вселенная-символ вечности; Земля – жизнь; профили обращены друг к другу, но лишены портретных черт, т.к. это каждый из нас; лица пусты, человек разучился слышать ближнего (наушники). Поэтому на земле умирает любовь, уходят поколения, умеющие любить. Это символизирует уменьшающееся сердце.)

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ.

Что каждый из вас вынес для себя из этого рассказа?

Чему он вас научил?

Д/З. По прочтении рассказа сравнить себя вчерашнего с сегодняшним.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!