План занятия
1. Название дисциплины Русский язык и литература
2. Тема. Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие Л. Н. Толстого. Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне. Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя.
3. Цель занятия: рассказать про военную кампанию России против Франции (1805-1812 гг.), дать исторические сведения про Александра I, Кутузова, Наполеона и рассмотреть видение этих людей Л.Н.Толстым на страницах романа «Война и мир»; показать, как раскрывается характер героев в экстремальной ситуации, раскрыть суть теории Толстого о роли личности в истории; развивать навыки анализа текста, учить ориентироваться в исторических событиях, развивать способности обосновывать свою оценку прочитанного, а также умение выразительного чтения художественного произведения, развивать речь и мышление; содействовать формированию представлений о чести, долге, мужестве, героизме; формировать общечеловеческие ценности: добро, милосердие, взаимопонимание.
4. Тип: _усвоение новых знаний и формирование умений и навыков
5. Методы: _лекция, слово преподавателя, проблемные вопросы, задания, комментированное чтение.
6. Материально – техническое обеспечение и дидактические средства, ТСН
Портрет писателя, текст романа «Война и мир», карты, схема Бородинской битвы, иллюстрации к теме, выставка книг, презентация, мультимедийный проектор, видеосюжеты.
7. Литература (основная и дополнительная):
С.А.Зинин, В.И.Сахаров. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 частях. – М.: ООО «Русское слово», 2014.
2. Шуников В.Л. Литература: полный курс подготовки к ЕГЭ + CD/ В.Л.Шуников.- Москва: ООО «Издательство АСТ», 2014.- 272с.
Ход занятия:
Организационный момент.
Объявление темы и цели занятия.
Работа над темой занятия.
1. Слово преподавателя.
В 1805 году против Наполеона объединился союз европейских держав: Англии, Австрии, России. Россией правил в то время царь Александр I (24 года). Александр I был образован. Прошел школу придворных интриг, сумел удержаться между Катериной II и Павлом. Современники вспоминают молодого царя так: «Тонкий, мол бритва, острый, мол кончик иголки, фальшивый, мол пена морская». Все утверждали: хитрый. Лицемерный. Но с дипломатическими способностями.
Именно Александру I исторически довелось протистоять «корсианскому чудовищу». Так называли Наполеона.
2. Исторические справки (студенты):
А) краткое сообщение про Александра I.
Б) краткое сообщение про Наполеона;
3. Слово преподавателя.
Кстати, в то время и позднее, имя Наполеона было популярным: его хвалили и ругали, им восхищались.
- Вспомните литературные произведения, где б Наполеон владел мыслями героев ( Стендаль, Достоевский, Толстой).
- Где мы впервые встречаемся с мыслями про Наполеона в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого?
- Какие оценки ему дают властители дум?
4. Слово преподавателя истории.
О планах Наполеона. Война 1805-1807 гг. (до подписания мирного договора).
5. Слово преподавателя.
- Расскажите, как Л.Н.Толстой изображает войну за рубежом в романе.
Итак, мы с вами видим, что Кутузов понимал, что война будет проиграна. Он был талантливым военачальником, понимал простого солдата.
- Как Л.Н.Толстой описывает поведение Кутузова на военном совете перед битвой возле Аустерлица?
- Какой приказ перед битвой издает Наполеон?
- Как описывает Толстой Наполеона перед боем?
- Как Толстой описывает Кутузова, когда русская армия отступала?
- Чем закончилась война для России?
- Каковы причины поражения в романе Толстого?
6. Слово преподавателя истории.
О подписании мирного договора в Тильзите.
7. Слово преподавателя.
- Как в романе Толстой описывает подписание мирного договора?
- Как Толстой описывает отношение Наполеона к русским воинам?
Через несколько лет планы Наполеона изменились. Он поставил перед собой задачу – завладеть миром: «Я буду властителем мира, остается только Россия».
- Как войну 1812 года описывает Толстой в романе?
8. Историческая справка о Кутузове (студент).
9. Слово преподавателя истории.
Бородинская битва.
10. Слово преподавателя.
- Как Толстой описывает Бородинское сражение в романе?
- Как Л.Н.Толстой описывает народ на войне 1812 года?
- Цель народа на войне 1812 года.
11. Слово преподавателя.
Итак, мы с вами видим, как только у Кутузова появляется возможность действовать самостоятельно, раскрывается его талант военачальника. Для России он свой. Родной человек. И главное его качество – это доброта, простота и правда.
- Как изображен Кутузов в романе?
- Как Толстой изображает Наполеона в романе?
- Чтение стихотворения Лермонтова «Два великана».
Кутузов | Наполеон |
Подчинение интересам народа: А) скромность и простота, Б) искренность и правдивость, В) гуманное отношение к побежденным. 2. Верность долгу и армии. 3. Народный характер его деятельности. | 1. Проявление культа личности: А) высокомерие и тщеславие, Б) лицемерие и позерство, В) жестокость и вероломство. 2. Предательство по отношению к своей армии. 3. Антинародный характер деятельности. |
12. Слово преподавателя истории.
Отступление. Партизанская война.
13. Слово преподавателя.
- Как Толстой описывает партизанскую войну в романе?
- Отступление войск Наполеона.
14. Война 1812 года в искусстве (сообщение).
III. Подведение итогов.
Кроссворд.
| 1Б | А | Т | А | Р | Е | Я | |
| 2К | У | Т | У | З | О | В | |
| 3Р | А | Е | В | С | К | И | Й |
| 4Р | О | С | Т | О | В | | |
| 5А | Д | Ъ | Ю | Т | А | Н | Т |
6Т | И | М | О | Х | И | Н | |
7Б | А | Г | Р | А | Т | И | О | Н | | |
| 8Д | Е | Н | И | С | О | В |
Центральное слово: «Зерно моего романа», - говорил Л.Н. Толстой про…
Артиллерийское подразделение, которым руководил генерал Раевский.
Ученик Суворова.
В день Бородинской битвы его войска разместились в центре.
«Кто они? Зачем они бегут?.. Убить меня? Меня, кого так любят все» Кому принадлежат эти слова?
Эту должность занимал при Кутузове Андрей Болконский.
«Капитан с красным носом, пострадавший за синюю шинель».
Командующий 2-й российской армией (1812 г.)
Один из героев партизанской войны 1812 года.
IY. Выставление оценок и их комментирование.
Y. Рефлексия.
YI. Домашнее задание.
- Написать дома сочинение: «Кто ж они, настоящие герои?» или «Народ на войне 1812 года».
5