СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Л.Толстой "Война и мир". Правдивое изображение войны и русских солдат. Бородинская битва. Партизанская война в романе. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Осуждение жестокости войны в романе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Л.Толстой "Война и мир". Военная кампания России против Франции (1805-1812 гг.). Бородинская битва — величайшее  проявление  русского  патриотизма,  кульминационный  момент  романа. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне. Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение  жестокости  войны  в  романе.  Развенчание  идеи  «наполеонизма».  Патриотизм в понимании писателя.

Просмотр содержимого документа
«Л.Толстой "Война и мир". Правдивое изображение войны и русских солдат. Бородинская битва. Партизанская война в романе. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Осуждение жестокости войны в романе.»

План занятия



1. Название дисциплины Русский язык и литература



2. Тема. Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие Л. Н. Толстого. Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне. Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя.




3. Цель занятия: рассказать про военную кампанию России против Франции (1805-1812 гг.), дать исторические сведения про Александра I, Кутузова, Наполеона и рассмотреть видение этих людей Л.Н.Толстым на страницах романа «Война и мир»; показать, как раскрывается характер героев в экстремальной ситуации, раскрыть суть теории Толстого о роли личности в истории; развивать навыки анализа текста, учить ориентироваться в исторических событиях, развивать способности обосновывать свою оценку прочитанного, а также умение выразительного чтения художественного произведения, развивать речь и мышление; содействовать формированию представлений о чести, долге, мужестве, героизме; формировать общечеловеческие ценности: добро, милосердие, взаимопонимание.



4. Тип: _усвоение новых знаний и формирование умений и навыков


5. Методы: _лекция, слово преподавателя, проблемные вопросы, задания, комментированное чтение.


6. Материально – техническое обеспечение и дидактические средства, ТСН

Портрет писателя, текст романа «Война и мир», карты, схема Бородинской битвы, иллюстрации к теме, выставка книг, презентация, мультимедийный проектор, видеосюжеты.


7. Литература (основная и дополнительная):

  1. С.А.Зинин, В.И.Сахаров. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 частях. – М.: ООО «Русское слово», 2014.


2. Шуников В.Л. Литература: полный курс подготовки к ЕГЭ + CD/ В.Л.Шуников.- Москва: ООО «Издательство АСТ», 2014.- 272с.







Ход занятия:


  1. Организационный момент.

Объявление темы и цели занятия.


  1. Работа над темой занятия.

1. Слово преподавателя.

В 1805 году против Наполеона объединился союз европейских держав: Англии, Австрии, России. Россией правил в то время царь Александр I (24 года). Александр I был образован. Прошел школу придворных интриг, сумел удержаться между Катериной II и Павлом. Современники вспоминают молодого царя так: «Тонкий, мол бритва, острый, мол кончик иголки, фальшивый, мол пена морская». Все утверждали: хитрый. Лицемерный. Но с дипломатическими способностями.

Именно Александру I исторически довелось протистоять «корсианскому чудовищу». Так называли Наполеона.


2. Исторические справки (студенты):

А) краткое сообщение про Александра I.

Б) краткое сообщение про Наполеона;


3. Слово преподавателя.

Кстати, в то время и позднее, имя Наполеона было популярным: его хвалили и ругали, им восхищались.

- Вспомните литературные произведения, где б Наполеон владел мыслями героев ( Стендаль, Достоевский, Толстой).

- Где мы впервые встречаемся с мыслями про Наполеона в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого?

- Какие оценки ему дают властители дум?


4. Слово преподавателя истории.

О планах Наполеона. Война 1805-1807 гг. (до подписания мирного договора).


5. Слово преподавателя.

- Расскажите, как Л.Н.Толстой изображает войну за рубежом в романе.

Итак, мы с вами видим, что Кутузов понимал, что война будет проиграна. Он был талантливым военачальником, понимал простого солдата.

- Как Л.Н.Толстой описывает поведение Кутузова на военном совете перед битвой возле Аустерлица?

- Какой приказ перед битвой издает Наполеон?

- Как описывает Толстой Наполеона перед боем?

- Как Толстой описывает Кутузова, когда русская армия отступала?

- Чем закончилась война для России?

- Каковы причины поражения в романе Толстого?


6. Слово преподавателя истории.

О подписании мирного договора в Тильзите.


7. Слово преподавателя.

- Как в романе Толстой описывает подписание мирного договора?

- Как Толстой описывает отношение Наполеона к русским воинам?

Через несколько лет планы Наполеона изменились. Он поставил перед собой задачу – завладеть миром: «Я буду властителем мира, остается только Россия».

- Как войну 1812 года описывает Толстой в романе?

8. Историческая справка о Кутузове (студент).


9. Слово преподавателя истории.

Бородинская битва.


10. Слово преподавателя.

- Как Толстой описывает Бородинское сражение в романе?

- Как Л.Н.Толстой описывает народ на войне 1812 года?

- Цель народа на войне 1812 года.


11. Слово преподавателя.

Итак, мы с вами видим, как только у Кутузова появляется возможность действовать самостоятельно, раскрывается его талант военачальника. Для России он свой. Родной человек. И главное его качество – это доброта, простота и правда.

- Как изображен Кутузов в романе?

- Как Толстой изображает Наполеона в романе?

- Чтение стихотворения Лермонтова «Два великана».

Кутузов

Наполеон

  1. Подчинение интересам народа:

А) скромность и простота,

Б) искренность и правдивость,

В) гуманное отношение к побежденным.

2. Верность долгу и армии.

3. Народный характер его деятельности.

1. Проявление культа личности:

А) высокомерие и тщеславие,

Б) лицемерие и позерство,

В) жестокость и вероломство.

2. Предательство по отношению к своей армии.

3. Антинародный характер деятельности.


12. Слово преподавателя истории.

Отступление. Партизанская война.


13. Слово преподавателя.

- Как Толстой описывает партизанскую войну в романе?

- Отступление войск Наполеона.


14. Война 1812 года в искусстве (сообщение).


III. Подведение итогов.

Кроссворд.


А

Т

А

Р

Е

Я



2К

У

Т

У

З

О

В



А

Е

В

С

К

И

Й


4Р

О

С

Т

О

В




5А

Д

Ъ

Ю

Т

А

Н

Т

6Т

И

М

О

Х

И

Н


7Б

А

Г

Р

А

Т

И

О

Н




8Д

Е

Н

И

С

О

В


Центральное слово: «Зерно моего романа», - говорил Л.Н. Толстой про…

  1. Артиллерийское подразделение, которым руководил генерал Раевский.

  2. Ученик Суворова.

  3. В день Бородинской битвы его войска разместились в центре.

  4. «Кто они? Зачем они бегут?.. Убить меня? Меня, кого так любят все» Кому принадлежат эти слова?

  5. Эту должность занимал при Кутузове Андрей Болконский.

  6. «Капитан с красным носом, пострадавший за синюю шинель».

  7. Командующий 2-й российской армией (1812 г.)

  8. Один из героев партизанской войны 1812 года.


IY. Выставление оценок и их комментирование.


Y. Рефлексия.


YI. Домашнее задание.

- Написать дома сочинение: «Кто ж они, настоящие герои?» или «Народ на войне 1812 года».








































5