Урок музыки в 4 классе
Тема урока: «Патетическая соната» Л. В. Бетховена.
Тип урока: открытие нового знания
Жанр урока: тематический
Цель: раскрытие содержания I части «Патетической» сонаты Л.В. Бетховена, знакомство с биографическими данными этого композитора.
Задачи: - знакомство с музыкальным жанром;
- развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
- воспитание уважительного отношения к музыкальной культуре разных стран;
- воспитание слушательской культуры.
Планируемые результаты:
Предметные результаты.
Научатся: воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение;
Метапредметные результаты: умение понимать учебную задачу урока; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству; формирование личностного смысла постижения искусства и осознание жизненного смысла музыкальных образов; усвоение жизненного содержания «Патетической сонаты».
Познавательные: опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией; действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки; извлечение необходимой информации из прослушанного произведения; умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем; учиться давать оценку результатам деятельности.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт); использовать речь для регуляции своего действия; постановка и выполнение целей; оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя; способность к волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки; оценка воздействия полученной информации на собственные чувства и мысли.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог с учителем в процессе всех видов работы на уроке; умение анализировать и делать выводы.
Виды деятельности учащихся:
слушание музыки, участие в размышлениях о музыке, пение.
Методы: проблемные (подводящий к теме диалог, побуждающий диалог от проблемной ситуации), деятельностный подход, музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия, ассоциативные связи, звуковая и зрительная наглядность, сравнение.
- Технология развивающего обучения.
- Технология педагогики сотрудничества.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Индивидуально-ориентированная технология.
Дидактическое обеспечение урока: портрет композитора, видеоролик, презентация биографии композитора.
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), музыкальный центр.
Музыкальный материал:
- «Патетическая соната» I часть, песня на выпускной.
Ход урока.
Этап урока: | Деятельность учителя: | Деятельность учащихся: |
I. Организационный момент. | 1.Эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкальных звуков. Музыкальное. приветствие «Колокольчик». Пропевание звуков «дили-динь». | |
II. Актуализация знаний | Исходная мотивация. Звучит музыка «Зима» Бетховена. Прошу подойти детей к окну. Музыка затихает. Вопрос: Ребята, прислушайтесь, какие звуки можно услышать за окном? На столах лежит стихотворение Пушкина А. Нужно найти в нем светлые, спокойные слова и наоборот противоположные слова встревоженности, взволнованности. Поэты выражали свои чувства на словах. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела. А нынче… Погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце. Снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Мы с вами увидели, как выражают свои чувства поэты и художники. А сейчас услышим, как это делают композиторы. Задание такое: во время звучания фрагмента произведения (это «взрослая» музыка, то есть музыка о тех чувствах, которые способны переживать взрослые) вы попробуете определить интонации. Задание привычное, только музыка – очень сложная. Слушают отрывок произведения «Патетическая соната», Л.В. Бетховена. | |
3.Рефлексия. | - Мы помним, что интонации в музыке бывают… - И ещё одно правило повторим все вместе… - Мы с вами послушали произведение «Патетическая соната», Людвига Ван Бетховена. Знакомо ли вам такое произведение? (ответ отрицательный) . - Жаль, а ведь это произведения считается мировым хитом. И мы сегодня познакомимся с ним. Запишите, пожалуйста, в тетрадь композитора и произведение. | Повествовательные, восклицательные двух видов – восторг и гнев – и вопросительные. (хором) Чтобы понять, о чём говорит музыка, надо понять, как она говорит. Нет |
Постановка цели урока. | Исходя из темы нашего урока какие задачи можно поставить? (Дети: Сегодня на уроке познакомимся с понятиями соната, патетика.) Запись в тетрадях. Послушаем и проанализируем муз. произведение Л.В.Бетховена. Давайте познакомимся с биографией этого композитора. Презентация. - А сейчас давайте послушаем «Патетическую сонату». - Какие интонации мы слышали: повествует ли о чём-то музыка? Вы сейчас представите эту музыку в виде разговора людей. Сколько людей участвует в разговоре? Как каждый из них говорит? Продолжаем слушать экспозицию. - А давайте мы посмотрим видео, где сонату исполняет пианист. А вы будете дирижерами. - Давайте подумаем, как говорит первый? - А как говорит второй? - Но если кто-то умер у одного, подходит в общении слово радостно, восторженно? - Как можно поддержать человека в горе? Вы наверно немного устали, давайте немного отдохнем. | Сегодня на уроке познакомимся с понятиями соната, патетика. Слушают отрывок, где звучит вступление и главная партия партия. Дети затрудняются с ответом. Дети вместе со мною, стоя, дирижируют. И, наконец, понимают, что здесь разговор двоих. Дети подбирают эмоциональные термины из учебника: горестно, трагично, мрачно, наверно кто-то умер. Радостно, восторженно, взволнованно. Нет! Подходит взволнованно, страстно, оптимистично. Посочувствовать ему, сказать, что его друг будет смотреть на него с небес, а он будет помнить его. |
Физкультминутка. | Итак, сегодня мы познакомились с определением патетика и соната. А скажите, кто исполнял сонату? - Какой вывод можно сделать? Для какого количества инструментов написана соната? - Правильно, для одного и это может быть любой инструмент и скрипка, и виолончель, и флейта и т. д. - А с кем в сонате мы познакомились сегодня? - В сонате три части, в которых заключается содержание всего произведения, с которым мы еще будем знакомиться. | Исполнитель на фортепиано. Для одного. С главными героями. |
Организация вокально-хоровой деятельности. Самооценка деятельности учащимися, д.з. | А сейчас у нас осталось немного времени для того, чтобы повторить песню на ваш выпускной. Исполнение по группам (мальчики и девочки). - Время оценок. Как оцениваем свою работу? составить программу концерта классической музыки из знакомых произведений. | |
ДРЕВНЕРУССКОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО. Обряд выкатывания яйцом Испокон веков, чтобы очистить человека от порчи, испуга и других обретенных негативных программ, использовался обряд выкатывания яйцом. Этот метод исцеления весьма эффективен. Еще моя бабушка его использовала, когда дети и внуки были маленькими и болели. Порчу, чтобы снять, в знахарстве использовали те предметы, на которые переносилась программа деструктивная - это воск, соль, олово, яйцо. Как и воск, живая структура яйца легко перенимает на себя все недоброе с энергооболочек человека. Процедура выкатывания яйцом не так сильно встряхивает энергетику человека, как отливка воском. Поэтому обкатывать яйцом можно и детей, и беременных. Этот метод очень хорош для обучения и на начальном этапе познания законов Вселенной и самого себя. Можно сравнить этот метод с нулевым (подготовительным) классом в школе. Пробуйте, учитесь, но помните, что должно быть развитие, ибо топтание на месте ведет вниз. Следующий этап - обучение взаимодествию с Энергией. Правила обряда Яйцо для выкатывания должно быть живым - от курицы, которую оплодотворяет настоящий деревенский петух. Яйца, произведенные на птицефабриках, для этой задачи не годятся. Любитель, катающий человека с порчей яйцом без зародыша (мертвым), невольно может выполнить сброс порчи на себя. Даже непродолжительное хранение живых яиц в холодильнике существенно