Дидактический материал «Лабиринты» к учебнику русского языка
Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова «Русский язык 5 в 2-х частях»
Пояснительная записка
Учителю
Дидактический материал предназначен для самостоятельной работы учащихся. «Лабиринты»- это тесты, содержащие 20 тезисов по изучаемой теме. Принцип работы с лабиринтом несложен. Каждый тезис записан в прямоугольнике, которому присвоен порядковый номер (от 1 до 20) или буква. От прямоугольников отходят стрелки «Да» и «Нет». Тезисы могут быть верными и неверными.
Как работать с лабиринтами
1. Прочитайте тезис №1 и решите, согласны вы с ним или нет. Если вы согласны с предложенным тезисом, то двигайтесь по стрелке «Да», если нет – то по стрелке «Нет» к следующему тезису. Последовательность прохождения тезисов и их количество будут зависеть от правильности ответов.
2. Задание считается выполненным, если учащийся попал на последний тезис. При этом не обязательно прохождение всех тезисов по пути к тезису.
Существует только одно правильное решение, которое включает около 10-15 тезисов.
3. Особенность лабиринта состоит в том, что если ученик отвечает неправильно, то он отклоняется от верного направления движения, но, ответив на следующий тезис верно, вновь возвращается на правильный путь. Если ученик делает две- три ошибки подряд, то он попадает в тупик. В этом случае ему придется пройти весь путь сначала.
4. По мере продвижения по лабиринту учащийся записывает порядковые номера тезисов. Напрмер,1-2-6-8…-20. Главное условие – начать с цифры 1 и закончить на цифре 20. Движение по лабиринту между этими номерами произвольное.
5. Выполнив работу, учащийся сдает ее на поверку учителю.
6. Более сложный вариант – лабиринт с буквами: учащийся записывает не цифры, а буквы. В результате он получит ключевое слово. При чем в некоторых случаях полученное слово нужно читать с права налево. При этом учитель должен заранее подсказать, что нужно делать. Такой подход затрудняет общение детей друг с другом при выполнении задания и практически исключает возможность списывания.
Используя пособие, учащиеся могут выполнить следующие задания:
1.Внимательно читая утверждения, пройдите путь от 1 до 20 и запишите номера пройденных тезисов.
2.Пройдя лабиринт, выпишите отдельно номера верных и неверных ответов.
Опыт работы с лабиринтом показывает, что:
1. Для решения теста необходимо 10-12 минут.
2. Тесты позволяют быстро определить уровень знаний учащихся и внести необходимые коррективы.
3. Пособие можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе в парах.
4. При фронтальных опросах лабиринты позволяют каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе.
5. Ученики, не обладающие хорошими коммуникативными способностями, работая с лабиринтами, успешно справляться с заданиями.
6. Работа с лабиринтами эффективна в любом классе, даже в начальной школе.
В процессе работы с лабиринтами у ребят развивается алгоритмическое мышление, способность правильно и самостоятельно ориентироваться в разнокачественной информации, вырабатываются навыки работы в парах, появляется потребность самостоятельно привлекать учебную и справочную литературу. Лабиринты помогут разнообразить уроки и внеурочную деятельность школьников, сводя к минимуму руководящую роль учителя и развивая самостоятельность учащихся.
«Лабиринты» чаще используются для текущей проверки знаний и умений и итогового контроля.
«Лабиринт» обеспечивает:
- валидность проверки, полноту охвата контролируемого объекта, раздела или курса;
- демократичность процедуры: все ученики находятся в равных условиях, выполняя одни и те же (аналогичные) задания;
- чистоту результата, т.к. : рядом сидящие учащиеся выполняют разные варианты одного и того же «Лабиринта»;
- объективность оценки и существенную экономию времени, затрачиваемого на проверку, особенно в том случае, если для обработки результатов используются компьютеры;
Имя прилагательное
1
Имя прилагательное часть речи, которая обозначает признак предмета
2
Имена прилагательные отвечают на вопросы:
Какой? Чей?
4
У кратких прилагательных с основой на шипящую Ь знак на конце не пишется
3
Имена прилагат-е согласуются с сущ. , т. е. стоят в том же роде, числе и падеже, что и сущест-е, от которых они зависят зависят
5
Предложение правильно разобрано синтаксически
Свежая сирень пахуча.
нет нет нет да
8
Имена прилагательные бывают в полной и краткой форме.
9
В предложении краткое прилагательное обычно является подлежащим
10
Краткие имена прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в ед. ч. по родам
6
Имена прилагательные изменяются по числам, родам
(в ед. ч.), падежам
7
Правильно поставлены ударения в прилагательных большого, хорошего, колючего, чужого
да да да да нет да нет
нет нет нет да
нет нет да да нет да нет
15
Краткие имена прилагательные отвечают на вопросы:
Каков? Какова? Каково? Каковы?
13
Начальная форма имен прилагат-х
именительный падеж в единствен. числе, мужского рода.
14
В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми
11
С помощью вопроса нельзяопределить написание безударного окончания у прилагательного
12
Правильно ли согласовано прилагательные в словосочетании:
в теплую весеннюю пору
да нет да нет
да да да да нет да нет да нет
20
Падеж и число являются изменяемыми признаками имени прилагательного
18
В окончаниях прилагательных после шипящих под ударением пишется О, без ударения Е
19
Все слова прилагательные:
синий, синь, синеть, надежный.
16
Есть ли среди словосочетаний прилагат., которое является «лишним» молодой юноша; красивая девушка
17
Прилагательные: пахуч, свеж, хорош, пишутся без Ь
нет нет да да
КЛЮЧ К ЛАБИРИНТУ
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 1, 6, 2, 8, 13, 14, 18, 19, 20