Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа № 11 по теме: «Выяснение условия равновесия рычага» с критериями оценивания.»
Дата: __________ ФИ: _____________________________________________ Класс: 7 _____
Лабораторная работа № 11 по теме:
«Выяснение условия равновесия рычага».
Цель работы: проверить на опыте условие равновесия рычага и правило моментов.
Приборы и материалы: рычаг на штативе, набор грузов массой 100 г каждый, динамометр, линейка.
Ход работы:
1 шаг. Определите цену деления линейки:
Ц.д. (линейки) = ______________________________________________________________________
2
шаг. Уравновесьте рычаг, вращая гайки на его концах так, чтобы он расположился горизонтально.
3 шаг. Подвесьте два груза на левой части рычага на расстоянии (ℓ1), равном примерно 10 см от оси вращения.
4 шаг. Опытным путем установите, на каком расстоянии вправо от оси вращения надо подвесить:
1) один груз; 2) два груза; 3) три груза, чтобы рычаг пришел в горизонтальное равновесное положение.
5 шаг. Измерьте плечи сил, действующих на рычаг в каждом из трех случаев (в левой части рычага эти значения постоянны для трех опытов). Запишите в таблицу результаты прямых измерений плеч сил с учетом абсолютной погрешности (∆ℓ), равной цене деления линейки
6 шаг. Считая, что каждый груз весит 1 Н (P = F = mg = 0,1 кг ·10
= 1 Н), запишите результат сил без учета погрешности.
Таблица № 1.
№ | Сила на левой части рычага F₁ , H | Плечо силы F₁ (ℓ1 ± ∆ ℓ) см | Сила на правой части рычага F₂ , H | Плечо силы F2 (ℓ2 ± ∆ ℓ) см | Отношение сил и плеч | Момент силы М, (Н·м) |
F₁ F₂ | ℓ2 ℓ1 | M1 = F1 · ℓ1 | M2 = F2 · ℓ2 |
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | |
7 шаг. Вычислить отношение сил
и плеч
и запишите результат в таблицу.
8 шаг. Определите моменты сил M1 = F1 · ℓ1 и M2 = F2 · ℓ2 , стремящихся повернуть рычаг в разные стороны и запишите результат вычислений в таблицу.
1 опыт M1 = ___________________________________________________________________
M2 =___________________________________________________________________
2 опыт M1 = ___________________________________________________________________
M2 =___________________________________________________________________
3 опыт M1 = __________________________________________________________________
M2 =___________________________________________________________________
Проанализируйте результаты и сделайте вывод. Проверьте, выполняется ли условие равновесия рычага
=
и правило моментов сил M1 = M2, т.е. F1 · ℓ1 = F2 · ℓ2. ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнить дополнительно задание. (стр. 221) (оценивается отдельно)
Сила на левой части рычага F₁ , H | Плечо силы F₁ ℓ1 , см | Сила на правой части рычага F₂ , H | Плечо силы F2 ℓ2 , см | Соотношение сил и плеч | Момент силы М, (Н·м) |
F₁ F₂ | ℓ2 ℓ1 | M1 = F1 · ℓ1 | M2 = F2 · ℓ2 |
| | | | | | | |
Критерии оценивания лабораторной работы № 11
№ | Критерий | Дескрипторы | Баллы | Баллы (ставит ученик) | Баллы (ставит учитель) |
| Умеет аккуратно оформлять работу | Оформил аккуратно. Все чисто. Без исправлений. | 2 | | |
Есть исправления, которые зачеркнуты небрежно. Почерк читаемый. | 1 |
Записи не четкие, не разборчивые, небрежные. | 0 |
| Соблюдал технику безопасности | Соблюдал правила пользования динамометром. | 1 | | |
Не соблюдал. | 0 |
| Умеет определять цену деления линейки | Правильно определил цену деления | 1 | | |
Неправильно определил цену деления | 0 |
| Умеет измеряет плечи сил и записывать результат измерений с учетом заданной абсолютной погрешности | Определил правильно плечи сил и правильно записал результаты измерения с учетом абсолютной погрешности для трех опытов. | 3 | | |
Определил правильно плечи сил для трех опытов. Результаты измерений записаны с ошибками. Определил правильно плечи сил и правильно записал результаты измерений для двух опытов | 2 |
Определил правильно плечи сил и правильно записал результаты измерений для одного опыта. | 1 |
Неправильно определил плечи сил и неправильно записал результаты. | 0 |
| Умеет определять силы, действующие на рычаг | Правильно определил силы | 1 | | |
Неправильно определил силы | 0 |
| Умеет вычислять отношение сил и плеч | Правильно вычислил | 1 | | |
Неправильно вычислил | 0 |
| Умеет определять моменты сил | Правильно произвел вычисления для трех опытов. | 3 | | |
Правильно произвел вычисления для двух опытов. | 2 |
Правильно произвел вычисления для одного опыта. | 1 |
Неправильно определил моменты сил. | 0 |
| Умеет анализировать результаты и грамотно записывать вывод | Вывод сформулирован грамотно. | 2 | | |
Вывод написал из цели работы. | 1 |
Вывод сформулирован неправильно. | 0 |
| Умеет рационально распределить время выполнения работы | При выполнении лабораторной работы много отвлекается. | - 5 | | |
Полностью погружен в работу, не отвлекается. | 3 |
ИТОГО: | max 17 | | |
| | | | Отметка учителя | |
Количество баллов | Оценка | Уровень |
16 - 17 | 5 – «отлично» | Высокий |
13 - 15 | 4 – «хорошо» | Повышенный |
8 - 12 | 3 – «удовлетворительно» | Базовый |
0 - 7 | 2 – «неудовлетворительно» | Низкий |
Суздальцева Н.В. Физика. ЛР 7 класс.