Дата: _________ ФИ: ______________________________________________ Класс: 7 _____
Лабораторная работа № 12 по теме:
«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
Цель работы: Определить коэффициент полезного действия (КПД) наклонной плоскости. Проверить гипотезу: «КПД простого механизма меньше 100% (на примере наклонной плоскости)».
Приборы и материалы: штатив с муфтой и лапкой, брусок, направляющая рейка, динамометр, линейка, грузы.
Ход работы:
1 шаг. Определите цену деления линейки и динамометра:
Ц.д. (линейки) = _______________________________________________________
Ц
.д. (динамометра) = ____________________________________________________
2 шаг. Соберите установку по рисунку.
3 шаг. Перемещая брусок с постоянной скоростью вверх по наклонной плоскости, определите с помощью динамометра силу тяги (Fтяги).
Запишите в таблицу результат измерения силы тяги с учетом абсолютной погрешности (ΔF), равной цене деления динамометра.
4 шаг. Измерьте с помощью линейки путь (s), который проделал брусок.
З
апишите в таблицу результат измерения пути с учетом абсолютной погрешности (Δs), равной цене деления линейки, взятой в метрах.
5 шаг. Вычислите затраченную работу по подъему бруска по формуле: Аз = Fтяги · s
Аз =____________________________________________________________
Запишите результат вычисления в таблицу.
6 шаг. Определите с помощью динамометра вес бруска (Р).
Запишите в таблицу результат измерения веса бруска с учетом абсолютной погрешности (ΔР), равной цене деления динамометра.
7 шаг. Измерьте с помощью линейки высоту наклонной плоскости (h).
Запишите в таблицу результат измерения высоты наклонной плоскости с учетом абсолютной погрешности (Δh), равной цене деления линейки, взятой в метрах.
8 шаг. Вычислите полезную работу по формуле: Ап = Р · h
Ап =___________________________________________________________________
Запишите результат вычисления в таблицу.
Таблица № 1.
Сила тяги (F ± ΔF) Н | Путь, который проделал брусок (s ± Δs ) м | Затраченная работа Аз , Дж | Вес бруска (P ± ΔР) Н | Высота наклонной плоскости (h ± Δh) м | Полезная работа Ап , Дж | КПД η , % |
| | | | | | |
9 шаг. Определите КПД наклонной плоскости по формуле:
______________________________________________________________________________________
Запишите результат вычисления в таблицу.
10 шаг. Рассчитайте выигрыш в силе: Ап = Аз = Ph = Fs =
= ___ =___
Проанализируйте результаты и сделайте выводы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания лабораторной работы № 12
№ | Критерий | Дескрипторы | Баллы | Баллы (ставит ученик) | Баллы (ставит учитель) |
-
| Умеет аккуратно оформлять работу | Оформил аккуратно. Все чисто. Без исправлений. | 2 | | |
Есть исправления, которые зачеркнуты небрежно. Почерк читаемый. | 1 |
Записи не четкие, не разборчивые, небрежные. | 0 |
-
| Соблюдал технику безопасности | Соблюдал правила пользования динамометром. | 1 | | |
Не соблюдал. | 0 |
-
| Умеет определять цену деления линейки и динамометра | Правильно определил цену деления | 1 | | |
Неправильно определил цену деления | 0 |
-
| Умеет измерять силу тяги и вес тела, записывая результат измерений с учетом заданной абсолютной погрешности | Измерил правильно силу тяги и вес бруска. Правильно записал результаты измерения с учетом абсолютной погрешности. | 2 | | |
Определил правильно силу тяги и вес бруска. Результаты измерений записаны с ошибками. | 1 |
Неправильно определил силу тяги и вес бруска и неправильно записал результаты. | 0 |
-
| Умеет измерять путь, который проделал брусок и высоту наклонной плоскости, записывая результат измерений с учетом заданной абсолютной погрешности | Измерил правильно путь и высоту. Правильно записал результаты измерения с учетом абсолютной погрешности. | 2 | | |
Определил правильно путь и высоту. Результаты измерений записаны с ошибками. | 1 |
Неправильно определил путь и высоту и неправильно записал результаты. | 0 |
-
| Умеет определять КПД наклонной плоскости | Правильно вычислил | 2 | | |
Правильно вычислил, но не записал единицы измерений | 1 |
Неправильно вычислил | 0 |
-
| Умеет вычислять выигрыш в силе | Правильно вычислил | 1 | | |
Неправильно вычислил | 0 |
-
| Умеет анализировать результаты и грамотно записывать вывод | Вывод сформулирован грамотно. | 2 | | |
Вывод написал из цели работы. | 1 |
Вывод сформулирован неправильно. | 0 |
-
| Умеет рационально распределить время выполнения работы | При выполнении лабораторной работы много отвлекается. | - 5 | | |
Полностью погружен в работу, не отвлекается. | 3 |
ИТОГО: | max 16 | | |
| | | | Отметка учителя | |
Количество баллов | Оценка | Уровень |
15 - 16 | 5 – «отлично» | Высокий |
12 - 14 | 4 – «хорошо» | Повышенный |
8 - 11 | 3 – «удовлетворительно» | Базовый |
0 - 7 | 2 – «неудовлетворительно» | Низкий |
Суздальцева Н.В. Физика. ЛР 7 класс.