СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 "Изучение внешнего строения мхов (на местных видах)""7кл (по Конструктору и классификатору)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛР №3 по классификатору

Просмотр содержимого документа
«ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 "Изучение внешнего строения мхов (на местных видах)""7кл (по Конструктору и классификатору)»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Изучение внешнего строения мхов (на местных видах)


Цель: изучить внешнее строение мхов на примере кукушкина льна и сфагнума.

Оборудование и материалы: мох сфагнум и кукушкин лен, микроскоп, чашка Петри, препарат со спорой мха, предметные и покровные стекла, препаровальная игла, стакан с водой, фильтровальная бумага.

Теоретические сведения

В отличие от водорослей, мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печёночных мхов, у которых тело представлено слоевищем. Настоя­щих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которы­ми они укрепляются в почве и всасывают воду.

Так как тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются они спорами, то их относят к высшим споровым растениям.


Рис.1 кукушкин лён

Мхи — это многочисленная обособленная и очень древняя группа высших растений. На нашей планете насчитывается около 28 тыс. видов мхов.

Мхи -  небольшие растения. Их высота колеблется от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Они распространены преимущественно в хорошо ув­лажнённых местах. Мхи можно встретить на почве в лесах, пустынях и на болотах, на камнях и стволах деревьев, на стенах и крышах старых домов, в воде пресных водоёмов. Не встречаются мхи только в морях и на засоленных почвах.

Мхи устроены проще, чем остальные высшие растения. У них имеются фотосинтезирующие, а также покровные и механические ткани. У наиболее сложно устроенных мхов появляются и специальные клетки, выполняющие проводящую функцию. Но типичные проводящие ткани  у мхов отсутствуют. Появление у мхов тканей — это результат их приспособления к наземному образу жизни.

Различают печёночные и листостебельные мхи.

Значение мхов в природе велико. Зачастую мхи, так же как и лишайники, первыми покрывают голые скалы и другие участки, лишённые растительного покрова. Своими ризоидами они постепенно разрушают горные породы, в результате чего образуется почва, на которой могут поселиться другие растения.

Мхи играют также очень важную роль в регулировании водного режима планеты. Мхи впитывают и удерживают большое количество воды. Болота, на которых часто преобладают сфагновые мхи, нередко дают начало ручьям и рекам. Поэтому осушение больших площадей болот может приводить к обмелению рек, изменению климата, почв, обеднению растительного и животного мира. С другой стороны, развиваясь плотным ковром на используемых человеком землях, мхи затрудняют дыхание почвы и вызывают её заболачивание. Сфагновые мхи содержат бактерицидные вещества и поэтому могут быть использованы в медицине.





Ход работы.

I. Выполните задания.

1. Рассмотрите внешнее строение мха кукушкин лен. Найдите стебель и листья. Укажите форму, расположение, размер и окраску листьев, характер стебля (ветвистый, не ветвистый). Найдите в нижней части растения ризоиды.

Мхи имеют стебель и листья. Настоящих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются в почве и всасывают воду. Листы мха продолговатые, немного вогнутые, с заостренными концами, имеют зелёную окраску.Из каждого узла на стебле вырастает сразу несколько листьев. Мох кукушкин лен имеет неветвистый прямостоячий стебель.

2. Зарисуйте внешнее строение одного растения и обозначьте органы, из которых оно состоит. Подпишите мужские и женские растения. Чем они отличаются?.....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................


У мха кукушкин лён есть мужские и женские растения.На женских растениях развиваются коробочки на длинных ножках, мужские растения можно узнать по своеобразной «метёлке» на верху стебля.


3. Рассмотрите верхушку стебля и найдите коробочку со спорами. Изучите строение коробочки. Каково значение ножки и колпачка? Как расселяются споровые растения?

.................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Коробочка покрыта волосистыми заостренными колпачками, которые напоминают сидящую кукушку (отсюда кукушкин лён). Колпачок предохраняет споры от преждевременного высыпания, а ножка обеспечивает разбрасывание спор на определённое. В коробочках развиваются споры. Высыпаясь и прорастая, они образуют новые растения мха.


4. Как называется наука, изучающая мхи? бриологией.











II. Запишите общий вывод, ответив на вопросы:

Вставьте пропущенные слова:

Признаки, по которым мхи относятся к высшим растениям:

Мхи относятся к высшим растениям, потому что их тело состоит из стебля и листьев (органы мха)

наличие органов и тканей.

3 органы полового размножения архегонии и антеридии

наличием органов (стебля, листьев) и тканей (фотосинтезирующей, покровной)слабо развиты

Размножение спорами и гаметами.

______________________________________________________________________________________

Органы мха: ___________________________________________________________________________

Органы размножения мха: ________________________________________________________________

Внутри коробочки мха находятся__________________________________________________________
Коробочка мхов - специализированный орган неполового размножения - спорофит, и все особенности ее строения служат выполнению этой функции. В коробочке содержится спорангий, где созревают споры. Коробочку обычно закрывает верхняя, видоизмененная часть архегонии - колпачок (калиптра) - крышечка.

Сфагнум впитывает много воды за счет наличия у него _______________________________________________________________________________________ Мох нарастает в верхней части, а нижняя постепенно отмирает. В стебле и листьях сфагнума находятся полые водозапасающие клетки: они мертвые, прозрачные и пустые с отверстиями. Именно благодаря им мох впитывает воду. Снаружи эти клетки окружены зелеными клетками, способными к фотосинтезу.

Этот рисунок наглядно иллюстрирует такое строение сфагнума:


Мхи отличаются по строению от водорослей В отличие от низших растений тело высших растений разделено на специализированные органы — листья, стебель и корень. свойственна дифференциация тканей (хотя и довольно примитивная), появляются прообраз настоящего корня - ризоиды, которые всасывают воду и питательные вещества. У мхов имеются ткани, пусть далеко не совершенные и слаборазвитые, 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

и это свидетельствует об их более ____________________________________. высокой организации.



Скачать

© 2022 25788 997

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!