Дата ____________ ФИ_____________________________________________ 8 «_____» класс
Лабораторная работа № 3 по теме:
«Измерение удельной теплоёмкости вещества».
Цель работы: определить удельную теплоемкость вещества.
Приборы и материалы: металлический цилиндр на нити, измерительный цилиндр, калориметр, стакан с холодной водой, термометр, электронные весы, сосуд с горячей водой.
Ход работы:
1 шаг. Изучите правила техники безопасности. (см. на доску)
2 шаг. Выполните устно тренировочные задания. (см. на доску)
3 шаг. Определите цену деления шкалы термометра:
Ц.д.(термометра) = _____________________________________________________________________
4 шаг. С помощью измерительного цилиндра налейте во внутренний стакан калориметра 100 – 150 мл воды комнатной температуры. Определите массу воды в калориметре (m1) по формуле: m = ρ·V. Значение массы должно быть в кг.
Важно!!! V = 1мл =1 см3; ρводы = 1г/см3.
m1 = ______________________________________________________________________________
З
апишите результат вычисления в таблицу № 1.
5 шаг. Вставьте в калориметр термометр (рис. 1), дождитесь теплового равновесия (столбик подкрашенного спирта должен находиться в покое) и измерьте начальную температуру воды (t1). Результат прямого измерения запишите в таблицу № 1 с учетом абсолютной погрешности (Δ t), равной цене деления шкалы термометра.
6 шаг. С помощью весов определите массу (m2) металлического цилиндра, предварительно обсушив его салфеткой. Запишите результат в таблицу № 1.
7
шаг. Нагрейте цилиндр в сосуде с горячей водой (рис. 2). Дождитесь теплового равновесия и измерьте начальную температуру цилиндра (t2). Результат прямого измерения запишите в таблицу № 1 с учетом абсолютной погрешности (Δ t), равной цене деления шкалы термометра.
8 шаг. Затем опустите горячий цилиндр в калориметр с водой комнатной температуры. Измерьте температуру воды в калориметре после опускания цилиндра (t). (Дождитесь установления теплового равновесия). Результат прямого измерения запишите в таблицу № 1 с учетом абсолютной погрешности (Δ t), равной цене деления шкалы термометра.
Таблица № 1.
Масса воды в калориметре (m1 ± 0,01) кг | Начальная температура воды (t 1 ± Δ t) 0C | Масса цилиндра (m2 ± 0,01) кг | Начальная температура цилиндра (t2 ± Δ t) 0C | Общая температура воды и цилиндра (t ± Δ t) 0C |
| | | | |
9 шаг. Рассчитайте удельную теплоемкость вещества цилиндра.
Важно!!! Зная, что количество теплоты, полученное водой при нагревании: Q1 = с1m1(t - t1) равно количеству теплоты, отданному металлическим цилиндром при охлаждении: Q2 = с2m2(t - t2), можно записать:
– это и есть уравнение теплового баланса.
Значит: с1m1(t - t1) =
Следовательно: c2 =
с2 = ____________________________________________________________________________________
10 шаг. Результат вычисления запишите в таблицу № 2 с учетом абсолютной погрешности, которую определяют по формуле: Δс₂ =|с₂ - стабл|
Δс₂ = _________________________________________________
Удельная теплоёмкость вещества цилиндра (с2 ± Δс2 ) , | Табличное значение стабл , | Вещество, из которого изготовлен цилиндр |
| | |
Таблица № 2.
Сделайте вывод о проделанной работе: ______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания лабораторной работы № 3.
№ | Критерий | Дескрипторы | Баллы | Баллы (ставит ученик) | Баллы (ставит учитель) |
| Умеет аккуратно оформлять работу | Оформил аккуратно. Все чисто. Без исправлений | 2 | | |
Есть исправления, которые зачеркнуты небрежно. Почерк читаемый | 1 |
Записи не четкие, не разборчивые, небрежные | 0 |
| Соблюдает технику безопасности | Соблюдал правила пользования термометром, стеклом и горячей водой | 1 | | |
Не соблюдал. | 0 |
| Умеет определять цену деления шкалы термометра | Правильно определил цену деления термометра | 1 | | |
Неправильно определи цену деления | 0 |
| Умеет измерять температуру и записывать результат прямых измерений с учетом абсолютной погрешности | Правильно измерил температуру воды, цилиндра и их общую температуру. Правильно записал результаты с учетом абсолютной погрешности | 2 | | |
Правильно измерил температуру. Результаты измерений с учетом абсолютной погрешности не записаны или записаны с ошибками. | 1 |
Неправильно измерены температуры и неправильно записаны результаты. | 0 |
| Умеет определять и измерять массу. Переводить г в кг. | Правильно определил и перевел г в кг. Правильно измерил | 1 | | |
Неправильно определил | 0 |
| Умеет рассчитывать удельную теплоемкость вещества цилиндра, делать запись с учетом абсолютной погрешности. Умеет находить вещество, из которого сделан цилиндр | Правильно рассчитал удельную теплоемкость вещества. Записал результат с учетом погрешности. Правильно определил вещество. | 3 | | |
Получил правильный ответ, но в формулу подставлял числовые значения без единиц измерений. Правильно записал результат и определил вещество. | 2 |
Получил правильный ответ, но в формулу подставлял числовые значения без единиц измерений. Результат записал без погрешности. Неправильно определил вещество. | 1 |
Вычисления неверные | 0 |
| Умеет анализировать результаты и грамотно записывать вывод | Вывод сформулирован грамотно | 2 | | |
Вывод написан из цели работы | 1 |
Вывод сформулирован неправильно. | 0 |
8. | Умеет рационально распределить время выполнения работы | При выполнении лабораторной работы много отвлекается | - 5 | | |
Полностью погружен в работу, не отвлекается | 3 |
ИТОГО: | max 15 | | |
| | | | Отметка учителя | |
Количество баллов | Оценка | Уровень |
14 - 15 | 5 – «отлично» | Высокий |
11 - 13 | 4 – «хорошо» | Повышенный |
7 - 10 | 3 – «удовлетворительно» | Базовый |
0 - 6 | 2 – «неудовлетворительно» | Низкий |
Суздальцева Н.В. Физика. ЛР 8 класс.