СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа № 3 по теме: «Измерение удельной теплоёмкости вещества» с критериями оценивания.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: определить удельную теплоемкость вещества.

Приборы и материалы: металлический цилиндр на нити, измерительный цилиндр, калориметр, стакан с холодной водой, термометр, электронные весы, сосуд с горячей водой.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа № 3 по теме: «Измерение удельной теплоёмкости вещества» с критериями оценивания.»

Дата ____________ ФИ_____________________________________________ 8 «_____» класс

Лабораторная работа № 3 по теме:

«Измерение удельной теплоёмкости вещества».

Цель работы: определить удельную теплоемкость вещества.

Приборы и материалы: металлический цилиндр на нити, измерительный цилиндр, калориметр, стакан с холодной водой, термометр, электронные весы, сосуд с горячей водой.

Ход работы:

1 шаг. Изучите правила техники безопасности. (см. на доску)

2 шаг. Выполните устно тренировочные задания. (см. на доску)

3 шаг. Определите цену деления шкалы термометра:


Ц.д.(термометра) = _____________________________________________________________________

4 шаг. С помощью измерительного цилиндра налейте во внутренний стакан калориметра 100 – 150 мл воды комнатной температуры. Определите массу воды в калориметре (m1) по формуле: m = ρ·V. Значение массы должно быть в кг.

Важно!!! V = 1мл =1 см3; ρводы = 1г/см3.


m1 = ______________________________________________________________________________

З апишите результат вычисления в таблицу № 1.

5 шаг. Вставьте в калориметр термометр (рис. 1), дождитесь теплового равновесия (столбик подкрашенного спирта должен находиться в покое) и измерьте начальную температуру воды (t1). Результат прямого измерения запишите в таблицу № 1 с учетом абсолютной погрешности (Δ t), равной цене деления шкалы термометра.

6 шаг. С помощью весов определите массу (m2) металлического цилиндра, предварительно обсушив его салфеткой. Запишите результат в таблицу № 1.

7 шаг. Нагрейте цилиндр в сосуде с горячей водой (рис. 2). Дождитесь теплового равновесия и измерьте начальную температуру цилиндра (t2). Результат прямого измерения запишите в таблицу № 1 с учетом абсолютной погрешности (Δ t), равной цене деления шкалы термометра.

8 шаг. Затем опустите горячий цилиндр в калориметр с водой комнатной температуры. Измерьте температуру воды в калориметре после опускания цилиндра (t). (Дождитесь установления теплового равновесия). Результат прямого измерения запишите в таблицу № 1 с учетом абсолютной погрешности (Δ t), равной цене деления шкалы термометра.

Таблица № 1.

Масса воды в калориметре

(m1 ± 0,01) кг

Начальная температура воды

(t 1 ± Δ t) 0C

Масса

цилиндра

(m2 ± 0,01) кг

Начальная температура цилиндра

(t2 ± Δ t) 0C

Общая температура воды и цилиндра

(t ± Δ t) 0C







9 шаг. Рассчитайте удельную теплоемкость вещества цилиндра.

Важно!!! Зная, что количество теплоты, полученное водой при нагревании: Q1 = с1m1(t - t1) равно количеству теплоты, отданному металлическим цилиндром при охлаждении: Q2 = с2m2(t - t2), можно записать:

это и есть уравнение теплового баланса.

Значит: с1m1(t - t1) = Следовательно: c2 =


с2 = ____________________________________________________________________________________

10 шаг. Результат вычисления запишите в таблицу № 2 с учетом абсолютной погрешности, которую определяют по формуле: Δс₂ =|с₂ - стабл|


Δс₂ = _________________________________________________

Удельная теплоёмкость вещества цилиндра

2 ± Δс2 ) ,

Табличное значение

стабл ,

Вещество, из которого изготовлен цилиндр





Таблица № 2.

Сделайте вывод о проделанной работе: ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценивания лабораторной работы № 3.

Критерий

Дескрипторы

Баллы

Баллы (ставит ученик)

Баллы (ставит учитель)

Умеет аккуратно оформлять работу

Оформил аккуратно. Все чисто. Без исправлений

2



Есть исправления, которые зачеркнуты небрежно. Почерк читаемый

1

Записи не четкие, не разборчивые, небрежные

0

Соблюдает технику безопасности

Соблюдал правила пользования термометром, стеклом и горячей водой

1



Не соблюдал.

0

Умеет определять цену деления шкалы термометра

Правильно определил цену деления термометра

1



Неправильно определи цену деления

0

Умеет измерять температуру и записывать результат прямых измерений с учетом абсолютной погрешности

Правильно измерил температуру воды, цилиндра и их общую температуру. Правильно записал результаты с учетом абсолютной погрешности

2



Правильно измерил температуру. Результаты измерений с учетом абсолютной погрешности не записаны или записаны с ошибками.

1

Неправильно измерены температуры и неправильно записаны результаты.

0

Умеет определять и измерять массу. Переводить г в кг.

Правильно определил и перевел г в кг. Правильно измерил

1



Неправильно определил

0

Умеет рассчитывать удельную теплоемкость вещества цилиндра, делать запись с учетом абсолютной погрешности. Умеет находить вещество, из которого сделан цилиндр

Правильно рассчитал удельную теплоемкость вещества. Записал результат с учетом погрешности. Правильно определил вещество.

3



Получил правильный ответ, но в формулу подставлял числовые значения без единиц измерений. Правильно записал результат и определил вещество.

2

Получил правильный ответ, но в формулу подставлял числовые значения без единиц измерений. Результат записал без погрешности. Неправильно определил вещество.

1

Вычисления неверные

0

Умеет анализировать результаты и грамотно записывать вывод

Вывод сформулирован грамотно

2



Вывод написан из цели работы

1

Вывод сформулирован неправильно.

0

8.

Умеет рационально распределить время выполнения работы

При выполнении лабораторной работы много отвлекается

- 5



Полностью погружен в работу, не отвлекается

3

ИТОГО:

max 15







Отметка учителя



Количество баллов

Оценка

Уровень

14 - 15

5 – «отлично»

Высокий

11 - 13

4 – «хорошо»

Повышенный

7 - 10

3 – «удовлетворительно»

Базовый

0 - 6

2 – «неудовлетворительно»

Низкий



Суздальцева Н.В. Физика. ЛР 8 класс.