Лабораторная работа № 3
«Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений и животных»
Цель работы: научиться выявлять ароморфозы и алломорфозы у растений и животных, объяснять их значение, устанавливать их значение в эволюционном процессе.
1. Перечислите главные направления эволюции __________________________
2. В чем заключается разница между понятиями «ароморфоз» и «алломорфоз»? _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
3. Какие органы появились у растений каждой группы и какое эволюционное значение это имело?

Ароморфозы у растений
Представитель систематической группы | Черты усложнения в строении (ароморфозы) | Эволюционное значение |
Кукушкин лён (мхи) | | |
4. Укажите алломорфозы каждого растения и способы распространения семян.
1

2
3
Приспособления плодов к распространению
Тип плода и название растения | Способ распространения плодов (ветром, животными и птицами) | Приспособления к распространению и их значение |
Крылатка (клён) Яблоко (рябина) Семянка (одуванчик лекарственный) | -
| -
|
Как вы думаете, сказалось ли возникновение данных приспособлений на уровне организации растений? Каково эволюционное значение выявленных приспособлений? ______________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
5. Заполните пробелы в таблице, указав названия таксонов (типов, классов), раскрыв значение ароморфозов.
Возникновение основных ароморфозов у животных
Ароморфоз | Таксон | Значение |
1. Появление костной челюсти | класс костные рыбы | |
2. Появление хорды | тип хордовые | |
3. Возникновение легочного дыхания | | выход животных на сушу |
4. Появление в яйце защитной оболочки | | возможность размножения на суше |
5. Появление пятипалой конечности | класс земноводные | |
6. Появление роговых покровов | класс пресмыкающиеся | |
7. Внутреннее оплодотворение | | возможность размножения на суше, гарантия выживания зародышей |
8. Возникновение четырехкамерного сердца | | теплокровность, усиление обмена веществ, более широкое распространения |
9. Появление перьев | класс птицы | |
10. Появление волосяного покрова, выкармливание детенышей молоком | | повышение выживания потомства, совершенствование терморегуляций |
6. Рассмотрите фотографии насекомых. Выявите основные алломорфозы у представителей разных отрядов, сравнив их окраску, строение конечностей, крыльев, тип ротового аппарата. Результаты занесите в таблицу.

3
2
1

Алломорфозы у насекомых
Объект | Особенности окраски тела и строения органов насекомых |
Окраска тела | Конечности | Крылья | Тип ротового аппарата |
обыкновенный комар зелёный кузнечик майский жук | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
Оказывают ли влияние выявленные различия на уровень организации животных? Каково значение выявленных алломорфозов в жизни этих организмов?____________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
7. Сделайте вывод о значении ароморфозов и алломорфозов в эволюции растений и животных. ________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________