СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа № 3 «Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений и животных»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: научиться выявлять ароморфозы и алломорфозы у растений и животных, объяснять их значение, устанавливать их значение в эволюционном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа № 3 «Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений и животных»»

Лабораторная работа № 3

«Выявление ароморфозов и алломорфозов у растений и животных»

Цель работы: научиться выявлять ароморфозы и алломорфозы у растений и животных, объяснять их значение, устанавливать их значение в эволюционном процессе.

1. Перечислите главные направления эволюции __________________________

2. В чем заключается разница между понятиями «ароморфоз» и «алломорфоз»? _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Какие органы появились у растений каждой группы и какое эволюционное значение это имело?











Ароморфозы у растений

Представитель 

систематической 

группы

Черты усложнения в строении (ароморфозы)

Эволюционное значение

Кукушкин лён (мхи)










4. Укажите алломорфозы каждого растения и способы распространения семян.

1


2

3












Приспособления плодов к распространению

Тип плода и название растения

Способ распространения плодов

(ветром, животными и птицами)

Приспособления к распространению и их значение

  1. Крылатка (клён)

  2. Яблоко (рябина)

  3. Семянка

(одуванчик лекарственный)

Как вы думаете, сказалось ли возникновение данных приспособлений на уровне организации растений? Каково эволюционное значение выявленных приспособлений? ______________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

5. Заполните пробелы в таблице, указав названия таксонов (типов, классов), раскрыв значение ароморфозов.

Возникновение основных ароморфозов у животных

Ароморфоз

Таксон

Значение

1. Появление костной челюсти

класс костные рыбы


2. Появление хорды

тип хордовые


3. Возникновение легочного дыхания


выход животных на сушу

4. Появление в яйце защитной оболочки


возможность размножения на суше

5. Появление пятипалой конечности

класс земноводные


6. Появление роговых покровов

класс пресмыкающиеся


7. Внутреннее оплодотворение


возможность размножения на суше, гарантия выживания зародышей

8. Возникновение четырехкамерного 

сердца


теплокровность, усиление обмена веществ, более широкое распространения

9. Появление перьев

класс птицы


10. Появление волосяного покрова,
выкармливание детенышей молоком


повышение выживания потомства, совершенствование терморегуляций

6. Рассмотрите фотографии насекомых. Выявите основные алломорфозы у представителей разных отрядов, сравнив их окраску, строение конечностей, крыльев, тип ротового аппарата. Результаты занесите в таблицу.


3

2

1











Алломорфозы у насекомых

Объект

Особенности окраски тела и строения органов насекомых

Окраска тела

Конечности

Крылья

Тип ротового 

аппарата

  1. обыкновенный комар

  2. зелёный кузнечик

  3. майский жук

1.


2.


3.


1.


2.


3.


1.


2.


3.


1.


2.


3.


Оказывают ли влияние выявленные различия на уровень организации животных? Каково значение выявленных алломорфозов в жизни этих организмов?____________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

7. Сделайте вывод о значении ароморфозов и алломорфозов в эволюции растений и животных. ________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя