СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа № 6 "Изучение треков заряженных частиц по готовым фоторгафиям"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа предназначена для проведения плановой лабораторной работы по физики в 11 классе приизучении темы "Строение атома. Исследование частиц.", а так же может быть использована и как изучение нового материаля в 9 классе по теме "Ядерная физика. Открытие протона и нейтрона". В 9 классе рабода поможет заинтересовать детей изучением данного раздела.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа № 6 "Изучение треков заряженных частиц по готовым фоторгафиям"»

МКОУ ШР «СОШ №5» «Школа Мудрости» Лабораторная работа №6  11 класс «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»  2015 год г. Шелехов

МКОУ ШР «СОШ №5»

«Школа Мудрости»

Лабораторная работа №6 11 класс

«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

2015 год

г. Шелехов

Тема работы:  « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» Цель работы: объяснить характер движения заряженных частиц. Оборудование: фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.
  • Тема работы: « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
  • Цель работы: объяснить характер движения заряженных частиц.
  • Оборудование: фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.
Пояснения к работе.  При выполнении данной лабораторной работы необходимо помнить, что:  А) длина трека зависит от энергии частицы. Длина трека тем больше, чем больше энергия частицы (и чем меньше плотность среды);  Б) толщина трека зависит от величины заряда частицы . Толщина трека тем больше, чем больше заряд частицы и чем меньше её скорость;  В) Кривизна трека зависит от массы и скорости движения частицы. При движении заряженной частицы в магнитном поле трек её получается искривленным, причем радиус кривизны трека тем больше, чем больше масса и скорость частицы и чем меньше её заряд и модуль индукции магнитного поля. Частицы двигаются от конца трека с большим радиусом кривизны к концу с меньшим радиусом кривизны .

Пояснения к работе.

При выполнении данной лабораторной работы необходимо помнить, что:

А) длина трека зависит от энергии частицы. Длина трека тем больше, чем больше энергия частицы (и чем меньше плотность среды);

Б) толщина трека зависит от величины заряда частицы . Толщина трека тем больше, чем больше заряд частицы и чем меньше её скорость;

В) Кривизна трека зависит от массы и скорости движения частицы. При движении заряженной частицы в магнитном поле трек её получается искривленным, причем радиус кривизны трека тем больше, чем больше масса и скорость частицы и чем меньше её заряд и модуль индукции магнитного поля. Частицы двигаются от конца трека с большим радиусом кривизны к концу с меньшим радиусом кривизны .

Задание 1. На двух из трех представленных фотографий (рис.188.189 и 190) изображены треки заряженных частиц, движущихся в магнитном поле. Укажите на каких. Ответ обоснуйте. Рис.190

Задание 1.

  • На двух из трех представленных фотографий (рис.188.189 и 190) изображены треки заряженных частиц, движущихся в магнитном поле. Укажите на каких. Ответ обоснуйте.

Рис.190

Задание 2. Рассмотрите фотографию треков α -частиц, двигавшихся в камере Вильсона (рис. 188) и ответьте на вопросы. А) В каком направлении двигались α -частицы? Б) Длина треков α -частиц примерно одинакова. О чем это говорит? В) Как менялась толщина трека по мере движения частиц? Что из этого следует? Рис.190

Задание 2.

  • Рассмотрите фотографию треков α -частиц, двигавшихся в камере Вильсона (рис. 188) и ответьте на вопросы.
  • А) В каком направлении двигались α -частицы?
  • Б) Длина треков α -частиц примерно одинакова. О чем это говорит?
  • В) Как менялась толщина трека по мере движения частиц? Что из этого следует?

Рис.190

Задание 3. На рисунке 189 дана фотография треков α -частиц в камере Вильсона, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии: А) Почему менялся радиус кривизны и толщина треков по мере движения α -частиц? Б) В какую сторону двигались α -частицы? Рис.190

Задание 3.

  • На рисунке 189 дана фотография треков α -частиц в камере Вильсона, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии:
  • А) Почему менялся радиус кривизны и толщина треков по мере движения α -частиц?
  • Б) В какую сторону двигались α -частицы?

Рис.190

Задание 4. На рисунке 190 дана фотография трека электрона в пузырьковой камере, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии: А) Почему трек имеет форму спирали? Б) в каком направлении двигался электрон? Что могло послужить причиной того, что трек электрона на рисунке 190 гораздо длиннее треков α -частиц на рисунке 189? Рис.190

Задание 4.

  • На рисунке 190 дана фотография трека электрона в пузырьковой камере, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии:
  • А) Почему трек имеет форму спирали?
  • Б) в каком направлении двигался электрон?
  • Что могло послужить причиной того, что трек электрона на рисунке 190 гораздо длиннее треков α -частиц на рисунке 189?

Рис.190

Сделайте вывод к исследованию, ответив на вопросы. 1. Почему треки разных частиц различны? 2. Почему толщина треков разных частиц не одинакова? 3. Почему изменяется кривизна трека частицы с течением времени?

Сделайте вывод к исследованию, ответив на вопросы.

1. Почему треки разных частиц различны?

2. Почему толщина треков разных частиц не одинакова?

3. Почему изменяется кривизна трека частицы с течением времени?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!