МКОУ ШР «СОШ №5»
«Школа Мудрости»
Лабораторная работа №6 11 класс
«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
2015 год
г. Шелехов
- Тема работы: « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
- Цель работы: объяснить характер движения заряженных частиц.
- Оборудование: фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.
Пояснения к работе.
При выполнении данной лабораторной работы необходимо помнить, что:
А) длина трека зависит от энергии частицы. Длина трека тем больше, чем больше энергия частицы (и чем меньше плотность среды);
Б) толщина трека зависит от величины заряда частицы . Толщина трека тем больше, чем больше заряд частицы и чем меньше её скорость;
В) Кривизна трека зависит от массы и скорости движения частицы. При движении заряженной частицы в магнитном поле трек её получается искривленным, причем радиус кривизны трека тем больше, чем больше масса и скорость частицы и чем меньше её заряд и модуль индукции магнитного поля. Частицы двигаются от конца трека с большим радиусом кривизны к концу с меньшим радиусом кривизны .
Задание 1.
- На двух из трех представленных фотографий (рис.188.189 и 190) изображены треки заряженных частиц, движущихся в магнитном поле. Укажите на каких. Ответ обоснуйте.
Рис.190
Задание 2.
- Рассмотрите фотографию треков α -частиц, двигавшихся в камере Вильсона (рис. 188) и ответьте на вопросы.
- А) В каком направлении двигались α -частицы?
- Б) Длина треков α -частиц примерно одинакова. О чем это говорит?
- В) Как менялась толщина трека по мере движения частиц? Что из этого следует?
Рис.190
Задание 3.
- На рисунке 189 дана фотография треков α -частиц в камере Вильсона, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии:
- А) Почему менялся радиус кривизны и толщина треков по мере движения α -частиц?
- Б) В какую сторону двигались α -частицы?
Рис.190
Задание 4.
- На рисунке 190 дана фотография трека электрона в пузырьковой камере, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии:
- А) Почему трек имеет форму спирали?
- Б) в каком направлении двигался электрон?
- Что могло послужить причиной того, что трек электрона на рисунке 190 гораздо длиннее треков α -частиц на рисунке 189?
Рис.190
Сделайте вывод к исследованию, ответив на вопросы.
1. Почему треки разных частиц различны?
2. Почему толщина треков разных частиц не одинакова?
3. Почему изменяется кривизна трека частицы с течением времени?