Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа Голосеменные»
Тема: «Основные отделы царства растений»
Название работы: «Изучение строения голосеменных растений»
Цель: Изучение внешнего вида хвойных растений.
Задачи:
1.сформировать умение распознавать голосеменные растения по хвое и шишкам.
2.развивать практические навыки работы с натуральными объектами.
3.продолжить формирование навыка работы с книгой, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: учебник; гербарные экземпляры веток сосны, ели; шишки сосны ,ели и лиственницы; лупа
Теоретическое введение.
Голосеменные - это наземные растения, большинство из них вечнозеленые, но бывают и листопадные. Встречаются огромные, свыше 100 м деревья, кустарники. У голосеменных хорошо выражены органы: корень, лист, стебель. Расцвет голосеменных наблюдался 150 млн. лет назад. Не будет преувеличением сказать, что они играют выдающуюся роль в растительном покрове Земли, и жизни человечества. Для размножения и распространения им служат семена.
Наличие семя н создает этим растениям огромное преимущество перед споровыми. В отличии от спор семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения, находящийся внутри семени, хорошо защищён от неблагоприятных условий. Семена лежат открыто на поверхности чешуек, благодаря чему и получили такое название.
Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя. У некоторых видов, например у кипариса листья чешуйчатые.
Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом. Поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям.
Хвойные растения широко распространены на территории нашей страны.
Ход работы:
1.Рассмотрите внешний вид небольших веток (побегов) сосны и ели. Укажите их основные различия между собой.
2.Изучите, как расположены хвоинки у этих растений. Найдите укороченные боковые побеги сосны, на которых находятся хвоинки. Сколько хвоинок на этих побегах?
3.Сравните хвоинки сосны и ели, их форму, окраску, размер. Отметьте особенности строения хвои.
4. Оформите таблицу:
| | Хвоя сосны | Хвоя ели |
1 | Продолжительность жизни | | |
2 | Расположение на побеге | | |
3 | Длина хвои | | |
4 | Форма хвои | | |
5. | Окраска хвои | | |
5.Рассмотрите шишки сосны, ели и лиственницы. Укажите их различия.
6.Найдите на чешуях шишки следы, оставшиеся от семян.
7.Рассмотрите семена хвойных. Проверьте их летучесть. Проследите, как падает вниз крылатое семя.
Растение | Размеры шишек | Форма шишек |
сосна | | |
ель | | |
лиственница | | |
8.Оформите таблицу.
9.Сделайте вывод об особенностях внешнего строения голосеменных растений по сравнению с папоротникообразными.