СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторная работа. Исследование последовательного, параллельного и смешанного соединения сопротивлений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЦЕПИ

Лекции по дисциплине "Электротехника и электроника"

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа. Исследование последовательного, параллельного и смешанного соединения сопротивлений»

Занятие по рабочей программе №04


Дисциплина: ОП.06 «Электротехника и электроника»

Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЦЕПИ

Тема: Лабораторная работа №1. Исследование последовательного, параллельного и смешанного соединения сопротивлений.


ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Ознакомление с темой, целью и планом занятия.

Тема: Исследование последовательного, параллельного и смешанного соединения сопротивлений.

Цель работы:

  1. Практически убедиться в физической сущности закона Ома для участка цепи и всей цепи.

  2. Изучить соотношение между токами и напряжениями при последовательном, параллельном и сме­шанном соединении резисторов и определить сопротивление электрической цепи.

  3. Проверить опытным путём законы Кирхгофа.


ПЛАН

1. Инструктаж по технике безопасности

2. Общие теоретические положения

3. Приборы и оборудование

4. Порядок выполнения работы

5. Составление отчёта

6. Защита лабораторной работы


2. Выполнение практического задания.


1. Инструктаж по технике безопасности

При выполнении лабораторной работы запрещается:

1. Производить включение электроприборов без разрешения преподавателя

2. Производить переключения в схеме и ее разборку при включенном электроприборе.

3. Оставлять включенный электроприбор без надзора.

4. Использовать при сборке и разборке электроприборов нестандартный и неисправный инструмент (см. Приложение).


2 Общие теоретические положения

Расчет и анализ любых электрических цепей может быть произведен с помощью основных законов электрических цепей: закона Ома, первого и второго закона Кирхгофа.

Как показывают опыты, ток на участке цепи прямо пропорционален напряжению на этом участке и об­ратно пропорционален сопротивлению того же участка. Эта зависимость известна как закон Ома: I = U/R. Закон Ома справедлив для линейных цепей (R = const).

Рассмотрим полную цепь (рис. 1.1). Ток в этой цепи определяется по формуле I= E/(r0 + R1 + R2 +R3). Это соотношение называют законом Ома для всей цепи: сила тока в электрической цепи с одной ЭДС прямо пропорциональна этой ЭДС и обратно пропорциональна сумме сопротивлений внешнего и внутреннего уча­стков цепи.

Согласно первому закону Кирхгофа, алгебраическая сумма токов ветвей, соединённых в любой узловой точке электрической цепи, равна нулю: = 0. Например, для узла А (рис. 1.2) I1 + I2 + I3 – I4 –I5 = 0.

Согласно второму закону Кирхгофа, в любом замкнутом контуре электрической цепи алгебраическая сумма ЭДС равна алгебраической сумме напряжений на всех резистивных элементах контура: . Для электрической цепи рис.1.1 для второго закона Кирхгофа можно написать Е = Ir0 + I(R1 + R2+ R3).

На практике производят расчет цепей с различными схемами соединения приёмников. Если приёмники соединены так, что по ним проходит один и тот же ток, то такое соединение приёмников называется после­довательным (рис.1.3). Следовательно, ток на отдельных участках последовательной цепи имеет одинаковое значение: I1 = I2 = …= In = I. Сумма падений напряжений на отдельных участках равна напряжению всей цепи: U = I1R1 + I2R2 +…+InRn = I (R1 + R2 +…+ Rn). Напряжение цепи можно представить как U = IRэкв, где Rэкв – эквивалентное (общее) сопротивление всей цепи.

Следовательно, IRэкв. =I (R1+R2+…+Rn). Сократив обе части равенства на I, получим Rэкв. = R1+R2+…+Rn. Общее сопротивление цепи, состоящей из нескольких последовательно соединенных резисторов.

Параллельным называется такое соединение приёмников, при котором соединяются между собой как ус­ловные начала приёмников, так и их концы (рис 1.4). Для параллельного соединения характерно одно и тоже напряжение на выводах всех приёмников: U1 = U2 = …= Un = U. Согласно первому закону Кирхгофа, I = I1+ I2 + …+ In, а согласно закону Ома можно записать I = U/Rэкв, I1 = U/R1, I2 = U/R2; …, In = U/Rn. Тогда U/Rэкв = U/R1 + U/R2 + … + U/Rn.сокращая обе части равенства на U, получаем формулу подсчета эквивалентной (об­щей) проводимости: I/Rэкв = I/R1 + I/R2 + … + I/Rn или g = g1 + g2 + … + gn.

Смешенным или последовательно – параллельным называется такое соединение приёмников, при котором на одних участках электрической цепи они соединяются параллельно, а на других – последовательно. При расчёте электрических цепей со смешанным соединением приёмников используются соотношения, как для последовательного, так и для параллельного соединений.


R1 I5

I

r0

R3


+ I4 I1

Е R2 А

- I3 I2


E



Рис. 1.1. К выводу закона Ома для всей цепи. Рис 1.2. К пояснению первого закона Кирхгофа.


U1 U2 I

+ +

R1 R2 I1 I2 In

U I U

Un R1 R2 Rn

-

-

Rn

Рис. 1.3. Последовательное соединение резисторов. Рис. 1.4. Параллельное соединение резисторов.


3. Приборы и оборудование

Источник электрической энергии, три реостата, четыре амперметра магнитоэлектри­ческой системы, однополюсный выключатель, соединительные провода.


4. Порядок выполнения работы

Исследование цепи при последовательном соединении резисторов.

  1. Собрать электрическую схему рис. 1.6. С помощью амперметра измерить ток в цепи, с помощью вольт­метра – падение напряжений на отдельных её участках для двух положений движков реостатов.

  2. Вычислить Rэкв = Uобщ/I, R1 = U1/I, R2 = U2/I, R3 = U3/I, R`экв = R1 + R2 + R3, U`общ = U1 + U2 + U3. Дан­ные наблюдений и результаты вычислений записать в таб. 1.1.

ТАБЛИЦА 1.1.

Номер опыта

Данные наблюдений

Результаты вычислений

Uобщ, B

U1, B

U2, B

U3, B

I, A

Rэкв, Ом

R1, Ом

R2, Ом

R3, Ом

R`экв, Ом

Uобщ, В

1

10

5,0

4,0

1,0

0,10







2

12

6,0

4,8

1,2

0,12







3

15

7,5

6,0

1,5

0,15










- R1 R2 R3

Е r0

+

Рис. 1.6. Схема для исследования цепи с последовательным соединением резисторов.


Исследование цепи при параллельном соединении резисторов.

  1. Собрать электрическую схему рис. 1.7. Измерить токи и напряжения для двух положений движков рео­стата.

  2. Используя данные наблюдений, вычислить Rэкв=Uобщ/Iобщ, R1=U1/I1, R2=U2/I2, R3=U3/I3, g1=1/R1, g2=1/R2, g3=1/R3, gэкв=1/Rэкв, g`эк =g1+g2+g3. Данные наблюдений и результаты вычислений занести в таблицу 1.2.

Исследование цепи при смешанном соединении резисторов, проверка законов Кирхгофа.

  1. Собрать электрическую схему рис. 1.8. Измерить токи и напряжения для двух положений движков реостата.

  2. Произвести вычисления: Rэкв = Uобщ/Iобщ , R1 = U1/I1, R2 = U2/I2, R3 = U3/I3 Rэкв = R1 + R2R3/(R2 + R3). Данные наблюдений и результаты вычислений занести в таблицу 1.3.


R1


E r0 E r0

R2 R3

R1 R2 R3


Рис. 1.8. Схема для исследования цепи со

смешанным соединением резисторов.

Рис. 1.7. Схема для исследования цепи с

параллельным соединением резисторов


ТАБЛИЦА 1.2.

Номер опыта

Данные наблюдений

Результаты вычислений

Uобщ, B

I1, A

I2, A

I3, A

Iобщ, A

Rэкв, Ом

R1, Ом

R2, Ом

R2, Ом

g1, См

g2, См

gэкв, См

gэкв, См

g`экв, См

1

10

0,20

0,21

1,00

1,45










2

12

0,24

0,30

1,20

1,74










3

15

0,30

0,38

1,50

2.17











ТАБЛИЦА 1.3.

Номер опыта

Данные наблюдений

Результаты вычислений

Uобщ, В

U1, В

U2, В

U3, В

Iобщ = I1, А

I2, А

I3, А

Rэкв, Ом

R1, Ом

R2, Ом

R3, Ом

R`экв, Ом

1

10

8,5

1,5

1,5

0,17

0,04

0,15






2

12

10,5

1,5

1,5

0,21

0,04

0,15






3

15

13,0

2,0

2,0

0,26

0,05

0,20









5. Составление отчёта

Отчёт должен содержать:

1. Тему и цель лабораторной работы.

2. Приборы и оборудование

3. Порядок выполнения работы

4. Схему эксперимента

5. Расчётные формулы и обработку данных.

6. Ответы на контрольные вопросы

7. Выводы о проведённом эксперименте и о достижении цели лабораторной работы


6. Защита лабораторной работы

1. Дать пояснения к схеме проведения эксперимента

2. Дать анализ полученным результатам

3. Ответить на контрольные вопросы


Контрольные вопросы.

  1. В чем сходство и различие закона Ома для участка цепи и для всей цепи?

  2. Почему при определении ЭДС источника тока с помощью вольтметра необходимо разомкнуть цепь?

  3. Что физически выражает первый закон Кирхгофа?

  4. Сформулируйте второй закон Кирхгофа, запишите его в математической форме.

  5. Какое соединение резисторов называют последовательным? Параллельным? Смешанным?

  6. Как распределяются токи, напряжения при последовательном соединении резисторов? При парал­лельном соединении резисторов?

  7. Чему равно полное сопротивление цепи при последовательном соединении резисторов? При парал­лельном соединении резисторов?


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Составить отчёт

2. Ответить письменно на контрольные вопросы.

3. Конспектировать: Первый закон Кирхгофа. Второй закон Кирхгофа.


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Данилов, И.А., Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники. – М. : Высшая школа, 2010. - 752с.

  2. Ермуратский, П.В., Лычкина Г.П., Минкин Ю.Б. Электротехника и электроника. — М.: ДМК Пресс, 2011. — 416 с.

  3. Электротехника и электроника / Под ред. Б.И. Петленко. – М. : Издательский центр «Академия», 2008.- 320 с.

  4. Иванов, И. И., Соловьев, Г. И., Фролов, В. Я. Электротехника и основы электроники. — СПб. : Издательство «Лань», 2012. — 736 с.

Дополнительные источники:

  1. Долгов, А.Н. Сборник задач по физике с решением и ответами. Электричество и оптика. – 186с.

  2. Зайцев, А.П. Общая электротехника и электроника. – Томск : Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2002. – 178с.

  3. Козлова, И. С. Электротехника. Конспект лекций. - ЭКСМО, 2008. - 160 с.

  4. Мартынова, И.О. Электротехника: учебник / И.О. Мартынова. — М .: КНОРУС, 2015. — 304 с.

  5. Петленко, Б.И. Электротехника и электроника. Москва, 2003. – 230 с.

  6. Прошин, В.М. Электротехника для неэлектрических профессий. М :. – Академия, 2014. - 456с.

  7. Прошин, В.М. Электротехника. М. : - Академия, 2013. – 288с.





Приложение.

Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ


1. Проводить работу на стенде разрешается группе студентов не менее двух человек. Работа на стенде одного студента разрешается в порядке исключения и только в присутствии преподавателя.

2. Перед сборкой схемы на рабочем месте студенты обязаны убедиться, что стенд лабораторной установки отключен от сети электропитания.

3. Сборку схемы разрешается производить только исправными изолированными проводами с наконечниками.

4. Сборку электрической цепи производят соединительными прово­дами при выключенном напряжении литания в строгом соответствии со схемой, представленной в лабораторном практикуме, обеспечивая при этом надежность электрических контактов всех разъемных соединений.

5. Приступая к сборке электрической цели, необходимо убедиться в том. что к стенду не подано напряжение.

6. При сборке электрической цепи необходимо следить затем, чтобы соединительные провода не перегибались и не скручивались петлями. Приборы и электрооборудование расставляются так чтобы было удобно ими пользоваться.

7. Подключать схему к электросети разрешается только после проверки её преподавателем.

8. Перед подключением схемы к электросети студенты должны обязательно убедиться, что никто не прикасается к токоведущим частям установки.

9. При обнаружении каких-либо неисправностей (повышенный шум, искрение, перегрев обмоток или проводов, отсутствие свечения сигнальной лампы) или при попадании кого-либо под напряжение нужно немедленно отключить выключатель и позвать преподавателя.

10. Во время работы не касаться неизолированных частей электрических цепей, находящихся под напряжением, и открытых поверхностей реостатов во избежание ожогов.

11. При работе с конденсаторами следует помнить, что на их зажи­мах, отключенных от сети, некоторое время сохраняется электрический заряд, могущий быть причиной поражения электрическим током.

12. В случае необходимости каких-либо переключений или отключений элементов экспериментальной установки, находящейся под напряжением, установка должна быть отключена от сети.

13. Включение и отключение стенда от электросети должно производиться одним и тем же лицом. В случае ненормальной работы установки или угрозе поражения электрическим током кого-либо из работающих, отключение стенда от сети должно быть произведено немедленно любым из участников работы. О случившемся должно быть доложено преподавателю. Повторное включение установки может быть допущено только преподавателем после ее проверки и устранения неисправностей.

14. При временном прекращении работ на лабораторном стенде он должен быть отключен от сети.

15. После окончания работы необходимо показать преподавателю протокол наблюдения (результаты экспериментов) и только после этого, с разрешения преподавателя, разобрать схему и навести порядок на рабочем месте.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!