Занятие по рабочей программе №04
Дисциплина: ОП.06 «Электротехника и электроника»
Раздел 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЦЕПИ
Тема: Лабораторная работа №1. Исследование последовательного, параллельного и смешанного соединения сопротивлений.
ХОД ЗАНЯТИЯ
-
Ознакомление с темой, целью и планом занятия.
Тема: Исследование последовательного, параллельного и смешанного соединения сопротивлений.
Цель работы:
-
Практически убедиться в физической сущности закона Ома для участка цепи и всей цепи.
-
Изучить соотношение между токами и напряжениями при последовательном, параллельном и смешанном соединении резисторов и определить сопротивление электрической цепи.
-
Проверить опытным путём законы Кирхгофа.
ПЛАН
1. Инструктаж по технике безопасности
2. Общие теоретические положения
3. Приборы и оборудование
4. Порядок выполнения работы
5. Составление отчёта
6. Защита лабораторной работы
2. Выполнение практического задания.
1. Инструктаж по технике безопасности
При выполнении лабораторной работы запрещается:
1. Производить включение электроприборов без разрешения преподавателя
2. Производить переключения в схеме и ее разборку при включенном электроприборе.
3. Оставлять включенный электроприбор без надзора.
4. Использовать при сборке и разборке электроприборов нестандартный и неисправный инструмент (см. Приложение).
2 Общие теоретические положения
Расчет и анализ любых электрических цепей может быть произведен с помощью основных законов электрических цепей: закона Ома, первого и второго закона Кирхгофа.
Как показывают опыты, ток на участке цепи прямо пропорционален напряжению на этом участке и обратно пропорционален сопротивлению того же участка. Эта зависимость известна как закон Ома: I = U/R. Закон Ома справедлив для линейных цепей (R = const).
Рассмотрим полную цепь (рис. 1.1). Ток в этой цепи определяется по формуле I= E/(r0 + R1 + R2 +R3). Это соотношение называют законом Ома для всей цепи: сила тока в электрической цепи с одной ЭДС прямо пропорциональна этой ЭДС и обратно пропорциональна сумме сопротивлений внешнего и внутреннего участков цепи.
Согласно первому закону Кирхгофа, алгебраическая сумма токов ветвей, соединённых в любой узловой точке электрической цепи, равна нулю:
= 0. Например, для узла А (рис. 1.2) I1 + I2 + I3 – I4 –I5 = 0.
Согласно второму закону Кирхгофа, в любом замкнутом контуре электрической цепи алгебраическая сумма ЭДС равна алгебраической сумме напряжений на всех резистивных элементах контура:
. Для электрической цепи рис.1.1 для второго закона Кирхгофа можно написать Е = Ir0 + I(R1 + R2+ R3).
На практике производят расчет цепей с различными схемами соединения приёмников. Если приёмники соединены так, что по ним проходит один и тот же ток, то такое соединение приёмников называется последовательным (рис.1.3). Следовательно, ток на отдельных участках последовательной цепи имеет одинаковое значение: I1 = I2 = …= In = I. Сумма падений напряжений на отдельных участках равна напряжению всей цепи: U = I1R1 + I2R2 +…+InRn = I (R1 + R2 +…+ Rn). Напряжение цепи можно представить как U = IRэкв, где Rэкв – эквивалентное (общее) сопротивление всей цепи.
Следовательно, IRэкв. =I (R1+R2+…+Rn). Сократив обе части равенства на I, получим Rэкв. = R1+R2+…+Rn. Общее сопротивление цепи, состоящей из нескольких последовательно соединенных резисторов.
Параллельным называется такое соединение приёмников, при котором соединяются между собой как условные начала приёмников, так и их концы (рис 1.4). Для параллельного соединения характерно одно и тоже напряжение на выводах всех приёмников: U1 = U2 = …= Un = U. Согласно первому закону Кирхгофа, I = I1+ I2 + …+ In, а согласно закону Ома можно записать I = U/Rэкв, I1 = U/R1, I2 = U/R2; …, In = U/Rn. Тогда U/Rэкв = U/R1 + U/R2 + … + U/Rn.сокращая обе части равенства на U, получаем формулу подсчета эквивалентной (общей) проводимости: I/Rэкв = I/R1 + I/R2 + … + I/Rn или g = g1 + g2 + … + gn.
Смешенным или последовательно – параллельным называется такое соединение приёмников, при котором на одних участках электрической цепи они соединяются параллельно, а на других – последовательно. При расчёте электрических цепей со смешанным соединением приёмников используются соотношения, как для последовательного, так и для параллельного соединений.
R1 I5
I
r0
R3
+ I4 I1
Е R2 А
- I3 I2
E
Рис. 1.1. К выводу закона Ома для всей цепи. Рис 1.2. К пояснению первого закона Кирхгофа.
U1 U2 I
+ +
R1 R2 I1 I2 In
U I U
Un R1 R2 Rn
-
-
Rn
Рис. 1.3. Последовательное соединение резисторов. Рис. 1.4. Параллельное соединение резисторов.
3. Приборы и оборудование
Источник электрической энергии, три реостата, четыре амперметра магнитоэлектрической системы, однополюсный выключатель, соединительные провода.
4. Порядок выполнения работы
Исследование цепи при последовательном соединении резисторов.
-
Собрать электрическую схему рис. 1.6. С помощью амперметра измерить ток в цепи, с помощью вольтметра – падение напряжений на отдельных её участках для двух положений движков реостатов.
-
Вычислить Rэкв = Uобщ/I, R1 = U1/I, R2 = U2/I, R3 = U3/I, R`экв = R1 + R2 + R3, U`общ = U1 + U2 + U3. Данные наблюдений и результаты вычислений записать в таб. 1.1.
ТАБЛИЦА 1.1.
Номер опыта | Данные наблюдений | Результаты вычислений |
Uобщ, B | U1, B | U2, B | U3, B | I, A | Rэкв, Ом | R1, Ом | R2, Ом | R3, Ом | R`экв, Ом | Uобщ, В |
1 | 10 | 5,0 | 4,0 | 1,0 | 0,10 | | | | | | |
2 | 12 | 6,0 | 4,8 | 1,2 | 0,12 | | | | | | |
3 | 15 | 7,5 | 6,0 | 1,5 | 0,15 | | | | | | |
- R1 R2 R3
Е r0
+
Рис. 1.6. Схема для исследования цепи с последовательным соединением резисторов.
Исследование цепи при параллельном соединении резисторов.
-
Собрать электрическую схему рис. 1.7. Измерить токи и напряжения для двух положений движков реостата.
-
Используя данные наблюдений, вычислить Rэкв=Uобщ/Iобщ, R1=U1/I1, R2=U2/I2, R3=U3/I3, g1=1/R1, g2=1/R2, g3=1/R3, gэкв=1/Rэкв, g`эк =g1+g2+g3. Данные наблюдений и результаты вычислений занести в таблицу 1.2.
Исследование цепи при смешанном соединении резисторов, проверка законов Кирхгофа.
-
Собрать электрическую схему рис. 1.8. Измерить токи и напряжения для двух положений движков реостата.
-
Произвести вычисления: Rэкв = Uобщ/Iобщ , R1 = U1/I1, R2 = U2/I2, R3 = U3/I3 Rэкв = R1 + R2R3/(R2 + R3). Данные наблюдений и результаты вычислений занести в таблицу 1.3.
R1
E r0 E r0
R2 R3
R1 R2 R3
Рис. 1.8. Схема для исследования цепи со
смешанным соединением резисторов.
Рис. 1.7. Схема для исследования цепи с
параллельным соединением резисторов
ТАБЛИЦА 1.2.
Номер опыта | Данные наблюдений | Результаты вычислений |
Uобщ, B | I1, A | I2, A | I3, A | Iобщ, A | Rэкв, Ом | R1, Ом | R2, Ом | R2, Ом | g1, См | g2, См | gэкв, См | gэкв, См | g`экв, См |
1 | 10 | 0,20 | 0,21 | 1,00 | 1,45 | | | | | | | | | |
2 | 12 | 0,24 | 0,30 | 1,20 | 1,74 | | | | | | | | | |
3 | 15 | 0,30 | 0,38 | 1,50 | 2.17 | | | | | | | | | |
ТАБЛИЦА 1.3.
Номер опыта | Данные наблюдений | Результаты вычислений |
Uобщ, В | U1, В | U2, В | U3, В | Iобщ = I1, А | I2, А | I3, А | Rэкв, Ом | R1, Ом | R2, Ом | R3, Ом | R`экв, Ом |
1 | 10 | 8,5 | 1,5 | 1,5 | 0,17 | 0,04 | 0,15 | | | | | |
2 | 12 | 10,5 | 1,5 | 1,5 | 0,21 | 0,04 | 0,15 | | | | | |
3 | 15 | 13,0 | 2,0 | 2,0 | 0,26 | 0,05 | 0,20 | | | | | |
5. Составление отчёта
Отчёт должен содержать:
1. Тему и цель лабораторной работы.
2. Приборы и оборудование
3. Порядок выполнения работы
4. Схему эксперимента
5. Расчётные формулы и обработку данных.
6. Ответы на контрольные вопросы
7. Выводы о проведённом эксперименте и о достижении цели лабораторной работы
6. Защита лабораторной работы
1. Дать пояснения к схеме проведения эксперимента
2. Дать анализ полученным результатам
3. Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы.
-
В чем сходство и различие закона Ома для участка цепи и для всей цепи?
-
Почему при определении ЭДС источника тока с помощью вольтметра необходимо разомкнуть цепь?
-
Что физически выражает первый закон Кирхгофа?
-
Сформулируйте второй закон Кирхгофа, запишите его в математической форме.
-
Какое соединение резисторов называют последовательным? Параллельным? Смешанным?
-
Как распределяются токи, напряжения при последовательном соединении резисторов? При параллельном соединении резисторов?
-
Чему равно полное сопротивление цепи при последовательном соединении резисторов? При параллельном соединении резисторов?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Составить отчёт
2. Ответить письменно на контрольные вопросы.
3. Конспектировать: Первый закон Кирхгофа. Второй закон Кирхгофа.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
-
Данилов, И.А., Иванов П.М. Общая электротехника с основами электроники. – М. : Высшая школа, 2010. - 752с.
-
Ермуратский, П.В., Лычкина Г.П., Минкин Ю.Б. Электротехника и электроника. — М.: ДМК Пресс, 2011. — 416 с.
-
Электротехника и электроника / Под ред. Б.И. Петленко. – М. : Издательский центр «Академия», 2008.- 320 с.
-
Иванов, И. И., Соловьев, Г. И., Фролов, В. Я. Электротехника и основы электроники. — СПб. : Издательство «Лань», 2012. — 736 с.
Дополнительные источники:
-
Долгов, А.Н. Сборник задач по физике с решением и ответами. Электричество и оптика. – 186с.
-
Зайцев, А.П. Общая электротехника и электроника. – Томск : Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2002. – 178с.
-
Козлова, И. С. Электротехника. Конспект лекций. - ЭКСМО, 2008. - 160 с.
-
Мартынова, И.О. Электротехника: учебник / И.О. Мартынова. — М .: КНОРУС, 2015. — 304 с.
-
Петленко, Б.И. Электротехника и электроника. Москва, 2003. – 230 с.
-
Прошин, В.М. Электротехника для неэлектрических профессий. М :. – Академия, 2014. - 456с.
-
Прошин, В.М. Электротехника. М. : - Академия, 2013. – 288с.
Приложение.
Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ
1. Проводить работу на стенде разрешается группе студентов не менее двух человек. Работа на стенде одного студента разрешается в порядке исключения и только в присутствии преподавателя.
2. Перед сборкой схемы на рабочем месте студенты обязаны убедиться, что стенд лабораторной установки отключен от сети электропитания.
3. Сборку схемы разрешается производить только исправными изолированными проводами с наконечниками.
4. Сборку электрической цепи производят соединительными проводами при выключенном напряжении литания в строгом соответствии со схемой, представленной в лабораторном практикуме, обеспечивая при этом надежность электрических контактов всех разъемных соединений.
5. Приступая к сборке электрической цели, необходимо убедиться в том. что к стенду не подано напряжение.
6. При сборке электрической цепи необходимо следить затем, чтобы соединительные провода не перегибались и не скручивались петлями. Приборы и электрооборудование расставляются так чтобы было удобно ими пользоваться.
7. Подключать схему к электросети разрешается только после проверки её преподавателем.
8. Перед подключением схемы к электросети студенты должны обязательно убедиться, что никто не прикасается к токоведущим частям установки.
9. При обнаружении каких-либо неисправностей (повышенный шум, искрение, перегрев обмоток или проводов, отсутствие свечения сигнальной лампы) или при попадании кого-либо под напряжение нужно немедленно отключить выключатель и позвать преподавателя.
10. Во время работы не касаться неизолированных частей электрических цепей, находящихся под напряжением, и открытых поверхностей реостатов во избежание ожогов.
11. При работе с конденсаторами следует помнить, что на их зажимах, отключенных от сети, некоторое время сохраняется электрический заряд, могущий быть причиной поражения электрическим током.
12. В случае необходимости каких-либо переключений или отключений элементов экспериментальной установки, находящейся под напряжением, установка должна быть отключена от сети.
13. Включение и отключение стенда от электросети должно производиться одним и тем же лицом. В случае ненормальной работы установки или угрозе поражения электрическим током кого-либо из работающих, отключение стенда от сети должно быть произведено немедленно любым из участников работы. О случившемся должно быть доложено преподавателю. Повторное включение установки может быть допущено только преподавателем после ее проверки и устранения неисправностей.
14. При временном прекращении работ на лабораторном стенде он должен быть отключен от сети.
15. После окончания работы необходимо показать преподавателю протокол наблюдения (результаты экспериментов) и только после этого, с разрешения преподавателя, разобрать схему и навести порядок на рабочем месте.